Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Экзистенциализм и фундаментальная онтология.

  • 3. Феноменология Гуссерля.

  • Тема 9. Аналитическая философия. 1. Основатели движения: Фреге, Рассел, Витгенштейн.

  • 2. Логический позитивизм.

  • 3. Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун.

  • 4. Лингвистическая философия Витгенштейна.

  • Тема 10. От структурализма к постмодернизму. 1. Структурализм.

  • 2. Мишель Фуко: философия дискурсивных практик.

  • 3. Жак Деррида: деконструктивизм.

  • 4. Жан Лиотар: постмодернизм.

  • Философия. Тема Предмет философии, ее место и роль в культуре


    Скачать 142.94 Kb.
    НазваниеТема Предмет философии, ее место и роль в культуре
    АнкорФилософия
    Дата24.03.2021
    Размер142.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаbestreferat-171713.docx
    ТипДокументы
    #187932
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Тема 8. От философии жизни к герменевтике.
    1. Философия жизни.

    «Философией жизни» называют направление западной философской мысли конца XIXначала XX в., предтечей которого считают А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и к которому относят В. Дильтея, А. Бергсона, О. Шпенглера, Г. Зиммеля, Л. Клагеса, Э. Шпрангера и др. Правда, причисление названных мыслителей к данному направлению условно  прежде всего, по той причине, что философия каждого из них оригинальна, проблемные и стилевые различия между их учениями довольно значительны. Кроме того, правомерны и иные типологии (скажем, оправдано объединение философов XIX в. Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше в особую группу).

    Особенности философии жизни следующие:

    1) философы данного направления выдвигают на первый план понятие и принцип жизни;

    2) философия жизни связана с расшатыванием основ сциентизма (от лат. scientia  наука), т.е. воззрения на мир, ставящего во главу угла научные достижения, критерии научности, научный разум, методы науки;

    3) гуманитарные дисциплины  философия, психология, история, в том числе история духа, науки о языке, культуре,  образуют проблемный центр исследований философии жизни;

    4) философия жизни внесла заметный вклад в исследование сознания и бессознательного, в изучение таких пластов, элементов, функций духовно-психической жизни, как интуиция, память, время (в качестве временных структур сознания);

    5) значительное место в философии жизни занимают попытки предложить  в связи с новым истолкованием исторического процесса  непривычные для традиционной европейской мысли типологические схемы развития культуры, сопоставить и даже противопоставить цивилизацию и культуру.

    2. Экзистенциализм и фундаментальная онтология.

    Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.).

    В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени.

    Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего «бытия-в-мире».

    При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

    Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях «пограничной ситуации» (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.

    Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии (различают экзистенциализм религиозный  Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов  и атеистический  Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.

    Хайдеггер и Ясперс вносят новое в онтологию – учение о бытии, разработав фундаментальную онтологию.

    Различие между старой и современной формами онтологии заключается в том, что первая рассматривала весь мир в его отношении к человеку, т.е. все формы и связи реального мира с его богатством переходов – как приспособленные к человеку.

    Человек благодаря этому становился конечной целью мирового порядка.

    Новая же онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу и пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к автономному бытию остального мира.
    3. Феноменология Гуссерля.

    Феноменология  это философский метод или философская система, предложенная Эдмундом Густавом Гуссерлем в его монументальной работе «Логические Исследования», которую он опубликовал в трех томах с 1900 по 1913 года.

    Феноменология  это философия сознания. Гуссерль предполагал, что сознание всегда к чему-либо направлено, и оно несет в себе идеал.

    Феноменологический анализ «предполагает... полное исключение каких бы то ни было допущений, установлений и убеждений» относительно объективности предмета, поскольку «феноменологические данные суть постижения времени», а поэтому «посредством феноменологического анализа нельзя обнаружить даже самую малость объективного времени», поскольку «переживаемое теперь, взятое как таковое, не есть точка объективного времени и т.д. Объективное пространство, объективное время и вместе с ними объективный мир действительных вещей и процессов  все это трансценденция». Порядок вещей и связи между ними, которые обнаруживает человек в собственных переживаниях, не встречаются в самом объективном мире, не является объективным порядком. Схватывание и удержание сознанием какого-либо предмета, считает Гуссерль, не означает схватывания объективности, не означает усмотрения объективной действительности. Объективность принадлежит к «опыту» и притом к единству опыта, к закономерностям данных в опыте связей природы. Говоря феноменологически: объективность конституируется как раз не в «первичных» содержаниях, но в свойствах схватывания и в закономерностях, принадлежащих к сущности этих свойств.
    4. Герменевтика.

