Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные вопросы

  • 2. Культурная глобализация Глобализация культуры

  • 3. Ценностно-смысловые аспекты постмодерна

  • Тема 9 . Глобализация и культура. Тема Глобализация и культура, межкультурные коммуникации. Основные вопросы


    Скачать 403.38 Kb.
    НазваниеТема Глобализация и культура, межкультурные коммуникации. Основные вопросы
    Дата02.10.2022
    Размер403.38 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТема 9 . Глобализация и культура.pdf
    ТипДокументы
    #709230

    Тема 9. Глобализация и культура, межкультурные коммуникации.
    Основные вопросы:
    1. Общая характеристика постиндустриальной цивилизации.
    2. Культурная глобализация.
    3. Ценностно-смысловые аспекты постмодерна.
    1. Общая характеристика постиндустриальной цивилизации
    Понятие «постиндустриальное общество» было предложено американским социологом Д. Беллом для описания изменений, происходящих в развитых европейских обществах, начиная с 1950-х годов. Постиндустриальное общество также называют информационным, а историческую эпоху – постмодерном (не путать с постмодернизмом, о котором речь позже).
    По мнению теоретиков в постиндустриальной цивилизации основным производственным ресурсом вместо машинной техники становится информация, результатом работы с которой является знание.
    В постиндустриальном обществе постоянно растет количество работников, занятых в производстве сферы услуг, акцент переносится с производства на продвижение и потребление продукции, большую часть стоимости продукции начинает составлять интеллектуальный и символический капитал
    (маркетинговые технологии, патенты, репутация бренда). Труд концентрируется вокруг взаимодействия между людьми, а иерархические структуры управления корпорациями сменяются горизонтальными сетями.
    Классовая стратификация общества, по мнению Д. Белла, постепенно сменяется столкновением ситусов – функциональных (научный, технический, административный и культурный) и институциональных (экономические предприятия, государственные учреждения, университеты и т.д.). По мнению других ученых, классовое расслоение общества никуда не исчезает, но усложняется, переносится на расслоение между странами и вуалируется единством массовой культуры.
    Огромную роль в постиндустриальную эпоху играют развивающиеся технологии коммуникации, превращающие весь мир, по выражению М.
    Маклюэна, в «глобальную деревню». Электронные средства массовой коммуникации передают информацию аудитории через комбинирование различных средств воздействия
    (письменные, аудиовизуальные, символические). Сами объемы и скорость транслируемой и потребляемой информации чрезвычайно растут, снижая способность ее глубокого понимания, что приводит к увеличению возможностей манипуляции общественным сознанием. Исполнение функций отбора и интерпретации информации во многом передается техническим экспертам и интеллектуальным алгоритмам
    (как это происходит, к примеру, в программах анализа больших данных и поисковых системах).
    По мнению М. Кастельса, развитие цифровых технологий приводит сегодня к новой форме коммуникаций – массовой самокоммуникации, принципиально отличающейся от традиционных СМИ, разделяющих
    производителей и потребителей информации. Содержание такой коммуникации пополняется, управляется и выбирается самими пользователями.
    К важнейшим особенностям культуры постмодерна (постсовременности) следует отнести глобализационные процессы, трансформации, происходящие в мировоззрении людей, системе их ценностей, а также в художественной культуре.
    2. Культурная глобализация
    Глобализация культуры сближение культур мира и приобретение ими общих, универсальных свойств.
    В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы жизни. Финансы, идеи и люди стали мобильны как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства коммуникации и миграционные потоки привели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления.
    Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образа жизни. Благодаря широкой доступности определенных товаров и идей локальные культуры меняются и вступают между собой в необычные комбинации. Эта смесь культур наблюдается не только в жизни отдельных индивидов, но и становится характерной чертой целых обществ.
    С культурологической точки зрения глобализация представляет собой диалектический процесс. Интеграция и дифференциация, конфликты и сотрудничество не исключают друг друга, а являются взаимно предполагающими тенденциями развития. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распространяются по всему миру, вто же время культурные особенности отдельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как таковые. Эти процессы, противостоящие глобализации, получили название индигенизации или глокализации.
    П. Бергер описывает следующие факторы и социальные группы, являющиеся проводниками глобальной культуры.
    1. Давосская культура (по названию швейцарского горного курорта, где ежегодно происходят экономические консультации на высшем уровне) – международная культура ведущих деловых и политических кругов мира. Ее основной двигатель – международный бизнес, управляющий экономической и технической глобализацией.
    2. «Клуб интеллектуалов» – культурная общность интеллигенции, западной и не только, среди которой формируются идеи и взгляды, нормы и ценности, выходящие за узкие национально-культурные границы.

