Главная страница
Навигация по странице:

  • Религиозная философия 19-20 веков

  • Основные характеристики ;

  • (30 ноября. (в некоторых источниках 1 дек.) 1882, С.-Петербург - 20 июля 1952, пос. Абезь, Коми АССР

  • В 1892 г.

  • (1918–1922)

  • В конце 1927 года

  • С 1932 года

  • В 1944 году

  • 9 июля 1949 года

  • 20 июля 1952 года

  • Философ Карсавин.Л.П.. Карсавин.Л.П.. Тема Русские философы. Карсавин Лев Платонович. Актуальность темы


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеТема Русские философы. Карсавин Лев Платонович. Актуальность темы
    АнкорФилософ Карсавин.Л.П
    Дата22.04.2023
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаКарсавин.Л.П..pptx
    ТипДокументы
    #1081663

    Тема: Русские философы. Карсавин Лев Платонович.

    Актуальность темы.

    Актуальность русской философии заключается в том, что она развивается исключительно автономно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. в то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

    Историческая характеристика эпохи, периода

    Религиозная философия 19-20 веков - это философия, а не богословие. Она есть попытка рационально понять и обосновать религию, а затем все существующее объяснить с помощью этой философии. Основная цель русской религиозной философии состояла в том, чтобы построить новое мировоззрение на основе православного христианства, раскрыть богатое содержание и жизненную действенность главных догматов христианства. Это осуществлялось в то время, когда в обществе распространялся нигилизм и атеизм.

    Основные характеристики ;

    • Религиозный антропологизм;
    • Морально – нравственные проблемы;
    • Преобладание «софийного» начала над «логическим»;
    • Критическое осмысление западных культурных ценностей ( рационализма, либерализма, индивидуализма и др.);
    • Поиск «Русской идеи»;
    • Синтетичность;

    Карсавин Лев Платонович


    Родился (30 ноября. (в некоторых источниках 1 дек.) 1882, С.-Петербург - 20 июля 1952, пос. Абезь, Коми АССР) в семье актёра балета Мариинского театра Платона Константиновича Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урождённой Хомяковой, дочери двоюродного брата известного славянофила А. С. Хомякова. Брат балерины Тамары Карсавиной.

    В 1892 г. поступил в Пятую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил в 1901 г. с золотой медалью.

    После этого поступил в Петербургский университет и закончил его в 1906 г. по историческому отделению и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. С этого же года преподавал в гимназии Императорского Человеколюбивого общества, в Частной женской гимназии А. П. Никифоровой и в Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица.

    Биографические данные

    С 1909 года он преподает на Высших женских (Бестужевских) курсах и о ведёт занятия в Петербургском (позднее Петроградском) Историко-филологическом институте. По возвращении из длительной европейской (Италия и Франция) командировки (1910–1912) к числу мест его преподавательской службы добавляются Историко-литературные и юридические Высшие женские курсы Н. П. Раева, Высшие курсы П. Ф. Лесгафта и Технологический институт. В 1911–1916 годах он, как и многие крупные ученые того времени, активно сотрудничает с отделом средних веков редакции «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, для которого им было составлено в общей сложности 39 статей. В 1916 г., после защиты докторской диссертации помимо степени доктора всеобщей истории также получает степень доктора богословия в Петербургской Духовной академии. В годы мировой войны и революции наступает переходный период творчества Карсавина: темы его исследований непрерывно эволюционируют от истории к философской и богословской проблематике. После революции Карсавин не стал политическим противником власти большевиков, однако он не думал скрывать своих активных христианских убеждений. Так, в это время он читал проповеди в Петроградских храмах, а его творчество обрело всё более богословское содеражние. В 1920 году Карсавин стал одним из учредителей Петроградского Богословского института (просуществовал до 1922 г.). В это же время участвовал в деятельности петроградского «Братства Святой Софии» (1918–1922), являлся одним из учредителей Вольной философской ассоциации (1919–1924) и одним из учредителей издательства «Петрополис». В 1922 г. он был выборным ректором Петроградского университета, однако 16 ноября 1922 г. на пароходе «Пруссия» Карсавин был выслан из России.. С 1922 по 1926 он был профессором Русского научного института, тогда же выступил соучредителем издательства «Обелиск», принимал участие в деятельности руководимой Н. А. Бердяевым Религиозно-философской академии, руководил религиозно-философским кружком молодежи и был избран заместителем председателя Бюро русского академического союза в Германии (вместе с С. Л. Франком, В. Э. Сеземаном etc.).

