Создание фантазийного образа на тему «времена года» Лето. Создание фантазийного образа на тему
Скачать 1.63 Mb.
|
Министерство Образования и Молодёжной Политики Свердловской области ГАПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» КУРСОВАЯ РАБОТА МДК 02.02 Технология визажа Для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг ТЕМА: Создание фантазийного образа на тему: «времена года «Лето Выполнил: Студент гр. 427-ТЭУ Темирова Карина Камалдиновна Проверил: Привалова Лариса Сталиковна Екатеринбург 2022г Содержание Введение. 3 Символика времён года. 5 Отражение темы «времена года» в произведениях изобразительного искусства. 5 Музыкальное изображение темы «времена года». 7 Тема «времена года» в литературных произведениях. 8 Мой творческий опыт. 9 Заключение. 10 Источники. 11 Приложение 13 Творенье может пережить творца Творец уйдёт, природой побеждённый Однако образ, им запечатлённый, Веками будет согревать сердца Микеланджело Буонарроти Введение Смена времён года всегда интересует людей. Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни. Лето – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Деревья пышно убраны в яркие зеленые одежды. Под ними всюду густо растет трава, усеянная цветастыми огоньками летних цветов – маков, колокольчиков, клевера, пижмы, ромашки, ноготков… А над ними порхают бабочки и жужжат всякие мурашки. Фантазийный образ - интересный и занимательный способ поэкспериментировать с внешностью и примерить на себя новую роль. При этом ненатуральность и фантазийность, а также использование сложных фигур позволяет почувствовать себя настоящей жительницей других миров. Гипотеза исследования: Искусство через произведения живописи, поэзии и музыки, через их гармоничное соединение в слове, цвете и звуке развивает чувство любви к природе. Цель моей работы: Увидеть, услышать и прочувствовать, как природа вдохновляет композиторов, поэтов, художников на создание произведений и попробовать создать пейзажи разных времен года при помощи средств художественной выразительности. Задачи: Познакомиться с произведения поэтов, художников и композиторов, посвященные временам года. Рассмотреть символику природного цикла. Выполнить четыре пейзажа разных времен года и в графике, акварельной и гуашевой живописи и в батике. Подготовиться к публичному выступлению. Во время подготовки проекта мной использовались следующие методы: - систематизация собранного материала; - выявление особенностей отражения данной темы в художественных произведениях разных видов искусства. Для меня интересно каждое время года: весенняя капель, летнее небо, осенние краски, зимний сон... Символика времён года Перед изучением изображения времён года художниками, поэтами и композиторами следует разобраться в их символике. Природный цикл всегда наделялся определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни. Жизнь делится на четыре периода: детство, юность, зрелость и старость. Весна, как пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала детство, а зима, как конец пути, - старость. Изобразительное искусство Пейзаж - это жанр живописи, посвященный природе. Первые наброски в виде очертаний гор и лесов появились в первобытных наскальных рисунках благодаря желанию человека запечатлеть себя в окружении природы. Залы Кносского дворца на Крите до настоящего времени сохранили фрески с изображением людей на фоне моря, садов, гор. В виде самостоятельного жанра первые пейзажи появились в древнем Китае. Художники тонко выписывали горные вершины, камни, ветви бамбука, цветки сакуры и изогнутые сосны. Картины создавались в виде монохромных одноцветных пейзажей и сопровождались иероглифами. В европейском искусстве средних веков пейзаж использовался лишь в виде необходимых декораций для религиозных, батальных сцен и портретов. В эпоху высокого Возрождения интерес к пейзажу возрос, сформировались голландская, немецкая, итальянская школы с характерными приемами и сюжетами написания работ. В XVIII веке ярко проявилось искусство французских живописцев. В эпоху Просвещения художники уже не стремились идеализировать природу, они ставили задачу показать естественную красоту окружающего мира и запечатлеть определённый момент. Новый взгляд на пейзаж, названный импрессионизмом, был обусловлен появлением пленэрной живописи. Работа художников вне стен мастерских давала возможность пристального наблюдения за природой, более естественного изображения меняющейся погоды и освещения из-за смены дня и времён года. Именно импрессионисты живо и ярко писали простые незатейливые сюжеты природы и повседневной жизни. Самыми известными импрессионистами являются Клод Моне, Эдуард Манэ, Ван Гог. Импрессионистический пейзаж наиболее популярное направление и в настоящее время. В русском же пейзаже с момента его зарождения стали сильны традиции академической живописи. Особую популярность завоевали художники Товарищества Передвижных художественных выставок под руководством И.