    3. Общественные (или социальные) движения также выступают сегодня как агенты глобальной культуры. Эти движения нередко связаны с «клубом интеллектуалов» – например, экологические или правозащитные движения.
    4. Массовая культура – важный фактор культурной глобализации в среде широких слоев населения, в отличие от бизнес-элит и интеллектуалов.
    Глобализация массовой культуры приводит не столько к механическому перенесению западных образцов на иную почву, сколько к некоему синтезу
    «чужого» и «своего», вполне устраивающему большинство потребителей.
    5. Формирование единого, глобального мира материальных артефактов –
    предметной среды, которая окружает современного человека, живущего в более или менее крупном городском центре.
    В целом глобализационные процессы ведут к культурной и экономической гомогенизации мира, унификации жизненных стратегий и культурных кодов.
    3. Ценностно-смысловые аспекты постмодерна
    Культура ХХI века оказалась в ситуации необходимости признания разнообразия культурных ценностей и, в то же время, выработки наиболее общих универсальных ценностей. К последним относятся права и свободы отдельного человека, приоритет личности над любыми надличностными структурами (государственными, религиозными, экономическими).
    Ю. Хабермассчитал отличительной особенностью современной культуры отказ от целостной картины мира и формирование фрагментированного
    сознания – повседневные практики остаются рассеянными, человек исполняет разрозненные социальные роли и не способен интегрировать их в целостный образ, сознание становится мозаичным.
    С. Жижек, отождествляя господство абстрактных институтов с господством капитала, видит опасность в том, что капитал «при всей своей глобальности, включающий все миры, поддерживает в строгом смысле
    “безмирную” идеологическую констелляцию, лишая подавляющее большинство людей сколько-нибудь значимой “когнитивной карты”.
    Универсальность капитализма заключается в том, что капитализм обозначает не “цивилизацию”, определенный культурно-символический мир, а нейтральную экономико-символическую машину, которая работает с азиатскими ценностями так же, как и со всеми остальными» (Жижек С.
    Устройство разрыва. Параллаксное видение. М., 2008. С. 447).
    То, что можно назвать глобальной тенденцией к индивидуализации
    (освобождению человека от предписываемых (невыбираемых) статусов и власти традиционных общностей) проявляется во множестве явлений современной жизни:
    - социальная мобильность – открытость путей для изменения социального статуса человека;
    - географическая мобильность – расширение возможности передвижения
    (рост скорости, вместительности, комфортности транспортных средств,
    развитие международного туризма, «прозрачность» государственных границ, правовое обеспечение эмиграции и иммиграции);
    - расширение возможностей выбора места проживания, профессии, режима работы, сексуального партнера;
    - рост времени досуга и возможностей его индивидуального использования;
    - увеличение разнообразия и доступности источников информации, а значит и свободы в определении своей интеллектуальной позиции (свобода совести и выбора религии, мировоззренческих убеждений, политических и т.д.);
    - увеличение длительности жизни, а следовательно, возможности поиска различных путей для самореализации личности, смены жизненных стилей, индивидуального развития.
    Но предлагаемое многообразие свобод становится и «тяжким бременем»: мы сегодня вынуждены делать выбор в тех случаях, в которых наши предки даже не видели повода для раздумий, в тех ситуациях, в которых у нас часто нет достаточной классификации, чтобы сделать обоснованный выбор.
    Ускорившийся темп технологических, экономических, социальных процессов, осуществляющихся как бы по собственной, автономной, независимой от конкретного человека логике, по мнению американского философа А. Тоффлера, порождает феномен культурного шока перед будущим
    «футурошок». Радикальное сокращение времени между возникновением и внедрением технической идеи оказывает существенное влияние на психологическое состояние человека, вынужденного жить «на повышенных скоростях». Сокращение продолжительности связей с вещами сказывается на межчеловеческих отношениях, которые также тяготеют к нестабильности и краткотечности.
    Индивидуализация социальных практик парадоксальным образом связана с массовизацией. Если каждый из нас хочет самостоятельно сформулировать правила для себя и своих суждений, это означает лишь то, что мы готовы принять за свое мнение большую часть всеобщих мнений, но только так, словно мы их сформулировали сами. Современный человек формирует свою идентичность, исходя не из внутреннего опыта, но из конструирования себя по избираемой модели, предлагаемой тем обществом, к которому он хочет принадлежать.
    Постмодернизм – художественный период, объединяющий ряд не- реалистических художественных направлений второй половины ХХ столетия.
    Постмодернизм – результат отрицания отрицания: модернизм отрицал академическое и классическое традиционное искусство; отрицание традиций модернизма привело к возникновению постмодернизма.
    В постмодернистской картине мира знак (в том числе словесный, т.е. понятие и текст как система знаков) лишается референциальной функции отражения действительности. Значения знаков состоят из цепочки других знаков, одни высказывания отсылают к другим, язык представляет собой самостоятельно порождающую смыслы структуру, а внезнаковая «реальность»
    оказывается чем-то недосягаемым и безвозвратно упущенным. Классическое определение этой ситуации дано Ж. Деррида: «Вне текста не существует ничего».
    Все художественные направления постмодернизма пронизаны ироническим отношением к «истине»человека – никакой истины о человеке нет, кроме той, которую придумывают за него знаки, слова и тексты культуры, человек – это культурный конструкт.
    Разные направления фиксируют различные аспекты антропологического конструирования:
    - поп-арт: демократ-приобретатель в обществе массового потребления;
    - гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире;
    - хеппенинг: своевольная, анархически свободная личность в хаотичном мире случайных событий;
    - соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности;
    -
    концептуализм: человек среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности.
    В последние десятилетия культурологи говорят о преодолении постмодерна и становлении трансмодернизма как нового типа культуры, определяющие характеристики которого обозначаются терминами «множество» и «трансверсальность».
    Множества, в отличие от классов и массы, представляет неиерархические, ситуативные формы объединений по типу сетевых сообществ, организующиеся вокруг временных событий, случаев, отдельных интересов без длительной коллективной идентификации. Производство массовой культуры превращается в симулятивную деятельность по угадыванию возможных предпочтений публики.
    Трансверсальность – способность к переходам и вступлению во множественные взаимодействия, виртуозная коммуникативность.
    Трансверсальность создает транснациональные и транскультурные формы единств, характеризующиеся ситуационностью, взаимопроникновением и сменяемостью.


    написать администратору сайта