Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Многообразие и единство бытия.

  • 4. Пространство и время.

  • 5. Диалектика, диалог, диспут, дискурс.

  • 6. Измерение и развитие. Закономерности.

  • Тема 14. Философская антропология и гносеология. 1. Философия о природе человека.

  • 2. Природа психических функций человека. Способность познавать мир. 3. Чувственное познание. Память и воображение.

  • 4. Рациональное познание. Мышление.

  • 5. Единство чувственного и рационального познания.

  • 7. Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм.

  • 10. Ценность. Философия как аксиология.

  • Философия. Тема Предмет философии, ее место и роль в культуре


    Скачать 142.94 Kb.
    НазваниеТема Предмет философии, ее место и роль в культуре
    АнкорФилософия
    Дата24.03.2021
    Размер142.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаbestreferat-171713.docx
    ТипДокументы
    #187932
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Тема 13. Учение о бытии.
    1. Проблемы существования.

    История философских учений о бытии, объединенных понятием «онтология», представляет этнически разноцветное и довольно разветвленное по содержанию и по форме явление, сочетающее в себе к тому же и материальное, и идеалистическое направление мысли.

    Впервые термин бытие ввел античный философ Парменид. Как же характеризует бытие сам Парменид? Бытие  это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Парменидом был сделан важный шаг в процессе становления философии. До него предметом изучения в античной философии и науке были сущие вещи, но не сущее как таковое. Проблема заключалась в самообосновании философии. Может ли мысль независимо от опыта открыть объективную истину?

    Сущее есть, не-сущего  нет. Бытие есть, небытия  нет. Нужно было найти точку пересечения двух непересекающихся рядов  ряда вещей и ряда мысли, совпадение мышления и бытия. Пифагор такой точкой считал число, Гераклит  слово (логос), у Парменида  бытие.

    В дальнейшем в истории философии разрабатывались и анализировались различные аспекты и стороны бытия.

    В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших исследований мира. Понятие бытие однопорядково с такими понятиями, как действительность, реальность, существование. Мир и бытие в некоторых аспектах могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование.

    Понятие бытия не фиксирует все конкретные различия вещей, предметов и процессов, а отображает их существование в целостности.

    Бытие предстает как многоуровневый процесс, не сводимый к предметно-вещественному миру. Многоуровневость бытия предполагает специфичность каждой из его форм и несводимость одной к другим. Каждая форма бытия должна быть понята как исторически развивающаяся и изменяющаяся.
    2. Виды бытия.

    Существует несколько классификаций форм бытия. Основания для классификации различны. По способу существования бытие разделяется на мир физических состояний, или материальный природный мир, и внутренний мир человека. В современной литературе анализируются четыре основные формы бытия. Первая форма бытия охватывает собой естественную природу и очеловеченную природу. Вторая форма характеризует бытие человека. В очеловеченной природе, или искусственной природе, проявляется созидательная мощь и негативность человеческой деятельности. Естественная природа  это бесконечное непреходящее бытие, где существование человека, человеческой цивилизации и даже человечества является преходящим моментом. Вторая, очеловеченная природа, связана с пространством и временем человеческого существования. В ней законы природы причудливо, а иногда и конфликтно переплетаются с преобразующими действиями людей. Между ними возникают не только отношения гармонии, но и противостояния и конфликта.

    Третья форма  бытие духовное, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное. Совместная деятельность индивидов в социуме с необходимостью порождает объективированное, или интерсубъективное духовное, т.е. такие духовные образования, которые являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием всего общества. Одним из примеров объективно духовного может являться человеческий язык.

    Последняя форма  бытие социальное, которое включает в себя и бытие отдельного человека в природе и истории, и бытие общества. Итак, природа, человек, духовность и социальность  основные формы бытия. Формы бытия взаимосвязаны и находятся в процессе взаимодействия.
    3. Многообразие и единство бытия.

    «Бытие» как исходная интегральная характеристика мира  абстрактное понятие, оно становится содержательным только в контексте других категорий философии. В философском учении о бытии философы сталкиваются с рядом кардинальных проблем, решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К таким проблемам относятся такие вопросы, как: обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Обладает ли мир в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией, или он существует как простой конгломерат различных элементов? Является ли мир в своем существе неизменным, или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам, или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом?

