Учебник по Отечественной истории. Тема народы и древнейшие государства на территории россии
Скачать 17.17 Mb.
|
2.8. Смута в Русском государстве (1598 - 1613 гг.)
XVII в. открыл собою новый период всемирной истории. В передовых странах Европы - Нидерландах и Англии - произошли буржуазные революции, положившие конец эпохи средневековья. В 1584 г. Иван Грозный в возрасте 54 лет умер. Царь умирал в тяжелейших физических муках, но сильнее физических были муки душевные: 7 раз он женился, но достойного преемника у него не было, государство передать было некому. Правление Фёдора Иоанновича (1584 - 1598 гг.). После Ивана Грозного русский престол занял его сын Федор (1584-1598 гг.). Царь Фёдор был физически нездоровым человеком и всё время проводил в чтении церковных книг, молитвах и поездках по монастырям. Управление страной он доверил брату своей жены Борису Годунову. Б. Годунов проводил осторожную и разумную политику: возрождал экономику страны, укреплял границы. Он отвоевал у Швеции устье Невы, утерянное после Ливонской войны. В 1592 г. Б. Годунов отразил последний набег крымского хана Казы - Гирея на Москву. Но самым главным его достижением в этот период было следующее: в 1589 г., применив все свои дипломатические способности, Б. Годунов организовал возведение московского митрополита Иова в сан патриарха (патриарх - родоначальник, высший духовный сан в православной церкви). Со времён принятия православия в 988 г. Русская Православная Церковь была митрополией (отделением) Вселенской Константинопольской патриархии. После падения Константинополя в 1453 г., т.е. уже полтора века, Русская Церковь была фактически автокефальной (самоуправляемой). Возведение русского митрополита в сан патриарха повышало престиж Русской Церкви во всём православном мире. С возведением московского митрополита в сан патриарха Москва - столица самого крупного православного государства - становилась одним из столпов православия в мире. Заслуга Бориса Годунова в этом неоценима. Но во времена всесилия Б. Годунова при Фёдоре Иоанновиче произошла одна трагедия, которая в дальнейшем отразилась на политической судьбе Б. Годунова: в 1591 г. в г. Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб девятилетний сын Ивана Грозного - царевич Дмитрий - последний сын Грозного. В 1598 г. бездетный царь Фёдор Иоаннович умер. Наследников у Ивана Грозного больше не было. Династия Рюриковичей, правившая Русью с 862 г., прервалась. Возник династический кризис. После этого в России последовали драматические события, которые продолжались 15 лет (1598 - 1613 гг.) и получили название "Смута", "Смутное время". Точки зрения учёных на причины Смуты различны. Одна из них: русское общество утратило одну из своих несущих конструкций - законную монархию. После этого русское общество стало предпринимать различные попытки для преодоления Смуты. 1. Правление Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.). Патриарх Иов предложил избрать новым царем Б. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Годунов наотрез отказался от этой идеи. Тогда был собран Земский собор. Царём был избран Б. Годунов. Годунов упорствовал и отказывался от высшей власти в России. Тогда патриарх организовал крестный ход с иконами Владимирской и Донской Богоматери и пригрозил отлучить Годунова от церкви. Б. Годунов сдался. Так Б. Годунов стал первым царем, избранным Земским собором. Годуновы происходили из незнатных костромских бояр, которые всегда находились в услужении у бояр московских. Среди московского боярства находилось немало родов, которые были в очень тесном родстве с Рюриковичами. Они считали, что у них больше прав на русский престол, чем у выскочки Годунова. Поэтому за новым царём сразу закрепилось название "безродного" царя, и он получил оппозицию в лице мощного московского боярства. Положение Годунова на престоле было очень непрочным. Но новый царь оказался талантливым политиком. Править он начал осторожно: избегал войн с соседями, продолжалось расширение территории России на востоке. Отличительной чертой его правления было широкое церковное и крепостное строительство. При нём крупные пограничные города были превращены в крепости: Воронеж, Курск, Белгород, Смоленск и др. Б. Годунов пытался быть хорошим царём для всех сословий:
