Эссе. Тема Принципиальное отличие понятия образа в психологии в отличие от физиологического понятия образа. Традиционный психоаналитическое и кляйнинское содержание травмы
Скачать 21.42 Kb.
|
Тема: Принципиальное отличие понятия образа в психологии в отличие от физиологического понятия образа. Традиционный психоаналитическое и кляйнинское содержание травмы. В психологии, образ – это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Человек употребляет слово «образ» для обозначения своих представлений каких-либо предметов, действий, чувств, мыслей, идей, состояние души или любого сенсорного или экстрасенсорного опыта. Образ всегда чувственный по своей форме, но по содержанию, он может быть как чувственным, так и рациональным. Психология образа - это точное знание о том, как строится образ мира в развитие человеческой деятельности. Мир, в котором люди живут, работают, который они сами строят, но осознают частично. Ученик В.Вундта, Э.Титченер, рассматривал образ как один из элементов сознания, главной целью которого является репрезентация в структуре сознания феноменов внутренней реальности («воспоминаний о переживаниях»). Данное предположение лично мне является гораздо ближе, ведь так или иначе наша жизнь состоит из образов, оставшихся в нашей памяти на протяжении жизни. Какие-либо события, сильно впечатлившие нас и произошедшие в определенных отрезках времени, впоследствии могут вспоминаться нами, как образы, на протяжении всей жизни. В современной психологии существуют три основных подхода к пониманию образа. Согласно конкретно-перцептивному подходу, образ – это продукт познавательной деятельности, результат работы памяти, мышления и воображения. В физиологии под понятием «образ» мыслится такой результат познания субъектом объекта, упорядоченность элементов которого в принципе соответствует упорядоченности свойств, связей и отношений объекта, причем эта упорядоченность функционально отделена субъектом от субстрата образа и непосредственно для носителя существует в субъективно-идеальной форме. Принципиальное отличие понятия «образа» в психологии заключается в том, что он всегда является чувственным по своей форме. Физиологическое понятие содержит в себе идею о перемещении образа по воспринимающим нервам в мозговой центр. В современном мире огромное количество пар разводятся, объясняя это тем, что не узнали друг друга или же непохожи характерами. Обращаться к психологу пары, которые не заинтересованы в продолжении отношений отказываются, им кажется это стыдно. Но за время, проведенное вместе, они успевают родить ребенка, который впоследствии наблюдает все эти недопонимания и ссоры. В психике у ребенка происходит диссонанс. Наблюдая за всем этим, у него образовывается детская травма, которая впоследствии приводит его к обращению к психологу. Я всегда считал, что в основном все расстройства происходят именно в связи с травмами, перенесенные в детстве. Ребенок, увидевший в семье разные конфликты, вырастает и тактику родительского общения применяет уже в своей семье. С позиций психоанализа, вытесненное травматичное воздействие из сознания переживается и забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (катексис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психические комплексы. Стоит заметить, что, когда мы пропускаем через себя какую-то болезненную ситуацию, которая влияет на нас, позже, при возникновении подобной проблемы, мы вновь вспомним о ней. Одним из главных открытий Фрейда, я считаю, двухтактный характер травмы. Согласно теории Фрейда, травма появляется в последействии, то есть не в тот момент, когда травматическое событие произошло и было вытеснено в бессознательное, а в тот, когда оно актуализируется другим событием. В раннем возрасте ребенок не в состоянии понять и осмыслить, то, что с ним произошло. И на первой фазе, объективно, событие является травмирующим, однако, в силу отсутствия опыта и сформированности «взрослых» понятий, для ребенка субъективно это событие не будет являться таковым.. На момент перенесения психологической травмы во взрослом возрасте каждый человек воспринимает по-своему. Одни впадают в депрессивное состояние, другие, наоборот, пытаются воодушевить себя и думать, что все «хорошо». Но на самом деле это лишь является психологической защитой человека. Еще в первых работах Фрейда можно заметить, что слово «травма» он использовал как метафору, которая отражает закономерности реагирование психики на экстремальное внешнее воздействие. Фрейд писал, что психика как фильтр и защита, предостерегающая от слишком частых средовых воздействий и эмоциональных нагрузок. Эволюция понятия психической травмы тесно связана с историей развития психоаналитических концепций. В 1923 г. Фрейд пришел к окончательной формулировке модели психики, как совокупности постоянных связей, баланса различных частей, что создало основу современных концепций внутренней динамической системы интернализованных отношений со значимыми объектами. Кроме того, в рамках данной модели Фрейд стал относить тревогу к Эго, оставив идею о том, что ее первоисточником является не находящее разрядки напряжение либидо. При этом тревога, заполняющая сознание, имеет, прежде всего, внутренние источники, тогда как пусковое событие может быть внешним. Фрейд обозначил 5 основных тревог, которые являются универсальными и могут потенциально привезти к травме: тревога, связанная с рождением, тревога уничтожения, потери любимого объекта, потери любви объекта, кастрационная тревога. Все типы тревог связаны с отделением, потерей чего-то жизненно необходимого, включая саму жизнь, тем самым они приближают индивида к осознанию смерти. Фрейд формулирует теорию раннего соблазнения, согласно которой истерия имеет сексуальную этиологию и связана с сексуальным соблазнением ребенка взрослым. «Истерики страдают воспоминаниями», - пишет Фрейд в Предуведомлении к «Исследованиям истерии» - воспоминаниями, которые были вытеснены, но которые, тем не менее, давали о себе знать. Продолжателями теории Фрейда, которую он впоследствии опровергнул, обозначив это в связи с похожестью историй пациентов, являлись многие другие авторы. К примеру, Ференци считал, что травматизм возникает именно в следствии страстных действий взрослых. Под травмой Ференци понимает как излишнюю тяжесть взрослой сексуальности (соблазнение, эротизация, агрессия), так и внезапно наступившую холодность, связанную с уходом в собственную депрессию или скорбь, и разорвавшую тесные эмоциональные связи, существовавшие между взрослым и ребенком» Но меня всегда мучал один вопрос: почему Зигмунд Фрейд не хотел верить своим пациентам? Он всегда спрашивал о больном его родных и близких, а они в свою очередь опровергали историю пациента, ведь представьте себе, что Ваш близкий человек психически болен, и учитывая то время, данный диагноз мог отразиться на статусе всей семьи. Если честно, я не согласен с мнением Ференци и первоначальным мнением Фрейда, ведь позже сам Зигмунд Фрейд опровергнет свою теорию написав, что влечение ребенка к взрослым имеет лишь фантазию и воображаемый характер. Базовая кляйнианская теория — это модель развития: одна из ее особенностей заключается в том, что она рассматривает развитие как повторяющиеся циклы на протяжении всей жизни. Поэтому психическая травма рассматривается как помеха этому процессу или его прерывание. Даже реальная угроза смерти аналитически рассматривается как пробуждающая или осложняющая прежние отношения человека с идеей смерти, какой бы она ни была. Травматический опыт всегда близок, и требуются родительская любовь, забота и понимание, чтобы его предотвращать или ему противодействовать. «Первый внешний источник тревоги можно обнаружить в опыте рождения, — пишет Кляйн и добавляет: — Похоже, пережитые ребенком боль и дискомфорт, а также утрату внутриутробного состояния он ощущает как атаку враждебных сил». В теории Кляйн о депрессивной позиции переход от частичных объектов как идеальных форм к целостным объектам как реальным людям может быть травматичным. На стадии взросления ребенка, при формировании его психического созревания, можно с легкостью повредить его психику. Если родители постоянно кричат на своего ребенка, пытаются нравоучить его скандалами, то в дальнейшей жизни он будет испытывать страх при невыполнении какого-нибудь задания, а это значит, что его самоэффективность будет автоматически угасать. Он потеряет веру в себя, в свои силы и будет полностью считать себя отгороженным от общества. Многие родители даже не понимают, что из-за крика на ребенка, они могут нанести ему травму, которая отразится на его дальнейшей жизни. Сначала это может не отразится на детской психике, но потом это выявляется с течением продолжительности времени и влияет на его психическое состояние. В заключении своего эссе, хочу привести в пример случай из моей консультационной практики, где клиентка перенесла травму в детстве, которая отразилась на дальнейшей жизни. Однажды ко мне