Право и его роль в жизни общества. Источники российского права. Норма права и нормативно-правовые акты.. политология. Тема Право и его роль в жизни общества. Источники российского права. Норма права и нормативноправовые акты
Скачать 57.06 Kb.
|
Тема 1. Право и его роль в жизни общества. Источники российского права. Норма права и нормативно-правовые акты. Значение термина «право». В науке правоведение право рассматривается как совокупность установленных государством общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, выраженных в официальной форме и обеспеченных государственным принуждением. Неюридический и юридический смысл термина «право». В неюридическом смысле слова «право» используется при указании на моральные возможности – поступить по совести, самостоятельно решать, что есть зло, а что есть добро и так далее, эстетические возможности – изменять, следуя моде, свой внешний вид (причёску, одежду), корпоративные возможности – осуществлять права члена общественного объединения, неформальной молодёжной группы. Эти им подобные свободы вытекают из правил этики, эстетики, традиций, привычек, обычаев и поддерживаются общественным мнением. В юридическом значении термин «право» употребляется в таких сочетаниях, как естественное и позитивное право, объективное и субъективное право Естественное и позитивное, объективное и субъективное право. Позитивное право – свобода или возможности, выраженные в законах государства, а так же других источника права. Позитивное право складывается в результате правотворческой деятельности законодателей, судей, договаривающихся сторон. В итоге такой деятельности и рождаются правовые документы: законы, судебные прецеденты, нормативные договоры или то, что принято называть позитивным правом.В современных условиях налицо глубокое проникновение естественного права в позитивное право. Права человека, будучи закреплёнными в позитивном праве, определяют смысл и содержание законов. Это позволяет говорить о том, что сформировалось новое качественное явление – естественно-позитивное право. Объективное право – выраженные в системе правил поведения свобода или возможности, принадлежащие персонально неопределённому числу субъектов. Объективное право - это не право отдельно взятого человека. Наоборот, оно потому и именуется объективным, что существует и действует не зависимо от воли того или иного индивида. Воспользоваться объективным правом потенциально может каждый человек. В норме части 1 ст. 30 Конституции РФ Так и записано: «…каждый человек имеет право на объединение…». Субъективное право – свобода или возможность, принадлежащая конкретному человеку. Субъективное право не существует и не может существовать в обрыве от индивида, обладателя этого права. Оно возникает и реализуется по воле субъекта, в рамках правоотношения. В основе субъективного права лежит объективное право. Так, граждане, исходя из объективного права, на объединение создают общество любителей книги. Тем самым они осуществляют свои субъективные права. Естественное право – свобода или возможности (права), обусловленные природой человека и присуще ему от рождения. Сюда относится право на жизнь, свободу, достоинство, собственность. Хотя их появление на свет не связанно с государством, последнее обязано признавать, соблюдать и защищать права человека. Классовый и цивилизационный подходы к понятию права. 1) Формационный (Маркс) – в основе лежит экономический фактор и общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и являющийся важнейшей ступенью поступательного развития человечества. Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип гос-ва и права – рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений – экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с ней соответствующего типа гос-ва и права. Так, общепризнано, что смена рабовладельческой общественно-экономической формации феодальной влечет за собой возникновение и развитие феодального типа гос-ва и права. В свою очередь появление вслед за феодальной капиталистической общественно-экономической формации обусловливает появление и развитие капиталистического гос-ва и права. 2) Цивилизационный (Сорокин, Тойнби) – совокупность духовных ценностей (духовный, культурологический). За основу берутся не материальные, социальные или иные им подобные элементы, а исключительно духовные, культурные факторы. Понятие цивилизации в наиболее развернутом виде было сформулировано англ. историком А.Тойнби. Цивилизация определялась в виде относительно устойчивого состояния общества, которое отличалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. Характерными особенностями цивилизаций являются продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число людей. Сравниваяцивилизационный подход с формационным, следует обратить внимание на два таких его существенных изъяна, которые ставят под сомнение саму возможность, а главное эффективность использования цивилизационного подхода. Это, во-первых, весьма существенная неопределенность понятия «цивилизация», а во-вторых, изначальная направленность «цивилизации» на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и их объединений, а не на типологию гос-тв и правовых систем. Содержание права. Сущность права. Сущность нужно отличать от содержания явления. Сущность – это стержень явления. А содержание образуют все те элементы и связи между элементами, которыми обрастает сущность. Содержание всегда есть результат развития сущности. Сущность явления определяет его содержание. Можно сказать, что содержание – это развитая или развившаяся сущность явления. В отличие от сущности содержание может меняться: могут исчезать одни его элементы и связи и появляться другие и т. д. Содержание права –это те правила, нормы, которые заключены в праве и которые оно использует для властного регулирования поведения. Под одним из важнейших углов своего рассмотрения право есть информационная система, содержащая предписания властного характера. «Содержание» – это категория, парная категории «форма». Если есть какое-то содержание, значит имеется и соответствующая ему форма, и наоборот: если что-то выделено в качестве формы, значит требуется найти соответствующее ей содержание. В полной мере эта общая закономерность распространяется и на право. У права есть своя форма в виде источников права, из которых и черпается правовая информация. Содержание права может меняться, но сущность его едина. Отыскание и характеристика сущности права – это теоретическая проблема, относящаяся к особой области – философских проблем права. И уже одно это делает ее достаточно сложной. Не говоря уже о том, что право само по себе представляет весьма сложное социальное явление, что хорошо видно при попытках найти ему более или менее точное определение. Взгляды тех или иных ученых, теоретических школ, научных направлений на сущность права зависят прежде всего от их исходных, методологических, общесоциальных позиций. Так, марксистская теория рассматривает право как классовый регулятор общественных отношений. Поэтому с точки зрения марксистско-ленинского обществоведениясущность правапредставляет собой возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. В современной юридической литературе сущность права определяется по-разному. Например, проф. В.И. Леушин делает вывод, что «право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей». По мнению проф. Лазарева Валерия Васильевича, «сущность права, как и сущность государства, состоит в его социальном назначении – в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом». В целом, современные ученые-правоведы правы в том, что сущность права следует искать через исследование его роли в обществе, социальное назначение права. Почти все исследователи отмечают, что право существует лишь там, где общество неоднородно, состоит из разных групп, классов, сословий, народностей и других социальных образований, не только с различными, но и с противостоящими, сталкивающимися групповыми и частными интересами. И назначение права в таких социальных условиях состоит в том, чтобы установить согласие в обществе, создать в нем порядок или, как выразился один из российских ученых прошлого – Максим Максимович Ковалевский, создать «замиренную среду». На этой основе можно сделать вывод, что сущность права состоит в том, что оно по своей природе есть властное средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ. Принципы права Основные принципы: 1) равенство всех перед законом и судом, независимо от социального положения, материального состояния, пола, отношения к религии и т. д. То есть не должно быть тех или иных привилегий или, напротив, дискриминации по указанным признакам; 2) законность – правовые норма должны выполняться всеми субъектами права, без исключения; 3) социальная свобода – разрешено делать все, что не запрещено законом; 4) сочетание прав и обязанностей – право одного гражданина может быть реализовано через обязанность другого гражданина; 5) социальная справедливость – она позволяет достичь соразмерности и соответствия между возможным и должным поведением человека и оценкой результатов его деятельности; 6) гуманизм – уважение к правам личности и его свободам, 7) демократизм – власть принадлежит народу, народ является источником власти, но при этом она реализуется через правовые институты, 8) сочетание естественного (принадлежащего человеку по природе право на жизнь, свободу) и позитивного (созданного или закрепленного государством) права, 9) ответственность за вину – последствием нарушения субъектом права правовой нормы является наступление юридической ответственности, установленной законом; 10) сочетание убеждения и принуждения. Последний принцип требует некоторой конкретизации. Сочетание убеждения и принуждения в правоприменительной практике носит наименование правового регулирования. Метод убеждения является главным, основывается на доброй воле субъекта правоотношения. К этим методам относится правовоспитательная работа. Он позволяет достичь результата без применения насилия. В случае, когда положительного результата мерами убеждения достичь нельзя, необходимо применять иной способ воздействия, именуемый принуждением. Применение принуждения допускается в процессуальной форме, установленной законом (например, арест, наказание и т. д.). Правовое регулирование является формой правового воздействия, осуществляемого при помощи правовых средств. Признаки права. Признаки: а) нормативность, общий характер, общеобязательность, так как посредством применения права в обществе устанавливаются единые и постоянные правила поведения всех членов общества; б) формальная определенность, так как право находит свое выражение в законах и иных предусмотренных законом источниках. Право на их издание и контроль за их исполнением принадлежит государству. Понятие и виды форм (источников) права 1. Источники (формы) права Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права: Правовой обычай. Судебный прецедент. Нормативный правовой акт. Нормативный договор. С некоторой долей условности к источникам права можно отнести юридическую доктрину, в некоторых правовых системах источником права являются религиозные произведения или даже "революционное правосознание", в Древнем Риме источником права были ответы и сочинения юристов. Основные формы права: нормативный акт, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор. |