Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 12. Философия истории

  • Общество как целостная и саморазвивающаяся система, его специфика и структура. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

  • 4939857806204_философия Лекции по темам 11-12. Ема 11. Общество и культура


    Скачать 91.5 Kb.
    НазваниеЕма 11. Общество и культура
    Дата17.11.2021
    Размер91.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла4939857806204_философия Лекции по темам 11-12.doc
    ТипДокументы
    #274948

    Тема 11. Общество и культура

    Общество как философское понятие. Социальная мысль классической античности: идеальное государство Платона, положения «Политики» Аристотеля. Человек как социальное существо. Августин: «Град Божий» и «град земной». Утопические теории эпохи Возрождения: Т. Мор и Т. Кампанелла. Социально-политическая теория Н. Макиавелли. Идея «естественного права», теории общественного договора, принцип разделения властей в учении Т. Гоббса. Общественно-политические доктрины Просвещения. Теория Ж.Ж. Руссо.

    Марксистская теория классового общества. К. Поппер и идея «открытого общества». Типы общества. Информационное общество. Постиндустриальное общество. Открытое общество. Сетевое общество. Модернизация. Урбанизация. Культура, ее природа. Теории культуры в истории философии (З. Фрейд, Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Леви-Строс). Материальная и духовная культура. Культура и коммуникация. Культурантропологический подход: установка на принципиальное сущностное и онтологическое единство человека и культуры. Национальная культура казахов как основа национальной идентичности казахов. Проблемы духовной модернизации в рамках проекта «Рухани жаңғыру». Логика развития социально-философского знания. Общество как предмет философского анализа. Социальная философия как методология обществознания.

    Тема 12. Философия истории

    История как предмет философского осмысления. Связь представлений о времени с пониманием истории. «Время» мифа. Античное понимание времени и цикличность истории. Регрессивность исторического процесса у Гесиода. Понятие «священной истории» в христианстве, эсхатологизм. Историософия Августина. Теория исторического круговорота Д. Вико. Десакрализация истории: просветительские концепции. Философия истории Г. Гегеля. Марксистское понимание истории и ее движущих сил. «Критическая» философия истории: В. Дильтей, Г. Риккерт, К. Ясперс и понятие осевого времени. Историософия О. Шпенглера и А. Тойнби. Антиисторицизм К. Поппера. Проблемы смысла истории, «конца истории», постистории в современных философских дискуссиях. Направленность истории и ее смысл. История человечества: прошлое - настоящее - будущее. Проблематика смысла, направления и цели истории. Единство и многообразие истории человечества. Революционное и эволюционное в историческом процессе. Формации и цивилизации. Восток-Запад. Столкновение цивилизаций. Процесс формирования единого человечества и мировой истории. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Тенденции развития человечества. Философия «Жерұйық» АсанаКайгы. Философия независимости Казахстана.

    Социальная философия ставит вопросы о специфике общества как подсистемы бытия, его структуре и закономерностях развития. Решение этих вопросов предполагает, прежде всего, определение исходной основы общественной жизни. В ходе развития философии было выдвинуто несколько способов понимания данной проблемы.

    1. Натурализм – это философское учение, утверждающее, что функционирование и развитие общества, особенности истории тех или иных стран определяются природно-географическими факторами: размерами территории, климатом, плодородием почв, наличием выхода к мировому океану и др. (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников).

    2. Идеализм в социальной философии выражается в утверждении о том, что жизнь общества определяется духовным началом – Богом, Мировым разумом (Гегель) или же спонтанными, в значительной степени случайными человеческими решениями и стремлениями (философы эпохи Просвещения).

    3. Материализм в социальной философии обосновывает тезис об определяющей роли материального производства в общественной жизни (К. Маркс).

    4. Согласно плюралистической (факторной) модели, общество развивается в результате взаимодействия самых разнообразных факторов – экономики, права, морали, религии и др. В тех или иных исторических ситуациях один из таких факторов приобретает решающее, определяющее значение (М. Вебер).

    В современной философии общество обычно определяется как обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

    Разумеется, общество тесно связано с природой и не может существовать вне нее. Природные факторы (плодородие почв, климатические условия, наличие полезных ископаемых, источников энергии и т.п.) оказывают воздействие на экономическую специализацию и, в некоторой степени, на темпы развития той или иной страны. Однако характер и направленность этого развития определяются все же приоритетными – социальными – факторами и условиями. В ходе развития человечества воздействие общества на природу постоянно усиливается, что в XX веке приводит к сильнейшему обострению экологической проблемы.

    Элементами любой социальной подсистемы являются индивиды, отдельные люди. Между ними, а также между группами людей складываются объективные отношения.

    Общественные отношения принято разделять на материальные и идеологические. Материальные отношения формируются независимо от сознания людей (производственные отношения); становление же идеологических отношений осуществляется на основе материальных, они осмысливаются человеком (политические, правовые, религиозные, нравственные отношения).

    Общественные отношения обеспечивают устойчивость социальной системы, делают возможной совместную деятельность людей. Она выражается в воздействии на природу и общество, осуществляемом с использованием орудий и предметов труда; в хранении, обмене и передаче информации, фиксируемых с помощью знаков и символов (в книгах, художественных произведениях и т.п.).

    Вся совместная деятельность людей направлена на производство и развитие общественной жизни. Это предполагает воспроизведение как социальных связей, так и самих людей в качестве участников общественного процесса. Принято различать материальное и духовное общественное производство, то есть производство материальных и духовных ценностей.

    Из сказанного следует, что законы общественной жизни – это законы человеческой де­ятельности. Подобно законам природы, они имеют объективный характер. В отличие же от природных, социальные законы реализуются в результате действий людей, каждый из которых сознательно выбирает линию своего поведения. Такой выбор, однако, не является случайным: он определяется потребностями людей и социальных групп и реализуется в от­стаивании ими своих интересов, обусловливающих определенные мотивы деятельности.

    Поскольку же в обществе действуют разные люди, интересы и мотивы которых могут не совпадать и даже противоречить друг другу, то социальные законы приобретают неодно­значный характер, они выступают как законы-тенденции. Их действие предполагает наличие социальных альтернатив, лишь часть которых реализуется в человеческой истории.

    Общество как целостная и саморазвивающаяся система, его специфика и структура. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

    Общество состоит из сознательных существ, обладающих свободой выбора, и соответствующее поведение которых неоднозначно.

    Внутренняя структура и динамика общественной жизни сложнее любых других живых систем, так как здесь в качестве субъектов выступают отдельные люди, группы, нации, классы, государство, культуры и т.д.

    Общество – это исторический процесс, где все события индивидуальны и неповторимы

    Возникает вопрос о наличии законов в общественном развитии.

    Общество имеет два аспекта своей структуры: статический и динамический

    Статическая структура

    Духовная сфера (смысл, религия)

    Политическая сфера (власть)

    Социальная сфера (нация, сословия, классы)

    Материальная сфера (экономика)

    Динамическая структура предполагает выделение исторических эпох, меняющих друг друга. Здесь возникает вопрос о человеке как о едином целом или как цели отдельных культур и цивилизаций.

    В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества.

    К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинэйджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы.

    Почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами.

    Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

    Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.

    Материальное пр-во - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовлетворить человеческих потребностей. Рез-том материального пр-ва являются материальные вещи.

    Духовное пр-во- осуществляется не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это пр-во духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, который представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей матер природы он не может, поскольку этому мешают : 1. Его материальное происхождение. 2. Его предназначение, поскольку основная функция дух жизни - это ориентация человека в мире., она направлена на изменение материальной жизни общества. Кроме того, продукты духовной деятельности - идеи, нормы, идеалы - чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, т.е. воплотиться в что-нибудь этакое: звук, предмет, символ, а также в знак. Так возникает новая реальность, которая обособляется от человека, и существует самостоятельно, и объективно. Будучи независимой от сознания конкретных людей эта объективная реальность вне сознания людей просто не существует. Например люди придумали символы, ноты, цифры, которые существуют объективно, но сами по себе без сознания и без мыслительной деятельности людей ничего не значат.

    Материальное производство играет определяющую роль в жизни человеческого общества. Прежде всего потому, что оно является источником жизни общества. Люди, прежде чем думать, заниматься искусством или политикой, должны жить. Но для того чтобы жить, они должны производить материальные блага- предметы пищи, одежды, обуви, жилища. Животные берут готовыми свет и тепло солнца, растительную и животную пищу из внешней природы. Этого достаточно для того, чтобы они могли существовать и развиваться по биологическим законам природы. Человеческое общество как общество погибнет, если не будет создавать из вещества природы продукты питания, одежду и жилища.

    Основные изменения в обществе начинаются прежде всего в материальном производстве, а затем уже находят отражение в духовной жизни общества. Общественные взгляды и учреждения в конечном счёте отражают характер производства и порожденных им материальных (экономических) отношений между людьми. Новые общественные взгляды и теории рождаются лишь тогда, когда созревают материальные условия для их осуществления.

    Человек является социальным существом и формирование сознания вне общества не возможно, т.е. при рождении человек, не обладает сознанием и если его изолировать от общества, то само по себе сознание сформироваться, не сможет. Развиваясь в обществе человек, прежде чем он осознаёт, что живёт в тех или иных производственных отношениях, уже включён в эти отношения. Как сказал К. Маркс: “не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.

    Некоторые философы в структуре материального производства различают сегодня, с одной стороны, технологический способ производства — способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой, а с другой стороны, экономический способ производства, т. е. общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет обществу нормально функционировать на данной конкретно-исторической ступени своего развития

    Будучи процессом создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе, материальное производство включает в себя целесообразную деятельность, т. е. труд; предметы труда: различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке; средства труда, служащие для воздействия на предмет труда, главная их часть — орудия производства (инструменты, машины, автоматы).
    Концепция отчуждения - это марксова теория человека как общественного существа. Впервые об отчуждении сказал Гегель, охарактеризовав с помощью этого понятия отношение человека к созданной им реальности. Отчуждение человека от мира созданных им вещей - это, по мнению Гегеля, ненормальное состояние, свидетельствующее о дискомфорте человеческого бытия. Хотя мир и создается людьми, он выступает по отношению к ним как чуждая, непонятная, враждебная сила. Гегель считал, что отчуждение преодолевается только через процесс сознания свободы. Когда отчуждение духа и его форм исчезнет, история, по его убеждению завершится. Маркс и Энгельс исходили из того, что причиной отчуждения является вовсе не невежество людей, а общественное разделение труда, которое дробит сущность человека, сужает горизонт его познания и деятельности. Несмотря на отрицательные последствия, разделение труда неизбежно и до известной стадии - прогрессивно.

    Концепция отчуждения изложена Марксом в "Экономическо-философские рукописи 1844 года" и "Капитале". Философ был убежден, что отчуждение преодолевается не в области мышления, а в сфере практической деятельности. Он выделял такие формы отчуждения:

    * Отчуждение условий труда от самого труда.

    * Отчуждение результатов труда.

    * Отчуждение социальных институтов от человека.

    * Отчуждение идеологии от жизни.

    Все эти формы отчуждения позволяют конкретизировать сущность отчуждения следующим образом: превращение человеческой деятельности и её результатов в самостоятельную, непонятную для человека реальность. Преодоление отчуждения - далекая перспектива, ибо оно предполагает постепенное исчезновение необходимости в разделении труда. А это означает, по сути, превращение человека в гармоничную, всесторонне развитую личность. Такое возможно лишь в коммунистической формации.

    В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

    • те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);

    • те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.

    Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):

    • формационный подход;

    • цивилизационный подход;

    • культурологический подход. Имеются также и иные подходы.

    Идея о том, что общество в своем прогрессивном развитии проходит некоторые универсальные этапы, была впервые высказана еще А.Сен-Симоном. Однако относительно законченную форму формационный подход получил только в середине 19 в. в социальном учении К.Маркса, объясняющим процесс развития человечества как прогрессивное восхождение от одной формы общества (формации) к другой. В 20 в. марксистский подход был догматизирован советским обществоведением, в котором закрепилось представление о концепции пяти способов производства как единственно верной интерпретации марксовой теории формаций.

    Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

    Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения.Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

    В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: •первобытнообщинная; • рабовладельческая;• феодальная;• капиталистическая;• коммунистическая (социалистическая).

    Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства".Приверженцы формационного подхода видят в развитии общества прогресс (качественное совершенствование), переход от более низших к более высшим типам общества.

    Понятие «общественно-экономическая формация» в учении Маркса занимает ключевое место при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории общества. Маркс исходил из следующей установки: если человечество закономерно поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал «общественно-экономические формации». По определению Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество, со своеобразными отличительными характеристиками».

    Основу общественно-экономической формации, по Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует его базис, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания (мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д.). Таким образом, специфическая общественно-экономическая формация – это все многообразие жизни общества на исторически определенном этапе его развития.

    В рамках «советского марксизма» закрепилось мнение, что с точки зрения формационного подхода человечество в своем историческом развитии обязательно проходит пять основных формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и грядущую коммунистическую («реальный социализм» рассматривался как первая фаза коммунистической формации).

    Переход от одной общественной формации к другой осуществляется путем социальной революции. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между, с одной стороны, вышедшими на новый уровень и приобретшими новый характер производительными силами общества и, с другой стороны, устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Этот конфликт в политической сфере проявляется в усилении антагонистических противоречий и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованном в сохранении существующего строя, и угнетенными классами, требующими улучшения своего положения.

    Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни. Так создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений, нового сознания и т.д. Так образуется новая формация. В связи с этим в марксистской социальной концепции значительная роль придавалась классовой борьбе и революциям. Классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой развития общества, а политические революции – «локомотивами истории».

    Главной долгосрочной тенденцией развития общества в марксовой теории считается «возврат» к бесклассовому и неэксплуататорскому обществу, но уже не первобытному, а высокоразвитому – обществу «по ту сторону материального производства». Между первобытностью и коммунизмом находятся общественные системы, основанные на частнособственнической эксплуатации (рабство, феодализм, капитализм). После достижения коммунизма дальнейшее развитие общества не остановится, но экономический фактор перестанет играть роль основного «мотора» этого развития.

    Марксова концепция формационного развития общества, как признает большинство современных обществоведов, имеет несомненные сильные стороны: она четко называет основной критерий периодизации (развитие экономики) и предлагает объяснительную модель всего исторического развития, позволяющую сравнивать друг с другом разные общественные системы по их степени прогрессивности. Но у нее есть и слабые стороны.

    Во-первых, формационный подход предполагает однолинейный характер исторического развития. Теория формаций была сформулирована Марксом как обобщение исторического пути Европы. Сам Маркс видел, что некоторые страны не укладываются в эту схему чередования пяти формаций. Эти страны он отнес к так называемому «азиатскому способу производства». Он высказал идею, что на основе этого способа производства образуется особая формация однако подробного анализа этого вопроса он не провел. Между тем большая часть докапиталистических обществ развивалась именно в странах Востока, и для них не были типичны ни рабы, ни феодалы (по крайней мере, в западноевропейском понимании этих классов). Позже исторические исследования показали, что и в Европе развитие некоторых стран (например, России) довольно трудно «подогнать» под схему смены пяти формаций. Таким образом, формационный подход в его традиционном виде создает большие трудности для понимания многообразия, многовариантности развития общества.

    Во-вторых, для формационного подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Исторический процесс рассматривается, прежде всего, под углом зрения становления и смены способа производства: решающее значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам, а человеку отводится второстепенная роль. Человек предстает в этой теории лишь как винтик мощного объективного механизма. Таким образом, принижается человеческое, личностное содержание исторического процесса, а вместе с ним и духовных факторов исторического развития.

    В-третьих, формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. Исторический процесс при этой методологии описывается преимущественно через призму классовой борьбы. Противники же формационного подхода указывают, что социальные конфликты, хотя и являются необходимым атрибутом общественной жизни, но не менее важную роль играет, как многие считают, духовно-нравственная жизнь.

    В-четвертых, формационный подход содержит, по мнению многих критиков (например, К.Поппера), элементы предопределенности. Концепция формаций предполагает неизбежность развития исторического процесса от бесклассовой первобытнообщинной через классовые (рабовладельческую, феодальную и капиталистическую) к бесклассовой коммунистической формации. Маркс и его ученики затратили много усилий для практического доказательства неотвратимости победы социализма, где на смену рыночному саморазвитию приходит государственное регулирование всех параметров жизни общества.

    Культурологический подход к развитию общества разрабатывался в работах немецкого представителя философии культуры Освальда Шпенглера (1880--1936). Философ считал, что история человеческого общества распадается на ряд неповторимых культур, каждая из которых проходит четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, или этап цивилизации, и, наконец, гибель. Затем происходит возникновение новой культуры.

    Культура и цивилизация, по мнению Шпенглера, -- это принципиально разные явления. Культура воплощает в себе подлинно человеческие, лучшие качества: благородство, бескорыстие, стремление к нравственному совершенствованию. Цивилизация -- это заключительный этап развития любой культуры, с которого начинается ее гибель. Основные признаки цивилизации следующие: развитие индустрии и техники, деградация искусства, падение морали, скопление людей в городах.

    Цивилизация (как этап, с которого начинается старость культуры, а затем и ее смерть) начинается тогда, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах, а вся остальная часть государства превращается в провинцию. В этих условиях городской житель лишается традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованны, но не имеют культуры, нравственности. Здесь люди отчуждены друг от друга, чувствуют себя более одинокими, чем в любой деревне. В городах меньше соблюдаются традиции и обычаи.
    Шпенглер создал учение о множестве равноценных по уровню достигнутой зрелости культур. Это следующие виды культур: 1) египетская; 2) индийская; 3) вавилонская; 4) китайская; 5) греко-римская; 6) византийско-арабская; 7) культура майя; 8) западно-европейская; 9) пробуждающаяся русско-сибирская. В целом теория Шпенглера может быть охарактеризована как циклическая теория развития общества, или теория циклизма.

    Цивилизационный подход к развитию общества представлен философией английского историка, философа и социолога Арнольда Тойнби (1889--1975). В своей двенадцатитомной работе «Исследование истории» (1934--1961) он предпринял попытку объяснить смысл процесса общественного развития через понятие «цивилизация».

    Общественная жизнь, с точки зрения Тойнби, представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации, которые и названы «цивилизациями». Каждая цивилизация уникальна, неповторима. Философ объясняет это географическими условиями, то есть средой обитания, или ареалом. Цивилизация -- это устойчивая общность людей, объединенная, прежде всего, духовными традициями, а также географическими рамками. Каждая цивилизация в своем развитии проходит несколько этапов: возникновение, рост, зрелость, расцвет, надлом, упадок, разложение. Не все цивилизации могут пройти весь путь от начала до конца; некоторые из них погибают, не успев расцвести. Вначале Тойнби выделял 21, а затем 13 цивилизаций. Таким образом, всемирная история предстает у него как сумма историй отдельных цивилизаций, проходящих одинаковые фазы -- от возникновения до разложения.

    Прогресс конкретной цивилизации определяется способностью людей, живущих в данном ареале, дать адекватный ответ исторической и природной ситуации. Если нужный ответ не найден, то в социальном организме возникают аномалии, которые, накапливаясь, ведут к надлому, а затем -- к упадку и гибели. К шестидесятым годам XX в., считал Тойнби, на Земле сохранилось пять цивилизаций: восточно-христианская (с русской ветвью), индийская, западно-европейская, дальневосточная, мусульманская. На этапе расцвета находится западно-европейская, другие же -- на этапе надлома. Спасти можно только западно-европейскую цивилизацию путем внедрения клерикализма, то есть через усиление позиций церкви в различных сферах жизни. Избежать печального конца или хотя бы отдалить его, считал философ, можно лишь путем приобщения к «вселенской религии», которая может возникнуть на основе объединения существующих мировых проповеднических культов.

    Системно-синергетический подход к анализу общества основан на общей теории систем, создателем которой считают австрийского биолога и философа Людвига фон Берталанфи (1901 -- 1972). Синергетика как междисциплинарное направление научных исследований возникает в 60--70-е гг. XX столетия. Такое название этой дисциплины было предложено немецким физиком Г. Хакеном. Буквально термин «синергетика» означает «теория совместного действия». Синергетика изучает общие законы самоорганизации различных систем.

    С точки зрения системно-синергетического подхода, общество представляет собой открытую, динамическую, нелинейную, самоорганизующуюся систему. Поясним значение этих терминов.

