Главная страница

Философия _ АГМУ - Гегель - Фейербах. ФИЛОСОФИЯ - АГМУ - ВАР. 13 - Гегель - Фейербах. Контрольная работа по философии 1


Скачать 118.5 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по философии 1
АнкорФилософия _ АГМУ - Гегель - Фейербах
Дата23.01.2023
Размер118.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФИЛОСОФИЯ - АГМУ - ВАР. 13 - Гегель - Фейербах.doc
ТипКонтрольная работа
#900793

Алтайский государственный медицинский университет Фармацевтический факультет

Заочное отделение


Контрольная работа по философии № 1

Вариант № 13

Название темы : Объективный идеализм Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.

Выполнил(а) студент(ка) _____группы Магомадова Л.Б.

Дата сдачи в деканат________________________2012 г

Проверил_______________________________________

Барнаул, 2012

План


План 2

Введение 3

1. Философская система объективного идеализма Гегеля 5

2. Диалектика Гегеля 8

3. Критика Фейербахом гегелевской философии 11

4. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха 13

5. Критика Фейербахом религии. Учение об истинной и ложной сущности религии 15

Заключение 17

Литература 19


Введение



Актуальность выбранной темы объясняется тем, что немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов развития европейской философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872) и поныне остаются признанными гениями, с идеями которых соглашались и развивали, либо отрицали и критиковали (иногда и то и другое вместе) большинство философов XIX-XX вв. Несмотря на то, что эти мыслители крайне своеобразны в своем творчестве, немецкая классическая философия - единое духовное образование.

Так, например, философия Гегеля была в 1830-1840 гг. была чрезвычайно популярна и в России. Например, Л. Н. Толстой писал в своих воспоминаниях: «Когда я начал жить, гегельянство было основой всего: оно носилось в воздухе, выражалось в газетных и журнальных статьях, в исторических и юридических лекциях, в повестях, в трактатах, в искусстве, в проповедях, в разговорах. Человек, не знавший Гегеля, не имел права говорить; кто хотел познать истину, изучал Гегеля. Всё опиралось на нём»1.

Автор данной работы ставит перед собой цель охарактеризовать объективный идеализм Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.

Задачи работы:

1) проанализировать философскую систему объективного идеализма Гегеля;

2) выявить особенности диалектики Гегеля;

3) определить основные моменты критики Фейербахом гегелевской философии;

4) раскрыть антропологический принцип философии Л. Фейербаха;

5) охарактеризовать критику Фейербахом религии и его учение об истинной и ложной сущности религии.

1. Философская система объективного идеализма Гегеля



Высшим достижением классической немецкой философии является учение Георга Гегеля. Оно характеризуется исключительной широтой и глубиной содержания, важностью и многогранностью поставленных проблем. Основные работы Гегеля: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия природы» (1817), «Философия права» (1821)2.

Гегель является наиболее ярким представителем объективного идеализма в истории мировой философии. Как и все объективные идеалисты, Гегель полагал, что в основе реальности лежит некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека. Учение Гегеля получило название абсолютного идеализма. По Гегелю, в основе мироздания находится Абсолютная идея, Понятие, Мировой дух. Всё остальное является результатом развития этого первоначала. Абсолютное начало Гегель представлял в виде мирового разума. Поэтому Гегель является одним из самых последовательных рационалистов в онтологии (в основе мироздания находится разум), гносеологии (разум является главным средством познания, источником и критерием истины), этике (разум должен определять поведение человека) и других философских дисциплинах. Гегель поддерживает выдвинутую Кантом идею активности субъекта, творящего реальность в процессе познания. Однако он применяет эту мысль в рамках объективного (а не субъективного) идеализма, утверждая бытие развивающегося верховного рационального субъекта, в процессе своего совершенствования создающего всё более совершенную реальность3.

Итак, идея является первичной по отношению к материи, веществу. Материя же рассматривается в философии Гегеля в качестве инобытия Идеи, одной из стадий её развития, результатом деятельности идеального первоначала. Материя это отчуждённое, превращённое бытие абсолютной идеи. Для философии Гегеля характерен панлогизм, то есть представление о том, что вся реальность и происходящие в ней процессы определяются законами логики изначально присущими абсолютному идеальному началу, имеющему рациональный характер. Всё существующее в действительности имеет разумное основание. С другой стороны, всё разумное обладает высшей степенью существования, действительности. Чем в большей степени что-либо является разумным, тем в большей степени оно может считаться утверждённым в реальности, обусловленным онтологически рационализированной основой мира. Поэтому Гегель заявляет: «Всё действительное разумно, а всё разумное действительно»4. Именно в этом выражении ярче всего проявляются панлогистские воззрения Гегеля. Панлогизм в целом обосновывает консервативные тенденции в философии Гегеля, поскольку ведёт к оправданию существования всего имеющегося в действительности (прежде всего в социуме) как изначально разумного.

Философская система Гегеля состоит из 3 частей, отражающих этапы развития лежащего в основе мира идеального первоначала. Первая часть – «Наука логики» - изучает идею в её первичном бытии, в мире идеального, логического. На втором этапе идея, отчуждаясь от своего первоначального состояния, порождает своё инобытие – материю, вещество, природу; поэтому вторая часть философской системы Гегеля называется «Философия природы». Природу (материальную действительность) Гегель не воспринимает как самостоятельную реальность. Все стадии развития природы определяются воздействием идеального начала, придающего объектам природы и ей в целом динамизм5.

Из-за вольного обращения с фактами и множества ошибок «Философия природы» Гегеля не получила признания со стороны учёных-естествоиспытателей. Наконец, на третьем этапе своего развития идея возвращается в идеальное состояние, однако уже в форме человеческого сознания и продуктов различных видов её деятельности. Это третья часть философской системы Гегеля – «Философия духа». «Философия духа» делится Гегелем в свою очередь на три части: 1. Субъективный дух. 2. Объективный дух. 3. Абсолютный дух. Субъективный дух представляет собой собственно мир человеческой психики и сознания. Сферой объективного духа Гегель считает мир общества, нравственности и государства. Абсолютный дух состоит из искусства, религии и философии. В искусстве дух созерцает себя, в религии дух представляет себя, а в философии познаёт себя6.

Именно философия выступает, согласно Гегелю, высшей формой деятельности духа, познающего в процессе философствования самого себя. Знаменитым стало высказывание Гегеля о сове Минервы, «начинающей свой полёт с наступлением сумерек». Этим аллегорическим образом Гегель хотел иллюстрировать свою мысль, что философия (сова Минервы) начинает осмысление породившей её исторической эпохи лишь в момент, когда эта эпоха клонится к закату, т.е. наступают сумерки этой эпохи.

2. Диалектика Гегеля



К числу безусловных философских достижений Гегеля можно отнести такие:

1) он дал развернутую критику метафизического метода мышления и противопоставил ему собственный диалектический метод;

2) изложил на идеалистической основе главные законы и категории диалектики и по новому методу построил энциклопедию философских наук, стараясь в любой из них проследить возникновение, развитие и разрешение противоречий;

3) составил философскую систему, которая вобрала в себя основные сферы жизнедеятельности и познания7.

Гегель считается одним из величайших диалектиков в истории философии. Он первый в чётком виде сформулировал основные законы и категории диалектикил. Диалектика для Гегеля не столько философская наука, сколько философский метод, который должен применяться во всех научных дисциплинах в целях наиболее адекватного познания действительности. В отличие от идеализма Платона, в котором идеи (в противоположность материальным вещам) были неподвижны; в диалектическом идеализме Гегеля идеи, содержащиеся в Абсолютном начале подвижны, видоизменяются, переходят друг в друга, совершенствуются. На панлогизме и диалектике Гегеля основан принцип единства логического и исторического в его философии. Всё изменяющееся, исторически преходящее, в конечном итоге является выражением процессов в логической сфере, сфере идей и понятий. Развитие идей идёт от абстрактного к конкретному, что сопровождается переходом к всё большей содержательности. Вслед за этим становится более совершенной, более развитой и реальность8.

Гегель, исходя из принципа развития, дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Именно он конструирует диалектику как систему, формулируя основные законы и категории диалектики применительно к развитию абсолютной идеи. При этом Гегель осознает тот факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского исследования.

Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная идея должна «вырваться» из абсолютности, то есть сама выйти из себя и вступить в другие сферы. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и соответственно этапом внутреннего развития идеи, ее инобытием или ее иным воплощением9.

