Философия. Вопрос 10, 11, 12. Вопрос 10 Схоластический период в средневековой философии
Скачать 27.69 Kb.
|
Вопрос 10 Схоластический период в средневековой философии Схоластика— это одно из религиозно-философских направлений, для которого было характерно абсолютное подчинение богословию, а также слияние христианских догм с рациональным мышлением. Основная задача схоластики в философии — это найти рациональные доказательства существования Бога и логически обосновать христианские догматы, сформулированные «отцами церкви». В истории средневековой схоластики выделяют три периода: Ранний период развития описываемого направления относится к 9-12 векам, схоласты той эпохи живут и работают в европейских государствах, в частности — на территории Германии, Франции, Англии и Италии. Основой их работ является соединение философии и других наук с богословием, а основами схоластической методики выступают специфические средневековые ценности и результаты независимых умозаключений различных мыслителей. Яркими представителями указанного периода считаются Иоанн Росцелин, Бонавентура, Рабан Мавр. В эпоху среднего периода (13 век) происходит окончательное разделение философии и науки вообще с теологией. В 13 столетии в Западной Европе обретают популярность работы Аристотеля, появляются крупные и влиятельные монашеские ордена, возникают философско-религиозные собрания, начинаются споры между сторонниками Августина и Аверроэса. Крупнейшими представителями схоластики того периода признаются немецкий философ Витело, француз Винсент из Бове, известный английский ученый Роджер Бэкон и испанец Раймунд Луллий. Для позднего периода, относящегося к 14-15 векам, характерно стремление мыслителей к рационализаторской упорядоченности направления, приобретение им все большего научного оттенка, окончательное отделение мистики от богословия. В итоге философия теряет свойственный ей ранее духовный смысл и тесную связь с религией. В дальнейшем появляется новое направление схоластики, названное неосхоластикой, основной задачей которого становится защита христианства. Вывод - Существует мнение о том, что именно схоластика заложила основы логического мышления. Рассматривая Бога в качестве главного предмета своего изучения, данное направление не могло влиять на развитие естественно-научных дисциплин. Но все же, его представители старались понять соотношение сущности Бога и человека, попутно разрешая ряд серьезных логически задач (к примеру, именно благодаря схоластике появилась математическая логика в ее современном понимании); - Это направление философии оказало существенное влияние на формирование и развитие лексики; - Именно схоластика с присущими ей способами и методами мышления оказала ключевое влияние на возникновение многих современных течений в философии, что делает ее предтечей современной философской науки. 11 ВопросПантеизм эпохи возрождения: Н.Кузанский , Дж Бруно Пантеизм – это философское учение, в котором бог объединяется или отождествляется с мирозданием. Сторонники данной концепции исходят из того, что Бога как отдельной личности или некоего высшего разума не существует. Вместо этого они считают, что само мироздание имеет божественную сущность. Предполагается, что нет природы вне Бога, но нет и Бога вне природы. Идеи пантеизма получили развитие в трудах Николая Кузанского, Джордано Бруно. Кузанский был священнослужителем. Им написано значительное число философских работ («Об ученом незнании», «О предположениях», «О бытии — возможности», «и др.). Он стремился выяснить вопрос об отношении между Богом и миром, о способах познания Абсолюта. Кузанский стоял на позиции пантеизма, отстаивая тезис «Творец и творение суть одно и то же». Он полагал, что Бог есть нечто более совершенное по сравнению с природой, являясь ее разумным основанием. В результате Бог как бы отодвигался от множества природных явлений. Кузанский признавал идею взаимосвязи всего сущего, разрабатывал учение о совпадении противоположностей, утверждал, что мир «свертывается» в Боге, а Бог «развертывается» в мире. Он отстаивал положение о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума. По убеждению Кузанского, человек обладает тремя видами ума (тремя способностями): ЧУВСТВОМ (т.