Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Особенности образования Византийской империи. Государственный строй и культура

  • 4. Особенности развития стран Востока в Средние века

  • Лекция 4.. Тема Государства Западной Европы и Востока в Средние века


    Скачать 60.86 Kb.
    НазваниеТема Государства Западной Европы и Востока в Средние века
    Дата26.10.2022
    Размер60.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 4..docx
    ТипДокументы
    #756360
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    3) XVIXVII вв. период позднего феодализма или начала раннего Нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношении. Оформляется третий тип феодального государства абсолютная монархия. Жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

    Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

    Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

    В Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

    Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

    Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. В Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

    Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы).

    2. Особенности образования Византийской империи. Государственный строй и культура

    Византийская империя (395-1453 гг.) возникла в результате распада Римской империи в 395 г. на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

    В отличие от Западной Римской империи, Восточная Римская империя устояла перед нашествиями варваров. Ее столицей был Константинополь. Просуществовала Восточная империя более тысячи лет, до 1453 г., когда была захвачена турками. Историки нового времени (начиная с XVIII в.) называют Восточную Римскую империю Византией (по имени древнегреческого города Византии, на месте которого был основан Константинополь). Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населявших империю, был греческий. Восточная империя в начале средних веков была богаче Запада. Она меньше пострадала от опустошительных набегов варваров. В ее пределы входили страны древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливковым маслом, вином; во многих областях было развито скотоводство. В отличие от Западной Европы, где города обезлюдели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в древности оживленные города – центры ремесла и торговли (Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим и др.). Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, которые назывались патриархами. С конца V в. главным из них становится патриарх Константинополя. Богослужение в отличие от Западной Европы велось на греческом, но допускались и другие языки (например, славянские).

    Византийские императоры считали себя преемниками властителей Римской империи. Власть императора Византии была огромной, император был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наемного войска. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом». Наибольшего могущества государство достигло при императоре Юстиниане (527-565 гг.). По его приказу в столице воздвигли храм Святой Софии, ставший гордостью Константинополя и всей империи. При Юстиниане проводится кодификация законодательства. В результате ими был создан знаменитый труд, названный Свод гражданского права (в него вошли и законы, изданные самим Юстинианом). Законы провозглашали неограниченную власть императора.

    Вместе с тем жесткая централизация в Византии вела к увеличению армии чиновников. В Византии не было четкого порядка престолонаследия, что приводило к частой смене династий на престоле. В результате реформ VII в. была построена жесткая вертикаль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть в которых передавалась наместникам-военачальникам (стратигам), которые в любой момент могли быть смещены императором и были абсолютно бесправны перед ним. При императоре Льве VI (886-912 гг.) были ликвидированы остатки городского самоуправления, ремесленники и торговцы приписаны к корпорациям, члены которых пользовались льготами при получении заказов и продаже своих товаров.

    Византийскую империю подрывали внутренние социальные противоречия; увеличение землевладений церкви (только монастырям принадлежало 1/3 всех земель империи) воспринималось как угроза всевластию императора и чиновников; росла вера в местных святых, что считалось проявлением религиозного фанатизма. В этих условиях император Лев III (717-741 гг.) издал эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идолопоклонством. У монастырей отбирались земли, монахов заставляли отбывать государственные повинности, жениться или вступать в армию. Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти столетие, поставило империю на грань гражданской войны. В середине IX в. влияние монастырей ослабло, власть императора над церковью укрепилась, в 843 г. почитание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглашено ересью.

    Начиная с VI в. в пределы империи с севера вторгаются славянские племена. Постепенно они заселили ряд областей Балканского полуострова и приняли христианство. В VII-VIII вв. германское племя лангобардов захватило большую часть Италии, арабы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой. Периодически византийцам удавалось побеждать в военных походах, отвоевывая часть земель. В середине XI в. тюрки-сельджуки прорвали византийские границы. Им удалось захватить почти всю Малую Азию, Сирию, Палестину. В XII в. Византия теряет Болгарию, Сербию, Венгрию, территории в Греции и Малой Азии. С 1096 г. начались крестовые походы.

