Лекция 4.. Тема Государства Западной Европы и Востока в Средние века
Скачать 60.86 Kb.
|
Тема 4. Государства Западной Европы и Востока в Средние века 1. Становление феодального общества и проблема формирования основ национальных государств в Западной Европе 2. Особенности образования Византийской империи. Государственный строй и культура 3. Формирование религиозного самосознания Западной Европы 4. Особенности развития стран Востока в Средние века 1. Становление феодального общества и проблема формирования основ национальных государств в Западной Европе Россия и мир (учебник) Средними веками называют период с V по XVII вв., от падения Западной Римской империи до Английской буржуазной революции. Термин был введен в употребление учеными-гуманистами эпохи Возрождения и получил широкое распространение в политико-философских трудах просветителей XVIII в. Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основой его эко-номики являлось сельское хозяйство. Девять десятых населения составляли крестьяне, занятые в земледелии и, в меньшей степени, в скотоводстве. Западноевропейское средневековье - это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Земля давалась крестьянам в наследственное держание за выплату феодальной ренты. Существовало три вида ренты: нату-ральная (продуктами), отработка (барщина на Руси) на земле сеньора и денежная рента. Рента взималась с помощью внеэкономического принуждения, закрепоще¬ния крестьянства. Это могла быть личная и судебная зависимость крестьянина от феодала или прикрепление его к земле. Как правило, в Западной Европе доминиро¬вала личная зависимость, для Восточной Европы (Польша, Чехия, Россия) более характерно закрепощение крестьянства на земле. Западно-европейский крестьянин добился личного освобождения уже в XIII в. («Райский акт» - Италия 1256 г., ордонансы королей Франции XIII столетия). В России, как известно, крепостное право было отменено только в 1861 г. Особенностью средневекового крестьянского хозяйства было то, что кре-стьянин-работник не был отделен от средств производства, являлся собственником тяглового скота и орудий труда. Орудия труда, техническая оснащенность крестьянина были крайне примитивны, просты и близки к природной среде. Ручной труд преобладал, в основном использовалась мускульная сила человека и животных. Механизмы были крайне редки и несовершенны. Для средневековья характерно экстенсивное ведение хозяйства, что приводило к быстрому истощению почвы и поиску новых земель. По сути, вся история средневековья связана с крестьянским освоением новых земель, наступлением на леса и болота, изменением ландшафта Европы. Одной из причин, породивших крестовые походы на Восток (1096 - 1270 гг.), была феодальная экспансия голодной Европы на плодородные равнины восточного Средиземноморья. В XII в. европей¬цы перешли от двухпольной системы севооборота к трехпольной, что позволило более выгодно использовать землю. В некоторых регионах - Нидерланды, Северная Германия - ведущую роль играло скотоводство, в Англии - овцеводство и торговля шерстью. Целые регионы специализировались в виноградарстве: Аквитания, Гас-конь, Бургундия, Шампань во Франции, долины Рейна и Мозеля в Германии. Насе-ление активно занималось собирательством и охотой, почти до XI в. леса занимали три четверти европейской территории. Производительность средневекового сельского хозяйства была крайне низ¬кой, урожаи во многом зависели от капризов природы, поэтому часто происходили эпидемии, голод. Постоянное недоедание в народном фольклоре отразилось в мечте о стране, где текут молочные реки в кисельных берегах. Весьма слабо была развита в средние века добыча полезных ископаемых. Металла было мало, и он ценился дорого. Техника добычи руд находилась на низком уровне, переработка была примитивной. Только в конце XIII в. появились плавильные печи с мехами, приводившимися в действие энергией воды. В XI - XII вв. с Востока в Европу проникли технологии изготовления стекла и бумаги. Освоение новых земель, усовершенствование их обработки привели к повы-шению производительности крестьянского труда. Появились излишки сельскохо-зяйственного производства, ставшие предметом обмена, а затем продажи - това¬ром. Произошло отделение ремесла от сельского хозяйства. Следствием изменения экономической ситуации стало появление городов. Некоторые города возникли на развалинах городов античности (Кельн, Па¬риж, города Италии), другие выросли из торгово-ремесленных поселений, се¬лившихся в поисках защиты у стен феодальных замков и монастырей. Число горо¬дов было невелико. Гигантскими считались города с населением свыше 50 тыс. че¬ловек (Милан, Флоренция, Венеция, Париж). Городское население составляли ре-месленники и торговцы. Ремесленники одной профессии объединялись в особые организации - цехи. С XIII в. цех регламентировал все стороны жизни и труда своих членов; ограждал ремесленника от конкуренции; следил за качеством и стандартом продукции. К про¬даже допускались только товары, прошедшие контроль цеха. Цех был братством взаимопомощи ремесленников, религиозным, политическим и военным объедине-нием. Каждый цех имел своего святого-покровителя, алтарь в церкви, дом собра¬ний, знамя и т.