Главная страница

Религиоведение. Тема Религиозные организации


Скачать 28.99 Kb.
НазваниеТема Религиозные организации
Дата21.11.2018
Размер28.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРелигиоведение.docx
ТипДокументы
#57198

Тема 3. Религиозные организации.

1. Церковь как вид религиозных организаций.

2. Секта как вид религиозных организаций.

Универсальная церковь

Это религиозная структура, в какой-то мере способствующая интеграции общества и в то же время посредством содержащихся в ней верований и представлений удовлетворяющая большинство личностных запросов индивидов на всех социальных уровнях. Для нее характерно систематическое и эффективное сочетание качеств как церкви, так и секты. Ее универсальность проявляется в том, что она охватывает всех членов общества, и в том, что в ней существует тесная взаимосвязь между двумя основными функциями религии. В гетерогенных обществах подобное равновесие достигается с большим трудом и не может сохраняться очень долго: недостаточная завершенность системы, настойчивое стремление правящих групп к поддержанию приемлемого для них порядка без изменений, неизбежных в изменчивом обществе, различия индивидуальных запросов — все это стимулирует схизматические тенденции, столь типичные для религий сложных обществ.

Католическая церковь 13 в., возможно, являет собой самый адекватный пример универсальной церкви в истории западной цивилизации. Она сравнительно удачно находила место (преимущественно монастыри) для выражения индивидуализирующих тенденций, присутству-

ющих в христианстве. Система ее верований и ритуалов удовлетворяла запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, отражая на удивление прочно интегрированную структуру и помогая ее сохранять. Однако универсальная церковь всегда может, быть описана лишь как относительно способная выполнять все эти многообразные функции, поскольку проблемы поддержания порядка в обществе, постоянного сдерживания эгоистических устремлений его членов, облегчения их страданий не относятся к числу легко разрешимых.

Кроме того, в социальном организме всегда возможны дисфункции. В этом смысле стоит подчеркнуть, что суждение, касающееся способности церкви сохранять «подвижное равновесие» и удерживать приверженность к себе большинства членов общества, — не ценностное суждение. И эта тонкость с трудом учитывается при функциональном анализе. Экклессия

Подобно универсальной церкви, экклессия охватывает все общество. Различие в том, что в ней слабее выражены сектантские тенденции. Она так хорошо приспосабливается к запросам и нуждам господствующих социальных элементов, что потребности низших классов фрустрируются. Экклессии лучше удается усиливать воздействие существующих паттернов социальной интеграции, нежели выполнять многие функции религии, обращенные к личности. Ее можно определить как универсальную церковь в состоянии окостенения.

Установившиеся национальные церкви тяготеют к экклиссиастическому типу, хотя и в весьма различной степени — в зависимости от того, насколько им присущи элементы сектантства. Для наглядности можно сравнить современные национальные церкви скандинавских стран, развивающиеся в направлении универсализации, и Русскую православную церковь 1915 года, которая, борясь с религиозным и секулярным схизма- тизмом, только суживала рамки установленного порядка. Этот пример подтверждает наличие тесной взаимосвязи между типом религии и типом общества.

Беккер так описывает экклессию: «Социальная структура, известная как «экклессия», представляет собой преимущественно консервативное образование, не вступающее в открытый конфликт с секулярными моментами "общественной жизни, открыто универсальное в своих целях... В своем полном развитии экклессия пытается слиться с государством и с господствующими классами и стремится установить контроль над личностью каждого индивида. Члены экклессии принадлежат к ней от рождения, им не нужно вступать в нее. Однако это социальная структура, в чем-то родственная нации или государству, ни в коем смысле не выбираемая... Зкклессия по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии... Экклессия как внутрисоциальная структура тесно слита с национальными и экономическими интересами; поскольку это паттерн большинства, сама ее сущность вынуждает ее подгонять свою этику под этику секулярного мира; она должна представлять мораль респектабельного большинства»[126]. Деноминация

Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как экклессия, поскольку ограничен классовыми, национальными, расовыми и иногда региональными рамками. С известной натяжкой деноминацию можно назвать и церковью, поскольку она находится в относительной — но не совершенной гармонии с секулярной властной структурой. Церковь «чистого» типа содержит в себе сектантские элементы, а члены ее представляют все имеющиеся в обществе социальные и классовые уровни. Многие деноминации начинали свое существование как секты и еще не окончательно оторвались от своих истоков.

