Главная страница
Навигация по странице:

  • А. Радищев (1749–1802)

  • П. Чаадаев (1794-1856)

  • В. Белинский (1811– 1845), А.Герцен (1812–1870), Н.Чернышевский (1828–1889)

  • П.Юркевич (1826–1874)

  • Н. Федоров (1829–1903)

  • 1.6 Русская Ф., конспект. Тема Русская философия


    Скачать 47 Kb.
    НазваниеТема Русская философия
    Дата18.04.2023
    Размер47 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1.6 Русская Ф., конспект.doc
    ТипДокументы
    #1069958

    Тема 1.6. Русская философия.

    Русская философская мысль – неотьемлемая часть мирового философского процесса, своеобразная, самобытная, что обусловлено особенностями культурно-исторического развития России, ее долгой цивилизационной изоляцией (татаро-монгольское иго) и относительно поздним влиянием европейской культуры и философии. Знакомясь с византийской, средневековой традицией, философией европейского Просвещения, отечественная философия практически перерабатывала их опыт, осмысливала его с точки зрения российских реалий и собственных задач социального развития.

    Специфические черты русской философии:

    связь ее с религиозным сознанием (православием) и язычеством;

    своеобразная форма философствования: русское философствование обретает вид духовно-практического освоения действительности (происходит за рамками университетских кафедр и дискуссий и обнаруживает себя в художественном творчестве, письмах, в литературной критике, публицистике, произведениях искусства);

    целостность: философы выходят за узкие рамки отдельных проблем, их интересует весь комплекс онтологической, гносеологической, антропологической и историко-философской проблематики;

    всепроникающая нравственность и мораль.

    Предметное поле русской философии всеохватно. Это:

    общество, его устройство и переустройство, поиски всевозможных проектов социального преобразования. В центре размышлений – конкретно-исторический российский социум, проблемы государства, власти, социальной справедливости, специфического для русской философии выбора исторического пути России и построения идеального общества.

    человек, раздумья над его природой, внутренним миром, состоянием души и духовности – важнейшая характеристика человеческого бытия, пути совершенствования и самосовершенствования православного христианина.

    Нравственность – стремление всех философских школ и направлений постичь непримиримую борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости. Постижение истины через призму нравственных качеств. Понятия «истина-правда», «истина-справедливость», широко используемые философами, отражали знания, поиск нравственных основ мира (не только желание понять, познать, но и преобразовать его).

    практическая направленность. Предмет философского интереса – жизнь во всех ее проявлениях. Деятельностно-гуманистический характер носили и религиозно-философские устремления, они касались сферы духовного преображения человека как залога социального прогресса.

    связь человека и космоса. Космос рассматривался как целостный единый организм, человек – не просто часть его, а как активная сила мироздания. По убеждению русских космистов, Вселенная – есть Дом, Сад, и человек – садовник, любовно взращивающий его. Идеи космического предназначения человека, гармонизации отношений человека и Космоса стали основой современного антропокосмического типа философствования.

    Периодизация русской философии

    Первый период (XI-XII в.) – время зарождения древнерусской, раннехристианской философской мысли, ее развертывание в эпоху становления и укрепления русского государства. Этот период называют подготовительным, или прологом русской философии.

    Второй период (XVIII – н. XIX вв.) «философское пробуждение» России (Г.П. Флоровский). Он совпадает с веком Просвещения и показателен не только активным ученичеством - освоением опыта западного философствования, но и сравнительно быстрым переходом от средневекового мышления к новоевропейскому, рациональному, укреплением позиций философии в духовной культуре общества.

    Третий (XIX в. – н. XX в.) – период расцвета отечественной философии, «золотой век» (оригинальные философские решения, самостоятельные системы неординарных личностей.

    В XIX в. начинается эпоха интенсивного, более развертывающегося философского движения, которое и определило пути философии в России. Значительные направления философской мысли XIX в.: историософия П.Я.Чаадаева, философия славянофилов и западников, революционно-демократическая, материалистическая традиция, философские взгляды писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Особое место в этом процессе принадлежит религиозной философии – своеобразному синтезу православной веры и философской мысли, которая главной задачей считала раскрытие сущности и обновление православно-христианского мировоззрения, отказ от омертвевших идей и догматов и соединение философии с духовной жизнью общества (Н.Ф.Федоров, В.С. Соловьев и др.).

    С 20 гг. XX столетия начинается самый напряженный период отечественной философии и во многом трагический. Основные направления: религиозно-космическое, советская философия. Особенность советской: «единственно верной и научной» философии марксизма, которая была призвана идеологически обосновать необходимость и закономерность существующего общественного строя. Она получила статус официально-государственной философии и, фактически, превратилась в служанку политики. Всякое другое мировоззрение объявлялось враждебным и преследовалось. Так, в 1922 году в числе лучших представителей русской интеллигенции были высланы из России Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О.Лосский, Л.И. Шестов, С.А. Франк, Г.П. Федотов, создавшие за рубежом оригинальные школы и обозначившие русла, по которым устремилось развитие европейской и мировой философии.

    Положение усугублялось репрессиями инакомыслящих, не пожелавших покинуть родину: Н.А. Карев, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет оказались в тюрьмах. Надолго в спецхранилища библиотек были отправлены работы религиозных философов.

    Представители русской философской мысли


    Одним из первых философов-западников был А. Радищев(1749–1802) – принципы равенства всех людей, признание естественных прав и свобод личности, критиковал российскую государственность. Основатель российского социализма. Его философские положения соединяют  в себе рационализм, материализм, пантеизм и гуманизм, утверждают приоритет материальных вещей и чувственного познания.

    Одним из ярких представителей русской философии был П. Чаадаев (1794-1856) – критиковал Россию за ее «отлученность» от достижения цивилизации. Чадаева нельзя отнести с славянофилам или западникам, он одинаково признавал влияние духовности и рациональности, зависимости человека от Бога, социальной среды и материальной независимости, свободы.

    Революционные демократы – В. Белинский (1811– 1845), А.Герцен (1812–1870), Н.Чернышевский (1828–1889) писали свои труды под влиянием философии Гегеля и Фейербаха, они внесли неоценимый вклад в развитие русской философской мысли.

    Представители русской религиозной традиции в философии (Соловьев, Бердяев, Толстой, Достоевский), критикуя рационализм, в определенных случаях – общественные движения (социализм, демократию, власть в целом и т.д.), выстраивая новые неожиданные и нетрадиционные концепции бытия, предлагали свои собственные смыслы, полагая, что они будут доступны и понятны каждому. 

    Одним из оригинальных мыслителей того времени считается П.Юркевич (1826–1874), автор «философии сердца», отстаивал приоритет сердца над разумом. Он выступал против западного реализма, материалистических взглядов Чернышевского.

    Русский философ Н. Федоров (1829–1903) осуждал преклонение не только перед теоретическим разумом, но и перед природой. Он считал природу врагом человека и призывал людей управлять ею.

    Добродетели для Соловьева – это некий образ поведения, приводящий к чувству удовлетворения от соответствия поступка нравственной норме.

    Первое основание нравственности – стыд, рождает добродетель стыдливости, побуждающей избегать поведения, вызывающего стыд. Жалость  через альтруизм рождает добродетель преодоления эгоизма и, в высшей степени, чувство солидарности со всеми живыми существами.  Почитание высшего над собой, божественного, рождает добродетель благочестия.  Поступки в соответствии с понятием о добродетелях свидетельствуют о нравственной жизни. Если принять тезис о том, что нравственные основания присущи человеку, то добродетельная жизнь – это жизнь человека в соответствии понятием о том, каким он должен быть. 

     В.С.Соловьев приводит следующие добродетели, вытекающие из трех оснований нравственности:

    • умеренность или воздержанность;

    • храбрость или мужество; 

    • мудрость, справедливость. 

    Соответствие оснований нравственности следующее: умеренность и воздержанность основываются на чувстве стыда, обусловлены эти добродетели оказываются стремлению ограничить пагубное влияние плотского на духовный мир человека. 

    Храбрость и мужество также обусловлены стыдом (человек стыдится впасть в низменный, природный страх и поэтому  силой воли изживает его).

    Истинная мудрость основывается на альтруизме (обладание мудростью без ориентирования на добро является «злым, недостойным целей»). 





    написать администратору сайта