д. На ранней стадии развития городов цеховая регламентация спо-собствовала укреплению городского хозяйства, совершенствованию мастерства. Однако по мере развития товарно-денежных отношений возрастало имущественное неравенство. Произошло «замыкание» цехов, когда богатые мастера препятствова¬ли ученикам и подмастерьям в получении статуса мастера цеха. С самого своего зарождения город был теснейшим образом связан с рынком и, наряду с ремесленниками, городское население составляли торговцы и купцы. Они также создавали свои объединения - гильдии. Уставы гильдий стремились ог-раничить конкуренцию и создать равные возможности в торговле. Торговать можно было только в определенном месте и в определенное время, запрещалась скупка и перепродажа, ограничивалась реклама. Но так же, как и в ремесле, ограничитель¬ная регламентация не могла остановить законы рынка. В городах появилась про¬слойка богатых купцов, ориентированных на крупную, прежде всего внешнюю торговлю. Города Италии: Венеция, Генуя, Пиза - вели обширную торговлю с Вос-током. Города Северной Европы создали свой мощный торговый союз - Ганзу. На перекрестках торговых путей образовывались регулярно действующие ярмарки. Широкой славой пользовались ярмарки в Шампани, ставшие центром мировой тор-говли. Развитие товарно-денежных отношений породило ростовщичество. С XII в. города начали бороться за свою независимость. Города являлись со-юзниками королевской власти, которая могла, объединив страну, обеспечить соз-дание единого национального рынка, единой денежной системы, гарантировать свободу и неприкосновенность имущества. Решающим фактором формирования государственности в Западной Европе явилась практика королевских пожалований земель. В варварских государствах вла-стители стали собственниками громадного земельного фонда, и формирующаяся светская и духовная феодальная знать получала за свою службу крупные наделы. В VI - VII вв. эти пожалования перешли в полную собственность новых владельцев. Этот процесс дополнялся т.н. иммунитетными пожалованиями, закреплявшими за знатью управление территориями, сбор налогов, судебные функции. Бывшие чинов¬ники королевского двора - «графы» - правили целыми областями. Важнейшими элементами развития раннесредневекового государства были укрепление и изменение статута королевской власти; замена выборной власти на-следственной; формирование представлений о священной природе королевской вла¬сти, о ее божественном происхождении; создание постоянной системы государст-венного налогообложения; появление государственной администрации. Значительную роль в становлении политической системы раннесредневеково-го общества сыграло превращение родоплеменной общины (марки) в земледельче-скую. Закономерным этапом генезиса раннефеодального государства стало закреп-ление зависимости ранее свободных общинников от крупных собственников - зем-левладельцев. Государственные акты королевской власти, например, капитулярий 787 г. Карла Великого, требовали от каждого свободного человека найти себе гос-подина - сеньора. Изменился и принцип формирования военных сил: основная мас¬са войск собиралась из дружинников и вассалов магнатов - сеньоров. Средневековое общество состояло из двух основных классов - феодалов (светских и духовных) и зависимых крестьян. С развитием городов к ним добави¬лось и т.н. третье сословие: ремесленники, купцы, чиновники, интеллигенция и др. Термин «феодализм» возник еще в XVII в. во Франции из судебной практики. Породившее его слово «феод», в Германии «лен», означало тип условного земель-ного держания, дававшегося сеньором за службу своему вассалу. Феодализм - это этап общественного развития, характеризующийся соединением верховной власти с землевладением, условным характером земельной собственности и вассальной системой. В средние века земля не была товаром, а являлась условной собственностью всех феодалов от короля до простого рыцаря. В период расцвета феодализма в Ев¬ропе практически произошло превращение условного держания «феода» в наслед-ственную частную собственность, освященную традицией и обычаем. Фундаментом всей феодальной иерархии стало создание широкого слоя зависимых от владельца земли крепостных крестьян. Развитие феодализма постепенно привело к политической децентрализации, распаду единых государств. Королевская власть стала выборной, но избирали ее мо-гущественные феодалы (пэры Франции, курфюрсты Германии). Король становится первым среди равных. Фактически каждая сеньория являлась государством в госу-дарстве. Однако, сама идея верховной власти, ее моральный авторитет не исчезли полностью, и правящие феодальные династии вели борьбу за обладание почетным титулом. С помощью системы соправительства (Капетинги во Франции; Великие Киевские, потом Владимирские князья на Руси) старались сохранить верховную власть в своей семье. Определяющую роль в жизни средневекового