Н.Крамского. Выбор простой натуры и особое патриотическое отношение к русской природе сделало уникальными картины Саврасова, Левитана, Шишкина. С тех пор русский пейзаж занимает прочное место в творчестве российских художников. Также некоторые творцы увлекаются интерпретацией времён года в виде человеческих образов. В пример можно привести Альфонса Муху, живописца XIX века, и его работы с временами года в виде женщин. Пейзажей, в которых запечатлён полный годовой цикл не так много: цикл картин «Месяцы» Питера Брейгеля, «Времена года» Николя Пуссена (Франция) и 4 холста «Времена года» русского художника XIX - начала XX века М.Ф. Ларионова. Образ природы – одна из распространенных и волнующих тем в искусстве. В творчестве каждого художника можно найти изображение природных явлений. Вывод: Природа – это одно из естественных проявлений нерукотворного прекрасного, поэтому ее эстетизм всегда привлекал художников, за многими из которых в течение всей творческой жизни так и закрепилось звание «пейзажиста», ведь как можно прекратить восхищаться или черпать вдохновение в том, что настолько прекрасно и совершенно! Музыка Художник описывает природу красками, музыкант - нотами. Тему "Времена года" затрагивали многие композиторы. Антонио Вивальди «Времена года» - цикл концертов для скрипки, отображающий весну, лето, осень и зиму. Гайдн "Времена года" - оратория в 4-х частях. Чайковский «Времена года» - 12 характеристических пьес для фортепиано. В этом цикле музыкальный пейзаж раскрывается через широкий спектр образов. Здесь и бескрайние русские просторы в разные времена года, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашней музыкальной жизни русских людей того времени. Французский композитор-романтик и пианист-виртуоз Шарль Анри Валантен Алькан написал цикл "Месяцы" ("Les mois") из 12 характеристических пьес. У композитора Игоря Парфенова есть такой же цикл из 12 характеристических пьес для фортепиано "Домик в клину". Перейдем к современным композиторам. Это "Времена года" Астора Пьяццоллы. Известен цикл из 12 характеристических пьес "Календарь природы" композитора Люциана Пригожина, его своеобразный детский альбом. Вывод: Композиторы изображали природу или с помощью звукоподражания или, через переживания, которые пробуждает природа. Литература Тема природы и времён года часто раскрывается в произведениях русских поэтов. Душевные переживания и настроения людей раскрываются с помощью цикличности и постоянной смены времен года. Зима всегда восхищала русских поэтов и читателей своей суровостью и ледяным спокойствием. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. ( А. С. Пушкин) Стихи о весне в творчестве русских поэтов передают радостное настроение. Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей; Поля просторные, немые Блестят, облитые росой; Ручей журчит во мгле долины, Вдали гремит весенний гром, Ленивый ветр в листах осины Трепещет пойманным крылом. (И. С. Тургенев) Лето богато сочными зелеными красками. Поэзия раскрывает красоту русской природы: шум леса, пение птиц и благодать погожего летнего дня. Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. (А. А. Фет) Осень задумчива и грустна. Стихи об осени передают настроение уставшей природы: опадающие листья, моросящий дождь, пасмурное небо. Вывод: Природа всегда вдохновляет творческих людей. А тема времен года встречается в произведениях практически всех русских писателей. Поэты воспевают красоту природы в любое время года. В стихах, посвящённых временам года, мы видим, как смена природных циклов сопровождается изменением человеческого настроения и душевного состояния. Познакомившись с произведениями известных авторов, я увидела, что каждый из них видел и запечатлевал весну, лето, осень и зиму по-своему. Тему времен года в своём творчестве затрагивали такие знаменитые русские поэты как: А. С. Пушкин, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. С. Никитин, И. А. Бунин, А. В. Кольцов, А. Н. Майков. Некоторые из произведений хочется выучить наизусть, потому что авторское видение природных явлений созвучно с моим. Зима, весна, лето, осень. О каком бы времени года авторы не писали, в их произведениях всегда слышится восхищение природой. Мой творческий опыт Я выполнила пейзаж лето в разных техниках. Акварель, гуашь и графика уже известны для меня, но я также опробовала и новую технику – батик, которая безусловно стала для меня полезным опытом. "Трепещущее лето", акварель. Я использовала технику лессировки. Благодаря ей передана насыщенность цвета и яркость густого зелёного бора. Я построила многоплановую композицию: на первом плане видна многовековая сосна, на втором - сверкают резвые ручейки среди густого мха, а на третьем - громоздятся величественные сосны. Лето – самое лучшее время для путешествий. В нашей стране очень много красивых мест, которые очень хочется увидеть. Таинственные пещеры, водопады, высокие горы и перевалы... Везде хочется побывать. В летние месяцы мы всегда отправляемся с семьей в маленькие путешествия – за город. Самое мое любимое занятие – это поход по горам. Летом они удивительно красивы – у подножия горы шумит лес, но чем выше поднимаешься, тем сильнее становится ветер и тем красивее становятся скалы. На вершине горы открывается вид на окрестности – внизу блещут маленькие речки и озера, а лес похож на зеленое море. И кажется, что ягоды, которые растут на вершине горы, гораздо вкуснее, чем на даче или просто в лесу. После прогулки можно развести костер, пожарить сосиски и заварить чай из лесных трав. Вывод: Я попробовала различные интересные техники, выполняя эти работы. Ближе всего мне акварельная лессировка, слоистая и живая. Поэтому, на мой взгляд, интереснее и удачнее всего получилось изобразить лето. Но на этот счёт у каждого зрителя найдётся своё мнение. Хотя свободная роспись батика для меня в новинку, я планирую дальше работать в этой технике и выполнить серию работ. Заключение Работа завершена. Время от времени я возвращаюсь к прочитанным стихам о природе, любуюсь изображениями зимы, весны, лета и осени на картинах художников, слушаю музыкальные пьесы из «Времен года» П.И. Чайковского. В своей работе я рассмотрела взаимоотношения природы с человеком. Они являются одной из основных тем поэзии, живописи и музыки. Природа с её чередованием времён года является неисчерпаемым источником вдохновения, фантазий, чувств и размышлений. Природа очень много значит для человеческого ума и воображения. И это вполне естественно, ибо мир природы входит в жизнь и душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление, восторг и преклонение. Выполняя данную работу, я поняла, что общение с природой — большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей неповторимостью. Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, услышать, почувствовать. В этом воздействии искусства на человека и есть высшее его предназначение. «Благо, даруемое нам искусством, заключается не в том, что мы, благодаря ему, узнаем, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся» (О.Уайльд). Искусство через произведения живописи, поэзии и музыки, через их гармоничное соединение в слове, цвете и звуке воспевает красоту природы. Я считаю, что такое объединение в общем тематическом плане красочных произведений живописи, поэзии и музыки оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем каждое из этих произведений в отдельности, и создает благоприятную среду воспитания художественного и эстетического вкуса. Таким образом я подтвердила свою гипотезу о том, что искусство через произведения живописи, поэзии и музыки, через их гармоничное соединение в слове, цвете и звуке развивает чувство любви к природе. Источники Алые паруса. Проекты для одаренных детей.https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2018/07/20/itogovyy-proekt-po-literature-na-temu-vremena-goda-v/ АРТ - пейзаж http://www.art-paysage.ru/article/peizazhnaja-zhivopis/ Краски в нашей жизни. https://docplayer.ru/52698542-Nauchno-issledovatelskaya-rabota-tema-raboty-kraski-v-nashey-zhizni.html/ Культура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России. https://www.culture.ru/materials/177112/vesennii-pleilist/ Официальное сообщество Библиотечно-информационного комплекса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации https://vk.com/@libfef-vremena-goda-v-iskusstve BIS ART GALLERY о символике сезонов года в живописи. https://zen.yandex.ru/media/bisartgallery/bis-art-gallery-o-simvolike-sezonov-goda-v-jivopisi-5c6be676fec61f00b2b84cab РуСтих. https://rustih.ru/ivan-turgenev-vesennij-vecher/ Техники рисования акварелью — советы и приемы https://wearts.ru/magazine/479-akvarel-i-sol-tekhnika-risovaniya Томская государственная филармония.https://tomskfil.ru/ Я хочу рассказать Вам….. https://trampic.com/ Приложения "Трепещущее лето" |