история 2 кур 5 раб. Тема самостоятельной работы
Скачать 3.65 Mb.
|
Значение «Серебряного века» для русской культуры В художественной культуре «русского Ренессанса» произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX в. и новых художественных направлений. Объединяющим началом новых художественных течений стали сверхпроблемы, которые одновременно были выдвинуты в разных видах искусств. При всей европейской ориентированности многих новых течений (символизма, неоклассицизма, футуризма), в них важное место занимает «русская тема», символика национальной самобытной красоты. Представители художественной интеллигенции русского зарубежья сыграли огромную роль в интеграции достижений русской культуры в мировую. После революции Россию покинули многие деятели «русского культурного Ренессанса». В августе 1922 г. по инициативе В. И. Ленина был выслан цвет российской профессуры, в том числе философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, П. А. Сорокин (всего 160 человек). За границей оказались И. Ф. Стравинский и А. Н. Бенуа, М. 3. Шагал и В. В. Кандинский, Н. А. Метнер и С. П. Дягилев, Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов, С. В. Рахманинов и С. А. Кусевицкий, Н. К. Рерих и А. И. Куприн, И. А. Бунин и Ф. И. Шаляпин. Эмиграция была для многих вынужденной. «Серебряный век» завершился массовым исходом его деятелей из России. Мир искусства» — это художественное объединение живописцев России, расцвет его деятельности пришелся на первое десятилетие XX века. Общество возникло на волне протеста против академизма и передвижничества и сплотило молодых художников в их стремлении к полной свободе творчества. Мирискусники первыми сделали шаг в сторону новой культуры, активно пропагандировали передовые взгляды и проложили дорогу авангарду. Объединение на протяжении семи лет выпускало журнал «Мир искусства», который стал первым в России программно-художественным периодическим изданием. «Мир искусства». Борис Кустодиев. Картина «Художники объединения “Мир искусства”», групповой портрет, 1920 История создания объединения «Мир искусства» «Мир искусства» появился в 1898 году, главным идеологом сообщества был живописец и искусствовед Александр Бенуа. Художник с начала 1880-х сплотил вокруг себя группу творческой молодежи, которая собиралась в его доме, чтобы поговорить о живописи, театральных постановках, литературе и музыке. Именно тогда у Бенуа впервые появились мысли объединить молодых художников разных стилей и направлений общими эстетическими и идейными принципами. «Мир искусства». Лев Бакст. Картина «Портрет Александра Бенуа», 1898 «Мир искусства» создавался при непосредственном участии Сергея Дягилева, который постоянно бывал на дружеских встречах у Бенуа. Энергичный и предприимчивый театральный деятель был искренне заинтересован в продвижении творчества русских художников на Западе. В январе 1898 года он организовал совместную выставку известных скандинавских и российских живописцев, после которой сообщество сформировалось окончательно. «Мир искусства». Лев Бакст. Картина «Портрет С. П. Дягилева с няней», фрагмент, 1906 Дягилев взял на себя поиск меценатов и подготовку журнала к печати, художественную политику издания определял Бенуа. Летом 1898 года критик написал несколько материалов, посвященных истории искусства, где окончательно сформировал главные принципы сообщества: признание классического наследия; отрицание вычурных и болезненных форм в искусстве; приверженность красоте и гармонии. Оба основателя придерживались концепции эстетизма, которая была разработана английским дизайнером и графиком Уильямом Моррисом (William Morris). Высшим критерием оценки художественной работы объявлялась красота, а источником прекрасного — личность творца, свободного в своем самовыражении. Целью нового объединения стала борьба с отсталостью российской художественной жизни и сближение с передовым западным искусством. «Мир искусства». Александр Бенуа. Картина «Прогулка короля», 1906 Журнал «Мир искусства» Технической стороной подготовки журнала «Мир искусства» к выпуску занимался Дягилев — привлекал авторов, редактировал статьи, заказывал оформление и договаривался с издательством. Первый номер увидел свет осенью 1898 года и произвел неизгладимое впечатление как на публику, так и на художников своим содержанием и высоким качеством полиграфии. В дальнейшем журнал выходил с разной периодичностью вплоть до 1904 года и приобрел множество поклонников в творческой среде. «Мир искусства». Мария Якунчикова. Цветная литография, линогравюра. Обложка журнала «Мир искусства», 1898 Издание стало площадкой для обсуждения самых животрепещущих проблем интеллектуальной жизни России и Запада, на его страницах публиковались статьи на тему живописи, религии, философии и литературы. Душой журнала оставался Дягилев, который страстно увлекся новым для себя проектом. Он принимал живейшее участие в организации ежегодных выставок мирискусников, где экспонировались работы мастеров живописи Санкт-Петербурга и Москвы. «Мир искусства». Константин Сомов. Картина. Декоративный мотив для журнала «Мир искусства», 1903 «Мир искусства»: художники и картины Участников сообщества «Мир искусства» объединял интерес к ушедшим эпохам и стилям, культ прекрасного, романтизм с налетом иронии. Схожее мировоззрение влияло на выбор сюжетов и мотивов картин, где немаловажное место занимали исторические сценки с налетом театральности. В объединение входили многие выдающиеся русские живописцы, графисты и иллюстраторы. «Мир искусства». Евгений Лансере. Картина «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905 Александр Бенуа (1870-1960) следовал разработанной им концепции всю свою творческую жизнь. В 1900-е годы он работал над «версальскими» сериями акварелей, посвященными временам правления Людовика XIV. Король и придворные изображены на фоне дворцовых пейзажей, напоминающих театральные декорации. «Мир искусства». Александр Бенуа. Картина «Король прогуливается в любую погоду», 1898 Валентин Серов (1865-1911) принимал активное участие в работе объединения и даже уговорил Николая II выделить субсидию на издание журнала. Живописец черпал вдохновение в событиях XVIII века, его персонажи отличаются некоторой условностью и подчеркнутой декоративностью. «Мир искусства». Валентин Серов. Картина «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте», 1900 Евгений Лансере (1875-1946) — художник, график и иллюстратор, увлекался Петровской эпохой. В своих работах, посвященных строительству Петербурга, он создавал живой образ холодного и ветреного города с затянутым тучами небом. «Мир искусства». Евгений Лансере. Картина «Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий», 1903 Константин Сомов (1869-1939) строго следовал принципам мирискуснической эстетики, для его работ характерен изысканный стиль, чувственность и театральность. Излюбленными темами художника были любовные сценки на пленэре. «Мир искусства». Константин Сомов. Картина «Осмеянный поцелуй», 1908 Мария Якунчикова (1870-1902) занималась оформлением журнала и регулярно выставляла свои пейзажи в стиле импрессионистов, где тонкая игра света и тени передавала настроение момента. Много картин художницы посвящено старинным интерьерам. «Мир искусства». Мария Якунчикова. Картина «Из окна старого дома. Введенское», фрагмент, 1897 Лев Бакст (1866-1924) — мастер с разносторонними творческими интересами, известен как театральный декоратор. Принципы мирискусников наиболее ярко прослеживаются в его ироничных иллюстрациях к повести Николая Гоголя «Нос» и акварельных зарисовках старого Петербурга. «Мир искусства». Лев Бакст. Иллюстрация к повести Н. Гоголя «Нос», 1904 Мстислав Добужинский (1875-1946) предпочитал изображать северную столицу без налета романтики. На его пейзажах город предстает мрачным и пустым, а безлюдные улицы и неприглядные доходные дома создают ощущение безысходности. «Мир искусства». Мстислав Добужинский. Картина «Садик в городе», 1905 Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955) прославилась своими акварелями с изображениями видов Санкт-Петербурга в необычных колористических решениях. В журнале публиковала гравюры с городскими зимними пейзажами. «Мир искусства». Анна Остроумова-Лебедева. Картина «Адмиралтейство под снегом», 1901 С появлением множества новых течений деятельность сообщества начала постепенно угасать. В 1903 прекратились выставки, а год спустя по причине отсутствия финансирования пришлось закрыть журнал. Сначала отделились московские мастера, а затем и часть петербургских живописцев перешла в Союз русских художников. В 1906 году состоялась последняя масштабная выставка при участии Сергея Дягилева, после чего он переключился на свои театральные проекты. В последующие несколько лет деятельность объединения практически угасла, хотя на бумаге оно продолжало существовать. В 1910 году должность председателя занял Николай Рерих, который возглавил движение по возрождению организации и возобновлению выставочной деятельности. Небольшая часть художников продолжала развивать принципы и идеи старшего поколения мирискусников, но представителям авангардных течений концепция была уже неинтересна. Последняя выставка под эгидой «Мира искусства» прошла во Франции в 1927 году, после чего объединение было официально закрыто. «Мир искусства». Николай Рерих. Картина «Заморские гости», 1901 Портал Very Important Lot приглашает коллекционеров принять участие в тематических аукционах и пополнить свои собрания шедеврами мастеров прошлого. Александр Александрович Богданов Российский учёный Российский учёный-энциклопедист, революционный