Главная страница

История нормальная. Тема 6. История политической мысли Казахстана. Этапы становления. Тема История политической мысли Казахстана. Этапы становления политических взглядов в казахской степи


Скачать 464.33 Kb.
НазваниеТема История политической мысли Казахстана. Этапы становления политических взглядов в казахской степи
АнкорИстория нормальная
Дата05.10.2022
Размер464.33 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТема 6. История политической мысли Казахстана. Этапы становления.pdf
ТипДокументы
#715119

Тема 6. История политической мысли Казахстана. Этапы
становления политических взглядов в казахской степи.
История политической мысли в Казахстане берет свое начало от саков и тюрков.
Тюрки, создавшие древнетюркское письмо обладавшее политическим, государствообразующим признаком, традиции которого достигли совершенства в последующих веках.
Сохранение тюркского языка способствовало росту этнического самосознания, расцвету культурных и общественно-политических традиций.
Наряду с арабским и персидским языками, тюркский был языком огромного мусульманского мира.
Примерно в 582-583 гг. была установлена Бугутская стела в память о
Таспар-кагане – правителе первого Восточно-Тюркского каганата.
К VIII в. относятся древнетюркские рунические памятники – стелы в честь Кюльтегина, Бильге и Тоньюкука, где дается изложение истории становления и управления II Восточно-Тюркского каганата (681-744 гг.).
Эти источники содержат ценные разноплановые сведения об общественном строе, воинском искусстве, религии, быте тюрков.
Иоллыг-тегина, которого считают автором двух последних памятников, можно назвать первым тюркским историком.
Бумын-каган – первый правитель Тюркского каганата (государства), объединил разрозненные тюркские племена в одно государство.
Древние летописи говорят о нем как об искусном полководце, политике, считавшем, что сила государства состоит в его единстве.
Брат Бумына Истеми-каган, умелый стратег и политик - расширил границы каганата, что дало мощный импульс для развития торговли.
Время его правления – время расцвета и социально-экономического подъема Тюркского каганата. Поэтому автор «Большой надписи в честь
Кюльтегина» говорит, что у власти должны стоять «разумные» правители, радеющие за народ и государство.
Иоллыг-тегин от имени Бильге-кагана повелел вырезать на камне: чтобы не погибло государство, не «иссяк» народ, необходимо единство, подчинение кагану, соблюдение законов, а правителям нужно беззаветно любить свой народ и приумножить его силу и богатство.
В этот период на территории Казахстана проживали народы и племена, говорившие на тюркском языке и получившие название тюркоязычных народов. Позже они вошли в разные государственные объединения и составили разные этносы. Эти народы оставили языковые и литературные памятники, которые принадлежат к общетюркскому наследию и которые являются источником познания политических отношений того периода.
Кангюи (канлы) жили на юге современного Казахстана, с центром в средней части долины Сырдарьи. В китайских летописях II века до нашей эры говорится, что во дворце правителя кангюев имелись письменные своды законов. То было первым упоминанием о письменных законах в степи.