Это были благие намерения царя. Но они не встретили понимания в народе. Распространялись слухи: "Что - то добр царь Борис, наверное, в чём - то виноват. Быть беде". Желание царя улучшить жизнь народа были восприняты как попытки обмана и угнетения. Целые деревни снимались с мест и бежали в Поволжье, Сибирь. Кроме того, на правление Бориса Годунова пришлись невиданные стихийные бедствия: в 1601 г. три месяца весной шли проливные дожди, потом ударили морозы. Все посевы погибли. В 1603 г. в стране возникла угроза голода. Годунов быстро предпринял самые энергичные меры: были установлены твёрдые цены на хлеб, в Москве была организована бесплатная раздача хлеба. Но опять благие намерения царя были неудачны. Прослышав, что в Москве бесплатно дают хлеб, работу, деньги, целые деревни снимались с мест и бежали в Москву. В Москве чиновники шли на различные махинации. Так, они заранее посылали в дома, назначенные для раздачи хлеба, своих родственников, и весь хлеб отдавали им. Но, чтобы не вызвать ненависть со стороны московского боярства, Годунов не шёл на репрессии в отношении бояр - мошенников. И бесплатная раздача хлеба только усилила бедствия в Москве. В результате в стране разразился голод, он достиг чудовищных размеров. По некоторым данным, в России вымерла 1/3 населения. Народ быстро нашёл объяснение стихийным бедствиям: гнев Божий. Сомнений в народе не оставалось: Борис Годунов совершил какие - то страшные преступления. Народная молва приписала ему убийство царевича Дмитрия, раннюю смерть Фёдора Иоанновича и многое другое. Царь, желавший блага своему народу, стал вызывать ненависть. А в это время в Польше объявился человек, который стал выдавать себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной является точка зрения, что первым самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лжедмитрий I. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь. Шляхта хотела вернуть те земли, которые до этого 100 лет входили в состав Польши, и которые Россия смогла вернуть к этому времени. Целью католической церкви было распространение католичества в России. Королём Польши в это время был Сигизмунд III Ваза (1587 - 1632 гг.). Он был ярым поборником католичества. Одной из главных идей всей его жизни было страстное желание распространить католичество в России. Сигизмунд III и стал главным режиссером русской Смуты. В 1604 г., снаряжённый на польские деньги, самозванец двинулся к Москве. Следует сказать, что на всём пути следования все слои населения встречали его хлебом - солью. Народ считал, что с воцарением на престоле сына Ивана Грозного прекратится гнев Божий на Россию. А царь Борис к этому времени сильно переменился. Обычно активный, он отошел от дел, стал мнительным, окружил себя колдунами. В апреле 1605 г. внезапно умер. Судьба Бориса Годунова на русском престоле сложилась несчастливо. Вся его семья заплатила самую высокую цену за высшую власть в стране - он сам, его жена, сын и дочь погибли в период Смутного времени. И, тем не менее, его заслуги перед русской историей очень высоки: ведь именно он организовал возведение московского митрополита в сан патриарха. Вся семья Годунова была похоронена на территории самого святого места в России - Троице - Сергиевой лавре. Итак, первая попытка русского общества преодолеть Смуту закончилась неудачей. Годунов стал жертвой того, что рискнул быть первым выбранным царём. Народ не смог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Годунов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь - Бог вручил Годунову Русскую землю в управление. 2. Правление Лжедмитрия I (1605 - 1606 гг.). Через несколько месяцев после кончины Б. Годунова самозванец торжественно въехал в Москву. Москва колокольным звоном встречала, как она считала, сына Ивана Грозного - царевича Димитрия. Димитрий был венчан на престол и стал новым царём. Новый царь сразу же принялся за дела правления. И такого царя Москва ещё не знала. Под страхом смертной казни он запретил чиновникам брать взятки, повысил должностные оклады. Два раза в неделю - в среду и субботу - сам лично принимал челобитные, и все желающие могли встретиться с ним. Царь каждый день участвовал в заседаниях Боярской думы, вникал во все дела, быстро схватывал суть вопроса и тут же принимал разумные решения. Но с первых же недель Москва стала разочаровываться в молодом правителе: он не вписывался в представления москвичей о православном государе. Православный государь был величав, ходил степенно, важно, обязательно в сопровождении бояр. А Димитрий вёл себя запросто. Он не ходил, а буквально бегал по Москве, причём, сам, без бояр. Оказывается, сын Ивана Грозного не знал московских обычаев. В послеобеденное время с незапамятных времён Москва погружалась в сон. А молодой царь