Культура и цивилизация. Тема. Культура и цивилизация. В широком смысле культура
Скачать 46.5 Kb.
|
Тема. Культура и цивилизация. В широком смысле культура — это совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах. К материальным ценностям относятся все предметы материального мира, созданные человеком. Это одежда, средства транспорта, орудия труда и др. Духовная сфера включает в себя литературу, искусство, науку, образование, религию. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», стоящая над природой естественной. Главная особенность культуры — ее человеческое начало, означающее, что вне человеческого общества культура не существует. Культура характеризует как развитие определенных исторических эпох, нации и народностей (культура первобытного общества, античная культура, культура русского народа), так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности (культура труда, культура быта, нравственная культура, художественная культура и т.д.). Уровень и состояние культуры можно определить исходя из развития общества. В связи с этим выделяют примитивную и высокую культуру. На определенных этапах может последовать вырождение культуры, ее застой и упадок. Взлеты и падения культуры зависят от того, насколько члены общества, являющиеся ее носителями остались верны своей культурной традиции. Цивилизация — это следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми. Переход от варварства к цивилизации — это процесс, продолжавшийся длительное время и отмеченный многими новациями, такими как приручение животных, становление земледелия, изобретение письменности, появление публичной власти и государства. В настоящее время под цивилизацией понимается то, что дает комфорт, удобство, обеспечиваемое техникой. Соответственно изменилось и определение этого понятия. Цивилизация — это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в их противостоянии внешнему миру. Философами прошлого понятие «цивилизация» толковалось иногда в негативном смысле как общественное состояние, враждебное гуманным, человеческим проявлениям социальной жизни. О.Шпенглер считал цивилизацию этапом упадка культуры, ее старения. В XX в. цивилизационный подход к истории был разработан представителями западноевропейской и американской политической мысли. Критерием видового многообразия народов и государств у них было принято понятие цивилизации, включающее в себя присущие этим народам и государствам характерные признаки: культуру, религию, развитие технологии и пр. В зависимости от подхода к понятию цивилизации вылезают следующие типы цивилизаций: 1) в соответствии с периодами исторического развития — древние, средневековые и современные цивилизации; 2) в соответствии со спецификой развития — восточные, западные и смешанные цивилизации; 3) в соответствии с уровнем организации государственно-политических институтов — первичные (государство является политике религиозной организацией) и вторичные (государство отличается от религиозной организации) цивилизации; 4) в соответствии с уровнем экономического развития — доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации. Английский историк А. Тойнби предложил свою классификацию цивилизаций, под которыми он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. В соответствии с этими критериями он выделил более двадцати цивилизаций, существовавших на протяжении мировой истории (египетскую, китайскую, арабскую и др.). Обладая своей спецификой, разные цивилизации могли в течение десятилетий и даже столетий существовать параллельно, взаимодействуя между собой. Достоинством цивилизационного подхода является обращение к духовным, культурным факторам развития, которые, несомненно, оказывали значительное воздействие на общество. Недостатки цивилизационного подхода: цивилизационный подход недооценивает социально-экономические аспекты развития общества, роль производственных отношений и деление общества на классы как факторы, влияющие на специфику его возникновения и функционирования. С современной точки зрения в основе всемирной истории лежит идея уникальности социальных явлений, своеобразия пути, пройденного отдельными народами. В соответствии с этой концепцией исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Долгое время цивилизация рассматривалась как этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Сегодня исследователи признают такое определение недостаточным и неточным. Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народо на определенном этапе развития. По мнению ряда исследователей, цивилизации решительным образом отличаются друг от друга, так как основываются на несовместимых системах социальных ценностей. Вместе с тем данный подход, доведенный до крайнего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе. Так, русский историк Н.Я. Данилевский писал, что не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Эта теория расчленяет всемирную историю во времени и в пространстве на изолированные и противопоставляемые друг другу культурные общности. Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно- производственной технологией, но и в не меньшей степени соответствующей ей культурой. Каждой цивилизации присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своими особыми жизненными принципами, основу которых составляют дух народа, его мораль, вера, обусловливающие определенное отношение человека и народа в целом к самому себе. Эти главные жизненные принципы и объединяют людей в народ данной цивилизации, обеспечивают его единство на протяжении всей собственной истории. В связи с этим в каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы: биосоциальную, экономическую, политическую и культурную, имеющие в каждом конкретном случае свою специфику. Историки выделяют древнейшие цивилизации, такие как Древняя Индия и Древний Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон и Древний Египет, а также цивилизации Средневековья Все они относятся к так называемым доиндустриалъным цивилизациям. Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно. Особым типом цивилизации стала европейская, которая начала свой разбег в эпоху Возрождения. Европейская цивилизация основывалась на других ценностях. Среди них — значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Это понимание основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию Божественного. Новое время стало периодом развития индустриальной цивилизации. Начало ей положила промышленная революция, символом которой стала паровая машина. Основу индустриальной пи вилизации составляет экономика, в рамках которой постоянно что-то меняется, улучшается. Таким образом, индустриальная цивилизация динамична. Сейчас, в начале XXI в., происходит становление постиндустриальной цивилизации, основанной на приоритете информации и знаний. Символом постиндустриальной цивилизации стал компьютер, а целью — всестороннее развитие личности. Цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное существование самой культуры. Связь культуры и цивилизации была замечена давно. Часто эти понятия отождествлялись. Развитие культуры рассматривалось как развитие цивилизации. Различие между ними состоит в том, что культура — это результат самоопределения народа и индивида (культурный человек), в то время как цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта. Комфорт требует определенных моральных и физических уступок от цивилизованного человека, идя на которые он уже не имеет ни времени, ни сил для культуры, а иногда даже у него пропадает внутренняя потребность быть не только цивилизованным, но и культурным. |