Таким образом, природа принципиально объясняется из идеи, которая изначально лежит в ее основе. Безусловно, эта мысль глубоко идеалистична, но это не отнимает у нее смысловой эффективности при решении в том числе (а может быть, и в первую очередь) проблем исследования реального бытия, мира, всеобщих законов развития. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм философской рефлексии над миром, которая позволяет рассматривать последний как особую целостную систему, развивающуюся по специфическим универсальным законам.

В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики: «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Эти законы не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого»10. Законы диалектики тесно взаимосвязаны между собой, являясь сторонами одного процесса развития, характеризуя его с разных сторон.

Законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. В результате Гегелю удается создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа11.

Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.

3. Критика Фейербахом гегелевской философии



Л. Фейербах родился в семье профессора-юриста. Поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета, затем перешел в Берлинский университет, где слушал лекции Гегеля.

Стал его последователем. Был младогегельянцем. После университета защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме». В том же университете работал приват-доцентом; читал курс гегелевской философии и истории новой философии. Уже в период написания диссертации, придерживаясь гегелевских установок в целом, расходился с ним в отношении религии. После того как из-за книги «Мысли о смерти и бессмертии» он был лишен права преподавания, переехал (в середине 30-х гг.) в деревню, занимаясь в основном научной деятельностью. К концу жизни изучил «Капитал» Маркса и в 1870 г. вступил в Социал-демократическую партию12.

В работах конца 30-х — начала 40-х гг. Л. Фейербах становится на материалистическую позицию, подвергнув критике все главные положения гегелевской философии. Он заявляет: «Гегель превра- щает в нечто самостоятельное определения, которые сами по себе реальностью не обладают. Так обстоит дело с бытием в начале «Логики». Как иначе можно понять бытие, как не реальное, действительное бытие? Итак, что же такое понятие бытия в отличие от понятия наличного бытия, реальности, действительности? Разумеется, ничто»13.

Фейербах критикует Гегеля прежде всего за введение в философию «ничто». Он отмечает множество негативных моментов этого гегелевского начала. Ничто, указывает он, есть именно ничто, тем самым оно также ничто для мысли; больше об этом нечего сказать; ничто отрицает само себя. Судьбу же понятия «ничто» в «Логике» Гегеля разделяют и другие понятия его философии. Путь, которым шла спекулятивная философия Гегеля от идеального к реальному, — извращенный путь; по этому пути мы никогда не придем к подлинной, объективной реальности. Фейербах настаивает на другом подходе: «В чем же состоит мой «метод»? В том, чтобы посредством человека свести все сверхъестественное к природе и посредством природы все сверхъестественное свести к человеку, но неизменно лишь опираясь на наглядные, исторические, эмпирические факты и примеры»14.

«Я выдвигаю, — отмечал Фейербах, — лишь один кардинальный пункт, вокруг которого все вертится, — это понятие человека, индивидуума. Это главный принцип новой философии. Сущность человека — это "самое положительное, реальное начало"»15. Фейербах полагал, что человек и есть высший предмет философии:

«Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку»16.

Ставя реального человека в центр философской проблематики, Фейербах открывал путь к трактовке философской формы мировоззрения как учения о всеобщем в системе «мир — человек». И он был бы прав, устра- нив гегелевскую абсолютизацию мышления и логики. Но его вовсе не привлекало понятие всеобщего как якобы посягающее на человека и растворяющее его в одном из моментов Абсолютной идеи; кроме того, он соотнес человека только с естественной природой17.

4. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха



В XIX в. единственным крупным представителем антропологии является Л. Фейербах, которого практически всегда относят к немецким классикам. Конечно, его идеи вышли из гегельянства и во многом используют его, чаще всего отталкиваясь от взглядов Гегеля18.

Фейербаху импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней.

Природа — основа духа. Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, не сводимой к физиологическим процессам.

Однако «природная» сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная — недооценивалась19.

Тем не менее философия Фейербаха столь своеобразна, настолько противоположна гегелевской, что отнести ее к немецкой классической философии можно лишь с большой натяжкой.

Начать с того, что Фейербах, в отличие от всех немецких классиков, материалист, хотя сам и не считал себя таковым. В центре его философствования — человек, как продукт природы. Психика человека зависит от его телесной организации, не сводимой, однако, к физиологии. Главное в человеке — чувство любви в философском понимании этого слова. В основе этого возвышенного чувства взаимной любви лежит религия. Фейербах, как и все его далекие последователи, именно в человеке искал основы переустройства мира на разумных и нравственных началах, началах любви и справедливости. Философия будущего в его представлениях сольется с религией и станет антропологией — всесторонним учением о человеке. Это будет знаменовать новую эпоху в развитии человечества, когда отношения любви претворятся в повседневную жизнь.

Принцип поиска начал переустройства мира в человеке был подхвачен через столетие достаточно влиятельным современным направлением — философской антропологией. Что именно в человеке послужит основой такого переустройства, философские антропологи считают по-разному. Однако принцип поиска основ мира в человеке у них един, и этим они обязаны оригинальному философу XIX в. опередившему свое время, Л. Фейербаху20.

Антропологический материализм Фейербаха заключается, во-первых, в том, что все сугубо философские вопросы решаются так, как их решает антропология: если в человеке физиология есть нечто первичное по отношению к его психологии, то и познание истины имеет аналогичный характер: чувственные (сенситивные) образы должны определять гносеологический «вес» рациональных, понятийных образов. Во-вторых, по той же самой причине биологические, физиологические факторы человека нужно считать ведущими в изменениях общества: поражение пролетариев в революции 1840 г. объяснимо тем, что они, по мнению Фейербаха, перешли в питании (вопреки их желанию) с бобов на картфель21.

5. Критика Фейербахом религии. Учение об истинной и ложной сущности религии



Главное, чего он добивался наряду с критикой гегелевской философии, особенно в вопросе о начале философии, — это бескомпромиссной критики религии и ее устранения из общественной жизни. И в этом вопросе его трактовка человека как центра философии, его философский антропоцентризм были весьма ценными22.

Он считал, что не Бог является создателем природы и человека, а человек есть создатель Бога, вернее, его образа. Чувство зависимости человека от сверхиндивидуальных сил давало простор человеческому воображению, и человек стал уповать на воображаемые силы, которые будто бы могут ему помочь или спасти его.

Л. Фейербах более широко, чем французские материалисты XVIII в., трактует причины возникновения веры в Бога (вспомним: предыдущие мыслители выводили религию из невежества; распространение просвещения приведет якобы к ликвидации религии).

По Фейербаху, представление о Боге формируется прежде всего из чувства недостатка. Он писал: «Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувства, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в Блаженное Существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в Совершенное Существо потому, что он сам хочет быть совершенным; он верит в Бессмертное Существо потому, что он сам не желает умирать... Бог есть стремление человека к счастью, нашедшее свое удовлетворение в фантазии»23.

Бог оказывался такой силой, которая превосходила все естественное и могла творить чудесное. Человек мог получить блаженство, счастье и избавиться от нужды и страданий. Вследствие этих и ряда других причин человек и создает образ Бога, подобного ему самому. Л. Фейербах пишет: «Бог исходит только из человека, но не наоборот (во всяком случае первоначально), т. е. не человек из Бога. Это особенно отчетливо обнаруживается также из определения Бога как ни в чем не нуждающегося, блаженного существа...

В самом деле, в чем другом, как не в страданиях и потребностях человека, это лишенное страдания и потребностей существо находит свое основание и источник? Если не будет нужды, возникающей из потребностей и страданий, то отпадает также представление и ощущение Блаженства. Блаженство обладает реальностью только в своей противоположности несчастью. Место рождения Бога — исключительно в человеческих страданиях. Только из человека заимствует Бог все свои определения — Бог есть то, чем человек хочет быть, — его собственное существо, его собственная цель, взятые как действительное существо»24. И чем больше человек переносит на Бога естественных своих сил, чем более он его превозносит, тем слабее делается сам. Иллюзии, которыми живет человек, не усиливают, а ослабляют человека.

Философия в лице Гегеля искала союза с теологией, между тем, говорит Фейербах, истинная философия нуждается в союзе с естествознанием. Этот союз превращает философию из безжизненной схемы в подлинно научную антропологическую философию.

В своем отношении к религиозному мировоззрению Фейербах оказался непоследовательным: критикуя религию, он в то же время призывал создать новый вид религии. Он развенчал представление о Боге, но его антропологический материализм подвел к признанию того, что сам человек есть Бог; человек человеку Бог. По Фейербаху, мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную, истинную религию, на место веры в Бога — веру человека в самого себя25.

Заключение



Философскую систему Гегеля называют системой объективного идеализма. В основе мира, по Гегелю, лежит ограниченно существующее мышление, которое он называл абсолютной идеей, абсолютным духом или абсолютным разумом. Абсолютная идея активна и деятельна, она мыслит и познает себя, проходя в этом развитии три состояния:

а) до возникновения природы и человека, когда абсолютная идея находится вне времени и пространства в стихии чистого мышления и выступает как мир понятий, система логики;

б) это духовное начало из самого себя порождает природу, которую Гегель называл «инобытием абсолютной идеи»;

в) переход идеи от чуждой для нее природы к сфере развития духа.

Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея», или Мировой дух. Это — деятельное начало, давшее импульс возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель — в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Людвиг Фейербах в молодости — ученик и страстный поклонник идей Г. Гегеля, впоследствии — его непримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя материалистом.

Фейербах рассматривал идеальное как производное от определенного уровня организации материального. Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении его в неразрывном единстве с ней. Однако природная сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная — недооценивалась.

Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, которым он придал потусторонний, отчужденный от самого человека смысл.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Л. Фейербах считал, что любовь между мужчиной и женщиной ведет к нравственному самоусовершенствованию, в конечном счете—к справедливости в обществе. По Фейербаху, мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную, истинную религию, на место веры в Бога — веру человека в самого себя.

Литература





  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

  2. Алексеев П.В. История философии : учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

  3. Грачев М.В. Объективный идеализм и диалектика Гегеля [Электронный ресурс] // URL : http://grach-ucheny.ucoz.ru/publ/45_obektivnyj_idealizm_i_dialektika_gegelja/1-1-0-49 (дата обращения 26.03.2012 г.).

  4. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Соч. Т. IV. - М., 1959.

  5. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. Учебник. - М: Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.

  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006.

  7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2000.

  8. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1. - М., 1955.




1 Цит. по: Грачев М.В. Объективный идеализм и диалектика Гегеля [Электронный ресурс] // URL : http://grach-ucheny.ucoz.ru/publ/45_obektivnyj_idealizm_i_dialektika_gegelja/1-1-0-49 (дата обращения 26.03.2012 г.).

2 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. Учебник. - М: Изд-во Эксмо, 2005. с. 85.

3 Грачев М.В. Объективный идеализм и диалектика Гегеля [Электронный ресурс] // URL : http://grach-ucheny.ucoz.ru/publ/45_obektivnyj_idealizm_i_dialektika_gegelja/1-1-0-49 (дата обращения 26.03.2012 г.).

4 Цит. по: Грачев М.В. Объективный идеализм и диалектика Гегеля [Электронный ресурс] // URL : http://grach-ucheny.ucoz.ru/publ/45_obektivnyj_idealizm_i_dialektika_gegelja/1-1-0-49 (дата обращения 26.03.2012 г.).

5 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. Учебник. - М: Изд-во Эксмо, 2005. с. 87.

6 Грачев М.В. Объективный идеализм и диалектика Гегеля [Электронный ресурс] // URL : http://grach-ucheny.ucoz.ru/publ/45_obektivnyj_idealizm_i_dialektika_gegelja/1-1-0-49 (дата обращения 26.03.2012 г.).

7 Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. Учебник. - М: Изд-во Эксмо, 2005. с. 87.

8 Грачев М.В. Объективный идеализм и диалектика Гегеля [Электронный ресурс] // URL : http://grach-ucheny.ucoz.ru/publ/45_obektivnyj_idealizm_i_dialektika_gegelja/1-1-0-49 (дата обращения 26.03.2012 г.).

9 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. с. 164.

10 Цит. по: Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Соч. Т. IV. - М., 1959. с. 2.

11 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. с. 166.

12 Алексеев П.В. История философии : учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. с. 80.

13 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1. - М., 1955. с. 70.

14 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1. - М., 1955. с. 70.

15 Там же. С. 267.

16 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1. - М., 1955. с. 120.

17 Алексеев П.В. История философии : учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. с. 81.

18 Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2000. с. 353.

19 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. с. 155.

20 Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2000. с. 354.

21 Алексеев П.В. История философии : учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. с. 87.

22 Алексеев П.В. История философии : учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. с 185

23 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1. с. 179.

24 Цит. по: Алексеев П.В. История философии : учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. с. 85.

25 Алексеев П.В. История философии : учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. с. 86.





написать администратору сайта