общества играла христианская вера и церковь. В условиях феодализма, христианство стало почти единственным связующим элементом для всех европейских народов. В 1054 г. христианство разде¬лилось на Западную (католическую) и Восточную (православную) церкви. Они раз¬личались по системе управления, языку, обрядности. Восточная церковь во главе с Константинопольским патриархом целиком и полностью зависела от власти импе- ратора. Католическая церковь во главе с Римским папой активно и настойчиво уча-ствовала в политической борьбе, оспаривая власть у светских владык. В условиях слабости центральной власти, всеобщего хаоса церковь часто выполняла функции государственных структур. Наряду с обычным правом и указами королей, действо-вало право церковное. Церковь диктовала моральные и этические нормы поведения людей, выступала защитницей от насилия феодальных грабителей. Примером может служить введение т.н. «Божьего мира» - запрета на военные действия на определен-ное время. Церковь в средние века обладала огромной земельной собственностью. Прела¬ты церкви ни в чём не уступали светским сеньорам. В церкви были созданы свои военизированные структуры - духовно-рыцарские ордена. Иоаниты, тамплиеры, тевтонский орден и др., возникшие в ходе крестовых походов, стали впоследствии опорой церкви в борьбе за власть. Такое «обмирщение» католической церкви неиз¬бежно привело к падению ее духовного авторитета. Падению престижа церкви так¬же способствовала широко распространившаяся «симония» - продажа и покупка доходных церковных должностей. Авторитет церкви призвано было утвердить и ук¬репить черное духовенство - монашество своим примером следования заповедям Христа. В Европе появилось большое количество монастырей. За счет пожертвова¬ний верующих монастыри превратились в крупных собственников, а их главы (аб¬баты) стали владетелями монастырских сеньорий с громадными доходами. Католическая церковь формировала и идеологические воззрения средневеко-вого человека. Согласно христианской идеологии земное общество создавалось в соответствии с божественным промыслом. Как в триединой сущности бога соеди-няются три начала, так и на земле существуют три сословия: духовенство - дер¬жащее крест, рыцарство - владеющее мечом, и крестьянство - обрабатывающее землю. Такое представление об обществе отражало реальные функции этих соци¬альных слоев в средневековом мире, церковь только закрепила и освятила своим ав¬торитетом сложившееся положение. Она убеждала, что хотя люди рождаются рав¬ными в правах, греховность мира делает неизбежными неравенство и подчинение одних другим. Поскольку церковь стоит ближе всего к Богу, ее роль в сословном делении мира - главенствующая. Функции управления и принуждения, военную, судебную церковь предоставляла дворянству. Крестьянству отводилась роль все-общего кормильца. В мировоззрении средневекового человека такой социальный порядок воспринимался как естественный и незыблемый. В то же время этой триединой структурой социальная картина средневековья далеко не исчерпывалась, она была гораздо сложнее и многообразнее. Общество было разделено на многочисленные категории по разным признакам. Каждое объе-динение людей, профессия, семейное положение, возраст - определялось как сосло-вие и считалось частью божественно установленного порядка. Средневековый мир, несмотря на хаос и войны, в социальном плане был строго нормативным и регламентированным. Каждый член корпорации: рыцарь, монах, горожанин или крестьянин должен был жить, работать, вести себя так, как предписывали правила и мораль того объединения, к которому он принадлежал. Этот микромир считался частью порядка, и человек, следуя правилам поведения своей корпорации, выполнял установленные свыше заповеди. Стандартизация пове¬дения закреплялась целым набором ритуальных, символических процедур при вступлении в цех, в монастырь или при посвящении в рыцари. Почти невозможно было перейти из одной социальной категории в другую, ибо это считалось наруше-нием всех традиций, обычаев и, в конечном счете, божественного установления. Но часто установленный церковью незыблемый социальный порядок нару-шался стихийными крестьянскими восстаниями, вооруженной борьбой городов- коммун против сеньоров. Да и сама церковь в борьбе за светскую власть нарушала эту гармонию. Культуру европейского средневековья можно с полным основанием назвать культурой христианской, церковной. В обществе господствовало религиозно-мистическое мировоззрение. Церковь определяла бытие человека. Вся жизнь, от ро-ждения и до смерти, была подчинена жесткой регламентации, традициям, морали. Нарушение определенных норм поведения или мышления преследовались церковью вплоть до суда инквизиции. Церковь была главной носительницей культуры, в ее руках оказалась вся система образования. Рост городов вызвал изменения в системе образования, наряду с церковными появились светские школы. С XII в. в Европе от¬крываются первые университеты: Болонский (1158 г.), Кембриджский и Оксфорд¬ский (1209 г.), Парижский (1215 г.) и др. Ведущими дисциплинами являлись: бого¬словие, философия, право и медицина. Университеты стали центрами образования и науки. Церковь была главным заказчиком ремесла, строительства, средневекового искусства и, естественно, она определяла необходимые ей содержание, формы и сюжеты. Мир средневековой Европы сформировался в результате столкновения и син-теза античной и варварской цивилизаций. Именно в средние века в Европе шел процесс образования национальных государств, развивалась политическая культура общества (парламенты, конституции, юрисдикция), происходили фундаментальные изменения в социальных отношениях, медленно, но неуклонно шло развитие науки и техники. Процессы и события того времени до сих пор определяют характер поли¬тического, экономического, культурного развития западноевропейских стран. Содержанием исторического периода, который получил название позднего средневековья (XIV - XVI вв.), стал упадок феодальных отношений и переход к го-сударственной централизации. Двигателем исторического прогресса было дальней-шее развитие сельского хозяйства, на базе которого развивались товарно-денежные отношения. Переход к трехполью и широкому использованию железных орудий труда способствовал увеличению производительности крестьянского хозяйства. По-явление огнестрельного оружия подорвало основы феодальных порядков. Рыцар¬ский замок перестал быть надежной защитой феодального сепаратизма. Крупные собственники земли - феодалы-вотчинники и монастыри - втягиваются в товарное производство. Пятнадцатый век знаменовал начало революционных изменений феодального общества. В 1453 г. пала Византийская империя. В 1492 г. Колумб открыл Америку, тем самым было положено начало эпохи Великих географических открытий. В 1456 г. в Германии Гутенберг изобрел книгопечатание. В Северной Италии начина¬лась эпоха Возрождения. В Германии и Чехии зарождалась церковная реформация, которая привела к Гуситским войнам 1419 - 1434 гг. Европейские монархи в союзе с горожанами вели феодальные войны с сеньорами. Закончилась Столетняя фео-дальная война между Англией и Францией (1337 - 1453). В 1492 г. завершилась ре-конкиста - освобождение Испании от власти мавров. В Западной Европе возникли централизованные государства - Франция, Англия, Испания. Аналогичные процес¬сы шли на востоке Европы. Следствием феодальной войны князей Московского До¬ма (1433 - 1453) стало усиление великокняжеской власти. В 1480 г. Россия избави¬лась от 240-летнего золотоордынского ига. В годы правления Великих Государей Ивана III (1462 - 1505гг.) и Василия III (1505 - 1533) завершился процесс формиро¬вания русского централизованного государства. Шестнадцатый век в европейской истории стал своеобразным переходным пе¬риодом от позднего средневековья к Новому времени. Грань эпох всегда расплывча¬та, неопределенна. «Старое» не сразу и не без борьбы уступает историческую доро¬гу «новому». Современники не сразу замечают перемены, происходящие внутри общества. Историческое время не совпадает с астрономическим. Последнее опреде¬ляется движением небесных светил, а историю всегда делают живые люди. Смена исторических эпох - это смена поколений и характерных стереотипов человеческого поведения. По одним признакам шестнадцатое столетие относится к средневековью, по другим - к Новому времени. В этом столетии зарождались конфликты, которые привели к социальным, политическим и культурным потрясениям в следующем ве¬ке. Эти конфликты определили историческое лицо бурного начала Нового времени. В 1517 г. Мартин Лютер прибил к вратам университетской церкви в Виттенберге листок с 95 тезисами против продажи индульгенций католической церковью (отпу¬щение грехов за деньги). Так началась церковная Реформация в Европе. В 1525 г. вспыхнула крестьянская война в Германии. Национально-освободительная револю¬ция против испанского владычества в Нидерландах (1566 - 1609 гг.) привела к про¬возглашению Республики Соединенных Провинций - Голландии. Революция в Ни¬дерландах была первой буржуазной революцией в Европе. В недрах натурального хозяйства зарождались элементы товарной, рыночной экономики: появились первые мануфактуры, происходит накопление торгового и финансового капиталов. В XVI в. из Италии по всей Европе распространилась культура Возрождения. Так передовые мыслители и художники того времени назвали восстановление ан-тичных культурных традиций. На самом деле это было зарождение новой рацио-нальной светской культуры, которая «прикрывалась» авторитетом античности от нападок католической церкви. Европа стояла перед мировоззренческой революцией, перевернувшей впоследствии всю картину мироздания. Началась эта революция в самой отвлеченной из наук - астрономии. Перед своей смертью, в 1543 г., Николай Коперник опубликовал книгу «О вращении небесных сфер», где математически до-казал ошибочность геоцентрической системы Птолемея и «поставил» в центр мира вместо Земли Солнце. Так в XVI в. зарождались научное мировоззрение и светская культура. Ученые Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Гали¬лео Галилей; писатели Вильям Шекспир, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мигель Сер¬вантес; художники и скульпторы Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Альб¬рехт Дюрер, Рембрандт Ван Рейн, Диего Веласкес - эти люди стали творцами всей современной европейской культуры. Однако гении, философы и художники Ренес-санса оставались одиночками, их идеи еще не овладели умами людей. На рубеже XVI - XVII столетий началась новая эпоха в мировой истории. Она получила название Нового времени, что подчеркивает её кардинальное отличие от предшествовавшей эпохи Средних веков. Содержанием Нового времени стала мо-дернизация - всестороннее обновление общества: его экономической базы, соци-альной (сословной) структуры, политической системы, научной и культурной жиз-ни. Традиционная аграрная экономика была вытеснена товарным промышленным производством. Сословная структура уступает место имущественной дифференциа-ции (расслоению) общества на классы. Выросшие из средневековья абсолютные мо-нархии сокрушались буржуазными революциями. На смену схоластике (обоснова¬ние утверждения цитатами из библии и т.п.) и фанатичной религиозности пришло научное мировоззрение (основанное на опыте и знаниях) и светская культура. Ха-рактерной чертой начала Нового времени стали многочисленные войны в Европе. Их причинами были противоречия между традиционными для средневековья династическими спорами монархов и складывающимися нациями, которые добивались объединения в национальные централизованные государства. В русской истории этот период отмечен неоднократными конфликтами с Речью Посполитой и Швеци¬ей. В Новое время Европейская цивилизация становится доминирующей в мире. Последовавший за эпохой Великих географических открытий период колониальной экспансии сформировал современную картину мирового устройства с перераспре-делением большей части мирового валового продукта (до 2/3 МВП) в пользу Запад-ного мира. Начало колониальной экспансии положила Испания еще в XVI в. завое-ванием Нового Света (Америки). В том же столетии русские казаки-первопроходцы начали освоение Сибири. Позднее русские, через Аляску пришедшие с востока, встретились в Калифорнии с испанцами, пришедшими с запада. Курс лекций: Рассмотрим содержание терминов «средние века» и «феодализм». Термин «Средние века» – перевод с латинского выражения medium aevum (средний век) – был впервые введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения. Римский историк XV в. Флавио Бьондо, написавший «Историю от падения Рима», пытаясь осмыслить современную ему действительность, назвал «Средним веком» период, который отделял его эпоху от времени, служившего гуманистам источником вдохновения, – античности. В XVII в. профессор Галльского университета в Германии И. Келлер ввел термин «Средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, Средневековье и Новое время. Понятие «феодализм» представляет собой абстрактный образ социальной системы средневекового общества. Историки понимают «феодализм» как систему личностных связей аристократических слоев, как особую политическую и правовую организацию общества с системой личностных, прежде всего сеньориально-вассальных, связей, обусловленных, в частности, потребностями военной защиты. Феодализм – это прежде всего система личных связей, иерархически объединяющих членов высшего слоя общества через заключение вассальных договоров. Эти связи имели реальную основу – земельное пожалование (фьеф, лен), которым сеньор жаловал своего вассала в обмен за определенные службы и клятву верности. Выделяют несколько особенностей феодальной земельной собственности: 1) реализация ее при посредстве мелких производителей – крестьян; 2) соединение собственности с политической властью; 3) условный характер и иерархическая структура феодальной земельной собственности. Главным хозяйственным и социальным организмом в Западной Европе являлась вотчина (сеньория во Франции, манор в Англии). Она концентрировала в себе все средства, необходимые для реализации крупной земельной собственности (хозяйственная функция), взимания ренты и внеэкономического принуждения (социальная функция). Вотчина, т.е. комплекс крупной земельной собственности, делился на господскую часть – домен и землю, отданную в держание крестьянам. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция. В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа: 1) Конец V – середина XI в. – период раннего Средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. В это время смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств). В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бесписьменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. 2) Середина XI – конец XV в. – период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Возникает новая форма государства – феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь городского. В это время развивается городская культура, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Формируются культура Возрождения, идеология раннего гуманизма. |