Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные этапы творческого процесса

  • 7. Методы психологической защиты.

  • 8. Реактивное формирование

  • Доклады – презентации к семинарскому занятию по теме 4.

  • Психологический анализ деятельности. Тема 4. Тема Психологический анализ деятельности


    Скачать 48.66 Kb.
    НазваниеТема Психологический анализ деятельности
    АнкорПсихологический анализ деятельности
    Дата16.11.2022
    Размер48.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 4.docx
    ТипРешение
    #792183
    страница3 из 3
    1   2   3

    6. Анализ особенностей творческой деятельности.

    Можно выделить творческую деятельность, деятельность лиц искусства, умственную деятельность научных работников, спортивную деятельность и другую. Мотивы деятельности различны. От них зависит отношение к деятельности и удовольствия и неудовольствия от нее.

    Творческие личности, такие, как работники умственного труда (ученые, конструкторы) и работники искусства обычно трудятся с удовольствием. Однако у них бывают творческие тупики.

    Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.

    Творческий труд характерен для инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей, научных работников, писателей, композиторов, художников, скульпторов, артистов и др. Их работа невозможна без использования значительного объема знаний, напряженного внимания, повышенного нервно-эмоционального статуса, обязательного создания новых алгоритмов деятельности, нерегламентированной интенсивности труда и ненормированного рабочего дня.

    Огромное число людей сегодня занято творческим трудом. Элементы творчества имеются в работе большинства специалистов сегодняшнего дня. Необходимость исследования творческого процесса диктуется целесообразностью повышения его продуктивности. Сегодня этим занимаются физиологи, психологи, философы, математики.

    Творчество — это сложный процесс создания нового.

    Творческая деятельность может существовать лишь как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания, как высший уровень познания человека. Творчество не может совершаться без предварительного накопления знаний. Особое место в творческой работе занимает воображение, оно как бы центр, вокруг которого концентрируются остальные качества творческого человека. Полет фантазии обеспечивается знаниями, мышлением, подкрепляется целеустремленностью, эмоциями.

    В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов.

    Основные этапы творческого процесса:

    а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте;

    б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

    в) сознательная и бессознательная работа над материалом, анализ и синтез, перебор вариантов, озарение;

    г) проверка и доработка.

    Среди особенностей творческой деятельности выделяют шесть:

    1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой.

    2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них — активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер — инерция собственного мышления.

    3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения — когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы.

    4. Утром или перед засыпанием, когда человек лежит в расслабленном состоянии в постели с закрытыми глазами, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований в кору больших полушарий головного мозга, т.е. от неосознанного к активной работе сознания. Примером может служить открытие Д.И. Менделеевым Периодической таблицы химических элементов во сне, когда днем он был очень перегружен.

    5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует центральную нервную систему. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием: обтиранием мокрым полотенцем с холодной водой, понижением температуры воздуха в рабочей комнате ниже комфортной на 4—6°С.

    6. Алкоголь вызывает разлитое торможение коры больших полушарий, активирует некоторые вегетативные подкорковые центры, но делает невозможным и процессы тонкого анализа и синтеза информации, а в больших дозах оказывает опасное токсическое действие на корковые нейроны и вызывает привыкание.

    На сегодняшний день установлено, что вдохновение в творческой деятельности приходит к человеку после тяжелейшего умственного усилия, когда человеческий ум устал, как будто бы специально для того, чтобы ослабить собственное сознательное «Я» и дать возможность выступить бессознательным идеям.

    Творчество — не сплошной и непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои и спады.

    Высшее кульминационное творческое состояние — это вдохновение, то есть состояние, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческой задачи, при этом достигается максимальный результат. По словам известного русского художника И. Е. Репина, вдохновение не приходит в безделии — это награда за каторжный труд. Альберт Эйнштейн утверждал, что для достижения поставленной цели достаточно 5 % таланта, а остальное труд. Полезным некоторые ученые считают проведение научных семинаров, когда выдвигаются и обсуждаются самые «бредовые» идеи.

    7. Методы психологической защиты.

    В коллективе каждый человек может ощутить определенное воздействие со стороны его членов. В жизни есть немало моментов, когда воздействие пытаются организовать из внешней среды. Человек должен быть готов отразить чуждые влияния. Для этого существует довольно много механизмов психологической защиты. Рассмотрим более подробно основные из них:

    1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. З. Фрейд подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения; б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

    2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

    3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Люди часто склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

    4. Интроекция. Это символическая интернализация или включение в себя человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

    5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

    6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).

    7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

    8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство от-вержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

    9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

    10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

    Доклады – презентации к семинарскому занятию по теме 4.

    1. Профессиональная пригодность и профессиональная непригодность.

    2. Особенности творческой деятельности.

    3. Методы психологической защиты.

    4. Основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей.

    5. Основные виды человеческой деятельности.

    6. Виды труда.

    7. Потребности человека.

    8. Классификация коллективов.

    9. 3 способа управленческого влияния на личность и коллектив.

    10. Конфликты.

    11. Причины конфликтов.

    12. Источники конфликтов.

    13. Стадии конфликтов.

    14. Исходы конфликтов.

    15. Методы разрешения конфликтов.

    16. Метод принципиальных переговоров.

    17. 2 теории для объяснения природы конфликта.

    18. Основные этапы творческого процесса.
    1   2   3


    написать администратору сайта