Главная страница
Навигация по странице:

  • Тэйлор

  • Пономарева

  • Богоявленская

  • «Творческая компетентность»

  • Реферат. Креативность. реферат_креативность[1]. Тема работы


    Скачать 66.15 Kb.
    НазваниеТема работы
    АнкорРеферат. Креативность
    Дата28.10.2019
    Размер66.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат_креативность[1].docx
    ТипДокументы
    #92365
    страница2 из 3
    1   2   3

    Гилфорд внёс незаменимый вклад в исследование креативности, он выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них — беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).

    В 1967 году Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности: — «Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление…» (дивергентное мышление - это тип мышления, идущего в различных направлениях). Так же как и Гилфорд рассматривает креативность Тэйлор — не как единый фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в той или иной степени.

    Торренс определяет креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов. Модель креативности Торренса включает три фактора: беглость, гибкость, оригинальность. В данном подходе критерием являются характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, а не качество результата.

    Но вернёмся опять к истории. Гилфорд впервые предложил исследовать креативность с помощью обыкновенных тестов «карандаш-и-бумага». Одним из таких тестов был его «Тест Необычного Использования», а также «Тесты творческого мышления» Э. Торренса. Впервые стало возможным проведение исследований на обыкновенных людях, сравнивая их по стандартной «креативной» шкале. Однако был и негативный эффект. Ряд исследователей критиковали быстрые тесты « карандаш-и-бумага « как неадекватные способы измерения креативности. Некоторые же считали, что беглость, гибкость, оригинальность не улавливают сущности креативности, и что исследование творческих способностей обычных людей не может помочь понять природу исключительных примеров креативности.

    Первоначально Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. Но в экспериментах выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Позже Е.П.Торренс сформулировал на основе фактического материала модель отношения креативности и интеллекта: при IQ до 120 баллов интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ свыше 120 баллов креативность становится не зависимым от интеллекта фактором.

    В России в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Это, в частности, позволяет понять природу многих затруднений, которые испытывают творчески одаренные дети на школьной скамье. Поскольку, согласно данным этого исследования, креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации (творчество антиадаптивно), то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи. Следовательно, креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах.

    В другом подходе к концепции креативности, как универсальной познавательной творческой способности Пономарева, креативность исследуется как процесс, в котором выделяются различные фазы, уровни и типы творческого мышления: 1 фаза — сознательная работа (подготовка интуитивного проблеска новой идеи); 2 фаза — бессознательная работа (инкубация направляющей идеи); 3 фаза — переход бессознательного в сознание (перевод идеи решения в сферу сознания); 4 фаза — сознательная работа (развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка). В качестве «ментальной единицы» измерения творчесткости мыслительного акта, «кванта» творчества Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи (задача всегда решается на более высоком уровне структуры психологического механизма, чем тот, на котором приобретаются средства к ее решению).

    Медник также рассматривает креативность как процесс. Согласно этой концепции креативность является процессом переконструирования элементов в новые комбинации, согласно поставленной задаче, требованиям ситуации и некоторым специальным требованиям. Суть творчества по Меднику заключается в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций.
    2.3 Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов
    Многие исследования креативности «личностного» направления, а среди них следует выделить Баррона, изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Поскольку психологические исследования до сих пор не выявили наследуемости индивидуальных различий в креативности, в качестве детерминанты творческих способностей называют факторы внешней среды, которые могут оказать на их развитие как позитивное, так и негативное влияние. Баррон выделяет основные параметры социальной микросреды, способствующие формированию креативности: низкая обоснованность поведения, высокая степень неопределенности, наличие образца креативного поведения, создание условий для подражания творческом поведению, предметно-информационная обогащенность, социальное подкрепление творческого поведения.

    Другое направление, автором которого является Маслоу, способность к творчеству, рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей. По Маслоу свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют личности наиболее полно реализовать свой потенциал.

    Богоявленская определяет креативность как глубинное личностное свойство, которое выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом. Изучение творчества как продуктивного и спонтанного явления осуществлялось с помощью метода, названного автором «Креативное поле». В этих исследованиях было установлено, «что процесс познания детерминирован принятой задачей только на первой стадии. Затем, в зависимости от того, рассматривает ли человек решение задачи как средств для осуществления внешних по отношению к познанию целей или оно само есть цель, определяется и судьба процесса. В первом случае он обрывается, как только решается задача. Во втором возникает феномен самодвижения деятельности. Богоявленская подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.