    Система -- совокупность взаимосвязанных элементов. При этом возникающие в ней свойства и функции являются новыми; ими не обладает ни одна из частей системы, когда они (эти элементы) находятся в разрозненном состоянии. Такие качества называют «системными». Если речь идет об обществе как системе, то его элементами являются -- человек, личность, индивид, социальные группы и организации, отношения, состояния, процессы, уровни развития.

    Динамическая система -- это система, которая изменяет свое состояние во времени, например, живой организм, растение, человек.

    Открытая система -- это система, которая обменивается с внешней средой и энергией (природные системы), и веществом (биологические системы), и информацией (социальные системы). Открытыми являются почти все общественные системы. Между ними происходит обмен: 1) природными богатствами, территориями, сферами жизненного пространства, человеческими ресурсами -- ресурсная сфера; 2) товарами, капиталом -- экономическая сфера; 3) идеями, информацией, ценностями -- информационно-культурная сфера.

    Нелинейная система -- это система, которая способна развиваться из одной точки по многим направлениям. Тем самым появляется ряд траекторий эволюции систем. Следовательно, пути эволюции таких нелинейных систем не являются строго предопределенными и одновариантными.

    Примеры нелинейности применительно к развитию общества: Реально существует многообразие исторического развития в эволюционном плане, то есть на нашей планете сосуществуют социальные системы с разным уровнем развития цивилизации, например, «развитые страны» и «развивающиеся страны».

    Реально существует многообразие в политической и культурной жизни. Подразумевается, что одновременно сосуществует большое количество социальных систем с близкой эволюционной моделью. Например, разные варианты демократических государств. Как многолинейный процесс предстает история эволюции человеческой цивилизации. Известно, что на основе земледелия на земном шаре возникли три разных типа общества -- азиатский, рабовладельческий и феодальный.

    Для пояснения суждения о том, что социальные системы могут из «одной точки» развиваться различными путями, нужно отметить, что, с позиций синергетики, разные варианты развития исторических событий существуют объективно. Это означает, что они определяются внутренними чертами самой социальной среды, а не просто, как принято обычно думать, различными действиями исторических личностей, вождей и событиями их жизни.

    Самоорганизующаяся система -- это система, которая спонтанно, самопроизвольно переходит из одного состояния в другое, изменяя свою организацию, структуру. Примерами самоорганизации человечества являются вспышки эпидемий (чума, холера, оспа, грипп, СПИД), войны, вооруженные конфликты, различные катастрофы, что спонтанно регулирует численность населения.

    В качестве примера самоорганизации можно привести Интернет: распространение персональных компьютеров и развитие электронной связи привело к возможности свободного и спонтанного обмена и распространения информации по всей планете.

    Итак, общество -- это открытая, динамическая, нелинейная, самоорганизующаяся система.

    Если общество рассмотреть в системно-синергетическом контексте, то можно предложить следующие его характеристики.

    1. Как открытая система общество взаимодействует с внешней средой (природой). Механизмом этого взаимодействия является материальное производство, благодаря которому происходит производство, обмен и распределение материальных благ.

    2. Общество -- самоорганизующаяся система, поэтому оно строится как иерархическая система. В связи с этим отношения, возникающие между элементами общества, приобретают властный характер, что ведет к возникновению такого элемента, как политика.

    3. Общество как самоорганизующаяся система порождает различные виды социальной информации (например, язык, знаковые элементы). Поскольку эта информация имеет смысл, то на ее основе возникает такое явление, как культура.

    4. Общество -- система нелинейная, поэтому оно развивается многовариантно, многолинейно. В этом состоит отличие данной точки зрения, например, от концепций Г. Гегеля и К. Маркса, где история общества монолинейна, или взглядов О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского, где история полилинейна, то есть каждое общество (культура, цивилизация) имеют свою неповторимую судьбу. Свидетельством многолинейности общественного развития являются, например, отличия, которые существовали и существуют между европейским и восточным путями развития, между типами исторического развития Австралии, Африки, Южной Америки.

    Поскольку общество развивается как самоорганизующаяся система, постольку в нем объективно действует случайность, возникают флуктуации, то есть изменения, колебания. Тем самым происходят быстрые, скачкообразные преобразования общественных систем. Из сказанного следует, что будущее и отдельных стран, и всего человечества не является предопределенным.


    написать администратору сайта