Главная страница
Навигация по странице:

  • Принципы убеждающей речи.

  • Критерии оценки доводов

  • Оратор и его аудитория. Способы установления контакта с аудиторией

  • Поза, жесты, мимика оратора.

  • Эмоциональные жесты

  • Изобразительные жесты

  • Т8.Основы мастерства публичного выступления. Тема Коммуникативный аспект культуры речи врача. Основы мастерства публичного выступления. Под ораторским искусством


    Скачать 45.49 Kb.
    НазваниеТема Коммуникативный аспект культуры речи врача. Основы мастерства публичного выступления. Под ораторским искусством
    Дата23.05.2023
    Размер45.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТ8.Основы мастерства публичного выступления.docx
    ТипДокументы
    #1154438
    страница3 из 3
    1   2   3

    Методы информирования.

    Повествование — рассказ или история (часто юмористическая), построенная вокруг некой центральной мысли. Требования к пове­ствованию: 1) наличие уточняющих деталей; 2) наличие интриги — на протяжении всего повествования должна поддерживаться атмо­сфера ожидания; 3) наличие диалогов — история становится более интересной, когда передается в форме диалога.

    Описание — рассказ о том, что представляет собой данный объект. Навыки описания состоят в умении подметить характерные особенности предмета и красочно передать свои наблюдения.

    Определения — это объяснение значений слов. Краткие определения служат для уточнения понятий. Развернутые определения включают краткое пояснение значения, а также обозначение синонимов, антонимов, классификаций, типологий, структуры понятий этимологии слова. Определение лучше воспринимается тогда, когда оно иллюстрируется примерами и сравнениями.

    Объяснение процессов или их демонстрация — рассказ о том, как нечто выполнить, изготовить или как нечто работает.

    Разъяснение — речь, помогающая понять определенную идею, для более глубокого раскрытия которой требуется обращение к внешним источникам.

    Убеждающее выступление

    Убеждающая речь — это процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для создания определенной уста­новки аудитории, ее изменения или побуждения слушателей к действию.

    Принципы убеждающей речи.

    Формулировка конкретной цели. Оратор скорее убедит аудиторию, если сможет конкретно и четко выразить то, во что должны поверить слушатели или что они должны сделать. Цель этой речи — сфор­мировать или изменить мнения, установки, поведения, чувства.

    Адаптация к установкам слушателей. Оратор скорее сможет убедить аудиторию, если будет формулировать цели и подавать информацию, ориентируясь на отношения, которых придерживаются слу­шатели.

    Типы установок.

    Позитивная установка аудитории. Если слушатели уже разделя­ют мнение оратора, то надо сосредоточиться на конкретной программе действий.

    Отсутствие определенного мнения. Если у слушателей нет определенного мнения, то оратор может поставить себе цель сформи­ровать такое мнение или убедить их действовать. Если аудитория ничего не знает по конкретному вопросу, то достаточно ее проин­формировать. Если аудитория нейтральна по отношению к пред­мету разговора, значит, слушатели способны рассуждать объектив­но, логично, воспринимать разумные доводы. Стратегия оратора состоит в поиске наилучших аргументов, подкреплении их инфор­мацией. В этом случае такая стратегия дает большие шансы на успех. Если слушатели не имеют никакого мнения, потому что предмет им безразличен, усилия оратора должны быть направлены на то чтобы изменить их позицию. Здесь лучше сделать акцент не на информации, а на мотивации людей, использовать меньше логического материала и больше материала, обращенного к потребно­стям людей.

    Негативная установка аудитории. Если оратор считает, что слушатели не согласны с ним, то его стратегия будет зависеть от того, является ли их установка умеренно негативной или полностью враждебной. Если оратор полагает, что слушатели занимают пози­цию умеренного несогласия, то можно вполне прямо приводить им свои аргументы, надеясь на весомость аргументов. Аргументы необходимо предоставить таким образом, чтобы ослабить негатив­ную установку слушателей, а не усилить ее. Надо излагать матери­ал объективно, предоставлять аргументы той и другой сторон, опи­сывать дело достаточно ясно, чтобы люди захотели обдумать предложение или поняли разные точки зрения.

    Хорошие доводы и доказательства. Оратор скорее убедит аудито­рию, если его речь будет содержать в себе хорошие, разумные дово­ды и доказательства в поддержку его цели. Люди гордятся своей спо­собностью быть рациональными. Они формируют когнитивные структуры для того, чтобы придать смысл своим переживаниям. Для удовлетворения этой потребности слушателей необходимо основ­ные положения убеждающей речи формулировать как доводы. До­вод - это заявление, объясняющее оправданность предложения. Довод отвечает на вопрос: почему мы должны верить во что-то и делать что-то? Если оратор хорошо знаком со своим предметом, то у него уже есть готовые доводы. Доводы надо продумать заранее.

    Критерии оценки доводов:

    1) хорошие доводы должны быть подкреплены фактическими доказательствами;

    2) хорошие доводы должны иметь отношение к предложениям оратора;

    3) хорошие доводы должны оказывать влияние на аудиторию.
    Доказательства, обосновывающие доводы: сами по себе доводы - это ничем не подкрепленные заявления. Надо привести факты, мне­ния экспертов, статистику. Хорошие доказательства должны давать ссылку на источник., сведения должны быть современными и иметь отношение к делу.

    Заключение

    Самыми важными и трудными моментами в публичном выступ­лении являются начало и конец. Главная цель оратора — располо­жить к себе аудиторию в начале выступления и добиться успеха и доверия в конце. Заключение — это относительно маленькая часть сообщения. Она редко занимает более 5% речи (35—45 слов). За­ключение должно усилить эффект всей речи. У заключения две глав­ные цели:

    • закончить речь так, чтобы она напомнила аудитории о том, что сказал оратор;

    • повторить сказанное, чтобы аудитория запомнила слова оратора и задумалась над сообщением.

    Типы заключения.

    1. Резюме — подведение итогов по основным положениям. Эффективные ораторы часто делают резюме, чтобы достичь первой цели речи — в конце напомнить аудитории о том, что было сказано ранее. Опытные докладчики часто подкрепляют свои резюме материалом, который должен достичь и второй цели — повторить свои слова, чтобы слушатели запомнили основные положения речи. Остальные типы заключений можно исполь­зовать в качестве дополнений к резюме.

    2. История или анекдот — эффективны в информационных речах.

    3 Призыв к действию — распространенный способ закончить речь, направленную на убеждение. Призыв описывает пове­дение, которого оратор добивается от аудитории.

    4 Эмоциональное воздействие. Самое сильное впечатление у слушателей оставляет заключение, в котором на них оказы­вается эмоциональное воздействие. Как и призыв, эмоцио­нальное воздействие часто используется для убеждающей речи, когда цель оратора — укрепить или изменить убежде­ние либо мотивировать аудиторию к действию.

    Заключение — это самый стратегически важный момент. То, что сказано в конце, слушатели будут помнить дольше. Они выходят из аудитории, сохраняя в памяти те слова, которые были сказаны в начале речи и особенно в конце. Опытный оратор прекращает свое выступление прежде, чем слушатели захотят этого. Необходимо точ­но знать, какими мыслями оратор хочет завершить свою речь.

    Ответы на вопросы. Если выступление оратора вызвало интерес аудитории, но тема была раскрыта недостаточно полно, тогда слу­шатели могут задавать различные вопросы. Ответы на вопросы пред­ставляют трудность, особенно для начинающего оратора. Опытный оратор, как правило, конструктивно отвечает даже на самые каверз­ные вопросы.

    Типы вопросов можно классифицировать следующим образом:

    • открытые — вопросы, предлагающие оратору ответить таким образом, каким он пожелает;

    • закрытые — узкосфокусированные вопросы, требующие крат­ких, определенных ответов;

    • наводящие — вопросы, сформулированные таким образом, что они предполагают наличие наиболее предпочтительного ответа для выступающего;

    • дополнительные — вопросы, которые задают после ответов на основные вопросы;

    • уточняющие — вопросы, требующие более полного раскрытия темы и предполагающие вербализацию по типу: «Если я вас правильно понял»;

    • развивающие идеи — вопросы, в которых спрашивающий продолжает размышлять о проблемах, поднятых в докладе, такой вопрос строится по типу: «Опираясь на то, что вы говорите, можно ли...»;

    • каверзные — вопросы, с помощью которых задающий их пытается в чем-то уличить оратора: в незнании материала, во лжи, дезинформации, неблаговидном поступке, непонима­нии темы или предмета выступления и пр. Задающий может и не догадываться о том, что вопрос является каверзным, а мо­жет и специально его так сформулировать. Оратор может по­пасться на уловку и не почувствовать каверзность, тогда он попадает впросак, не отвечает на вопрос или отвечает искрен­не, и тогда задающий добивается своего — ставит оратора в затруднительное положение. Все выступление может рухнуть, если оратор не распознает и не ответит правильно на каверз­ный вопрос.

    Оратор и его аудитория. Способы установления контакта с аудиторией

    Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

    Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

    Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

    Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.

    Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

    Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

    Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

    Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

    Прием новизны информации, гипотез засттавляет аудиторию предполагать, размышлять.

    Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

    Показ практической значимости информации.

    Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

    Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

    Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

    Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?).

    Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.

    Поза, жесты, мимика оратора.

    Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

    Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание.

    Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

    Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой.

    Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи.

    В ораторском искусстве используются:

    Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

    Эмоциональные жесты передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

    Указательные жесты рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

    Изобразительные жесты наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

    Символические жесты несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения

    (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

    О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

    Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний:

    радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.
    1   2   3


    написать администратору сайта