Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, исторического, географического распределения.

  • 3. Культура и цивилизация.

  • Морфология культуры. Культурология тема 1 Наурзгалиева А. БДФ 11-с. Тема Морфология культуры


    Скачать 19.74 Kb.
    НазваниеТема Морфология культуры
    АнкорМорфология культуры
    Дата08.11.2021
    Размер19.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология тема 1 Наурзгалиева А. БДФ 11-с.docx
    ТипДокументы
    #266083

    Тема 1. Морфология культуры.

    1. Специфика пространства культуры. Основные параметры архаической культуры и дихотомии между оседлой и кочевой культурами. Материальная и духовная культура.

    Морфология культуры (Kulturmorphologie) - термин, ведённый немецким этнологом Л. Фробениусом для характеристики научного направления, занимающегося изучением внешней картины культурных явлений и устанавливающего исторические взаимосвязи между культурами.

    С древних времен ритуальная игра, как прообраз театра, являлась обрядовым действом, в котором разыгрывались и представлялись на суд зрителя те или иные сцены, связанные с включенностью человека в систему социокультурных отношений. В пратеатре в форме игры закреплялись виды деятельности, которые в дальнейшем сформировали культурное пространство. Сегодня в философский дискурс все больше входит понятие «игроизация», как проникновение элементов игры в самые разные социальные и культурные практики. Калейдоскоп быстро сменяющих друг друга культурных форм, стремительное протекание культурных процессов, как тенденция

    культурной динамики, позволили говорить об игре как о сущностной характеристике

    человеческого бытия, превращая бытие в игру и игру в бытие. История формирования пространственного ареала культуры уходит в далекое прошлое. В рамках этой концепции понятие культурного пространства (в границы которого сегодня принято вписывать все культурные феномены) выступает как некий ареал, в котором возникает и реализуется игровая, творческая деятельность индивидов, способствующая его сохранению, и в то же время создающая новые культурные ценности.

    «Культурное пространство – это также пространство реализации человеческой виртуальности (задатков, возможностей, способностей, желаний и пр.), осуществления социальных программ, целей и интересов, распространения идей и взглядов, языка и традиций, верований и норм, и т. д.» . Таким образом «подлинное проникновение философии в глубину проблем культуры невозможно без привлечения к анализу опыта искусства – опыта духовно-практического человековедения».

    Специфика структуры культурного пространства состоит в том, что она не имеет четкой статичности, все пространства находятся в постоянном движении, они могут перемещаться, менять акценты и т. д. К тому же каждый входящий в структуру вид культурного пространства, также имеет свою структуру и вбирает в себя другие, более «мелкие» пространства. Они, в свою очередь, также могут получать статус подвида культурного пространства. Структурная составляющая позволяет определить культурное пространство как сложное развивающееся образование, состоящее из совокупности относительно самостоятельных и взаимосвязанных друг с другом видов, являющихся определенными подпространствами, задаваемыми характером человеческой деятельности и обеспечивающими бытие культуры.

    Особенности изучения первобытной культуры, зародившейся в Древнейший период истории вместе с человеком разумным, осложнены отсутствием письменных источников и недостаточной базой археологических данных. Поэтому разные науки прибегают к реконструкции тех или иных эпизодов истории этого периода, культурно-историческим аналогиям с ныне имеющимися типами ранних стадий культурного развития, чаще всего в такой роли выступают австралийские аборигены, племена Центральной Африки и др. Чем характеризовалась культура первобытных народов? Теснейшими связями с природой, прямой зависимостью от нее. Приспособление к жизни окружающей природы (собирательство, приручение животных, наблюдение за повадками диких зверей и использование этих наблюдений в хозяйственной практике) сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители- тотемы. Имя тотема рода часто вплеталось в титул египетских императоров, закреплялось в именах, в поздние времена в фамилиях людей разных национальностей. Капризы природы, смена времен года, стихийные бедствия - все это находило отражение в сознании первобытных и древних людей, награждавших силы природы душой, уподоблявших их богам, имевшим судьбы и характеры, подобные человеческим (мифология). Умственные возможности первых людей намного опережали их материальное положение, что и приводило к совершенствованию примитивных орудий труда, развитию технологий обработки камня, металла, и др.

    Первобытные культуры оставили в наследие будущим поколениям: настенную и наскальную живопись (настенная живопись в Чатал-Хююке, пещеры Альтамира, Ляско, Капова пещера и др.); скульптурные изображения животных и человека; множество оберегов-ювелирных украшений, ритуальных предметов; расписные гальки - чуринги, глиняные пластины, как наивные представления о душе человека и многое другое.

    Созданное в период предыстории вошло в культурную память народов поздних эпох, утратив многие первоначальные смысловые аспекты. Переход от предыстории к истории происходит в процессе образования первых городов-государств, появления письменности, институтов власти, церкви, армии и начинается с 4-3 тыс. лет до н. э. Ранее всего образование государств проходило на землях, свободных от оледенения. Это были земли Африки, Юго-Западной, Южной, Центральной и Восточной Азии. Здесь складывается уже в это время основа традиционных культур, которые переживут многие века и тысячелетия и доживут до Новейшего времени, до наших дней. На первом этапе становления общества важнейшую роль выполняла культура присвоения - в трёх её видах: охота, собирательство, скотоводство. Если вначале культура характеризовалась примитивным синкретумом, для неё не было характерно выделение духовной деятельности в качестве самостоятельной области, то в культуре производства происходит деление культуры на два вида: материальную и духовную. Вместе с человеком, обществом, происходит и возникновение культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез - это единый процесс, образованный тремя взаимодополняющими, коэволюционными потоками. духовная культура с самого начала опредмечивалась в орудиях труда, приёмах охоты, в технологиях изготовления утвари. И лишь позднее она получила возможность опредмечиваться в слове, речи. Духовная культура, получив относительно самостоятельную форму существования - ещё долго оставалась неспециализированной, синкретичной. В ней присутствовали рациональные и иррациональные компоненты, знания и вера, эмоции и разум. В художественной культуре, в искусстве - изображения, статуэтки характеризуются примитивным подобием своим оригиналам, наивностью, реализмом. Первобытного художника интересуют социально-значимые для общины образы - объекты охоты и воспроизводство жизни. Изображения служили не удовлетворению эстетических вкусов - их ещё не было, а консолидации общины. Так, рисунки на скалах создавались с целью сбора членов общины перед сезоном охоты, а после её окончания изображений не создавалось.

    Нередко культуру делят на материальную и духовную. Главный критерий этого разделения - потребности человека, которые она удовлетворяет. Материальная культура – это средства труда, коммуникация, производственный опыт, умения и навыки и т.п. Все то, что помогает человеку удовлетворять свои материальные потребности. Духовная культура – это наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Все то, что удовлетворяет нематериальные потребности: в познании, в красоте, в творчестве. Однако деление культуры на две сферы очень условно. Многие предметы удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека. Например, все мы стремимся, чтобы одежда и предметы обихода были и красивыми, и удобными. Кроме того, произведениям искусства обычно нужен материальный носитель. Картина или статуя удовлетворяют потребность человека в красоте, но это еще и материальные объекты.

    2. Вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, исторического, географического распределения.

    Морфология культуры - это изучение вариаций культурных форм в зависимости от их социального, исторического, географического распределения. Основные методы познания - структурно-функциональный, семантический, генетический, общая теория систем, организационный и динамический анализ. Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм: генетическое (порождение и становление культурных форм); микродинамическое (динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений: непосредственная трансляция культурной информации); историческое (динамика культурных форм в исторических масштабах времени); структурно-функциональное (принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества). Основные методы познания - общая теория систем, организационный и динамичный анализ. Основные пограничные области - социология, психология, этология, экология.

    3. Культура и цивилизация.

    Культура и цивилизация – понятия близкие, но не совпадающие.

    Цивилизация – это вся совокупность духовных и материальных ценностей (продуктов), созданных в истории того или иного народа или эпохи. Под культурой же мы будем пониматьсветскую (в отличие от церковной) формудуховной жизни, и прежде всего общественное мировоззрение, нравственность и искусство. Культура и цивилизация не только отличаются, но иногда могут даже противоречить друг другу, развивая мощную техническую базу для интеллектуально развитого, но духовно нищего человека. В духовном центре цивилизации находится религиозное ядро, включающее в себя веру народа и его священный язык, на котором он говорит с Богом. В русской цивилизации это, соответственно, православная вера и славяно-русский язык. Вокруг указанного ядра располагается цивилизационные оболочки, начиная с интеллектуально-нравственно-художественной (собственно культура); далее следует государственно-политическая сфера - область соединения священства и царства, духовной и светской власти; наконец, внешнюю форму цивилизации образует её хозяйственно-экономическая и технологическая жизнь, «тело власти», излучающее её силу на весь остальной космос. Образы, символы, знаки культуры - это духовно-смысловая иерархия («лестница»), одновременно сближающая и разделяющая между собой идеальное и реальное. Применительно к круговой схеме это означает, что некоторые оболочки цивилизации - в частности, культура - могут иногда значительно отдаляться от её онтологического ядра, или даже вовсе противоречить ему. Основу любой цивилизации и культуры составляет её главный религиозно-ценностный выбор, красной нитью проходящий через всю её историю. Различие её уровней (оболочек) есть, по сути, череда зеркал, передающая исходный духовный импульс от одной ячейки цивилизации к другой. Образы, символы и знаки культуры суть именно такие ячейки, отличающиеся друг от друга мерой соотношения в них духовного и материального. Если чудотворная икона есть богочеловеческий образ, истоком которого оказывается сам Первообраз, то символы философии или искусства создаются уже людьми в свете веры. Внешний обвод любой цивилизации составляет её вещественное (производственное, информационное и т.п.) тело, несущее на себе её энергетику и символику. Вся мировая история - религии, идеологии, государственности и хозяйства - убеждает в том, что технологическая (хозяйственно-экономическая) оболочка всякой цивилизации есть проекция её духовного центра - как в её достижениях, так и в её провалах.


    написать администратору сайта