    Богатая Византия всегда привлекала западноевропейских рыцарей, смотревших на нее с завистью. В 1204 г. объединенное войско крестоносцев из различных стран Европы штурмом овладело Константинополем (Четвертый крестовый поход) и разгромило ослабевшую Византийскую империю. На землях Византии захватчики создали новое государство – Латинскую империю. Власть византийского императора сохранилась в Малой Азии. Византийцам постепенно удавалось отвоевывать у Латинской империи некоторые области, в 1261 г. они освободили Константинополь, но восстановленная Византия была тенью некогда могущественной империи и уже не играла значительной роли в мировой политике. В 1453 г. Константинополь был взят турками и Восточная Римская империя прекратила свое существование.

    3. Формирование религиозного самосознания Западной Европы

    При рассмотрении вопроса важно исходить из понимания того, что в Средние века все европейские страны исповедовали христианство, и главой христиан был Папа Римский – правитель теократического государства в центре Италии. Во времена феодальной раздробленности в Европе церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство крестьян, горожан и рыцарей верили в то, что вне церкви нет спасения (спасение души в надежде на обретение рая), что позволило римским папам повести борьбу за верховную власть в Европе. Церковь монополизировала отправление таинств (крещение, причащение, миропомазание, покаяние, священство, брак, соборование), которые должны были помочь человеку средневековья стать частью общины Христа и очиститься от грехов через раскаяние. Важными орудиями в борьбе с ослушниками были отлучение от церкви; наложение интердикта (по-латински «interdictum» – запрет) – запрета осуществления церковных обрядов и таинств на определенной территории; крестовый поход против ослушника. Римские юристы, опираясь на закрепленные в церковном праве прецеденты, разработали теорию о непогрешимости пап. Вера в то, что именно римский папа, имеющий ключи от царства небесного, в состоянии обеспечить спасение, открыть дорогу в рай, давало возможность папству предоставлять полное отпущение грехов – индульгенцию.

    Стремление пап к абсолютной светской власти над Европой приводило к столкновениям с христианской церковью в Византии. Периодические конфликты между церквами привели к тому, что в 1054 г. римский папа и константинопольский патриарх прокляли друг друга. Произошло разделение церкви на западную католическую (что значит «всемирная») и восточную ‒ православную (т.е. «правильно славящую Бога»). Это деление сохраняется и в наши дни.

    В середине XI в. в кругах римских реформаторов зарождается идея более глубокого обновления церкви и прежде всего освобождения ее от власти светских правителей. В середине XI в. в западной церкви в целом утверждается обет безбрачия (целибат) для клира. Целибат обеспечивал неотчуждаемость церковного имущества и способствовал росту экономического могущества церкви в последующие столетия. Была реорганизована папская канцелярия, которая вскоре получила название римской курии. Советники пап римских образовали коллегию кардиналов. Папа Николай II в 1059 г. подписал декрет, согласно которому выборы папы стали исключительной прерогативой коллегии кардиналов. Затем новый папа формально утверждался римским духовенством и народом. В XI в. папа Григорий VII (1073-1085) провел важные церковные реформы, способствовавшие централизации и укреплению могущества церкви. Григорий VII принял ряд мер, направленных на полное освобождение церкви от власти мирян, подчинение ее папе и восстановление действия канонического права. Они получили название «григорианской реформы». Григорий VII и его преемники выработали концепцию папского универсализма, или папской теократии. Итогом григорианской реформы стало ослабление зависимости церкви от светских сеньоров и ее консолидация в вертикальную иерархическую структуру во главе с римским папой, назначавшим архиепископов. Вскоре папство запретило монархам взимать и какие-либо налоги с церкви, рассматриваемой теперь как государство в государствах.