Деноминации бывают очень разнообразными, например, в американском обществе они варьируются от конгрегационализма, которому присущи стойкие сектантские тенденции, и до лютеранства, прекрасно адаптировавшегося к секулярным властным структурам. В целом же деноминациям, как правило, свойственно идти по пути .компромисса. Отчасти это связано с тем, что в современном обществе, по контрасту с относительным религиозным единством средних веков, сектантские элементы больше склонны к образованию собственных институтов, нежели к интеграции с универсальной церковью. Устойчивая секта

Небольшие, не склонные к компромиссу с государством и церковью религиозные группы, которые мы классифицируем как секты, нестабильны в силу самой своей природы. Либо группа распадается и исчезает, когда умирает ее лидер и другие члены, либо она включается в состав более формальной структуры, обладающей способностью принять новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов. Профессиональные религиозные лидеры появляются тогда, когда снижается энтузиазм первого поколения сектантов, определявший демократизм движения. Спадает и напряженность непосредственного противостояния установленному социальному порядку. И тем не менее окончательного перехода в лоно национальной церкви может и не произойти.

Если обратиться к конкретным примерам, то интересно провести сравнение современного состояния долгое время существующих протестантских сект — методистов и квакеров. Оба направления возникли как выражение сектантского протеста и сильно видоизменились со сменой поколений. Методистское движение превратилось в деноминацию, в то время как квакеры составляют ныне легализованную устойчивую секту. Как объяснить такое различие? Квакеры гораздо решительнее противостояли властям и потому подвергались более суровым преследованиям, что способствовало развитию у них сильного ощущения социальной отверженности и устойчивой групповой морали. Но это объяснение — только наметка. Почему же квакеров преследовали сильнее?

Для ответа на этот вопрос приходится вернуться к истории возникновения обеих сект. Тенденция к превращению в деноминацию присуща тем сектам, которые изначально делали упор на проблемы индивидуальной ответственности и греха, стремясь уменьшить бремя стыда и вины. Сектантские движения, зародившиеся в рамках среднего класса, обычно относятся к этой категории. Они сравнительно быстро превращаются в деноминацию. А в устойчивые секты развиваются те сектантские движения, которые были в первую очередь направлены на критику социального зла. Эти группы выступают с требованиями справедливости и реформ; так вели себя анабаптисты, левеллеры и в менее выраженной степени — квакеры. Они стремились отделиться от окружающего общества, отказываясь выполнять те или иные гражданские обязанности или образуя изолированные общины.

Контраст между двумя типами сект удачно описывает Г. Нибур: «Методизм в своей моральной направленности далеко отошел от церквей обездоленных в шестнадцатом и семнадцатом веках. Разница заключается в подмене индивидуальной этикой и филантропией социальной этики и милленаризма. Методистское движение в продолжение всей своей истории оставалось под контролем людей, родившихся и воспитанных членами среднего класса, людей, возмущенных не столько социальным злом, порождающим страдания бедняков, сколько пороками, которым они предаются»[127].

Нибур утверждает, что лидерство существенным образом влияет на направленность религиозного движения. Можно добавить, что на нее влияет уже сам подбор членов в различных сектах, который, в свою очередь, определяется той или иной социальной ориентацией. Люди, верящие в то, что главная проблема заключается в реформе общества, вступают, как правило, в секты, ориентированные на этический протест. Тех, кто остро ощущает бремя индивидуальных сомнений и страданий, больше привлекают секты, делающие упор на возрождение личности. А такой подбор членов секты, в свою очередь, определяет развитие доктрины.

Современный квакеризм, тем не менее, имеет определенные черты деноминации: его оппозиционная настроенность по отношению к государству заметно смягчилась; в некоторых ответвлениях секты функционируют профессиональные лидеры; большинство членов является таковыми «по рождению». Методизм уже изначально представлял собой не вполне типичную секту, поскольку, несмотря на то, что его лидеры были образованными выходцами из среднего класса, среди рядовых членов было много людей из низших социальных слоев. Сектантские элементы до сих пор присутствуют в этой деноминации, что проявляется в пацифизме, хотя и исповедуемом меньшинством членов, и в сохранении стойкого интереса к социальным реформам. Однако различие в степени конформизма по отношению к секулярному окружению по-прежнему сохраняется.

Более острый контраст составляет секта, представленная исключительно выходцами из среднего класса и быстро развившаяся в деноминацию, и сектантское движение еще более пессимистической мировоззренческой ориентации, чем квакерство, которое не стало деноминацией за триста лет своего существования. Речь идет о движении «Крисчен Сайенз», с одной стороны, и меннонитах — ответвлении анабаптизма — с другой.

Причины, вызвавшие возникновение сектантского движения представителей среднего класса, не сводятся в первую очередь к экономическим затруднениям или обостренному ощущению социальной несправедливости. Они скорее коренятся в чувстве неуверенности, изменчивости стандартов в нестабильном, стремительно развивающемся обществе, в физических страданиях и ощущении вины. Религиозное движение, стремящееся преодолеть трудности такого порядка, не становится в резкую оппозицию к обществу и его религиозным организациям и институтам. Эта разновидность секты выражает лишь протест против практики церквей, не обращающих должного внимания на проблемы внутренней жизни. Но поскольку такие трудности могут быть разрешены без острой социальной критики, без изменения структуры общества, без радикальной реорганизации мировоззрения, то церкви легко усваивают в своей практике ориентацию такого рода.

Формируется «пасторальная психология», основной акцент делается на «мир в душе и внутреннюю гармонию». Секта же, в свою очередь, проходит через процесс институционализации. Можно сделать вывод, что секта развивается в деноминацию в том случае, если выражаемый ею протест легко абсорбируется господствующим религиозным направлением, если она не призывает к радикальным изменениям секулярной социальной структуры или к реорганизации религиозного паттерна.

Иной была ситуация с анабаптистами, вставшими в глубокую оппозицию к окружающему обществу. Они видели в обществе источник страданий бедноты и обвиняли в этом церковь, освящающую социальное зло. Членам секты предписывалось никому не доверять, кроме своих единоверцев, и то только в том случае, если это люди проверенные. Такое мировоззрение выводило не на тот путь, которым .шли секты, боле%е склонные к компромиссу. Оно сохраняет свое влияние и спустя многие поколения, оказывая дезинтегрирующее воздействие на экономическую жизнь, социальную мобильность и воспитание. Секта

Описывая устойчивые секты и специфику их развития, мы уже достаточно охарактеризовали секту как тип религиозной организации. Остановимся теперь на трех подтипах сект, которые можно выделить в соответствии с тремя возможными типами реагирования на нежелательную ситуацию. Все эти типы реагирования обычно присутствуют в сектантском движении, но один какой-то тип является доминирующим. Принятие без сопротивления. Секты, образуемые выходцами из среднего класса, обычно склонны принимать предлагаемый им социальный паттерн без особой критики. Хотя члены секты чувствуют, что столкнулись с серьезными проблемами, в решении которых им не могут помочь доминирующие религиозные организации, они не считают эти проблемы социальными. В целом общество благосклонно относится к ним и их ближайшему окружению. Члены секты уверены, что все трудности проистекают от недостатка веры, эгоизма и изоляции, но не от порочной социальной системы. Поэтому их главная идея — уверуйте, найдите себе друзей, объединитесь в группу со своими единомышленниками. Примером секты этого типа может служить Оксфордское движение. Агрессивное сопротивление. Как мы уже видели, некоторые секты, члены которых преимущественно принадлежат к низшим классам, концентрируют свое внимание прежде всего на проблемах, связанных с бедностью и бесправием. Если это секты христианского вероисповедания, то они интерпретируют учение Иисуса Христа в духе этического радикализма — как программу социальных реформ. Общество в целом третирует эти секты и воспринимается ими как воплощение зла. Истинная религия, по мнению членов таких сект, должка поставить своей целью социальную реорганизацию. Секты такого рода характеризуются резкой оппозиционной направленностью и часто распадаются, либо исчезая, либо переходя в третий подтип. Примером могут служить уже упоминавшиеся нами анабаптисты. Эскапизм. Если люди не могут принять существующее вокруг них общество (как секты I типа) и не надеются реформировать его (как секты II типа), то обычной психологической реакцией на сложившуюся социальную ситуацию становится обесценивание своей земной жизни, проецирование несбывшихся надежд на загробное существование в супранатуральном мире и объединение в группу со своими единомышленниками. Такая реакция наиболее типична для сектантского протеста, особенно в современную эцоху, когда агрессивный протест скорее принимает секулярные формы, чем религиозные. Эти секты реагируют на тяжелые условия жизни низших классов, нищету, сс?циальную несправедливость и бесправие. Они не могут так легко разрушаться и трансформироваться, как секты II подтипа; ведь кто в силах доказать верующему, что в другой жизни не исполнятся' его надежды и чаяния?

Такой протест с легкостью перерастает за рамки церкви, которая, при всей своей неспособности решать постоянно возникающие новые проблемы, никогда не может обойти проблему зла. Эскапистский вариант реагирования — это то же самое, что Э. Т. Кларк называет «пессимистической (адвентистской) сектой». Такая секта объединяет людей, до конца отчаявшихся в том, что их потребности когда-либо будут удовлетворены обществом.

«Они не видят ничего хорошего в этом мире и никакой надежды на улучшение; мир стремительно катится в преисподнюю в соответствии с волей и замыслом Бога. Приверженцы таких сект исповедуют милленаризм и видят неизбежность гибели нынешнего миропорядка в космической катастрофе. Они враждебно относятся к миру и ищут выход в катаклизме, который низвергнет тех, кто был высоко вознесен, и обеспечит верующим как важную роль в новом Царстве на земле, так и вечное блаженство на небесах»[128].

Секты этого типа, как и первого, чаще развиваются в деноминации, нежели в традиционные секты, так как они скорее индифферентны к обществу, чем становятся в оппозицию к нему, и с легкостью адаптируются к базисному социальному паттерну.

Конечно, существуют и другие типологии сект. В частности, упомянутый нами Э. Т. Кларк делит секты на семь классов, прежде всего на основании культурных различий (в верованиях, ритуалах, запретах и т. д.).

В связи с типологией Кларка возникают важные проблемы, касающиеся различных культурных систем. К примеру, какого типа личности, в каких культурных контекстах строят свои религиозные воззрения прежде всего на ожидании второго пришествия Христа? А какая категория верующих интересуется главным образом трансами, видениями, «пророческим духом» (харизматические секты в типологии Кларка)? Едва ли какое- либо конкретное исследование может помочь ответить на вопросы такого рода, и потому можно сказать, что «культурологические» классификации имеют преимущественно дескриптивный характер. С чисто социологической точки зрения адвентистские и прочие подобные им секты, их верования и религиозная практика должны быть классифицированы на основании общей для них функции — решения жизненных проблем посредством подмены смысла существования, замены «социального статуса — религиозным».

6. Культ

Термин «культ» используется различным образом; обычно этим понятием обозначают небольшую религиозную группу, объединяющую людей, стремящихся к собственному мистическому опыту, с неразвитой организационной структурой, имеющую харизматического лидера. Эта группа во многом напоминает секту, но ее характеризует более глубокий разрыв с доминирующей в обществе религиозной традицией. Далее, под культом понимается такой тип религиозной организации, который дальше всего отстоит от типа «универсальной церкви». Это небольшая, недолговечная, часто локальная, обычно строящаяся вокруг властного лидера организация (сравните с тенденцией к широкому участию в религиозной практике рядовых членов секты).

Верования и ритуалы культа очень отличаются от традиционно принятых обществом. Продолжение его существования после смерти харизматического лидера весьма проблематично. Поэтому культ обычно и остается малочисленным, легко прекращает свое существование, и одинаково маловероятно его развитие как в устойчивую секту, так и в деноминацию. В центре внимания участников культа — почти исключительно проблемы индивида; социальная жизнь их мало занимает. Анархические тенденции еще сильнее, чем в случае секты, которую ее интерес к «правильному поведению», помогающему преодолеть индивидуальную греховность и восстановить социальную справедливость, возвращает к пониманию важности интеграции общества. Культы — это религиозные ¦мутанты», предельные вариации на доминирующие во внутренней жизни человека темы. Религиозные организации этого типа редко встречаются в современных западных обществах; большинство групп, которые можно назвать культами, в действительности больше соответствуют понятию «секта». В России последних лет, напротив, кризисная ситуация и обострение разнообразных проблем породили обилие культов, наиболее знаменитым из которых стало движение «Белого братства» во главе с «Марией Дэви Христос».

Более простую классификацию религиозных организаций предлагает Э. Трёльч. Он разделяет их на три обширных типа: церкви, секты и мистические движения. Согласно Трёльчу, все типы находятся в тесной связи с социальной ситуацией и перспективами ее развития. Полностью развившаяся церковь использует государство и правящие классы, вовлекая их элементы в свою собственную жизнь. Она становится интегральной частью существующего социального порядка. Церковь как тип организации отличается консерватизмом; она не порывает с мирским порядком, а, напротив, как правило, принимает его и освящает; церковь работает с широкими массами и призвана находить с ними общий язык; отсюда неизбежно вытекает мироут- верждающая, посюсторонняя позиция церкви, невзирая на ее доктринальный трансцендентализм. Это универсальная организация, стремящаяся охватить и подчинить своему влиянию всю человеческую жизнь. Церковь «рассматривает весь мирской порядок как средство и подступ к сверхмирскбй цели жизни и включает подлинную аскезу в свою структуру под сильным церковным руководством как момент в достижении этой цели»[129].

Секта, в отличие от церкви, — обычно сравнительно небольшая группа. Она характеризуется прежде всего либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу и государству, стремлением к максимальной изоляции от них и замкнутости. Как правило, считает

Трёльч, секты связаны с низшими социальными слоями и настроены оппозиционно к существующему общественному порядку (хотя, как мы видели, в этом смысле секты неоднородны). Секты ориентируют своих членов на аскетизм особого рода, на полное отвержение мирских ценностей. Они «рассматривают противостояние миру и его властям, к которым ... относят и церковь, как принципиальную и общую аскезу... Сектантский аскетизм... является простым принципом дистанцирования от мира, выражающимся в отказе признавать право, присягу, собственность, войну, власть... Он практикует самоотречение лишь в качестве средства благотворительности и милосердия, в качестве предпосылки будущего полного коммунизма любви...»[130].

Согласно концепции Трёльча, в рамках христианской религии именно секты, а не церкви, воплощают первоначальные идеалы христианства. Мистические движения служат выражением радикального религиозного индивидуализма, призывая следовать в жизни личному примеру Иисуса Христа. Трёльч считает, что мистическим движениям присуща универсальная веротерпимость, чувство единства всех подлинно верующих, независимо от их конфессиональной принадлежности, исповедуемых ими конкретных доктрин и догм.


написать администратору сайта