в это время принимался бегать по городу. Он заходил в лавки купцов, беседовал с ними, уговаривал бояр путешествовать по Европе, отправлять детей учиться за границу. И ореол богоизбранности исчезал, простые манеры выдавали в сыне Ивана Грозного обыкновенного человека. Одной из главных ошибок царя было то, что он привёз с собой из Польши католических священников. Царь любил устраивать прилюдные споры католических и православных священников на тему, чья же вера лучше. Кроме того, царь отверг русскую царевну Ксению, дочь Годунова, и сделал её лишь наложницей. Борис Годунов был ненавистен всем, но вины Ксении перед народом не было ни в чём. К царю приехала невеста - дочь польского дворянина Марина Мнишек. Она сразу же стала демонстрировать пренебрежение ко всему русскому. Это больно ударило по самолюбию русских. Иерархи Церкви потребовали, чтобы "Маринка" приняла православие. Невеста русского царя переходить в православие не захотела. Но она была венчана на русский престол и стала русской царицей. После этого состоялось бракосочетание Дмитрия и Марины. Создалась неслыханная ситуация на русском престоле. Русские были очень щепетильны в вопросах престолонаследия и вероисповедания своих государей. А теперь на престоле оказались две царствующие особы - самозванец, в этом уже никто не сомневался, и иностранка - католичка. Сын католички мог стать русским царём. Этого терпеть бояре не захотели. В 1606 г. в разгар свадебных торжеств Лжедмитрий I был убит. Вторая попытка преодолеть Смуту также закончилась неудачей. Лжедмитрий I не вписывался в традиционные представления русских о богоизбранном государе, не нашёл опоры и понимания в русском обществе. 3. Правление Василия Шуйского (1606 - 1610 гг.). Во время народного возмущения против Лжедмитрия I с Лобного места на Красной площади царём был "выкликнут" Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца. Василий Шуйский был представителем самой знатной и родовитой боярской фамилии, находившейся в очень тесном родстве с Рюриковичами. 1 июня 1606 г. В. Шуйский торжественно венчался на царство. Шуйский пришёл к власти при помощи бояр. Поэтому он поклялся, что будет править при помощи бояр и в интересах бояр. Это сразу вызвало раскол в обществе. Дело в том, что к этому времени в обществе уже значительным и влиятельным был новый слой феодалов - дворянство. Новым царём были недовольны и другие слои общества. Недовольство стало всеобщим и вылилось в первую крестьянскую войну под предводительством И.И. Болотникова (1606 - 1607 гг.). В восстании приняли участие дворяне, посадские люди, крестьяне. Страна раскололась на два лагеря. Восстание охватило центр, юг страны. Москва оказалась в осаде. Но в решающий момент дворяне пошли на сговор с Шуйским. У села Коломенское И.И. Болотников потерпел поражение, снял осаду и ушёл к Калуге, затем к Туле. В 1607 г. восстание было разгромлено войсками Василия Шуйского. А в это время в Польше объявился новый самозванец, который также выдавал себя за сына Ивана Грозного. Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий II. Его войска у границы перехватили Марину Мнишек, высланную в Польшу после гибели Лжедмитрия I. Марина Мнишек "признала" в новом самозванце своего мужа. После этого её стали звать "женой всех самозванцев". Снаряженный опять на польские деньги, новый самозванец в 1608 г. начал поход на Москву. Жители русских городов и его встречали хлебом - солью. Лжедмитрий II подошёл к Москве, но взять ее не смог и стал лагерем в 17 км. от Москвы у села Тушино. В Тушине он стал создавать свои органы государственной власти: Боярскую думу, приказы, назначил своего патриарха Филарета, в провинцию стал назначать воевод. Он стал раздавать поместья, жалованье тем, кто переходил к нему в Тушино. Бояре и дворяне толпами переходили к нему на службу. Лжедмитрий II стал одной из самых разрушительных фигур русской истории. Он расколол страну на две части. За год существования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине. Государственность "перетекала" из Кремля в Тушино. Самозванец как бы "воровал" власть у Шуйского. Зa это его прозвали "Тушинским вором". Возникла пpямая угроза правительству Василия Шуйского в Москве. Тогда Шуйский обратился за военной помощью к Швеции. В 1609 г. русские войска под руководством племянника царя молодого воеводы М.В. Скопина - Шуйского вместе со шведами разбили войска Тушинского вора. Дальше шведы отказались воевать, так как им не выплатили денег. Польский король стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Польские войска возглавил сам король Сигизмунд III. Поляки во главе с королём осадили форпост России на Западе - г. Смоленск. Но ещё Борис Годунов превратил этот город в неприступную крепость, и поляки не смогли взять его. Тогда по приказанию короля отряд поляков двинулся к Москве. Поляки подошли к Тушинскому лагерю. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит. Василий Шуйский был низложен и пострижен в монахи. В Москве было образовано правительство из семи бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским - семибоярщина. Третья попытка преодолеть Смуту также не удалась. Разрушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить разрушение могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на применение кардинальных мер в обществе не пошёл. 4. Семибоярщина (1610 - 1613 гг.). В России началось боярское правление - семибоярщина. А страна переживала наивысший момент разрушения. Предательство государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Поляки подошли к самой Москве, шведы грабили северо-западные русские земли. Не прекращались народные выступления. По стране свободно рыскали шайки своих и иностранных разбойников и грабили местное население. Россию охватила всеобщая война: все воевали против всех. В этих условиях московское правительство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына - королевича Владислава. На тот момент Речь Посполитая была в Европе могущественным государством и представляла для России большую опасность. Казалось, избрание польского королевича русским царём удобно для России: сама собой кончится война с Польшей. Москва присягнула на верность Владиславу. Московские бояре совершили национальное предательство: тайно, ночью они впустили поляков в "святая святых" русской земли - Кремль. Возникла прямая угроза потери независимости страны. В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить условия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Фёдор Романов. В то время ни одно важное дело не начиналось без согласия главы Русской Церкви. Митрополит Филарет должен был получить благословление патриарха Гермогена. Гермоген стал патриархом в 1606 г. Он был в преклонном возрасте, но отличался твёрдостью духа и неуступчивостью характера. Твёрдость духа и неуступчивость патриарха и спасли государственность России в Смутное время. Патриарх взял с митрополита слово, что менять условия договора можно, но непременным условием восшествия польского королевича на русский престол должно быть принятие Владиславом православия. Филарет поклялся патриарху, что этот пункт договора он будет отстаивать ценой собственной жизни. Переговоры начались в Смоленске. Польский король отверг требование русской стороны о принятии его сыном православия. Филарет же клятвы, данной патриарху, не нарушил, договор не подписал. За это русское посольство было заключено под стражу. Митрополит Филарет пробыл в польском плену до 1619 г. Между тем, в Москве было получено сообщение, что Тушинский вор, из - за которого приглашали на русский престол польского королевича, убит. Необходимость в приглашении Владислава на русский престол отпала. А поляки в Кремле вели себя надменно. Москвичи слышали, как целыми днями из Кремля доносилась польская музыка. Поляки с пренебрежением относились к русским религиозным святыням: били старинные иконы, сдирали с них золото, серебро, жемчуг, разворовывали драгоценную церковную утварь. Патриарх Гермоген занял самую непримиримую позицию к полякам и католичеству. Поляки заключили патриарха в темницу. Но патриарх нашёл способ и стал рассылать из заключения грамоты в монастыри, города с призывом подняться ради спасения родины и православия от иноверцев и идти к Москве. Тогда поляки ужесточили содержание патриарха и бросили его в каменный подвал Чудова монастыря. Там патриарх был уморен голодом. Перед смертью патриарх узнал, что услышали его люди русские, и на очищение Москвы от поляков идут полки из Нижнего Новгорода под управлением Д.М. Пожарского и Козьмы Минина. Своим любимым образом Богородицы Казанской, который он всегда носил с собой на груди, патриарх благословил русские войска на борьбу с поляками. Мученическая кончина патриарха за православную веру всколыхнула русское общество. Патриарх успел сформировать общественное мнение в пользу восстания против поляков. Смерть главы Русской Церкви дала толчок национальному самосознанию. Национальное самосознание народа "проснулось". Общество стало восстанавливаться. Спасение России пришло из провинции. Первое земское ополчение было создано в Рязани дворянином П. Ляпуновым. Основой ополчения стали дворяне. Кроме того, в него вошли ополчения дворян и горожан Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, Суздаля, Вологды, Ярославля, Костромы и других городов. Влились в ополчение казаки-тушинцы во главе с Иваном Заруцким. Весной 1611 г., когда ополчение подступило к Москве, в городе вспыхнуло восстание против поляков. Но вскоре между руководителями ополчения начались разногласия. Руководители казацких отрядов противились попыткам П. Ляпунова наладить военную организацию ополчения. П. Ляпунов был разрублен казаками, и дворянские отряды ушли из-под Москвы. Первое земское ополчение распалось. Между тем грамота патриарха Гермогена была получена в Нижнем Новгороде. Земский староста Козьма Минин зачитал её после богослужения в одном из храмов. Тут же было принято решение - на организацию ополчения собрать со всех нижегородцев и жителей окрестных деревнь 1/3 имущества. Сборщиком средств был назначен Козьма Минин. Воеводой был выбран князь Д.М. Пожарский, как человек с незапятнанной репутацией: он не был замечен в сговоре ни с поляками, ни со шведами. Современники говорили о нём, что он "муж честен и знал ратное дело и не был в измене". Патриотическое движение, которое началось в Нижнем Новгороде, было поддержано другими городами. Стараниями К. Минина и Д.М. Пожарского численность ополчения, состоявшего сначала из 2-3 тыс. чел., начала быстро увеличиваться. В марте 1612 г. ополчение выступило вверх по Волге к Костроме и Ярославлю. В Ярославле был создан "Совет всея земли" - временное правительство из представителей духовенства и Боярской думы, выборных дворян и посадских людей. Во главе его встали Д.М. Пожарский и К. Минин. Начали действовать и приказы. К этому времени численность ополчения составила уже 10 тысяч чел. В августе 1612 г. основные силы второго ополчения подошли к Москве. Д.М. Пожарский разбил свой лагерь у Яузы и окружил укреплениями Кремль, в котором засели польско-литовские интервенты. В октябре ополченцы с боем взяли Китай-город, и 22 октября на день обретения иконы Казанской Богоматери 1612 г. Москва была освобождена от поляков. После князь Д.М. Пожарский на свои средства в память обо всех погибших в период Смутного времени, а также в честь иконы Казанской, принёсшей ему победу и славу, на Красной площади выстроил Собор Казанской Божьей Матери. В 30-е гг. при Советской власти собор был разрушен, а в 90-е гг. ХХ в. был воссоздан по старым чертежам. 5. Избрание на престол в 1613 г. Михаила Романова. После изгнания поляков из Москвы русским обществом была предпринята ещё одна попытка преодолеть Смуту. В начале 1613 г. в Москве был созван Земский собор для избрания главы государства - царя. По словам русского историка В.О. Ключевского: "бесспорно, всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей". Вокруг кандидатуры будущего царя разгорелась острая борьба. Образовались группы депутатов, своего рода фракции, каждая из которых предлагала своего кандидата в цари. Раздоры, взаимные обвинения, угрозы, подкуп, различные ухищрения сопровождали борьбу за "превысочайший престол". Так, бояре предлагали польского королевича Владислава. Руководители казаков выдвигали сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек, прозванного в народе "воренком". Отдельные боярские группировки предлагали кандидатуры из старых княжеско-боярских родов - Мстиславских и Голицыных. В конце концов, к новому царю были предъявлены три требования:
После долгих обсуждений Земский собор остановил свой выбор на кандидатуре 16-летнего Михаила из старинного боярского рода Романовых, сына митрополита Филарета, в миру - боярина Федора Никитича, который в это время находился в польском плену. Михаил Романов и стал новым русским царём. Выбор Земского собора оказался исключительно удачным. Михаил Романов отвечал всем предъявленным требованиям. Избрание царём представителя русской боярской фамилии, находившейся в родстве по женской линии с Иваном Грозным, имело тогда большое национальное значение. Представители народа на Соборе отвергли кандидатуры чужеземцев, что означало сохранение государственного суверенитета, национальной самостоятельности. Так в России началось правление новой династии - Романовых, которая будет править в России более 300 лет и проведёт страну через все исторические бури и испытания к мировому господству. К НАЧАЛУ ТЕМЫ Контрольные вопросы
Дополнительная литература
К НАЧАЛУ ТЕМЫ |