Главная страница
Навигация по странице:

  • Оборудовани

  • Тип урока : Эпиграф

  • Домашнее задание к уроку

  • Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе. Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.А. Обратимся к композиции сочинения.

  • Запись на доске (работа в тетрадях)

  • Почему он как бы уходит “за кулисы” повествования, “передоверяет” повествовательные функции посредникам

  • Повести

  • В. – Восстановите хронологический порядок событий .-Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову (сообщение учащегося ). Слайд 9

  • Выводы учителя

  • Г. - Почему "Герой нашего времени" -это первый психологический роман в русской литературе - Что такое психологизмСлайд 11 Психологизм

  • Итоги

  • Урок по роману Герой нашего времени. 1 урок по герою нашего врем. Тема "М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"


    Скачать 26.88 Kb.
    НазваниеТема "М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
    АнкорУрок по роману Герой нашего времени
    Дата20.11.2022
    Размер26.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 урок по герою нашего врем.docx
    ТипУрок
    #799884

    Тема: "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" — первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".


    Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; анализ особенностей композиции; доказать, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе.

    Задачи: создать условия для более полного понимания текста; развивать навыки анализа литературного произведения через особенности сюжета и композиции; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи.

    Оборудование: интерактивная доска, презентация.

    Оформление доски:число, тема " М.Ю.Лермонтов“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции."

    Тип урока:

    Эпиграф: “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии” (М.Ю.Лермонтов)

    Домашнее задание к уроку:

    -Чтение романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.

    -Анализ композиции произведения.

    а) Кто рассказывает историю Печорина?

    • Степень знакомства рассказчика с героем.

    • Его социальный статус.

    • Интеллектуально-культурный уровень.

    • Нравственные качества.

    б) Проанализируйте сюжет романа.

    в) Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабула).
    I Организационный момент.

    II Вступительное слово учителя.

    Единственный завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 года: в 1839 в журнале "Отечественные записки" - "Бэла. Из записок офицера о Кавказе" и позже "Фаталист". 1840 - "Тамань". В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.

    III Основная часть

    Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.

    - Поделитесь вашими мыслями, чувствами по прочтении “Героя нашего времени”. Какие эпизоды вам запомнились, почему? Каков, по-вашему, Печорин?

    Ответы учащихся.

    Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.

    • Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.

    • Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

    • Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.

    • А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

    – Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

    -Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо вспомнить историю, что было характерным для 30-х -50-х годов 18 века.

    Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

    Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения “коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. “С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором.

    Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Может быть, и мы с вами пережили или переживаем такие времена, связанные с распадом Советского Союза… Но вернемся в 30-е годы ХIХ столетия.

    Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

    Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.

    Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

    Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

    Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашему уроку.

    Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

    Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

    А. Обратимся к композиции сочинения.

    I. – Кто рассказывает историю Печорина?

    Ответы учащихся.

    Запись на доске (работа в тетрадях):

    1. Максим Максимыч ("Бэла") – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.

    2. Странствующий офицер (офицер-повествователь) ("Максим Максимыч") Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.

    3. И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.

    - А где же автор? Почему он как бы уходит “за кулисы” повествования, “передоверяет” повествовательные функции посредникам? Запомним этот вопрос.

    Б. – Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

    - Давайте откроем содержание романа.

    - Не замечаете никаких странностей? (нумерация глав)

    - Сколько частей в романе? (две)

    - А сколько глав в каждой части? (1-3,2-2)

    - Почему после главы "Максим Максимыч" идёт глава №1 "Тамань"? (повествование начинает сам Печорин)

    Ответы учащихся 

    - Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?

    Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).

    1. “Бэла” /4/

    2. “Максим Максимыч” /5/

    3. “Предисловие”

    4. “Журналу Печорина” /6/

    5. “Тамань” /1/

    6. “Княжна Мери” /2/

    7. “Фаталист” /3/

    Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)

    1. “Тамань”

    2. “Княжна Мери”

    3. “Фаталист”

    4. “Бэла”

    5. “Максим Максимыч”

    6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”.

    - Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина “ПовестиБелкина”? Почему у Гоголя сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

    Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом, обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? Запомним этот вопрос.

    В. – Восстановите хронологический порядок событий.

    -Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову (сообщение учащегося). Слайд 9
    Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

    Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

    Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

    Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

    Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

    - Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

    -  Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа? (предполагаемые ответы учеников)

    Выводы учителя (в зависимости от полноты ответов учащихся).

    Слайд 10

    Запись в тетрадях:

    Такое построение даёт автору возможность:

    - максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

    - проследить историю его внутренней жизни;

    - образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);

    - при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию. Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека. Вспомните: "Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем". На этих словах мы прощаемся не только с главным героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен был запомниться читателю.

    Все это правда, но не вся. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.

    Г. - Почему "Герой нашего времени" -это первый психологический роман в русской литературе?

    - Что такое психологизм?

    Слайд 11

    Психологизм –это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

    Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.

    Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.

    Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.

    • Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.

    • Офицер-повествователь.

    • “Наблюдения ума зрелого над самим собою”.

    В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

    Итак, М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

    IV Диспут (Слайд 12) : почему Лермонтов выделил Печорина на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше некоторых других персонажей.

    V Домашнее задание ( Слайд 13): комментированное чтение главы "Княжна Мэри", выбрать эпизоды, которые будут использованы для характеристики века Лермонтова.

    VI Итоги: -В чём необычность композиции романа Лермонтова?

    Рефлексия:

    Урок мне понравился / не понравился

    Материал показался сложным/ сложным, но нужным/ ненужным

    Домашнее задание заинтересовало/ безразлично/ сложно


    написать администратору сайта