    Биографические данные

    20 июля 1926 г. Карсавин перебрался в Кламар под Парижем. Этот период был ознаменован его присоединением к левому крылу евразийского движения (сближение началось ещё в Берлине с 1923-24 годах через знакомство с П. П. Сувчинским). Фактически Карсавин стал одним из главных идеологов евразийства и активно участвовал в его деятельности: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия», участвовал в евразийских сборниках (где, среди прочего, защищал некоторые просоветские концепции). В конце 1927 года, предварительно отказавшись стать профессором Оксфордского университета, получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете. В 1928 году переезжает в Каунас, а с 1929 г. он практически прекращает сотрудничество с евразийским движением. При этом близость евразийским идеям в социальной философии и теории государства (иерархизм, социоцентризм) сохранялась и в его работах 30-х гг. С 1932 года Карсавин активно участвовал в работе Литовского философского общества, а с 1933 по 1942 г. – в Литовской энциклопедии. Он также участвовал в работе Литовского исторического обшества, с 1936 по 1938 годы редактировал научный исторический журнал Каунасского университетата «Senove» (Старина), а с 1938 г. сделался попечителем студенческой корпорации «Ruthenia». После присоединения Литвы к СССР отказался от переезда в другую страну и в 1940 году он вместе с университетом переехал в Вильнюс, стал профессором Вильнюсского университета, с 1941 года также преподавал в Художественном институте, с 1944 года работал в Художественном музее. Как и в послереволюционном Петрограде, его поведение в Литве было смелым до безрассудства; он отказывается участвовать в выборах, публично делает антисталинские высказывания. В 1944 году советскими властями отстранён от преподавания в Вильнюсском университете и уволен из музея. В 1949 году уволен из Художественного института, арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти.

    Биографические данные

    9 июля 1949 года его арестовали, 20 апреля 1950 года приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей, а в декабре 1950 г. отправили по этапу.

    В спецлагере для инвалидов в посёлке Абезь Коми АССР, он создал около десяти небольших религиозно-философских сочинений, в числе которых произведения философской поэзии: венок сонетов и крупный цикл терцин. Здесь же вокруг него образовался кружок заключенных, где обсуждались темы искусства, философии, религии.

    Умер от туберкулёза 20 июля 1952 года. Похоронен на кладбище поселка Абезь.

    ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ Л.П. КАРСАВИНА:

    • «Очерки итальянской религиозной жизни в двенадцатом и тринадцатом столетиях» (1912)
    • «Основы средневековой религии в двенадцатом и тринадцатом столетиях» (1915)
    • «Saligia, или Краткое наставление о Боге, вселенной, человеке, зле и семи смертных грехах» (1919)
    • «Восток, Запад и Русская идея» (1922)
    • «Римский католицизм» (1922)
    • «Философия истории» (1923)
    • «О началах» (1925)
    • «О личности» (1929) 

    Школы, направления и их содержания сторонник которых являлся философ

    «Карсавин был специалистом по западноевропейской истории, занимался преимущественно вопросами религиозной истории Запада. Однако Карсавина рано потянуло к философии и богословию; он жадно впитывал в себя –и здесь то и сказалось со всей силой влияние В. Соловьева, особенно его «Чтений о Богочеловечестве» –построения западных и русских богословов и философов...Кроме влияния Соловьева, у него, несомненно, сказалось влияние старых славянофилов. Будучи историком религиозной жизни Зап. Европы, Карсавин не только не увлекся этой богатой историей, но, наоборот, подобно славянофилам, сильнее оттолкнулся от Запада. Единственно кто привлек к себе симпатии Карсавина (сужу, конечно, лишь по его книгам), это Дж. Бруно, которому Карсавин посвятил большую работу, и, конечно, стоящий за Дж. Бруно –Николай Кузанский. Но вне этого Карсавин в своих суждениях о Западе –пристрастен и суров, –недаром он в последние десять лет творчества примкнул к евразийцам. А в одном месте Карсавин высказывает такую мысль: «История (т.е. наука истории) должна быть православной».

    Представление о русском мире и России.

    Корень и душа русской культуры — в Православии. Восприятие человеческой жизни в неразрывной связи с жизнью других персон и бытием всего мира, возвышенное устремление к абсолютному, стремление к духовному преображению космоса и обретению персональной целостности — эти и другие ценностные линии русской культуры выводимы из ее православных истоков. Русская культура наиболее полно раскрывает универсальную ценность всечеловеческого духовного единения. Эта ценность глубоко собственно русская и в тоже время общезначимая, всечеловеческая. Перед нами русский национально-всечеловеческий идеал. В универсализме русского культурного сознания национальное свободно раскрывается как духовно-вселенское, неразрывно соединено с духовно-общечеловеческим. Национально-русское можно увидеть как дар вселенскому, ибо оно глубочайшим образом выражает идею соборного преображения бытия при сохранении всего своеобразного и уникального. Мир русской культуры противостоит разрушительному растворению всего духовно-неповторимого в обезличенном. Он противостоит энтропийным процессам, вызванным распространением национального эгоизма, духовного разъединения, отрицанием национального.

    Представление о религии

    «Учение об Абсолюте в христианстве, –пишет Карсавин, –превышает различие между Творцом и тварью... христианство завершает пантеизм и теизм». Карсавин отбрасывает учение, которое исходит из «непереходимой» грани между Божественным и эмпирическим», –поэтому в истории нет какого-то «вхождения» Абсолюта в эмпирию, которое зовется Промыслом. «Понятие истинной абсолютности, –читаем в другом месте у Карсавина, –говорит о совершенном всеединстве абсолютности с «иным», которое ею созидается».Карсавин сохраняет идею «творения из ничто»; именно учение, что «тварь возникла не из Бога, а из ничто» исключает, по мнению Карсавина, пантеизм (что и верно, если над пантеизмом разуметь систему типа учения стоиков или Спинозы). Но мир есть все же лишь «иное» Бога, почему жизнь мира и есть «становящееся Абсолютное». Мир творится Богом в свободе, но то, что «Он творит мир, есть выражение Его несовершенства», и если «творческий акт Его не выводим с необходимостью из Его сущности, то все же Бог открывается нам «в двуединстве нашем с Ним», –что и связано «с диалектикой бытия и не бытия» (т.е. Абсолюта и «Иного»).

    Представление о морали и ценностях

    К первой следует отнести идеи оправдания и восстановления человеческой природы; ко второй — идеи освящения, просветления и обожания. Это различение тем трудней, что религиозно-моральный процесс реально един и все в нем может быть рассматриваемо и положительно и отрицательно, в зависимости от подхода к нему, от религиозного настроения и характера пытающегося его пережить и понять. Рассматриваемый отрицательно, религиозно-моральный процесс сводится к искуплению совершенных грехов, к воздержанию от свершения новых, к обороне от нападений греховности в незатронутом ею существе естества, охраняемого благодатью. И совершенно очевидно, что при таком умонастроении моральное учение должно пред стать в своем внешнем аспекте, как мораль негативная, незнающая положительных ценностей. Здесь заключается психологический и исторический корень моральной казуистики.

    Вывод

    Жизненный путь русского мыслителя Льва Платоновича Карсавина, его философия малоизвестны как на родине, так и за рубежом. Ни одна из его книг не была переиздана в советское время.

    Вглядываясь в судьбу настоящего мыслителя, всегда создается впечатление, что ее черты несут отпечаток его духа, внешнее подчиняется внутреннему. Карсавин был мыслителем парадоксального склада. Его влекло к парадоксам, и он щедро уснащал ими и свои философские построения, и свою беседу. Это явно передалось и его биографии – она, как мы видим, насыщена парадоксами не менее, чем его виртуозные «спирали мысли» (любимое выражение Л.П. Карсавина). Вообще же, Карсавину свойственно искание и утверждение Истины, духовной целостности, потребность в которой он как русский человек всегда ощущал в душе. И значение Карсавина определяется в значительной мере тем, что за каждым его словом, за каждой мыслью чувствуется эта целостность.

    Используемая литература

    • Ванеев А.А. Очерк жизни и идей Л.П. Карсавина // Звезда, 1990, №12.- С. 149.
    • Карсавин Л.П. Философия истории.- М., 2007.
    • Лосский Н.О. История русской философии.- М., 1991.- С. 357.
    • Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории.- М., 2007.- С. 283.
    • Хоружий С.С. Лев Платонович Карсавин // Лит. газета, 1989, №8.- С. 5.
    • Филонова Л.Г. Лев Платонович Карсавин // Русские философы (конец XIX – середина ХХ века): Антология. Вып.1 / Сост.: А.Л. Доброхотов и др.- М., 2005.- С. 244.

    Цитаты

    • Великая и настоящая мука безмолвна.
    • Великой муки не побеждает ни смерть, ни безумие: ее побеждает поэзия, дитя отчаянья.
    • Величайшие гении находят себе признание лишь после смерти, иногда в других культурах.
    • Всякая культура взаимодействует (и всегда несовершенно, но несовершенно она и раскрывается) не только с «предшествующими» и «одновременными», а и с «последующими», живет не только в прошлом и «преимущественно своем» настоящем, а и в будущем.
    • Всякая личность развивается.
    • Высшая ступень развития во всеединстве не отменяет низшей, а только расширяет ее и восполняет.
    • В большинстве случаев и сам человек не знает, что появилось в нем раньше: религиозное или социальное благодушие.
    • В борьбе побеждает сильнейший; но самый момент и обстоятельства победы всегда случайны.
    • В нас во всех зло есть, но — сравнительно.
    • В рождении индивидуума рождается мир, в смерти его весь мир умирает.
    • Исторический «синтез» всегда индивидуален.
    • История есть наука о развитии человечества в целом.


    написать администратору сайта