    Самым могущественным из римских пап был Иннокентий III (1198-1216 гг.). Если его предшественники называли себя преемниками св. Петра (поскольку первым епископом Рима был ученик Христа Петр), то Иннокентий III провозгласил себя «заместителем Христа, наместником Бога на земле». Он сумел заставить ряд государей признать себя вассалами папы. С 1198 получил власть над Сицилийским королевством, взяв под опеку юного наследника престола Фридриха. Сюзеренитет папы признали государи Англии, Арагона, Португалии, Болгарии. Иннокентий III как верховный арбитр считал своим долгом активно вмешиваться в политические дела повсеместно в Европе. Под духовным руководством папы Иннокентия был совершен четвертый Крестовый поход, приведший к разгрому Византии и основанию Латинской империи (1204). Иннокентий III также санкционировал борьбу с ересью альбигойцев в Южной Франции, против которых был объявлен крестовый поход. Также папой стала вводиться система инквизиции. Иннокентий благословил создание нищенствующих орденов и поддержал их основателей – Франциска Ассизского и Доминика.

    Влияние церкви было велико в разворачивании Крестовых походов – военно-колонизационных движений западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество. Римско-католическая церковь сыграла большую роль в подготовке Крестовых походов, дав им лозунги, оформление, нравственную, психологическую и материальную основу. К концу XI в. папство уже могло опираться на положительные результаты укрепление авторитета церкви. Но сам канун Крестовых походов был тяжелым временем смут, голода, эпидемий чумы и других болезней и стихийных бедствий. Росло религиозное воодушевление, усилились крайние проявления аскетизма, отшельничества. Во всей Европе распространялись апокалиптические ожидания скорого конца света. Ждали Божьей кары за грехи, звучали призывы проповедников покаянием, посещением Святой Земли и особым религиозным подвигом достичь спасения. Благочестивые паломничества в Иерусалим становились массовым явлением. В подобной обстановке огромный эффект имел призыв папы Урбана II в 1095 г. отправляться всем на Восток на войну с мусульманами, завладевшими христианскими святынями. В своем призыве папа обещал всем участникам похода отпущение грехов и гарантировал попадание в рай. Так началась эпоха Крестовых походов. Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI-XIII вв. (8 походов в течение данного периода)

    Вместе с могуществом церкви росли и ее богатства. Церкви принадлежала примерно треть всех возделывавшихся в Европе земель, населенных многими тысячами зависимых крестьян. Церковь взимала со всего населения десятую часть денежных и натуральных доходов (десятина), торговала должностями епископов и аббатов, брала плату за совершение обрядов, за отпущение грехов (продажа индульгенции грамот, освобождавших преступников от наказаний, от угрызений совести за совершенные дурные поступки, обещавших прощение грехов и спасение души). Роскошь, в которой жили папа, епископы и аббаты, вступала в противоречие с учением Евангелия, и множество верующих выступали за равенство всех верующих, против богатств церкви, десятины, платы за обряды, продажи индульгенций, торговли церковными должностями. Церковь называла этих людей еретиками, а их учение ересью. Она вела с еретиками ожесточенную борьбу. В начале XIII в. была учреждена инквизиция («расследование») – церковный суд, занимавшийся разоблачением и преследованием еретиков. Подозреваемых часто пытали, стараясь вырвать у них признание своей вины.

    С началом XIV в. впервые зарождается теория о необходимости отделения церкви от государства. Разворачивалась критика теократической доктрины папства. Папство второй половины XV в. все более сосредотачивается на укреплении своей власти в Риме и патримонии св. Петра, фактически отказываясь от прежних притязаний на универсальное господство. Отказ папства от проведения реформ церкви, светский образ жизни и сомнительные нравственные принципы многих наместников Христа вызвали растущее недовольство в странах Западной Европы, что создало благоприятные условия для распространения в XVI в. идей Реформации.
    4. Особенности развития стран Востока в Средние века
    ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
    • Особенности развития стран Востока в Средние века

    • Индия

    • Китай

    • Япония

    • Арабский халифат
    Особенности развития стран Востока в Средние века
    Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока пер-вых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI – начало XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития. Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

    Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже суще-ствующих политических образований (например, Византия, Сасанидский Иран, Кушано-Гуптская Индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в Китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них «варварских» кочевых племен. На исторической арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта