Тема Обработка народных песен. Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов Цели и задачи
Скачать 47 Kb.
|
ТЕМА: Обработка народных песен. Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов Цели и задачи: - продолжать знакомить учащихся с образцами народного музыкального искусства; учить детей понимать, как развитие народной музыки протекало от синкретики (обряда) к жанровой определённости, размышлять о народном искусстве как уникальном единстве содержания и формы; - приобщать детей к народной музыке, учить пониманию закономерностей происхождения именно такой музыки в народе (в ее единстве содержания и формы), попытаться раскрыть нравственную сущность такого образа мыслей; - учить различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт характера, узнавать по характерным чертам жанр былины; «познакомиться» с семейством Рябининых - носителями северной традиции, как хранителями старинных напевов; - «познакомиться» с семейством Рябининых - носителями северной традиции, как хранителями старинных напевов; - разучивать и исполнять былинные напевы; стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности былинных напевов. - Здравствуйте, ребята! Послушать русские народные мелодии: «Все мы, кумушки, домой», «Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла», «Калинка». Прослушать фрагмент Сцены Кормилицы и Царевны из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». - В народе сочиняли такие песенки-небылицы, песни-шутки, прибаутки, пестушки, потешки, чтобы рассмешить, успокоить или потешить маленьких детей. - Свою мелодию Мусоргский создал на народной основе. И сегодня нам предстоит решить музыкальную задачу: музыка, которая прозвучит, это обработанная народная мелодия или музыка, сочинённая композитором в народном духе? Название народного жанра, о котором далее пойдет наш разговор - Былина. название этого народного песенного жанра произошло от слова – было. Былины – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Сегодня мы познакомимся с одной из былин и поищем ответы на следующие вопросы: Быль или небыль былина, и зачем её помнить? Что значит «быльём поросло», чем отличается былинка от былины? Зачем петь о заведомо невозможном - Вольга щукой ходил во морях, рыскал волком по полям и т.д.? Зачем знать нам вообще о подвигах Вольги и зачем об этом нужно именно петь, а не говорить, рассказывать? Но, главное, что, несмотря на давность лет, так и не зарастает быльём, так и не забывается? И что нужно сделать, чтобы важное и значительное в жизни людей не поросло быльём, не забылось? И что может сделать каждый из нас, чтобы слава предков стала и нашей историей и славой? 1. Было и прошло, да быльем поросло?.. Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы получили в дар от прошлого былину «О Микуле Селяниновиче и князе Вольге». СМОТРЕТЬ https://www.youtube.com/watch?v=V8oJBuEE2Fk видеоролик «Вольга и Микула Селянинович. Былина» - Былина о могучем богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче звучит как гимн крестьянскому труду. - Так о чем же рассказывают нам былины? - В былинах рассказывалось о важных событиях на Руси, о народных героях, о защитниках русской земли. - Свои былины народ посвятил богатырям, которые защищали родную землю. - Каковы особенности жанра былины?Каковы её исполнительские особенности?Какие особенности былины создают ощущение непрерывности, тягучести звучания? - В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Пелись также и без инструментального сопровождения. - Исполнение былин было доступно не каждому – требовались выносливый певческий голос и огромная память: былины порой включали в себя до 500 стихов. - Величаво спокойное и распевное исполнение; напевы близки к разговорной речи – это как неторопливый, размеренный рассказ под музыку. - Напевы основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху. - Совершенно верно. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей. Они говорили нараспев, как неторопливое повествование. Подумайте, как можно объяснить отсутствие в этой музыке «богатырских» интонаций, ведь поется о богатырях Земли русской? И обязательно ли будет «могучей» музыка, повествующая о богатырях? - Действительно, русский народный былинный эпос связан чаще всего с произнесением текста. И начало напева былины – это вступление к последующему рассказ. Потому напевы и звучат несколько отстранённо, повествовательно, просто: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» - Чтобы почувствовать всю прелесть этого старинного напева, петь ее следует не торопясь, на широком дыхании. Итак, сегодня мы с вами разобрали музыку былинную. Народное искусство заключено в уникальном единстве содержания и формы. Развитие народной музыки протекало от синкретики (обряда) к жанровой определённости. Былины являются одним из жанров народного эпоса. Тематика их связана, в первую очередь, с восстановлением справедливости, т.к. в них живут и подвиги, и философская, нравственная мудрость. Степенно, неторопливо, иногда с долей иронии они ведут рассказ о подвигах, о самопожертвовании во имя торжества добра и справедливости. А добро и мудрость о себе не кричат. |