    Отсутствие общей крупной теории при многообразии выявленных новых закономерностях и факторах указывает на трудность этой темы. Хотя исследования креативности активно ведутся вот уже несколько десятилетий, накопленные данные не столько проясняют, сколько запутывают понимание этого явления. Достаточно сказать, что еще сорок лет назад было дано более 60 определений креативности, а к настоящему моменту их уже невозможно сосчитать. При этом некоторые исследователи иронично отмечают: «Процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия».

    К сожалению, до настоящего времени ученые не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность, или она является научным конструктом?

    Впрочем, те же сомнения высказываются и в адрес традиционного понятия «интеллект». Не приходится удивляться, что соотношение этих понятий вызывает еще больше споров. По мнению некоторых американских психологов, большинство полученных данных о соотношении креативности и интеллекта дают возможность для выделения креативности «как понятия того же уровня абстракции, что и интеллект, но более смутно и неопределенно измеряемого».


    3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИКАК ЛИЧНОСТНОЙ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСТВУ

    3.1 Понятие творческой компетенции

    По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

    Креативность — это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Многим людям, обладающим творческой потребностью, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности:

    Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры.

    Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, так скажем, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества (например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист открытия в области математического моделирования). По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга.

    Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла, особенностью работы с фотографией), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи.

    Разные виды творчества предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности. Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, то есть «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.

    «Творческая компетентность» — это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей, ну и конечно, жизненные определённые факторы, именуемые обстоятельствами, которыми так любят прикрываться не реализовавшие себя личности.

    Творчество в современном мире все больше и больше начинает рассматриваться уже не как процесс и даже не как деятельность, но как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношений с миром. Судьба творчества в индивидуальном развитии определяется взаимодействием, диалогом личности с культурой. Г. Олпорт ещё в своей первой фундаментальной книге «Личность» писал: — «У каждого художника есть свой стиль, как и у каждого композитора, пианиста, скульптора, танцора, поэта, драматурга, артиста, оратора, фотографа, акробата, домохозяйки и механика. Лишь по одному стилю мы можем узнать сонаты Шопена, картины Ван Гога и пироги тети Салли. Стиль проявляется всегда, когда задействовано хорошо интегрированное и зрелое поведение личности».

    Другими словами, творчество как выражение своей индивидуальности в ограниченных сферах практики не обязательно означает писать картины, оно может выражаться и в таких бытовых и обыденных, на первый взгляд, делах как приготовление ужина, ремонт автомобиля и даже мытья полов. Опять же, к примеру, многие люди всё жизнь считают пирожки своей матери лучшими в мире, что и говорит о проявлении творческого подхода некоторых матерей к приготовлению этих самых пирожков и других блюд, а соединённое ещё с любовью не только к детям, но и к своему делу превращает обед в незабываемое и неповторимое. Если всё ещё сомневаетесь, то подумайте о новом коронном рецепте салата, изобретённом шеф-поваром ресторана, это же самое настоящие творчество…
    3.2 Анализ основных проблем развития креативности
    Наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них (например, чистка зубов по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы или до учебы, постоянный распорядок дня и многое другое) выполняется автоматически и рефлекторно. Шаблонность действий, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в противоречие с данной человеку способностью быть «творцом». Человек стремятся разрешить любое противоречие (так было испокон веков, постоянные вопросы и поиски ответов). В автоматизме действий и обыденностью жизни это противоречье разрешается путем подавления способности к творчеству, то есть подавления креативности (вот одна из самых главных проблем развития креативности).

    Поэтому чтобы развить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе, то есть, например, искать необычные способы применения обычных вещей. При этом способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок для дальнейшего развития креативности. Не нужно запирать себя за общественные стереотипы. А чтобы креативность развивалась достаточно применять игровой момент: играйте, выдумывайте, фантазируйте, переносите выдумки (конечно позитивные) в реальность.

    Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

    При традиционных формах обучения, ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т.п. Однако он не принимает участия в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

    Креативные способности во многом зависят и формируются в деятельности самих обучающихся, об этом никогда не стоит забывать педагогам. Никакой рассказ о роли гипотезы не сможет заменить в развитии способностей человека путь к исследованию, пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

    Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

    Ещё одной проблемой для развития креативности является то, что само по себе решение задач (как жизненных, так и различных других) для большинства людей не является приоритетным в их жизни. Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем на диване, в ночном клубе и т.д., вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения.

    Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья, скорее всего, просто потому, что эти периоды занимают много времени. Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, изобретение телефона, завершение симфонии, неожиданный даже для режиссёра конец фильма и многое другое. Все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

    Именно оттого, что человек не использует даже четверти своих возможностей, можно говорить о существовании такого явления как творческая закостенелость или о людях без каких-либо способностей, хотя в действительности такого быть не может.

    Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение. Основными проблемами развития креативности как личностной способности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; не приоритетность нахождения решения задач, или назовём это не желанием человека работать в силу своих возможностей.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    Для своего исследования я решила задействовать студентов нашего университета. Мышление –это индивидуальный способ переработки информации, форма психического отражения человеком действительности, создавая взаимосвязи и отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать в какой области, профессии человек преуспеет. Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый их которых преобладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.

    Мой тест сделали 36 человек.
    Тест на мышление и креативность
    Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методу Дж. Брунера:
    ИНСТРУКЦИЯ

    У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет Вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, то в бланке поставьте «+», если нет «-».
    ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

    1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).

    2. Я люблю настраивать программы для компьютера.

    3. Я люблю читать художественную литературу.

    4. Я люблю живопись (скульптуру).

    5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.

    6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.

    7. Я люблю шахматы, шашки.

    8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

    9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.

    10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

    11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.

    12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

    13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.

    14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

    15. Мне не нравится регламентированная работа.

    16. Мне нравится что-либо делать своими руками.

    17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.

    18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

    19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.

    20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

    21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

    22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.

    23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.

    24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

    25. Люблю фантазировать.

    26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

    27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

    28. Мне нравится художественная литература.

    29. Знакомый запах вызывает картину событий, происшедших много лет назад.

    30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

    31. Истинно только то, что можно потрогать руками.

    32. Я предпочитаю точные науки.

    33. Я за словом в карман не лезу.

    34. Люблю рисовать.

    35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное – игра актеров, новая интерпретация.

    36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

    37. Мне кажется, что смог(ла) бы изучить стенографию.

    38. Мне нравится читать стихи вслух.

    39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.

    40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.

    41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.

    42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.

    43. Люблю поэзию.

    44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.

    45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.

    46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.

    47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

    48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.

    49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.

    50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

    51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

    52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.

    53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

    54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.

    55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

    56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.

    57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

    58. Люблю писать письма.

    59. Сюжет кинофильма могу представить, как ряд образов.

    60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

    61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.

    62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

    63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.

    64. Я легко могу представить в образах содержанием услышанного.

    65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

    66. Я чаще сначала делаю, а потом думаю о правильности решения.

    67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.

    68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

    69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.

    70. Мне нравится работа дизайнера.

    71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.

    72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.

    73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

    74. Меня привлекает работа художника – оформителя.

    75. Не люблю ходить одним и тем же путем.


    Ключ к Тесту на мышление и креативность
    Обработка и анализ данных проводиться следующим образом: подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу.


    Предметное мышление

    Символическое мышление

    Знаковое мышление

    Образное мышление

    Креативность

    1

    6

    11

    16

    21

    26

    31

    36

    41

    46

    51

    56

    61

    66

    71

    2

    7

    12

    17

    22

    27

    32

    37

    42

    47

    52

    57

    62

    67

    72

    3

    8

    13

    18

    23

    28

    33

    38

    43

    48

    53

    58

    63

    68

    73

    4

    9

    14

    19

    24

    29

    34

    39

    44

    49

    54

    59

    64

    69

    74

    5

    10

    15

    20

    25

    30

    35

    40

    45

    50

    55

    60

    65

    70

    75

    Сумма =

    Сумма =

    Сумма =

    Сумма =

    Сумма =


    Интерпретация результатов Теста на мышление и креативность
    Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала:

    Низкий уровень (от 0 до 5 баллов),

    Средний уровень (от 6 до 9 баллов),

    Высокий уровень (от 10 до 15 баллов).
    1   2   3


    написать администратору сайта