обратилась клиентка, которая утверждала, что в жизни у нее все хорошо. И на вопрос «Как дела?», задаваемый мною во время начала сеанса, она говорила, что все отлично. Но тогда у меня всегда был вопрос: «Зачем тогда ко мне данная клиентка обратилась?». Цель визита ко мне была типична. Клиентка не может никак выстроить благополучно отношения с противоположным полом. Ее мучают сомнения, что мужчина, которого она встретит, бросит ее. На каждом сеансе клиентка жизнерадостно общалась и смеялась, но в который раз убеждаюсь в том, что данное поведение является лишь самозащитой. Работая с клиентом методом сократовского диалога, который я считаю одним из самых эффективных методов психотерапии, я добилась результата. В судьбе у пациентки была очень неприятная ситуация – развод родителей. Думаю, что у каждого ребенка, пережившего такую историю, остается глубокий след. И спустя время, данная травмирующая ситуация сказалась для клиентки проблемой. Очевидно, что клиентка боится заводить отношения с мужчиной в связи с тем, что в ее детстве отец бросил и оставил их с матерью. Я решила использовать технику психодрамы для того, чтобы пациентка смогла освободиться от таких мыслей и отпустить ситуацию. В психодраме сюжет, сценарий действия рождается в момент самого действия. Еще одно отличие в том, что в психодраме разыгрывается реальный личный опыт человека, и он сам выступает главным действующим лицом в этом спектакле. В этом смысле психодрама реальнее, чем любая придуманная пьеса. Для реализации действия, я попросил ее принести с собой игрушку, которая ассоциируется у нее с отцом. Это был белый тигренок, которого подарил ее папа на день рождения. Моя задача не заключалась в том, чтобы надавить на больное, она заключалась в искренней помощи через данный метод психотерапии. Испытуемая: Лариса Е. С самого начала Лариса была очень веселой и вела себя очень непринужденно. Она шутила, смеялась и была рада встрече. Лариса являлась протагонистом, она должна была представить белого тигра как ее отца. Я поставила стул посередине, и дал задачу: «Она должна была играть одну и ту же сцену, психодраматическое действие с разными эмоциональными состояниями». Предлагаемые обстоятельства – последний разговор с отцом перед его уходом В первый дубль Лариса вела себя весело, будто она попрощалась с отцом навсегда и уже забыла его. Ко второму дублю в момент его разговора я попросил вспомнить о том, что она ему сказала в реальном разговоре. Состояние Ларисы поменялось. Она начала будто вспоминать тот самый разговор, и отвечал тигру будто своему отцу. Эта ситуация заставила Ларису вернуться в прошлое и попробовать изменить его. После окончания, она снова будто освободилась, и попыталась вернуть прежнюю форму веселья, но прогресс был виден. При третьем дубле я попросил ее высказать все обиды, которые накопились за столько лет. Как было тяжело, с какими трудностями столкнулась. На этом дубле психодрама сработала. Лариса рассказала, как ей было трудно в школе, как ее обижали, а папы, который мог ее защитить рядом не было. Лариса вспомнила тот последний разговор, она была очень чувственной. Я видел, как ей тяжело вспоминать ту последнюю встречу, как ей хочется снова поговорить с отцом, как ей больно оттого, что его не было в жизни. Я попросил произвести дублирование. Произносить одну и ту же фразу несколько раз. Эмоции были на пределе. Она то смеялась, то плакала одновременно. После окончания Лариса очень изменилась. При четвертом дубле я попросил Ларису простить отца за то, что он их бросил. Лариса сделала. Прогресс был на лицо, изменения были существенные. Она будто изменилась после проведения этой методики. Чувствовалось, что Лариса испытала состояние катарсиса. После освобождения всех эмоций ей стало гораздо легче. Лариса сказала, что ей пришел инсайт, что она осознала свои причины проблем, которые у нее существуют на сегодняшний день. После проведения методики был произведен шеринг. Лариса объяснила свои чувства и то, что раньше она их скрывала. При обсуждении она сказала, что методика действительно работает, если включаться в нее по максимуму. Сначала она думала, что будет очень просто, но, когда перед ее глазами всплывала та самая встреча, ей было очень тяжело все это вспоминать. Знаете, я все время убеждаюсь, что смех – это защита от тяжелых последствий. Лариса стала другой, после проведения методики она будто отпустила в реальном времени эту ситуацию, перестала закрываться и говорить, что все хорошо. |