    В зависимости от решения этих вопросов философские концепции и картины мира подразделяются на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм, религиозные, научные и философские картины мира.
    4. Пространство и время.

    Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие  субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, наделяли субъективным статусом категорию времени и наоборот.

    В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Субстанциальная концепция характеризовала пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.

    Сторонники реляционной концепции понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими.

    Необходимо также отметить, что реляционная и субстанциональная концепции не отрицают объективность пространства и времени. Субъективно-идеалистическая философия трактует пространство и время как расположение впечатлений.

    Пространство и время представляют собой формы, которые выражают определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства.
    5. Диалектика, диалог, диспут, дискурс.

    Развитие является основным предметом изучения диалектики. Диалектика как учение о развитии имеет длительную историю развития.

    Пройдя длительную историю своего возникновения в качестве научного и собственно философского познания, диалектика стала не только методом и теорией, но и своего рода онтологическим явлением уже не только на уровне объективной реальности как «объективная диалектика мира». Она стала способом бытия мысли, формой бытия постоянно развивающейся способности к мышлению. Диалектика обобщала даже противоположные суждения, стремясь раскрыть формулу внутреннего единства противоположных интересов.

    По Сократу  именно в споре рождалась истина, а диалог был верным средством ее поиска. Вспомним и правило «золотой середины». Диалектически организованной выглядит принципиальная и категориальная оппозиция идеализма и материализма, которая сформировалась одновременно с их возникновением.

    Существуют следующие законы диалектической взаимосвязи:

    1) единичного и общего;

    2) причины и следствия;

    3) прерывного и непрерывного;

    4) внутреннего и общего;

    5) многого и единого;

    6) содержания и формы;

    7) цели и средств;

    8) сущности и явления;

    9) конечного и бесконечного;

    10) возможности и действительности;

    11) необходимости и случайности;

    12) части и целого;

    13) системы и элемента;

    14) структуры и функции.
    6. Измерение и развитие. Закономерности.

    Существуют следующие законы развития.

    Закон диалектического синтеза. Формулировка данного закона следующая: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания  синтеза, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.

    Закон перехода количества в качество. Данный закон выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

    Закон диалектической противоречивости. Данный закон иногда называют несколько иначе  «закон единства и борьбы противоречивости». Противоречие неотрывно от развития, движения, как и развитие  от противоречия. Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса развития.

    Единство и борьба противоположностей являются источником и главной движущей силой развития.

    Детерминизм  это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Принцип детерминизма в качестве своего обязательного компонента включает принцип причинности и положение о многообразии типов детерминации, а также о существовании непричинных отношений детерминации. Индетерминизм либо отрицает принцип причинности, либо отрицает объективный характер отношений детерминации.

    В полном объеме сущность концепции детерминизма раскрывается с помощью таких категорий, как причина и следствие, закон и закономерность, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.
    Тема 14. Философская антропология и гносеология.
    1. Философия о природе человека.

    Философская антропология, в отличие от прочих наук, изучает не конкретные характеристики человека, а пытается выявить его природу и сущность.

    В философской антропологии тот, кто познает, то есть субъект, является не только субъектом, но и тем, что познается, то есть объектом рефлексии.

    Здесь объект не существует вне нашей субъективности. Философское постижение человека невозможно без самосознания, обращения исследователя к самому себе, понимания себя как личности.

    В связи с тем, что человек не является лишь объектом, не есть нечто постоянное и заданное исключительно природой, обществом, Богом, то философская антропология задается вопросами о природе, существовании и сущности человека, адаптирующихся ко времени и пространству, и о том, какой должны быть эта природа, существование и сущность, существующие через субъективность человека, его духовно-практическую активность.
    2. Природа психических функций человека. Способность познавать мир.
    3. Чувственное познание. Память и воображение.

    Чувственное познание человеком мира осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Ощущение  отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств, первоначальный источник наших знаний. Какой бы предмет человек ни наблюдал, он охватывает, прежде всего, его внешние, доступные органам чувств признаки: запах, форму, цвет, твердость. Любой предмет обладает множеством самых различных свойств, и человек воспринимает их не разрозненно, а как единое целое. Это возможно благодаря одновременной взаимосогласованной работе различных органов чувств. Воздействие на органы чувств целостного образа предмета называется восприятием. Таким образом, восприятие позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, величину, положение в пространстве. Восприятие служит также основой формирования представлений. После прекращения воздействия предмета на органы чувств впечатление не исчезает сразу же. Оно закрепляется и сохраняется в памяти. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется представлением. Человек может представить себе когда-то виденное и слышанное, описать то, что он воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены при сохранении существенных свойств, поэтому этот образ мы называем обобщенным. «Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать, он не осознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже владел полнотой истины, задача была бы выполнена и для человека не было бы иного состояния, кроме абсолютного покоя божества»,  писал русский философ XIX в. В. Соловьев.