    Герменевтика  это первоначальное название метода толкования священных текстов, в особенности Библии. Позже, герменевтика стала включать в себя толкование литературных текстов и текстов, как таковых, в настоящее время, она является философским методом, который помогает интерпретировать исторические, социальные, психологические и другие аспекты нашего мира.

    Геременевтика называется методом, потому что это манера или способ систематически достигать предмета исследования. Герменевтика  это философский метод, который стремится исследовать основы устройства различных аспектов нашего мира и раскрыть их предпосылки.

    Известное высказывание Хайдеггера гласит: «Язык есть дом Бытия». Вслед за ним Гадамер утверждает: «Бытие, которое может быть понято, есть язык». В основе философской герменевтики Гадамера лежит идея спекулятивного устройства бытия, которая, как это не трудно догадаться, в свою очередь, восходит к феноменологии Гегеля. Это означает, что Бытие может нечто представлять, но таким образом, что оно представляет самое-себя-в-себе-самом. Основываясь на этом, Гадамер пишет: «Если мы будем исходить из основополагающего онтологического устроения, которое раскрывалось нам благодаря герменевтическому опыту бытия и согласно которому бытие есть язык, то есть представление-себя, то мы увидим, что из него вытекает не только характер события, …но и характер свершения, свойственный всякому пониманию».

    Для того, чтобы показать, что язык есть спекулятивное самоотражение бытия, Гадамер разрабатывает спекулятивную теорию языка. Опираясь на спекулятивную диалектику Гегеля, он показывает, что язык и бытие образуют диалектическое единство. Таким образом, его философская герменевтика имеет три основания:

    • экзистенциально-онтологическом основание метафизики Дазайн Хайдеггера;

    • диалектическую феноменологию разума Гегеля;

    • спекулятивную теорию языка Гадамера.


    Тема 9. Аналитическая философия.
    1. Основатели движения: Фреге, Рассел, Витгенштейн.

    Аналитическая философия  направление современной, главным образом англо-американской, философии, которое сводит философию к анализу языковых и понятийных (рассматриваемых в конечном счёте обычно так же, как языковые) средств познания.

    При этом философско-гносеологический анализ средств познания, характерный для классической философии и связанный с коренными проблемами соотношения субъекта и объекта, подменяется, как правило, исследованием частно-научных проблем: логических, логико-лингвистических, семиотических и пр. В рамках этих исследований представители аналитической философии имеют определённые достижения в изучении особенностей языковых средств философии, возможностей логической формализации фрагментов «естественного» языка, логико-семантическом анализе философских понятий и пр.

    Основателями движения являются Фреге, Рассел, Витгенштейн.

    В своей классической работе «О логике денотации» (1905) Бертран Рассел подчеркивал, что существует фундаментальная ошибка  размышлять над онтологией несуществующих объектов, как это, например, делал Мейнонг. Рассел настаивал на том, что «нынешний король Франции»  вовсе не является несуществующим объектом определенного вида, а, скорее всего, просто имеется выражение «нынешний король Франции», функция которого в пропозициональных контекстах  указание на путь, приводящий к заключениям, что все предикативные высказывания типа «нынешний король Франции лыс»  ложны. Предположение о том, что здесь мы имеем дело с объектом достаточно необычного вида, есть лингвистическая (скорее, чем оптическая) иллюзия.
    2. Логический позитивизм.

    Логический позитивизм  ранняя форма аналитической философии.

    Логический позитивизм претендовал на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых в ходе научной революции начала ХХ в: роли знаково-символических средств научного мышления, соотношения теоретического аппарата и эмпирического научного базиса, природы и функции математизации и формализации знания. Противопоставляя науку философии, логические позитивисты считали, что единственно возможным знанием является лишь научное знание. Традиционные вопросы философии они объявляли бессмысленными псевдопроблемами на том основании, что те формируются с помощью терминов, которые сами являются псевдопонятиями, поскольку не поддаются проверке,  это относилось к таким основополагающим понятиям традиционной философии, как, например, свобода, бытие, субстанция, дух, материя.

    Предметом философии в научной парадигме логического позитивизма должен был стать язык, прежде всего  язык науки как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможности его выражения в языке.

    Основные идеи логического позитивизма систематизировались в рамках деятельности Венского логического кружка, куда входили известные философы и математики Мориц Шлик, Отто Нейрат, Фридрих Вайсман, Рудольф Карнап. В своих построениях члены Венского кружка опирались на некоторые базовые построения «Логико-философского трактата» Людвига Витгенштейна.
    3. Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун.

    Логическим развитием неопозитивизма является постпозитивизм, который сформировался в конце XX века. Он представлен Т.Куном, И.Лакатосом, П.Фейерабендом, К. Попером.

    Наступление постпозитивизма было ознаменовано выходом в 1959 году работы Поппера «Логика научного открытия» и в 1963 году книги Куна «Структура научных революций».

    Постпозитивизм отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. Если неопозитивисты основное внимание обращали на анализ структуры научного знания, то постпозитивисты главной проблемой философии науки сделали понимание механизмов развития знания.

    Философы-постпозитивисты пытались ответить на следующие вопросы: Как возникает новая теория? Как она добивается признания? Каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных теорий? Возможна ли коммуникация между сторонниками альтернативных теорий?

    Постпозитивизм говорит о взаимопроникновении эмпирического и теоретического знания. Постпозитивизм отказывается видеть чёткие границы между наукой и филосоофией. Философские положения неустранимы из научного знания.

    4. Лингвистическая философия Витгенштейна.

    Основная цель «Трактата» Витгенштейна  определить природу фактических требований к вопросам существования В «Трактате» говорится, что фактические утверждения на самом деле имеют формат (логическую форму), который может быть представлен (продемонстрирован, проиллюстрирован), но не объяснен (закреплен путем определения в некоторой описательной формуле). Как считает Витгенштейн, философы ошибочно думали, что они могут объяснить логические свойства утверждений об исходных границах мира. На самом деле в таких случаях мы можем лишь показать, а не сказать, «о чем нельзя говорить, о том следует молчать».

    Философы стремились снабжать определениями основные понятия, связанные с философией. Но, согласно Витгенштейну, это занятие было обречено на провал. Явления, обсуждаемые в философской концептуальной сфере, просто слишком сложные и неоднородные, для того чтобы быть связанными в некоторой определительной сети. Рассмотрим понятие «игры». В играх нет унификации (необходимой) общности. Все, что мы имеем, это ряд семейного сходства среди различных игр. Никакие определения здесь невозможны, никакое философское теоретизирование не приносит результатов. Мы должны освободить философов из плена «Прокрустова ложа» теорий значения. Это ошибка  видеть знание как особый продукт («факты, которые мы соответствующе признаем именно как таковые»). Скорее знать нечто  означает обращаться определенным образом (именно использовать это в собственном мышлении и быть готовым убедить других в этом).
    5. Аналитизм.

    Можно выделить следующие основные положения аналитической философии:

    • Язык  граница мышления и действия. Язык дает полнейшую информацию о мышлении и действии.

    • Язык имеет логическую форму.

    • Значение слова есть факт, который оно обозначает (ранний Витгенштейн).

    • Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности (поздний Витгенштейн).

    • Истинность синтетических предложений проверяется их сопоставлением с фактами (тезис неопозитивизма).

    • Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неистинность синтетических предложений (принцип фальсификации).

    • Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.

    • В процессе роста научного знания происходят научные революции.

    • Добро  это эмоция (тезис неопозитивистов).

    • Добро  это предложение, жизненность которого определяется последствиями его применения (тезис постпозитивистов).

    • Философия не является наукой (тезис неопозитивистов).

    • Философия научна (тезис постпозитивистов).

    • Философия  это прояснение содержания языковой деятельности человека.


    Тема 10. От структурализма к постмодернизму.
    1. Структурализм.

    Структурализм  интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Методологическим образцом для структурализма служит структурная лингвистика – наиболее влиятельное в XX в. направление в науке о языке. Лингвист пытается в явном виде описать скрытые противопоставления, структуры и правила, которые делают возможными языковые высказывания, тогда как структуралист рассматривает одежду, литературу, этикет, миф, жесты как многочисленные «языки», на которых общаются представители той или иной культуры; он пытается выделить скрытую систему противопоставлений, которые в каждом случае определяют структуру конкретных действий или объектов.

    Наиболее широко распространенный и влиятельный в таких областях, как лингвистика, культурная антропология и литературоведение, структурализм нашел свое выражение и в других сферах. Центральные фигуры движения – лингвист Р.Якобсон (1896–1982), антрополог К.Леви-Строс (род. 1908) и литературовед Р.Барт (1915–1980), однако с ним ассоциируются и другие имена, включая исследователя детской психологии Ж.Пиаже (1896–1980), специалиста по интеллектуальной истории М.Фуко (1926–1984) и психоаналитика Ж.Лакана (1901–1981). Успех движения способствовал развитию семиотики т.е. анализа различных явлений в терминах знаковых систем. Как интеллектуальное движение, выходящее за рамки лингвистики, структурализм был особенно влиятелен во Франции в 1960-х годах.
    2. Мишель Фуко: философия дискурсивных практик.

    Философия Мишеля Фуко построена на следующем: Фуко постулирует для каждой исторической эпохи существование специфической эписистемы, то есть проблемного поля, достигнутого к данному времени уровня культурного знания, образующегося из дискурсов различных научных дисциплин. При всей разнородности этих дискурсов, в совокупности они, по утверждению Фуко, образуют более или менее единую систему знаний  эписистему. В свою очередь, она осуществляется в практике современников как строго определенный языковой код, свод предписаний и запретов. Эта языковая норма бессознательно определяет поведение, и следовательно, мышление как отдельных индивидов, так и больших сообществ. Рассматривая широкий класс дискурсов, Фуко делает вывод: общество со времени буржуазных революций стремится к тоталитаризму власти. Такая власть функционирует как постоянно действующий, стремящийся к максимальной эффективности механизм всеобъемлющего контроля. В число дискурсов-регламентов включается, например, осмотр врача, лечащего врача, опрос больного, тюремный распорядок, система воспитания детей, архитектурные принципы устройства исправительных заведений, воинский устав, обычные экзамены и нормы нравственности. Власть заставляет свои объекты демонстрировать себя, она налагает на подвластных обязанность быть осматриваемым. Если верно, что любое познание само формирует свой предмет познания, то это же самое делает и власть: она изучает людей не как вещи сами по себе, но как явленность их в строго определенных дисциплинарных институтах. Только власть сама об этом не подозревает, как это не сознается и объектами ее изучения и манипулирования.
    3. Жак Деррида: деконструктивизм.

    Основной призыв постмодернистов: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.

    Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно достичь, считают постмодернисты, в определенном варианте лингвистической философии. Снова в центр философствования ставится язык, но не столько речь, сколько письмо, письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою позицию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же открыто для самых различных его интерпретаций. С этой целью Деррида как раз и настаивает на деконструкции.

    Речь идет о том, чтобы разобрать, разложить на части структуры  философские, политические, культурные. Для каждого слова надо искать его заменители (с этим мы отчасти уже знакомы по семейному сходству слов). Нужно показать, что именно ты усмотрел в данном слове или высказывании, при этом широко используются метафоры, символы, описания слов в словарных статьях.

    Суть философствования Деррида состоит в высказывании той же самой вещи, но и другой, в переписывании ее.
    4. Жан Лиотар: постмодернизм.

    Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована эстетически. Лиотар, один из лидеров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно понятую эстетику возвышенного. Возвышенное понимается как единство удовольствия и боли, сотворение непредставимого. Эстетика возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы «зримыми представлениями намекнуть на непредставимое». Увидеть можно красивое и прекрасное, но не возвышенное. Квадрат Малевича не является иллюстрацией к геометрии, он намекает на то неуловимое, которое как раз и вызывает чувство возвышенного.

    Постмодернизм давно завоевал себе право на существование, особенно в мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеют дело с многозначимостью.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта