Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность

  • Цель

  • Для исследования были использованы следующие научные труды

  • Безумья ль в вас, надежды ль весть

  • Образ Родины в творчестве Блока

  • Тема России в лирике Блока. Тема России в лирике Блока


    Скачать 33.23 Kb.
    НазваниеТема России в лирике Блока
    Дата08.02.2019
    Размер33.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема России в лирике Блока.docx
    ТипРеферат
    #66926

    СОДЕРЖАНИЕ

    Оглавление

    Введение……………………………………………..…………..……..……3

    1. Тема России в лирике Блока ………..…………………………….....4

    2. Образ родины в лирике Блока……………………..………..………11

    Заключение …………………………………………...…………………….13

    Список литературы…………………………………………………………14Введение


    Актуальность Творчество Александра Блока принадлежит к числу замечательных явлений нашей национальной художественной культуры. Его стихи и поэмы – одна из вершин русской поэзии. Тема России – важнейшая в поэзии Блока. Это можно объяснить тем, что он творил в переломный момент истории. Блок пережил две революции, был свидетелем их предпосылок, последствий. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем.

    В ранней поэзии Блока тема Родины не звучит как самостоятельная, однако практически все, о чем бы ни писал поэт, тем или иным образом связано с Россией.

    Цель: выявить особенность образа родины в творчестве А.С. Блока

    Задачи

    1. Рассмотреть какое место занимает тема о Россия в лирике Блока
    2. Рассмотреть какими образами передается тема родины в лирике Блока


    Для исследования были использованы следующие научные труды:

    Тема России в лирике Блока


    В конце 1908 года поэт отправил необычайно важное по своему значению письмо К. С. Станиславскому, заинтересовавшемуся в то время драмой «Песня Судьбы»; в своем письме Блок говорит в связи с возникшей перед ним «темой о России»:

    «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный . К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела – прямой, как стрела – действенный. Может быть, только не отточена моя стрела. Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, - я иду . И вот теперь уже (еще нет тридцати лет) забрезжили мне, хоть и смутно, очертания целого. Недаром, может быть, только внешне неловко, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия . Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель…»1

    Только в решении этой темы видит поэт возможность обновления жизни, и, утверждает он, если мы откроем ей сердце, то она «исполнит его восторгом, новыми надеждами, новыми снами, опять научит свергнуть его проклятое «татарское» иго сомнений, противоречий, отчаянья, самоубийственной тоски, «декадентской иронии» и пр. и пр., все то иго, которое мы, «нынешние», в полной мере несем. Не откроем сердца – погибнем (знаю это, как дважды два четыре)» (то же письмо).

    Неизменно связывая эту богатую тему с вопросом о положении и судьбе народа, Блок вдохновенно и неустанно разрабатывал ее и в лирике («На поле Куликовом» и многие другие стихи, вплоть до «Скифов»), и в эпосе («Возмездие», «Двенадцать»), и в драме («Песня Судьбы»), и в публицистике.

    Поэт, проникнутый острым, неподдельным и всепоглощающим чувством родины, жил с нею одной жизнью, болел ее болями, радовался ее радостям. Его судьба – в судьбе родины, неотделима от нее, неразрывно связана с нею, и «его рука – в руке народной…». Душу русского человека – своего современника, ее национальный тип, ее особый строй он объяснял русской исторической действительностью, событиями русской жизни начала ХХ века:

    Мы – дети страшных лет России –

    Забыть не в силах ничего!

    Испепеляющие годы!


    Безумья ль в вас, надежды ль весть?

    От дней войны, от дней свободы –

    Кровавый отсвет в лицах есть.

    Есть немота – то гул набата

    Заставил заградить уста.

    В сердцах, восторженных когда-то,

    Есть роковая пустота…

    То, что открылось поэту в грозах революции, «переворачивало» его душу, и теперь он увидел родину – во всей ее славе и силе, в ее суровой и бессмертной красоте, полностью и навсегда захватившей его сердце.

    В теме родины переплетается все – и личная страсть поэта, и чувство долга, и ненависть к «лживой жизни», и ощущение надвигающейся социальной бури, и вера в «новый век». Именно поэтому тема родины приобрела в творчестве Блока столь лирический характер:

    Так – я узнал в моей дремоте

    Страны родимой нищету

    И в лоскутах ее лохмотий

    Души скрываю наготу.

    Стихотворения Блока – страстное излияние любви к России, жажда увидеть ее свободной и счастливой:

    Россия, нищая Россия,

    Мне избы серые твои,

    Твои мне песни ветровые, -

    Как слезы первые любви!..

    Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна любовь к ней, униженной, скованной, - поэт прозревает в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам.

    Блок воспринимает родину как живое существо, которое «живет и дышит» рядом с человеком. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм»: «…на каждый удар или укол она поднимает гневную голову, под каждой лаской становится нежной и страстной2».

    Тема России принимает в стихах Блока глубоко своеобычное, новое для русской поэзии лирическое воплощение. Россия Блока – чаще всего даже не мать, какою она изображена русскими поэтами XIX века (этот аспект образа встречается и у Блока), а тоскующая жена, невеста или возлюбленная, и отношения поэта с нею напоминают настоящий любовный роман. «О Русь моя, жена моя!..», «О, бедная моя жена», «…невеста, Россия», «И пусть другой тебя ласкает…», «Помяни за раннею обедней мила друга, светлая жена…» – так обращается Блок к родине. Она предстает поэту то «статной царевной», которая «обнимает рукой» и оплетает косой», то прекрасной девушкой «разбойной красы», в узорном платочке, надвинутом до бровей, то сказочной красавицей, плененной колдуном. Этот лирический и опоэтизированный образ России-красавицы, России-возлюбленной, России-жены наделен в стихах Блока живыми человеческими, даже своего рода «портретными» чертами:

    Нет, не старческий лик и не постный

    Под московским платочком цветным!

    Сквозь земные поклоны да свечи,

    Ектеньи, ектеньи, ектеньи –

    Шопотливые, тихие речи,

    Запылавшие щеки твои…

    В этом живом образе России оттенены и подчеркнуты типические черты женского характера. Черты эти – вечное «горение», высокое напряжение воли, неукротимая страсть, душевное беспокойство. В частности, всем этим щедро наделена Фаина – героиня драмы Блока «Песня Судьбы», олицетворенный образ «юной» народной России, в голосе которой – «вольная русская песня», «зовущая даль», «синие туманы, красные зори, бескрайные степи3».

    Следующий этап в осмыслении темы родины знаменует стихотворение «Новая Америка», являющееся новой ступенью в цикле, посвященном родине; оно свидетельствует о том, что поэт все более глубоко осмысливал судьбы родной страны и находил все более верные ответы на вопрос о ее будущем, о ее счастье.

    В стихотворении «Новая Америка» Блок утверждал, какими обманчивыми являются порою представления о России, - если ограничиться лишь тем, что бросается в глаза, и упустить из виду нечто гораздо более важное и существенное, хотя бы и неприметное с первого взгляда:

    Там прикинешься ты богомольной,

    Там старушкой прикинешься ты,

    Глас молитвенный, звон колокольный…

    За крестами – кресты, да кресты…

    Словно бы ничто не изменилось в этой Руси, и она такая же, как и столетия назад, но если взглянуть пристальней, то и поистине окажется, что Русь уже совершенно не та, какою видится с первого взгляда; она может «прикинуться» смиренной, покорной, богомольной, но ведь это уже одна только видимость, ибо не молитвенное смирение, а нечто совершенно другое различает пытливый взгляд поэта сквозь старые, привычные черты, и совсем иные звоны и голоса слышатся его настороженному, чуткому слуху «под метелицей дикой», проносящейся по просторам родной страны.

    Поэт говорит о России будущего как о «новой Америке», но вносит он в эти слова особый смысл: здесь «новая Америка» – это не США, не страна бизнесменов, биржевиков (о которых ни одного слова нет в стихотворении); здесь под «новой Америкой» подразумевается край огромных возможностей и талантливого, молодого духом народа, который сумеет претворить – и претворяет – эти возможности на живом, плодотворном деле.

    Самое главное, что следует подчеркнуть в стихотворении «Новая Америка», - это то, что, прославляя новую Русь и ее новый облик, ее молодой задор, ее творческие силы, Блок даже и не упоминает предпринимателей, владельцев фабрик и заводов. Он знает – не они создают богатства и, стало быть, не им принадлежит честь и слава завоевания и освоения недр родной страны, ее неисчислимых сокровищ, несущих людям счастливое будущее.

    Если сравнить цикл «На поле Куликовом» с «Новой Америкой», то нельзя не заметить новой степени зрелости поэта, ибо в «Новой Америке» то, что несла с собой современность, раскрыто более конкретно, и картины злободневной действительности уходят в широкую , устремленную в будущее перспективу; здесь вера поэта в свой народ и его будущее обрела более прочную опору, ибо художник отдает себе уже ясный отчет в том, где заложены богатства и мощь родной страны, от кого именно можно ждать ее обновления, кто является носителем будущего, от кого зависит победа в борьбе за ее благо и процветание; все это и находит свое страстное и торжественное выражение в «Новой Америке» – гимне новой России, одно предчувствие которой преображало обыкновенный и будничный день в радостный и великий праздник.

    На первый план в гражданственно-патриотической поэзии Блока выдвигается тема борьбы за будущую Россию. Из понимания того факта, что Россия – страна назревающей революции, вырастала уверенность поэта в том, что родине его предстоит сыграть великую, всемирно-историческую роль в жизни человечества. Даже обращаясь к национальному прошлому, поэт, как мы видели, останавливался на таких исторических событиях, которые позволяли ему связывать их с темой борьбы за будущую Россию («На поле Куликовом»).

    «Нам завещана в фрагментах русской литературы от Пушкина и Гоголя до Толстого, в светлых и неподкупных, лишь временно помутившихся взорах русских мужиков – огромная (только не схваченная еще железным кольцом мысли) концепция живой, могучей и юной России, - писал Блок в письме, вступая в спор с Розановым. - …Если есть чем жить, то только этим. И если где такая Россия «мужает», то уж, конечно, только в сердце русской революции в самом широком смысле, включая сюда русскую литературу, науку и философию, молодого мужика, одержанно раздумывающего думу «все об одном», и юного революционера с сияющим правдивым лицом, и все вообще непокладливое, одержанное, грозовое, пересыщенное электричеством. С этой грозой ни один громоотвод не сладит».

    Таких слов, проникнутых неподкупной любовью к народу и верой в революцию, в ее историческую справедливость, в годы реакции не произносил ни один из символистов и вообще ни один из представителей тогдашней литературы»4.

    Пусть представление поэта о надвигающейся революции было смутным, - в самом главном он не ошибался: в воле народа к победе за свободу, в его моральной правоте и неисчерпаемой творческой силе, в том, что правда на его стороне и будущее за ним:

    Народ – венец земного цвета,

    Краса и радость всем цветам:

    Не миновать Господня лета

    Благоприятного – и нам.

    Эта вера в Россию животворила Блока. Даже запечатлев с истинно реалистической беспощадностью отвратительный образ ханжи и стяжателя (в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…»), поэт наперекор всему мужественно утверждает:

    Да. И такой, моя Россия,

    Ты всех краев дороже мне…

    Блок здесь ничего не любит и ни чем не любуется, напротив – все ненавидит «священной ненавистью». Но даже с такой Россией он не может «разлучиться», даже такая Россия ему «дороже всех краев» – и не только по велению патриотического долга, но и потому, что за всяческой пошлостью и грязью ему сквозит «мир иной», будущая Россия.

    Это – «Россия в мечтах». «Она глядит на нас из синей бездны будущего и зовет туда. Во что она вырастет – не знаем; как назовем ее – не знаем». Но мечты об этой будущей России помогали Блоку вынести «непроглядный ужас» и пошлость окружавшей его «лживой жизни», уберегли от отчаяния. Россия Блока – это «легкий образ рая», утешенье и надежда усталого, обездоленного человека


    Образ Родины в творчестве Блока

    Блок определял Россию двойственно – то как «нищую» и «прекрасную» Русь, то как «Новую Америку»: «Он не мог да и не хотел соединить эти два начала, он осязательно противопоставлял их друг другу как враждебные, утверждая в этом противопоставлении романтику своего творчества» (Н. Асеев).

    Важно отметить, что образ родины в патриотической поэзии Блока не оставался неизменным. С течением времени он все больше и больше наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Сначала поэт вдохновенно воспевал романтически «необычайную», «почиющую в тайне» Русь – «нищую», колдовскую, «дремучую», с ведунами и ворожеями, с заветными «преданьями старины»

    Главное и основное в патриотической лирике Блока не умиленное любование «смиренной наготой» России, но представление о ней как о стране громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии, как о стране, неудержимо рвущейся к новой жизни. Она вся устремлена вперед – в бескрайную «даль веков». С нею

    И невозможное возможно,

    Дорога долгая легка…

    Мотив дороги – «долгого пути», лежащего перед родиной, красной нитью проходит через всю патриотическую лирику Блока: «Выхожу я в путь, открытый взорам…», «И пойду путем-дорогой…», «И опять за травой колокольчик звенит…», «О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь…», «Путь степной – без конца, без исхода…», «Но бежит шоссейная дорога…», «Наша русская дорога…», «Ты прошла ночными путями…5»

    «Россия – буря», - говорил Блок, и это ощущение родины как могучей и свободной стихии он гениально передал в своей лирике, в самой ее образной ткани, в проходящих через все его стихи единых по своему внутреннему смыслу образах безудержного вихревого стремления, полета, вечного движения: ветер, вьюга, снежная метель, пожар, раздуваемый ветром, бегущие по небу тучи…

    Эта цепь образов тянется от ранних стихов до «Двенадцати», и вне этой символики для Блока не существует ощущения России, потому что он ощущает ее всегда – только в движении, только в полете, только в устремлении вперед, в будущее. и это свое ощущение бушующей повсюду «бури и тревоги»

    Образ родины, находящейся в вечном движении, в полете, в пути, преемственно связан в поэзии Блока с лирической патетикой Гоголя, с его необгонимой птицей-тройкой. Это ясно видно, например, из программы одного из творческих замыслов Блока: «И вот поднимается тихий замысел наших сомнений, противоречий, падений и безумств: слышите ли вы задыхающийся гон тройки? Видите ли вы ее, ныряющую по сугробам мертвой и пустынной равнины? Это Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть времен – на разубранной своей и разукрашенной тройке. Видите ли вы ее звездные очи – с мольбою, обращенные к нам…». Знаменательно, что здесь намечено продолжение одного из наиболее лирически-интимных стихотворений Блока («Я пригвожден к трактирной стойке…»), - лишний пример господствующего в его поэзии слияния «личного и общего».


    .

    Заключение

    Теме России Блок посвятил всю жизнь. Только в решении этой темы видит поэт возможность обновления жизни, и, утверждает он, если мы откроем ей сердце, то она «исполнит его восторгом, новыми надеждами, новыми снами, опять научит свергнуть его проклятое «татарское» иго сомнений, противоречий, отчаянья, самоубийственной тоски, «декадентской иронии». В теме родины переплетается все – и личная страсть поэта, и чувство долга, и ненависть к «лживой жизни», и ощущение надвигающейся социальной бури, и вера в «новый век». Именно поэтому тема родины приобрела в творчестве Блока столь лирический характер Образ родины в патриотической поэзии Блока не оставался неизменным. С течением времени он все больше и больше наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Россия Блока – чаще всего даже не мать, какою она изображена русскими поэтами XIX века (этот аспект образа встречается и у Блока), а тоскующая жена, невеста или возлюбленная, и отношения поэта с нею напоминают настоящий любовный роман. Главное и основное в патриотической лирике Блока не умиленное любование «смиренной наготой» России, но представление о ней как о стране громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии, как о стране, неудержимо рвущейся к новой жизни. Она предстает поэту то «статной царевной», которая «обнимает рукой» и оплетает косой», то прекрасной девушкой «разбойной красы», в узорном платочке, надвинутом до бровей, то сказочной красавицей, плененной колдуном. Этот лирический и опоэтизированный образ России-красавицы, России-возлюбленной, России-жены наделен в стихах Блока живыми человеческими, даже своего рода «портретными» чертами.

    Список литературы


    1. Абрамов А.С. Александр Блок. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 2001-115с.

    2. Блок А. Избранное. М. 2001-152с.

    3. Михайлов А.А. Изучение творчества Александра Блока. М.: Молодая гвардия, 2000-149с.

    4. Павлов П.В. Писатель Александр Блок. М., 2000-202с.

    5. Просвирина И.Ю. Александр Блок. ЖЗЛ. М., 1999-205с.

    1 Абрамов А.С. Александр Блок. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 2001-С.115

    2 Блок А. Избранное. М. 2001-С152

    3 Михайлов А.А. Изучение творчества Александра Блока. М.: Молодая гвардия, 2000-С149

    4 Павлов П.В. Писатель Александр Блок. М., 2000-С202


    5 Просвирина И.Ю. Александр Блок. ЖЗЛ. М., 1999-С205



    написать администратору сайта