Тема_1._Предмет_и_функции_социологии._Становление_и_исторические. Тема Предмет и функции социологии
Скачать 138.65 Kb.
|
Тема 1. Предмет и функции социологии Становление и исторические этапы развития социологии 1. Предмет и объект познания социологии. Функции социологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского «societas » греческого «logos» - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – это наука об обществе. Действительно, социологическое знание - это знание об обществе, социальных взаимодействиях, об их разнообразных проявлениях и воплощениях. Мы имеем дело с социологией в том случае, когда некая сфера знания содержит высказывание о социальной реальности. Правда, социальную реальность можно понимать по-разному. Иногда социальную реальность интерпретировали как мнимую, фиктивную сущность, которая в действительности сводится к сумме составляющих ее индивидов. Такая позиция получила название социального номинализма. Другая, противоположная позиция, именуемая социальным реализмом, состоит во взгляде на общество как на особую реальную сущность, которая не сводится к составляющим его индивидам, а образует надындивидуальное и внеиндивидуальное целое. Одни теоретики трактовали социальную реальность как преимущественно материальную или природную сущность, другие – как сущность духовную, надприродную и внеприродную. Существовали многочисленные попытки редукции, сведения целостной социальной реальности к одной из ее сфер (экономической, политической, правовой, религиозной) и провозглашения этой сферы главным фактором всей социальной жизни. Но как бы ни понималась социальная реальность, если мы встречаемся с высказыванием об обществе как таковом, то возможно, хотя и необязательно, речь идет о социологии. Ведь общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин. К тому же не всякое знание об обществе можно считать социологическим. Ведь представления об обществе существуют и в религии, и в морали, и в утопическом, и в обыденном сознании. В целом социология начинается с осознания того, что общество людей, группа людей или взаимодействие людей – это специфическая реальность, занимающая особое место в системе мироздания. Социология – не просто знание, а научное знание об обществе. Как и всякая наука, социология основана на понятийном и, шире, теоретическом осмыслении реальности. Это систематизированное знание, отличное от хаотического набора отдельных сведений. Оно воплощено в определенных системах понятий: теоретических системах, моделях, схемах. Оно формулируется в универсальных высказываниях – законах, закономерностях, принципах, зависимостях, частных обобщениях и т.д. Подобные высказывания предполагают определеннее процедуры доказательства. проверки и опровержения. Эти процедуры могут быть как теоретическими, так и эмпирическими, основанными на методически осуществляемых наблюдении, эксперименте и т.п. Если говорить о функциях социологии, то, конечно же, сразу отметим познавательную. Социология на всех уровнях, во всех своих с структурных элементах обеспечивает прирост нового знания о различных сферах жизни общества. Подобно любой другой науке, социология в целом призвана описывать, объяснять и предсказывать поведение объекта, который она изучает. Если речь идет о социологии как прикладной науке, то она выполняет также социально-технологическую функцию, которая состоит в разработке рекомендаций относительно путей воздействия на социальные процессы. Еще основоположник социологии О.Конт так сформулировал задачу социологии: « понять, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы предотвратить». Важно отметить, что социология сосредоточена на изучении реальных тенденций, а не тех, которые представляются нам желаемыми или должными. Иными словами, прежде чем говорить о том, что должно быть, социология говорит о том, что есть, будет и почему, а не наоборот. Социология – это наука и социальная и гуманитарная. Это накладывает определенные особенности на ее познавательные процедуры. Во-первых, объект и субъект исследования здесь в значительной степени совпадают. Действительно, ведь социология – это средство самопознания общества и человека. Отсюда важность таких познавательных средств как здравый смысл, понимание, интроспекция (контролируемое самонаблюдение), эмпатия (вчувствование в переживания других людей). Во-вторых, социальная реальность – это проявление человеческого существования, а потому – сфера свободы. Как бы жестко поведение человека ни было детерминировано социальными обстоятельствами, сами эти обстоятельства – в значительной степени результаты индивидуальных выборов и проектов Социальная реальность отличается гораздо большей степенью свободы, неопределенности, чем реальность природная; это всегда область человеческого выбора между различными альтернативами развития. Поэтому отметим, что каким объективным, точным и достоверным социологическое знание ни было, оно всегда остается в известной мере субъективным и приблизительным. В этом его слабость и его сила: ведь сверхточное знание о «неточной» изменчивой и текучей реальности было бы ее искажением. Для того, чтобы понять особенности социологии, вычленим собственную область социологического исследования, определим объект и предмет науки. Принято различать объект познания и предмет науки. Объект – это объективная реальность, на которую направлена исследовательская деятельность ученых. Для социологии это, прежде всего, взаимодействия индивидов и социальных общностей в социально- культурном контексте общества. У каждой науки есть и присущий ей предмет, т.е. специфическое воспроизведение реальности на абстрактно- теоретическом уровне. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования науки менялось. Широкое распространение имеет следующее определение социологии. Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. 2. Структура социологического знания Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политики, семьи, средств массовой коммуникации. В структуре социологического знания можно выделить макросоциологию и микросоциологию. Многие социологи были ориентированы, прежде всего, на исследование явлений и процессов в масштабе всего общества в целом, на анализ больших социальных общностей и их взаимодействие. Так была основана макросоциология. Почти одновременно с макросоциологией возникла и микросоциология которая изучает ментальность и поведение людей, их ценностные ориентации, межличностные взаимодействия в группах. В последнее время все большую популярность стали приобретать теории среднего уровня, понятие и обоснование которых предложил американский социолог Р.