    4. Рациональное познание. Мышление.

    Познающий человек не может ограничиться лишь «восприятием данного», т.е. чувственным познанием, Он стремится проникнуть глубже в суть веще, скрытую от непосредственного взора. И он может это сделать, используя свою способность мыслить. Рациональное (лат. ratioразум) познание  необходимый этап познавательной деятельности человека. Как же протекает процесс мышления? Основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Имея дело в практической жизни с отдельными, конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результатом этого процесса является формирование понятия о данном предмете. Таким образом, понятие  это мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.
    5. Единство чувственного и рационального познания.

    Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. В последнее время, например, было установлено, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Но какой же из этих источников знаний  разум или чувство  является определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос в XVIIXVIII вв. стал предметом острого спора среди философов. Философы-рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, подчеркивали они, человечество овладевает истинными знаниями. Представители этого направления пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания.

    В противоположность этому философы-эмпирики (эмпирия  в переводе с греч.  опыт) признавали решающую роль чувственного опыта. При этом рациональное мышление сводилось к различным комбинациям того, что дается в опыте, и, таким образом, рассматривалось как ничего не прибавляющее к знаниям.
    7. Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм.

    Фрейдизм  название теории и метода психоанализа. Убежденны детерминист Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистических в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с «принципом реальности», к которой приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общие явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательными прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное психическое (и прежде всего непознаваемое «Оно»  бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства .права, войн и т. п. В первом приближении теория такова. Либидо, в первых работах сексуальная энергия человека, является движущей силой психики. Процесс развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в действие вытеснение и сублимация. Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в разрешенных действиях  спорт, искусство, работа, творчество. Таким образом, либидо становится движущей силой прогресса, если сублимация не происходит, то человек может психически заболеть. Конь  бессознательное и всадник  разум. Если конь взбесится, то несет всадника, куда ему вздумается.
    8. Что есть истина?

    «Истина означает соответствие мысли предмету»,  писал французский философ Р. Декарт. В своем споре и рационалисты, и эмпирики допускали возможность обретения человеком истинного знания. Наряду с ними были философы, отрицающие эту возможность. Они получили название агностики (агностицизм  в переводе с греч,  недоступный познанию).

    Что служит критерием истины? Вернемся к спору эмпириков и. рационалистов. Первые считают, что истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то и есть в действительности. Отсюда цель науки  чистое описание фактов чувственного познания, к которым приспосабливается мысль.

    Для рационалистов критерием истины является разум. За истинное принимаются теоретически обоснованные знания, когда по законам логики из неких общих посылок (аксиом) выводятся все прочие суждения.
    10. Ценность. Философия как аксиология.

    Философское учение о ценностях называется аксиологией. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей были: что есть благо, что есть справедливость? Они же являлись критериями истинного бытия. Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны (т.к. основной тезис «человек есть мера всех вещей»). Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который с одной стороны признает самодостаточные ценности (человек, счастье, справедливость), но утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. В средние века ценности связываются с божественной сущностью и приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. У Канта ценности  это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель делил ценности на экономические (товары) и духовные.

    В современной литературе так же существуют разные точки зрения. Ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо для человека или социальной группы.

    Виды ценностей.

    Применяют следующую классификацию.

    По содержанию: материальные (экономические)  производственно-потребительские ценности; политические; социальные; духовные (нравственные, познавательные эстетические, религиозные). По форме бытия: предметные; идеальные; духовные.

    Предметные  естественные блага, потребительная стоимость, социальные блага (содержатся в общественных явлениях); историческое событие, культурное наследие, моральное добро и т.п. Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире вещей. Духовные  общественные идеалы, установки, нормативы, запреты, цели, проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле. По субъекту: субъективно-личностные; надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие). Личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания. Надындивидуальные  результат развития общества и культуры.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта