Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Античный период зарождения и развития науки.

  • 3. Наука в Средние века Важнейшей чертой средневекового мировоззрения, бесспорно, является теоцентризм

  • Средневековая европейская наука

  • 4. Дисциплинарно-организованная наука в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.

  • Создание теоретической механики Галилеем и Ньютоном

  • 5. Наука в индустриальном и постиндустриальном обществе.

  • 6. Соотношение науки с паранаукой и псевдонаукой.

  • философия в науке. Тема Наука в ее историческом развитии


    Скачать 51.01 Kb.
    НазваниеТема Наука в ее историческом развитии
    Анкорфилософия в науке
    Дата05.03.2023
    Размер51.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGusikhin_VTM-11_Tema_1.docx
    ТипДокументы
    #969144

    Гусихин ВТМ-11

    Тема 1. Наука в ее историческом развитии

    1. Проблема начала науки: где и когда возникла наука?

    Наука – профессиональная познавательная (исследовательская) деятельность, призванная добывать (вырабатывать) и систематизировать знания, а заодно обеспечивать их использование на практике, в том числе для прогнозирования будущего.

    Зарождению науки предшествовала преднаука (освоение доступного обыденному и практическому познанию). На этой стадии было мало системности, обоснованности, осознанности, понятности; все выводы носили характер бытовых рекомендаций.

    Зачатки научных знаний (особенно математических, астрономических и узко прикладных) усматриваются в религиозно-философских системах Шумера¸ Египта, Вавилонии, Индии, Китая, Персии. Первыми учеными «по совместительству» были жрецы древнейших монастырей.

    Однако большинство историков считает, что подлинная наука началась в Древней Элладе (VI-IV вв. до н.э.), когда постижение истины стало цениться независимо от ее прикладной полезности. Условия возникновения науки: высокая степень разделения труда, позволившая выделиться умственному труду, а также развиться ремеслам и торговле, требовавшим научных знаний для успешной конкуренции на рынке.

    Первые научные программы в античной культуре состояли в сборе, анализе, систематизации и комментировании всех известных фактов, мыслей и художественных произведений. Для этого античные ученые путешествовали по всему миру, старательно собирали книги, образцы природных и искусственных произведений, создавая огромные музеи и библиотеки.

    2. Античный период зарождения и развития науки.

    В античный период впервые произошло выделение науки из не расчлененного (до тех пор), синкретичного первобытного знания, в относительно самостоятельную сферу культуры. Поэтому Античность предстает как первый этап в истории науки. Для характеристики этого этапа сохранилось множество различных источников. Среди них первостепенное место занимают письменные свидетельства, хотя для исследователя этих источников остро стоит проблема определения степени их достоверности.

    Тем не менее общепризнанно, что именно Античность является колыбелью современной науки. Основные научные категории, такие как идея, метод, теория, теорема, система, пришли к нам из Античности. Античное происхождение имеют и основополагающие научные проблемы, которые исследуются учеными до сих пор:

    • первооснова мира;

    • движение, другие универсальные свойства мира;

    • достоверность человеческого познания;

    • законы человеческого мышления и др.

    Конечно, наука Античности своеобразна, она отличается от современной. Но она органически связана с ней.

    Продолжительность античного этапа в развитии науки составляет около двенадцати столетий: от VII в. до н.э. до V в. н.э.

    В пределах этого длительного этапа обычно выделяются внутренние периоды:

    • классика —VII-IVвв. до н.э.;

    • эллинизм — III в. до н.э. — II в. н.э.;

    • римский период — И—V вв. н.э.

    В исследованиях по истории античной науки обычно указываются следующие четыре ее характерных признака:

    1. Деятельность по получению новых знаний впервые выступает как занятие особой социальной категории людей.

    2. Ее теоретичность, тесная связь с особым, удаленным от реальности высоким «миром идей», описанным Платоном. Из этого представления вытекала мысль о необязательности тесной связи науки и практики.

    3. Наука представляет собой преимущественно рациональное, доказательное знание, достигающее истины путем использования специальных методов проверки полученных знаний.

    4. Важнейшим признаком науки является системность, которая проявляется как в широком охвате объекта исследования, который может достигать масштабов всего мира, так и в самой организации научной деятельности, которая должна следовать от этапа к этапу, от простого наблюдения к более сложному — рациональному осмыслению предметов и явлений.

    Эти качества античной науки формировались, совершенствовались на протяжении всех трех указанных этапов ее развития.

    3. Наука в Средние века

    Важнейшей чертой средневекового мировоззрения, бесспорно, является теоцентризм – представление о Боге как единственной подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была так или иначе связана с религией. Поэтому в этот период и наука, и философия были подчинены теологии.

    Также этот период характеризовался становлением образования и появлением первых учебных образовательных учреждений (Болонский университет, Оксфорд, Парижский университет, Кембридж).

    Спор об универсалиях – одна из основных проблем средневековой философии, связанная с существованием общих понятий, идей, которая состояла из двух вопросов:

    1) что существует раньше – идея общего в предметах или сами предметы?

    2) как существуют универсалии – в сознании человека или вне сознания?

    В зависимости от ответа сложились три направления:

    1) реализм – универсалии существуют реально вне сознания, как самостоятельные сущности а общее – это идея, которая существует до единичных вещей;

    2) номинализм – реально существуют только вещи, а общее, универсалии находятся в человеческом сознании как имена вещей. Общее существует после вещей;

    3) концептуализм – сформировал учение о трояком существовании универсалий: а) они существуют до единичных вещей – в Боге как сущности вещей; б) они существуют в вещах – как общее, присущее всем вещам; в) они существуют после вещей – в сознании человека как имя, название вещи.

    Средневековая европейская наука – наука периода от заката античной культуры до эпохи Возрождения включительно, который называют «темным», «мрачным», имея в виду общий упадок цивилизации, крушение Западной Римской империи под нашествием варваров и проникновение религии во все сферы духовной культуры, что значительно замедлило развитие Западной Европы. С утверждением христианства радикально изменилась система ценностей. Сформировалась новая картина, новое мировоззрение и новый строй мышления. Менталитет средневекового человека символичен, а символизм начинался на уровне слов. Язык стал инструментом ума, что объясняет средневековые диспуты. Средневековая наука была институционизирована в школах, а в дальнейшем – в университетах. Ее идеология была христианство, а доктриной – схоластика (философствование, которое средствами разума и логики пытается обосновать принятые на веру христианские идеи).

    Фома Аквинский (1225-1274) – видный представитель схоластики. На основании идеи Аристотеля о материи и форме он разработал концепцию утверждающую, что каждая природная вещь есть сочетание материи и формы. Высшей формой является Бог, который есть также первоначало и движущая сила мира. Бог первичен и действителен по отношению к миру, материальный мир – возможность по отношению к Богу.

    Ему принадлежат пять рациональных доказательств бытия Бога:

      1. доказательство от движения – всякое движение нуждается в толчке, следовательно, должен существовать «первотолчок», приводящий в движение мир в целом (им может быть только Бог);

      2. доказательство от причины – в мире реализуются цепи причин и следствий, следовательно, должна существовать первопричина – Бог;

      3. доказательство от необходимости – любые явления материального мира случайны и конечны, а значит, не могли возникнуть сами по себе, следовательно, существует то, что создает их и придает всему происходящему необходимый характер (это и есть Бог);

      4. доказательство от совершенства – все существующее может быть представлено как «лестница совершенств», она не может быть бесконечной, следовательно, должно существовать абсолютное совершенство – Бог;

      5. доказательство от целесообразности – все в мире упорядочено, гармонично, взаимно увязано, следовательно, существует Бог как разумное существо, устанавливающее цель для всех протекающих в мире процессов.

    4. Дисциплинарно-организованная наука в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.

    В этот период (XVI - XVIII вв.) произошли 2 глобальные научные революции:

    1. Формирование механистической картины мира.

    2. Распространение диалектического материализма.

    С этого периода началась классическая наука, которая обусловила характер научного познания, наука обрела статус целостной системы в единстве 3-х основных статусов: 1) как научной системы знаний; 2) духовный феномен – способность производить знания; 3) наука, как социальный институт.

    Предпосылки и почву для I-ой науч. революции подготовила эпоха Возрождения, в эту эпоху произошел переход от восприятия остального мира к восприятию оценки собственной жизни как к главной способности строить свою судьбу. Стала выявляться особая значимость человеческого своебразия, его творческой активности. Возрождение выработало новое мировоззрение, прежде всего благодаря целой плеяде выдающихся философов – Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др.

    В эпоху культа красоты математика выражает субъективное (пропорции тела), была выработана концепция линейной перспективы (когда в отдалении предметы меньше размером и параллельные линии сходятся в одну точку). В результате направленности фил. мысли на материально-личностное создаются предпосылки для становления инженерного подхода.

    Новое время – эпоха ранних буржуазных революций. Англичанин Ф. Бэкон. Его философские интересы были сосредоточены на практике и науке. Бэкон критиковал созерцательный характер знания эпохи Возрождения. Знание – сила, оно должно стимулировать человека к действию. Бэкон стремился к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности. Новаторство Бэкона выразилось в понимании практико-обусловленности знания, он видел разрыв между практикой и знанием. Научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно. Знание в голове человека появляется в результате осмысления данных эксперимента. Эксперимент индуцирует знание - метод индукции (лат. «индукцио» - выведение, наведение) – логическое умозаключение от частного к общему. Однако у этого метода есть ограничения: из-за одного отрицательного результата придется отказаться от применения общего правила. Бэкон называл это не недостатком, а особенностью (это метод не работает там, где получают идеализацию).

    Декарт (картезианство) – методическое сомнение является эффективным приемом в научных исследованиях. Истинности знания на основе Бэкона Декарту не достаточно, он ищет ее в области человеческого интеллекта – в уме человека, в его разуме. «Я мыслю, значит существую». Основание достоверного суждения прежде всего сам размышляющий субъект. Особое внимание уделяет исходному пункту цепи дедукции – это интеллектуальная интуиция.

    Основные постулаты философии Декарта:

    а) исходный пункт в мыслящем субъекте;

    б) принцип методического сомнения, интеллектуальная интуиция и следующая за ней дедукция;

    в) деление изучаемого явления на составные, мельчайшие частицы;

    г) восхождение от простого к сложному;

    д) поиск рационального порядка во всем;

    е) развитие концепции врожденных идей;

    ж) дуалистичность: представление мира, состоящим из двух субстанций (материальной и духовной, с атрибутами протяженность и мышление).

    Создание теоретической механики Галилеем и Ньютоном

    Галилей (физик и астроном) в 1636 г. установил принцип относительности. Доказал, что все инерциальные системы отсчета физически равноправны в том смысле, что все законы механики применительно к ним одинаковы. Он утверждал, что равномерное движение может длиться сколь угодно долго.

    Программа, намеченная Галилеем, была систематически развита Ньютоном в его книге «Математические начала натуральной философии».

    4 основных аспекта механики Ньютона:

    1) метод принципов;

    2) математический язык;

    3) законы и начальные условия;

    4) гипотетико-дедуктивная структура механики.

    Ньютон считал, что надо исходить из 2-3-х принципов и уже на их основе объяснять все явления. В механике Ньютона главным принципом является I-й з-н Ньютона. Принцип всегда выражается положеними максимально общего характера. Наряду с принципами теория содержит законы. Закон описывает определенный класс явлений.

    В результате универсальности теоретической механики Ньютона сложилась механистическая картина мира, в которой вся Вселенная – это совокупность большого числа неизменных, неделимых частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени и связанные силами тяготения, подчинены законам классической механики. Все процессы во Вселенной связаны с механистическими особенностями движения. В Новое время была создана научная программа Ньютона, которая называлась «Экспериментальной философией».

    В период эпох Возрождения и Нового времени в процессе перехода мировоззрений от «принципа творчества» через механистическую картину мира Ньютона к диалектическому познанию сложилась организованная наука, которая отошла от науки, решающей конкретные проблемы, к науке, имеющей законы, принципы, эксперимент, идеи, математические объяснения. Она сложилась в научную систему знаний, способ производства знаний и в социальный институт.

    5. Наука в индустриальном и постиндустриальном обществе.

    В последней трети XX века в основаниях науки произошли радикальные изменения, которые В.С. Стёпин охарактеризовал как четвёртую глобальную научную революцию.

    В современном обществе научная деятельность перестала быть частным делом отдельных людей, научные знания требуются во всех сферах социальной жизни.

    В определении направлений научной деятельности теперь большую роль играют цели экономического, социального и политического характера. Благодаря крупным субсидиям создаются сложные и дорогостоящие приборные комплексы. Произошла революция в средствах связи и вычислительной техники, которая обеспечила новый уровень обработки, получения, передачи и хранения информации. Возросли технические, экономические, организационные возможности для решения крупных и комплексных научных задач. Благодаря всему этому стало возможным изучение более сложных объектов, которые представляют собой уникальные исторически развивающиеся системы, включающие в себя человека. Их изучение ведётся в рамках комплексных программ, которые сводят в единую систему исследований.

    В ходе истории изменяются социальные функции науки. С эпохи возникновения естествознания основной функцией науки является объяснительная - выработка знаний о мире с целью усиления власти человека над природными и социальными явлениями.

    Вместе с тем наука выполняет и мировоззренческую функцию. На основании исследований и открытий создаётся и развивается научная картина мира, с которой люди должны соизмерять своё миропонимание и деятельность. Крупные научные открытия (гелиоцентрическая гипотеза Коперника, эволюционная теория Дарвина, релятивистская теория Эйнштейна и т.п.) существенно изменяют представления людей о мире и их положении в нём.

    В индустриальном и постиндустриальном обществе, особенно в ходе промышленного переворота XVIII - XIX вв. и научно-технической революции XX века, наука приобрела функцию непосредственной производительной силы. Сфера производства ставит задачи и стимулирует научные исследования, а наука открывает новые возможности перед производством. Научные открытия становится основой конструкторских разработок, изобретений, новых технологий. Производство создаёт инструментарий для научных исследований, является лабораторией и опытной площадкой для науки.

    6. Соотношение науки с паранаукой и псевдонаукой.

    Многообразные теоретические концепции можно разделить на научные, паранаучные и псевдонаучные.

    Под паранаукой (от греч. para - около, возле, при) обычно понимаются многообразные сопутствующие науке идейно-теоретические учения и течения, существующие за пределами науки, но связанные с нею определенной общностью проблематики или методологии. Паранаучная концепция напоминает научную теорию, но по своей сути не является таковой.

    К паранауке иногда относят и явно устаревшие, уже отброшенные наукой концепции, а также в известном смысле оппозиционные науке «практические традиции», подобные народной медицине, народной метеорологии и т.п. К паранауке принадлежат и так называемые «музыкальные науки», «семейные науки», «спортивные науки» и т.п., содержащие определенные полезные сведения и навыки, но не способные давать объяснений и предсказаний, подобных научным, и остающиеся поэтому только известной систематизацией практического опыта и прикладными руководствами по определенной тематике. Такого рода паранауки не способны войти в состав научного знания.

    К псевдонауке относятся концепции, в принципе не совместимые с наукой.

    Обычно они явно противоречат основным требованиям научного метода, используют совершенно иные, чем в науке, категории, не принимают во внимание ведущие идеалы науки, пренебрегают принципами научного обоснования и научной критики и т.п. Типичными примерами псевдонаук являются разнообразные «оккультные науки», подобные алхимии, астрологии, френологии, хиромантии, физиогномике и т.д.

    Понятия науки и псевдонауки являются, таким образом, противоположными, а не противоречащими понятиями. Они исключают друг друга, но вместе не исчерпывают множества теоретических концепций, претендующих на объяснение и понимание изучаемого ими круга явлений. Между наукой и псевдонаукой имеется промежуточная область - паранаука.

    Если некоторые из паранаук сохраняют способность влиться со временем в состав науки или имеют, по крайней мере, практическую значимость, то псевдонауки не имеют с наукой, по существу, ничего общего. Они никогда не станут научными дисциплинами, поскольку их основные положения не могут быть совмещены с принципами науки, как бы радикально ни изменялись последние в процессе эволюции науки.


    написать администратору сайта