Мертон. По его мнению, эти теории необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в пределах отдельных областей знания. Примером тому может быть теория бюрократии, изучение отклоняющегося поведения, социальных конфликтов и т.д. Кроме того, в социологии всегда присутствовало два направления в получении и накоплении знаний. Одно изначально ориентировалось на методы наблюдения и эксперименты, обосновав эмпирическое направление. Оно институционально оформилось в Чикагской социологической школе еще в начале 20 века. Именно представители этой школы разработали общепризнанные и по сей день используемые методы сбора и обработки эмпирических данных, которые имеют, прежде всего, прагматическую направленность – обоснование «социальных технологий», пригодных для совершенствования конкретных социальных структур и функций. Другое направление – фундаментальное, нацеленное на концептуальное осмысление реалий социальной жизни. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, психологией и другими. Подчеркнем, подобное вычленение условно. Реальное приращение социологического знания возможно лишь на основе взаимодействия, взаимообогащения эмпирического и теоретического знаний. 3 . История развития социологического знания Предыстория социологии – это прежде всего процесс формирования предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальной реальности. Еще античная мысль дала толчок исследованиям социальной сферы, заложила ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности, государства, семьи, права. Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень вот далеко не полный перечень ученых, поднимавших проблемы человеческих отношений в обществе. Но зарождение подлинно социологического знания относится к середине 19 столетия, когда европейское общество вступило на путь капиталистического развития, и связано с именами О.Конта и Г. Спенсера. Эти ученые стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития. Такие законы позволили бы гармонизировать общественные отношения. По мнению О.Конта, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов, то есть тех, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. По словам О.Конта, социальная теория должна быть «точной, естественной наукой», используя такие методы, как наблюдение, эксперимент, сравнение. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называется позитивизмом. В рамках классического этапа развития социологии очень заметно имя Э.Дюркгейма. Предмет социологии по Дюркгейму – социальные факты, существующие вне индивидов и оказывающие на них принудительное воздействие. Под социальными фактами он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и идеи. Социология также изучает социальные институты, их генезис и функционирование. Э. Дюркгейма можно считать пионером использования социальной статистики в социологии. Имена О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма воплощают классический тип научности в социологическом знании. Основные положения классической методологии сводятся к следующим: 1.Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. 2.Знание об обществе должно строиться по образу естественных, «позитивных» наук. 3.Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. 4.Важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г.Зиммелем и М.Вебером. В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов общества и природы, и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания – наук о природе и наук о культуре. Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. Ей присуще и приверженность к фактам и причинно-следственные объяснения действительности, и такие методы гуманитарных наук как метод понимания и отнесения к ценностям. Эти исследователи считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Они формулируют ряд принципов, на которых опирается социологическое знание: 1.Социальная наука должна исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью. 2.Социология выясняет, прежде всего, мотивы совершения тех или иных поступков причины свершившихся событий, воздерживаясь от прогнозов. 3.Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление человеческому мышлению. Социология М.Вебера основана на утверждении, что главное – это изучение и интерпретация образцов типичного поведения людей, в процессе которого создается социальная реальность. Своеобразным синтезом классического и неклассического типа научности в социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К.Маркса и Ф. Энгельса. Эти мыслители исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить социальную теорию по образу естественных наук. К. Маркс представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса. Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей. Как видно из истории социологической мысли, изначально социология полагалась на методы других наук, прежде всего, естественных. Сегодня социология выработала свои собственные методы. Методы социологии постоянно уточняются, что позволяет глубже проникать в исследуемые социальные явления и процессы. Но при этом они сохраняют свой эмпирический характер. Отметим, что с момента появления социологии как самостоятельной науки и ее предметная область и ее методологический инструментарий существенно изменились благодаря ряду обстоятельств. Отметим главные: 1.Произошло осознание качественного усложнения процесса развития современных обществ, что повлекло структурализацию уровней социологического анализа общества. 2. Увеличилось число школ, направлений, теоретико-методологических подходов. 3.Существенно обновилось само социологическое знание, радикально изменились взгляды на законы развития человека и общества, факторы, определяющие характер их взаимосвязей и взаимодействия. Литература: 1. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. М. – Академический проект. 2001. 2. Социология: учебник для вузов. Под ред. В.В.Лавриненко. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. 3. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., - Изд. «Университет», 2006. 4. Гидденс Э. 9 тезисов о будущем социологии. socioline. ru 5. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1998. 6. http://socio.rin.ru/ - портал по социологии с большим количеством информации. 7. http://socis.isras.ru/ журнал «Социологические исследования». |