1 курс,1 неделя,1 задание,Васьковский Олег. Тема Культурология в системе социогуманитарного знания
Скачать 16.33 Kb.
|
1 курс,Оздоровительная физическая культура.Васьковский Олег Тема 1. Культурология в системе социогуманитарного знания. Культура как объект и предмет культурологии.. Слово «культура» появилось в латинском языке, его первоначальный смысл – «возделывание», «обрабатывание», «уход», «воспитание», «образование», «развитие». В XIX, и особенно в XX веке, понятие «культура» прочно вошло в обыденную речь и научный понятийный аппарат. В настоящее время насчитывается свыше 400 определений данного понятия, что связано с разнообразием самого феномена культуры. Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права. Основные этапы становления и развития культурологии. Развитие культуры сопровождалось становлением её самосознания. Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Выделим в этом процессе несколько этапов, в соответствии с которыми определим основные вопросы данной главы. Донаучный этап содержит ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершённости, цикличности культурно-исторического процесса. Определим его окончание возникновением науки Нового времени. Научно-исторический этап продолжался до середины XIX в. На этом этапе ещё не было чёткого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление учёных понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории. Научно-философский этап. Здесь исторический подход к культуре сохраняется и углубляется, но становится боле критичным. Очевидным стало различие между историческим и культурным развитием. В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами их деятельности. Говоря проще, культура ? это когда у человека получается то, чего он хотел достичь. Задачи и функции культурологии. Первая задача культурологии — изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности. Вторая ее задача — выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи. Третья задача культурологии — исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры. Четвертая задача культурологии — выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества. Пятая задача культурологии — разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов. Шестая задача культурологии — прикладная, ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов. С задачами культурологии связаны ее функции. Познавательная функция культурологии имеет своей целью и содержанием изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества. Концептуально-описательная функция культурологии включает в себя разработку теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры. Оценочная функция представляет собой осуществление адекватной оценки того, в какой мере целостный феномен культуры, ее различные типы, отрасли, виды и формы оказывают влияние на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом. Объясняющая функция дает научное объяснение особенностям культурных комплексов, явлений и событий, их социализирующего воздействия на формирование личности. Мировоззренческо-идеологическая функция претворяет в жизнь определенные общественно-политические идеалы в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующих влияние ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей. Образовательная (обучающая) функция вытекает из того, что культурология, определив социальную сущность культуры, способна распространять культурологические знания и оценки, помогая тем самым студентам, специалистам, а также всем людям, интересующимся проблемами культуры, лучше узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества. Множественность функций культурологии связана с полифункциональностью культуры как сложного социального явления, формирующегося человеком и обществом и формирующего их. |