джб. АРИР. Тема историкокультурный феномен русского педагогического зарубежья
Скачать 50.36 Kb.
|
ТЕМА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН РУССКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ Заполните таблицу
ТЕМА 2. ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИДайте краткую информацию по вопросам, отразив проблемы семейного воспитания:«Поучение детям» Владимира Мономаха. Взгляды Л.Н. Толстого на семейное воспитание. К.Д. Ушинский о семейном воспитании. Основы семейного воспитания по П.Ф. Лесгафту. Теория семейного воспитания П.Ф. Каптерева. Проблемы семейного воспитания в трудах А.С. Макаренко. Вопросы подготовки молодежи к семейной жизни по В.А. Сухомлинскому ТЕМА 3. ПЕРСОНАЛИИ ЗЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ |
ФИО | Научные идеи | Примечания |
В.П. Вахтеров | Основатель «эволюционной педагогики», которая воплощает в себе как идеи русской классической педагогики, так и западные концепции развития индивидуума и человеческого рода | Цель своей «новой педагогики» В.П. Вахтеров видел в том, чтобы «изучить ребёнка, определить направление стремления к развитию, узнать его наследственные и приобретённые свойства … и создать благоприятную обстановку для развития всех его здоровых стремлений» |
В.В. Розанов | Основные темы философских рассуждений В. В. Розанова - религия, пол, семья, образование. Проблемам воспитания и образования посвящена отдельная книга "Сумерки просвещения". | Предметом его исследования становятся перипетии «маленького религиозного человека» наедине с религией, такое множество материала, указывающего на серьёзность вопросов веры, на их сложность. Грандиозностью задач, которые ставит перед Розановым религиозная жизнь его эпохи лишь отчасти связана с Церковью. Церковь не поддаётся критической оценке. Однако понятие «индивидуальная религия» приводит к противоречию. Впрочем, если его истолковать таким образом, что в рамках своей индивидуальности религиозный человек ищет свой способ связи и объединения с другими, тогда всё встаёт на нужные места, всё приобретает смысл и потенциал для исследования. Именно его использует В. Розанов. |
Н.И. Лобачевский | Педагогические воззрения Н. И. Лобачевского отражены в его речи «О важнейших предметах воспитания». Он заложил основы научного комплектования фондов, отечественного и международного книгообмена, при нем создаются первые каталоги, по его инициативе университетская библиотека стала общедоступной. | Речь «О важнейших предметах воспитания» – моральное кредо прогрессивной педагогики, замечательный памятник педагогической мысли, исключительно богатый содержанием и отражающий многосторонний мир интересов ее автора. Н. И. Лобачевский предстает прежде всего как воспитатель юношества, он в многообразии своих обязанностей главными называл научную и воспитательную деятельность. Н. И. Лобачевский считал, что только с помощью воспитания человек становится «творением в совершенстве». |
И.Н. Ульянов | Много сделал для разработки теории и практики начального образования. Был сторонником равного образования для всех: мальчиков и девочек, русских и нерусских, богатых и бедных. | Школа, по взглядам Ульянова, должна выполнять три основные задачи: формировать правильные взгляды на окружающий мир путём обучения элементарным основам научных знаний; способствовать приобретению учащимися практических сведений и навыков, необходимых в жизни; развивать и совершенствовать у них природные способности, приучая к правильному мышлению, точному выражению мыслей, умению управлять своими желаниями и формировать стремление пополнять свои знания. |
И.М. Сеченов | Его открытия и идеи — центральное («сеченовское») торможение рефлекторной реакции, зависимость развития индивидуальной психики и поведения человека от действия внешних раздражителей, саморегуляция и обратные связи, «тёмное мышечное чувство» и другие — детерминировали развитие не только физиологии, но и внесли огромный вклад в разработку фундаментальных и прикладных психологических проблем. | Более чем тридцать лет своей научной деятельности И.М. Сеченов посвятил проникновению в тайны психических явлений. По мнению К.А. Тимирязева, И.М. Сеченов был «едва ли не самый глубокий исследователь в области научной психологии». Он определил развитие отечественной психологии как материалистической и естественной науки. |
С. Страгородский | «Православное учение о спасении» — известная работа архимандрита Сергия (Страгородского), защищенная им в качестве магистерской диссертации в Московской Духовной академии в 1895 г., — по сей день признается эталонным сочинением в области православного богословия. | Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании св. Писания и творений святоотеческих. Так озаглавлен труд архимандрита (впоследствии патриарха Московского и всея Руси с 1943 года) Сергия (Страгородского). Это труд впервые для своего времени отражает довлевшую в богословских кругах (XVIII – начале XX вв.) латинскую схоластику в Православном богословии, и открывает библейское святоотеческое восприятие спасения. Автор отлично показывает ошибочность католического и протестанского учения о спасении. |
Никон | Устроил грандиозную реформу русской церкви. Предполагал укрепить церковную власть в России, возвысить авторитет самодержавия под руководством церкви, сторонник теократического государства. | Ко времени Никона богослужебные книги накопили критическое количество ошибок, т.к. переписывались вручную и не было единой системы сверки списков. Никон занялся естественной на его месте работой - исправлением по греческим источникам, для чего собрал целую команду из учёных людей. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами. |
Питирим | Идея интегрализма, в соответствии с которой социологическое знание будет развиваться в сторону создания обобщающей теории структуры и динамики различных социокультурных систем, а противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем в перспективе будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй. | Смысл предлагаемой Сорокиным концепции социокультурной динамики заключается в том, что каждый из этих циклически сменяющих друг друга типов культуры имеет свои законы развития и пределы роста. Социологическая метатеория должна, по мнению Сорокина, интегрировать всё гуманитарное знание своего времени в целостную систему. |
При изучении идей В.П. Вахтерова можно опираться на автореферат диссертации Симакова Ю.И. Гуманистическая система начального образования В.П. Вахтерова
ТЕМА 4. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВОСЛАВИЯ
Составьте кластер или таблицу «Педагогические идеи К.Д. Ушинского». Должна быть представлена полная информация по идеям педагога.
ТЕМА 5. РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Дайте краткую информацию по вопросам:
Реформы конца XIX – начала XX вв. как основа создания системы российского образования.
Влияние вестернизаторско-либеральной стратегии развития на реформы российского образования в конце XX – начале XXI вв. Ретроинновации.
Культурно-историческая педагогика Е.А. Ямбурга.
Междисциплинарно-системная теория Э.Н. Гусинского.
Вероятностное образование А.М. Лобка.
Неопедагогика, или системно-синергетическая педагогическая теория Н.М. Таланчука.
Педагогика образовательного триумфа Б.С. Гершунского.
Трансцендентальная педагогика Ю.П. Азарова и Л.Н. Азаровой.
Ноосферизм А.И. Субетто.
Педагогика духовности, космическая педагогика В.И. Мурашова.
Краткая информация – это достаточно емкая, ОСНОВНАЯ, ОТРАЖАЮЩАЯ СУТЬ информация по каждому вопросу, но она должна быть переработана и изложена не «слепым» текстом, а наглядно, может быть, под цифрами, в таблице и т.д.