Основными законами, которым подчинялись племена на протяжении многих веков, были законы "кровного родства" и "кровной мести".
Выдающийся мыслитель Востока Абу Наср аль-Фараби родился (870) в городе Фараб, ныне называемом Отрар, расположенном в месте впадения реки Арысь в Сырдарью (что соответствует Отрарскому району
Туркестанской области современного Казахстана).
Он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово “Тархан” в составе его полного имени: Абу-Насыр Мухаммад Ибн-
Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки.
В IX-X вв. город Отрар был крупным политическим, культурным и торговым центром и являлся узловым пунктом караванных дорог великого
Шелкового Пути, который связывал средневековую Европу и Азию.
Основу научных знаний Абу Наср получил в Отраре, где он жил до 20- ти лет, где он имел возможность ознакомиться с философскими и научными произведениями богатейшей по тем временам библиотеки, второй в мире по числу книг и рукописей (после знаменитого Александрийского книгохранилища). Затем он учился и работал в Бухаре, Самарканде, многие годы он прожил в Багдаде, являющемся культурным и политическим центром
Арабского Халифата.
Последние годы своей жизни он провел в Каире, Алеппо и Дамаске и пользовался большим уважением. В декабре 950 г. в возрасте 80 лет Аль-
Фараби скончался в Дамаске (столица Сирии).
Аль-Фараби имел возможность очень рано познакомится в подлинниках с произведениями Аристотеля, Платона и других древнегреческих философов, став одним из основоположников восточного перипатетизма, в связи с чем, он получил прозвание “Второй Учитель” после Аристотеля.
Он оставил после себя богатое научное наследие – около 200 трактатов, которые охватывают самые различные отрасли знаний. Фараби прокомментировал “Категорию”, “Герменевтику”, “Топику”, “Категории”,
“Аналитику” (1-ю и 2-ю), “Софистику”, “Риторику”, “Логику” и “Поэтику”
Аристотеля, а также “Введение в философию” Порфирия и других древнегреческих мыслителей. Из оригинальных работ Фараби наиболее известны трактат “Жемчужины премудрости”, “Трактат о взглядах жителей добродетельного города”, “Философские трактаты” и “Большая книга о музыке”, которая принесла ему известность в Средневековой Европе.
Переводы трудов аль-Фараби на латынь и иврит в средневековой Европе осуществлялись с очень давнего времени (XII-XIII вв.), а в 1930-1932 гг. в
Париже был опубликован перевод на французский язык первой части одной
“Большой книги о музыке”, осуществленный французским ученым Эрланже.
Имя аль-Фараби прочно вошло в историю мировой науки и культуры.
Его труды, оказав большое влияние на европейское Возрождение, стали связующим мостом для сближения культур и философий Запада и Востока.
Ему принадлежит политический трактат «О взглядах жителей добродетельного города». В этом трактате аль-Фараби попытался
соединить греческий политический идеал с мусульманской моралью.

Развивая мысли Платона и Аристотеля, философ писал, что государство
возникает как объединение людей для удовлетворения их потребностей.
Поэтому добродетельным является такое государство, деятельность которого направлена на заботу обо всех граждан и на создание атмосферы помощи друг другу.
Добродетельное государство возглавляет правитель – философ,
который в своей управленческой деятельности опирается на этические
нормы Корана.
Идеальному государству аль-Фараби противопоставлял
«невежественные города», жители которых имеют отрицательные
нравственные качества.
Сведения политического характера дает знаменитая поэма «Наука быть счастливым» Юсуфа Баласагунского (XI в.), выходца из знатной тюркской семьи.
В произведении характеризуются различные сословия описываются правила взаимоотношений между правящими и управляемыми.
Основным принципом, на основе которого должен, по мысли Юсуфу
Баласагунского, управлять счастливый и праведный государь, является
принцип соблюдения твердых законов в союзе с разумом, счастьем и
праведной жизнью.
В поэме описываются качество, необходимые визиру, полководцу,
секретарю, писцу, ученому, лекарю; даются представления о тогдашнем
обществе, его нравах, обычаях.
Одним из известных документов в казахской степи стала "Яса"
Чингисхана. Уложение состояло из двух частей.
Первая - "Билик" (власть), представляла собой сборник высказываний
Чингисхана, носивших морально-нормативный характер, а также основы государственного права.
Вторая часть называлась "Джасак" содержала уголовное право, а также религиозные запреты. Важное место в Джасаке занимали нормы, регулирующие основы военной организации и дисциплины, распределение военной добычи.
В цельном виде "Яса" так и не дошла до наших дней, однако выдержки из нее встречаются в трудах персидских и арабских историков.
Вот некоторые из них:
• Следует возвеличивать и уважать чистых, непорочных, справедливых, ученых и мудрых, к каким бы людям они не принадлежали; и осуждать злых и несправедливых людей.
• Первым является следующее: любите друг друга; во-вторых, не совершайте прелюбодеяние; не крадите; не лжесвидетельствуйте; не предавайте кого-либо. Уважайте стариков и бедных.
Всякий, идущий к старшему, не должен говорить ни слова, пока тот старший не спросит; тогда сообразно вопросу пусть соответственно ответит.
Если он скажет слово прежде - хорошо, коли услышит; в противном случае он кует холодное железо.

