Тютчев, тема природы. Тютчев природа. Тема природы в лирике Фёдора Ивановича Тютчева
Скачать 4.71 Mb.
|
Тема природы в лирике Фёдора Ивановича Тютчева Ученика 10 класса «А» Хаитова Мансура МБОУ шк. №157 г.о. Самара Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября [5 декабря] 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния — 15 [27] июля 1873, Царское Село) — русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член- корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года. Фёдор Иванович Тютчев (1803 -1873г.г.) Особенности лирики Пейзажная лирика одна из основных в творчестве поэта. Точнее её следует назвать – пейзажно- философской. Природа у Тютчева – живой, чувствующий организм. И сам пейзаж у Тютчева показан через лирические переживания человека, связан с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о любви, о человеческой судьбе. Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях четыре времени года. Тютчева недаром называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он её не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины. Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл как певец природы. Ни для кого природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»: Каким бы строгим испытаньям Вы ни были подчинены, Что устоит перед дыханьем И с первой встречею весны! Пейзажи в его стихах наделены символическим смыслом. Поэт считает, что природа живёт более осмысленно и ярко, пока человек не вмешивается в её жизнь. Природа у Тютчева одухотворена, олицетворяет ту «живую жизнь», по которой тоскует человек: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик, - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… «Как хорошо ты, о море ночное…» (1865) Поэта привлекают и пышность южных красок («Альпы») и «грустные места» средней полосы России в разные времена года («Весенняя гроза», «Зима недаром злится…»). Но особенно заметно его пристрастие к водной стихии (чуть ли не в трети стихов идёт речь о море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане). Любуясь морем, Тютчев соотносит стихию жизни моря и Непостижимые глубины человеческой души. Природа в лирике Тютчева имеет два образа: хаотический и гармонический. Человек может увидеть, услышать и понять удивительный мир природы, её язык, когда достигает гармонии и единения со всем миром, с космосом – «Всё во мне и я во всём». Такое состояние души проявляется во многих стихотворениях: Так связан, съединён от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества… Небо представлено в его стихах, как символ чистоты и истины, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…» Многоточие, использованное здесь поэтом, призывает поразмыслить глубже над сказанным, приложить усилия и найти глубинную суть слов. Тема ночи – одна из самых важных тем в описании природы в лирике Тютчева. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. Здесь описание природы наполнено необычайной красотою и величественностью. Поэт изображает её чистой и святой: «святая ночь на небосклон взошла…». В его творчестве уделено отдельное место описанию ночи. Он пытался найти истину бытия, а возможно соприкоснулся с нею и в своих стихах показывал пути и размышления для того, чтобы человек задумался не только о земных заботах, но и открыл свои духовные глаза, чтоб увидеть нечто большее, чистое, вечное и настоящее. Тютчев очень мастерски передает через описание природы глубину своих переживаний, свой настрой и чувства. Он очень тонко чувствует природу, знает её характер и умеет подобрать такие слова, которые ярче всего передадут смысл, который автор в них вкладывает. Тютчев жил жизнью, всецело отданной познанию себя, человеческого бытия, природы и незримой нити связывающей все в единое целое. Его поэзия многогранна и разнообразна, возвышенна и таинственна, нежная земная и космически холодная, но всегда неповторима и прекрасна, влекущая яркими красками своей удивительной жизни. |