е. ощущением плюс воображением), РАССУДКОМ и РАЗУМОМ. Разум — высшая познавательная способность человека. Но эту способность он трактовал своеобразно: разум не может ничего постигнуть, чего не было бы уже в нем самом в сокращенном, ограниченном состоянии. Извлечь противоположности из сущности помогает интуиция, а представить их в единстве — диалектика и математика. Кузанский указывал на ограниченность рассудка, не связанного с разумом, критиковал догматическую схоластику, не выходящую за пределы догматического рассудка; в этой связи он высоко оценивал познавательное значение опыта и эксперимента в познании природных явлений. Он считал, что человек – это также "Бог", но не в абсолютном, а в ограниченном смысле. ДЖОРДАНО БРУНО- утверждал, что даже Солнце не является центром Вселенной. Он считал, что бесконечная Вселенная состоит из множества звезд, подобных Солнцу, вокруг которых вращаются множество планет, похожих на Землю Бруно развивал концепцию пантеизма Кузанского: философия познает не какое-то сверхприродное божественное существо, а природу, которая и является «богом в вещах». Вселенная — это единая материальная субстанция, обладающая одушевленностью. Всем природным вещам в той или иной форме присуща жизнь. Разумная жизнь возможна не только на Земле. Бруно отверг принцип подчинения разума вере, а философии — теологии, считая неприемлемой идею «двойственности истины», т.е. признания сосуществования религиозной и научной истины. Он полагал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт. . Праосновой мира у Бруно выступает ЕДИНАЯ материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего, субстанциональной возможностью всего развернутого, конкретного. Силу, которая удерживает весь мир в единстве и многообразии, Бруно называл "душой мира" или универсальным разумом. Таким образом, Кузанский определил мировоззрение ДЖОРДАНО БРУНО, который считал, что еслиприрода соединена с Богом, то движение в природе производится не от внешнего ей перводвигателя, а из каких-то её внутренних сил. Ведь ничто не может быть вне Бога, потому что Бог это всё, но Бог пребывает в вещах, и, следовательно, двигательная сила вещей тоже находится в вещах. 12 вопрос Социальные взгляды Ренессанса: утопические концепции Мора и Кампанеллы, политическая теория Макиавелли Огромные социально-экономические изменения, произошедшие в эпоху Возрождения, нашли своё отражение и во мн. социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов, что отражало индивидуализм буржуазии. А одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергшим теократическую концепцию Государства был Никколо Макиавелли. Он считает, что самый мощный стимул человеческих действий – это интерес. Чтобы избежать ненависти, государю не следует зариться на имущество своих граждан и их женщин, ибо люди скорее простят смерть отца, нежели потерю имущества. Сохранение собственности лучше обеспечивается его приумножением. Но, из-за эгоизма людей происходит столкновение их интересов за собственность, которому следует поставить заслон. Он сторонник мощного централизованного национального государства, где власть принадлежит зажиточному сословию ремесленников и торговцев. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. Макиавелли рассматривает и такие вопросы: «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали», «Советники государей», «Как избежать льстецов» и другие. Идеи Макиавелли о возможном, иногда, использовании для усиления государственной власти и достижения своих политических целей антигуманных средств, против собственного народа, получил название макиавеллизм. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – все это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти. В эпоху Возрождения появляются и утопические учения, в которых на основе «Священного писания» выдвигались требования обобществления собственности. Томас Мора – английский гуманист, автор произведения «Остров утопии …» и термина «утопия – место которого нигде нет» - считают основателям теории утопического социализма. Томас Мор – основатель утопического социализма. Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого нет). Главным источником социальной несправедливости Т. Мор, вслед за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом острове нет частной собственности, и труд является обязанностью всех членов общества. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица избираются. С именем итальянского философа Томмазо Кампанеллы автора произведения «Город Солнца» - связывают создателя первого коммунистического общественного устройства без частной собственности, имевшей также утопический характер. Томмазо Кампанелла – итальянский философ, один из представителей раннего утопического коммунизма. Он выступал против схоластики, развивал идеи сенсуализма и деизма, которые у него сочетались с его увлечением магией и астрологией. За свободомыслие подвергался преследованиям инквизиции. Мечтал о единстве и благоденствии человечества. В 1599 он попытался поднять восстание против испанских колонизаторов, но заговор был раскрыт, а сам попал в тюрьму на 27 лет. Там он написал (1602 г.) свою знаменитую утопию «Город солнца» - об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, власть жрецов носит теократический характер. Свой коммунистический идеал Кампанелла обосновывал велением разума и законами природы. «Город солнца» сыграл определенную роль в развитии прогрессивной общественной мысли. |