• Существует равенство. Каждый человек работает столько же, сколько другой; нет различия. Никакого внимания не уделяется богатству или значимости.
• У умершего человека, не имеющего наследника, ничего не изымается в пользу хана, но его имущество должно быть отдано человеку, ухаживавшему за ним.
В историю развития политической мысли внесли свой бесценный вклад выдающиеся государственные деятели Казахстана в период Казахского
ханства (1465-1847 гг), ханы Касым, Есим, Тауке и Абылай.
В начале XVI в., при правлении хана Касыма (1512-1521 жж.) был разработан и принят кодекс законов, известный как «Қасым ханның қасқа
жолы» (Светлый путь Касым хана). Он включает в себя пять основных разделов:
1.
Имущественный закон. В него входили положения о решении и споров о земле, скоте и имуществе.
2.
Уголовный закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.
3.
Военный закон. В нем оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.
4.
Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета.
5.
Закон общественности (жұртшылық). Этот раздел был посвящен обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.
При Касым хане были приняты меры по совершенствованию структуры
государственной власти, ее законодательной и исполнительной ветвей.
Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал
Маслихат- съезд султанов и представителей общин.
Маслихат собирался раз в год и решал наиболее важные государственные вопросы - заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания.
На следующем этапе развития казахской государственности при Есим хане (1595-1628 жж.) принимается своеобразная Конституция- «Есім ханның
ескі жолы» (Древний путь Есим хана), принятой как дополнение к кодексу
Касым хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права.
Вместо улусной системы вначале XVIIв. была введена жузовая
организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно - территориальными объединениями - Жузами.
Во главе жузов стояли Бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин.
По существу, вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана.

Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.
Как результат, Казахское ханство из унитарного государства
превращается в федерацию со сложной внутренней структурой и
широкой автономией входящих в нее субъектов всех уровней.
Султаны - ненаследственное звание знати в Казахском ханстве, приблизительно соответствует русскому «князь». Султаны избирались племенами, племенными подразделениями из числа Торе (чингизиды старейшины, старшины рода).
Из среды султанов выбирали хана,
Совет Биев практически полностью отстранил от управления государством султанов, лишенные возможности участвовать в предвыборной борьбе за ханское место, должны были довольствоваться лишь сословными привилегиями - неподсудностью биям и освобождению от всех повинностей, кроме воинской.
Политическая система казахского общества XVII-XVIIІ вв.
Политическая система казахов состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общин, власть держалась только на авторитете правителя общины.
Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были - Общины.
Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на вымышленной гнеосалогии.
Общины объединялись в такие же жестко ранжированные ассоциации и объединения вплоть до жузов.
Жузы также делились на старший (Ұлыжүз), средний (ОртаЖүз) и младший (КішіЖүз).
Традиционное казахское государство было основано на двойной структуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти
авторитетная и аристократическая.
Первая авторитетная основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Здесь постоянно происходил приток новых представителей из масс, поскольку основными критериями было не
происхождение, а опыт и авторитет.
Ярким примером этого типа власти является власть биев и
родоначальников у казахов.
Аристократическая власть опиралась на элиту закрытого типа, которая не допускалав свои ряды новых членов. Это власть чингизидов – Торе
– потомки Чингисхана.
Изменения политической структуры вызвали настоятельную
необходимость переработки и правовой базы организации казахского
общества. Эта работа проводилась весь XVI Iв. и при хане Тауке (1680-1718
гг.) нашла свое закрепление в своде законов «ЖетіЖарғы» (Семь
Установлений). Он был разработан при участии известнейших биев (Толе би,
Казыбек би, Айтеке би) в начале XVII в.
К разделам данного свода законов относятся:

Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение
споров о пастбищах и водопоях.
•Семейно - брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
Военный
Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
Законо куне (стоимости выкупа), устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
Закон о вдовах (Жесир дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
Кроме «Жети Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права.
Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев
- «Ереже», и «Билер сөзі»- рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном прецеденте.
Судопроизводство было основано на обычном праве – Адете и мусульманском праве - Шариате. Судебная функция была в руках биев - родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев.
Право на собственность - основной институт казахского права.
Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.
Институты обязательного права включают в себя договоры купли - продажи, займа, найма, хранения и караванной перевозки.
В казахском праве существовали и такие своеобразные институты обязательного права, как жылу, жұртшылық, асар и т.п.
Брачное право казахов соответствовало экономическому базису.
Основной формой брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословия получила распространение также полигамия
(многоженство).
Также было введено Аменгерство - одна из древнейших традиций казахов, согласно которой после смерти мужа овдовевшая женщина выходила замуж за одного из его братьев.
Новое возрождение казахской государственности связано с именем
султана, - а позже хана. – Абылая (1771-1781 жж.).
Настоящее имя Абылая - Абильмансур. Он был сыном среднеазиатского правителя, казахского султана Коркем - Уали.
Вовремя джунгарского нашествия Абильмансур двенадцатилетним мальчиком бежал в степь и, скрывая свое происхождение, некоторое время
был простым пастухом. В конце 20 - 30 гг. Абильмансур принимает участие в боях с захватчиками вначале в качестве рядового воина, затем быстро выдвигается и становится одним из наиболее влиятельных батыров.
Абильмансур принял имя Абылая. своего деда, знаменитого батыра, прославившегося в поединках.
Хан Абылай – последний, официально признанный на международной
арене казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских
землях.
Сохраняя политическую независимость, Абылай отказался от принятия царских подарков и принесения присяги в Петербурге. Абылаю удалось вернуть казахские города на юге, в короткий срок он овладел Созаком,
Сайрамом, Чимкентом и Ташкентом.
В целях сохранения целостности Казахского ханства Абылай еще будучи султаном 1757-1760 гг. принимает подданство Китая. А до этих казахов младшего и среднего жузов было принято подданство России.
Правление Абылая ознаменовалось радикальными мерами по изменению государственно – правовой системы Казахского ханства в сторону укрепления центральной власти, обеспечению реального суверенитета и сохранению целостности казахского государства.
1781-1819 - Правление в Среднем жузе хана Уали, сына Аблая, полковника русской армии, деда Шокана Уалиханова (1835-1865).
1812-1815 - Правление хана Букея (утвержден царем Александром I - ханом Малой Орды), усилил ханскую власти в Орде.
1824-1845 - Правление в Букеевской Орде хана Жангира. Период фактического присоединения Казахстана к России.
1841-1847 - Провозглашение Кенесары, внука Аблай хана, ханом трех жузов, в 1837-1847 гг вел борьбу за независимость Казахского государства, последний хан Казахстана.
В 1822 г. императором Александром I был введен «Устав о сибирских
киргизах», согласно которому ханская власть в казахских жузах
ликвидировалась.
Впоследствии царь Александр II подписал ряд дополнительных документов: «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями» и «Положение об управлении Тургайской, Уральской,
Акмолинской и Семипалатинской областями». Букеевская орда отошла в состав Астраханской губернии.
Казахстан был поделен на области, области были разделены на
округа, волости и аулы.
Согласно переписи 1897 г. в Казахстане проживало около 8 млн. человек.
В начале ХХ в. в Казахстане, как и в других колониальных «окраинах
Российской империи», активно развивался процесс национально- освободительных движений, направленных на обретение политического суверенитета. Развитию данного процесса в немалой степени способствовал ряд факторов.

Во-первых, важную роль сыграл исторический фактор, где дух государственности, подкрепленный многовековой борьбой против военно- колониальной экспансии Российской империи, хранившийся в исторической памяти народа, генерировал новые идеи и силы в борьбе за государственность.
Во-вторых, важным источником развития национального движения явилось культурно-научное просветительство, которое впоследствии политизировалось.
В этом смысле нужно отметить, что национальные движения в этот период не развивались стихийно, а имели уже четкие политические цели. Во главе движения стояли идеологи из числа представителей национальной
интеллигенции Алаш.
Алаш – имя мифического предка казахов, взятое для обозначения общественно-политического движения, позже оформившегося в партию.
В своих статьях один из лидеров партии и будущей автономии – Алихан
Букейханов писал, что слово "Алаш" на протяжении веков было боевым кличем казахов.
Алаш-Орда – название Правительства (Народного совета) национально-территориальной автономии, образовавшейся в декабре 1917 года на территории современного Казахстана.
Автономия просуществовала до февраля 1918-го и была ликвидирована большевиками.5 марта 1920 года военно-революционный комитет
Киргизского края официально ликвидировал Алашскую автономию.
Особое внимание заслуживают политические идеи представителей казахской интеллигенции, незаконно репрессированных в 30-е годы прошлого столетия, таким как А. Букейханов (1866-1937), А. Байтурсынов (1873-1938),
М. Тынышпаев (1879-1937), С. Асфендияров (1889-1938), С. Сейфуллин
(1884-1938) и другим.
Современную
общественную
значимость
имеют идеи
взгляды государственного
и политического деятеля Казахстана
советского периода Д. А. Кунаева (1912-1993). Первым секретарем
Компартии Казахстана Д. А. Кунаев был в 1964-1986 годы.
Свое отношение к проблемам общественной и политической жизни, к истории Казахстана он отразил в книге «О моем времени». Его идеи оцениваются как отражение взглядов национальной политической элиты советского периода.
Широкий общественный резонанс имеют общественно-политические инициативы и идеи Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, изложенные в работах «Идейная консолидация общества
– как условие прогресса Казахстана», «На пороге XXI века» и др.
В них содержатся идеи о необходимости сильной президентской власти и президентской формы правления для республики, создании профессиональ ного парламента.
Потребностям общественного развития отвечает обоснованная Н.А.
Назарбаевым концепция Евразийского союза, он был инициатором ЕврАзЭС.

Принцип Первого Президента РК – «сначала экономика затем
политика».
Первый Президент Н.А.Назарбаев руководил государством в 1989 –
1991 годы – Первым секретарем Компартии КазССР, с 1991-2019 годы –
Президент Республики Казахстан.
В 2019 году Президентом РК избран Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, до этого занимал должность Председателя Сената РК.
Президент К.К. Токаев ввел принцип «слышащего государства», когда снимаются бюрократические проволочки, и граждане имеют возможность напрямую задавать вопросы к уполномоченным органам и быстро получать ответы по всем аспектам волнующих их проблем.
Домашнее задание №6.
Подготовить рефераты по следующим темам:
1.
Политическая взгляды саков и тюрков: Анахарсис Скифский, Сакская царица Томирис, Культегин и Иоллыг-тегин.
2.
Политические взгляды Аль-Фараби в трактате «О взглядах жителей добродетельного города».
3.
Политической мысли правителей в период Казахского ханства: Касым хана, Есим-хана, Тауке-хана.
4.
Абылай-хан – известный политик и дипломат Казахстана в период средневековья.
5.
Политические идеи представителей казахской интеллигенции 20-30 годов ХХ века: А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Тынышпаев, Т.Рыскулов.
6.
Политические взгляды Д. А. Кунаева, Н. А.Назарбаева, К.К.Токаева.


написать администратору сайта