деятель, врач, мыслитель-утопист, писатель-фантаст, один из крупнейших идеологов социализма. Член РСДРП в 1896-1909, большевик, с 1905 член ЦК. Организатор группы «Вперёд» и партийных школ РСДРП на Капри и в Болонье. В 1911 году отошёл от активной политической деятельности и сосредоточился на разработке своих идей о новых науках - тектологии, и «науки об общественном сознании»; предвосхитил некоторые положения системного подхода и кибернетики. В 1918-1920 - идеолог Пролеткульта. С 1926 года - организатор и директор первого в мире Института переливания крови; погиб, производя на себе опыт. 19 июля все, кто освоил азы письма и чтения, должны отмечать знаменательное событие, которое раз и навсегда покончило с неграмотностью в нашей стране. Именно в этот день в 1920 году Совнарком РСФСР создал при Народном комиссариате просвещения Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Была объявлена всеобщая мобилизация сил на обучение неграмотных и малограмотных. Новой организации предстояло выполнить декрет от 26 декабря 1919 года о ликвидации неграмотности населения. По декрету обязательному охвату подлежали все жители страны от восьми до пятидесяти лет, не умеющие читать или писать. Попавшие в эту возрастную группу должны были обучаться в обязательном порядке, а вот на каком языке учиться, они могли определить для себя добровольно. Без грамоты, как в потемках Появлению письменности и, соответственно, грамотности мы обязаны двум замечательным славянским просветителям – Кириллу и Мефодию. Они начали это благое дело, а другие с честью его продолжили. Значительные следы того, что на Руси было немало грамотных людей, мы встречаем и в древних летописях, и в других письменных источниках. Особенно наглядно это демонстрируют берестяные грамоты, найденные в Великом Новгороде и других древних русских поселениях. На этих грамотах свои способности демонстрируют не только представители самой грамотной части населения – духовенства и знати – но и рядовые ремесленники и простые горожане. Плакат призывающий к учёбе Источник: masterok.livejournal.com Время шло, общество развивалось, открывались школы, гимназии и даже университеты, но грамотность в нашей стране так и не приняла всеобщий характер. Даже в конце XIX века число умеющих читать и писать в империи так и оставалось низким. И это при том, что в стране довольно активно шла индустриализация.По данным русских и зарубежных учёных, в это время грамотных было всего 21,1%. А на окраинах страны этот процент был ещё ниже. Лидировали в этом процессе мужчины: среди них грамотных насчитывалось 29,3%, а среди женщин – только 13,1%. Справедливости ради надо отметить, что оценки грамотности перед революционными событиями 1917 года сильно разнятся. Некоторые западные учёные оценивают этот уровень в 35%, а вот бывший министр просвещения П.Н.Игнатьев в одной из своих статей говорил и о 55% грамотных от всего населения страны. Война 1914 года показатели не улучшила, а поскольку некоторые территории были оккупированы и там осталась значительная часть грамотного населения, общая статистика по стране ещё более ухудшилась. Грамотными не рождаются, грамотными становятся Новая советская власть прекрасно понимала, что с неграмотными людьми новое государство не построишь. Прежде всего созданная в июле 1920 года чрезвычайная комиссия взяла под свой контроль всю имеющуюся систему обучения (организацию курсов, подготовку учителей и издание специальной литературы). К работе по ликвидации неграмотности, название которой вошло в русский язык в сокращённом виде как «ликбез», подключились и известные писатели и поэты – Владимир Маяковский, Валерий Брюсов, Демьян Бедный, Максим Горький. Крестьянки учатся грамоте Источник: opoccuu.com Программа предусматривала, что в каждой деревне или селе, где неграмотных насчитывалось больше 15 человек, должны были создать специальную школу грамоты (ликпункт), где учили чтению, письму и счёту. Чуть позже обучение получило некоторое дополнение: отныне обучающиеся должны были делать краткие записи, читать и записывать целые и дробные числа. Выпускники таких школ должны были разбираться в диаграммах и схемах, а самое главное – понимать основы строительства советского государства. Школы для неграмотных бесплатно снабжались учебными пособиями и письменными принадлежностями. А те, кто учился в таких школах, имели сокращённый рабочий день с сохранением заработной платы. Вскоре был напечатан первый советский букварь для взрослых, а также налажено издание массовых букварей и учебных пособий для взрослых на национальных языках. Русские, украинцы, белорусы, башкиры, татары, узбеки осваивали грамоту на своих языках. Всего букварей на национальных языках было выпущено 40 разновидностей. Результаты внедрения ликбеза впечатляют. За первые 10 лет кропотливой работы с неграмотностью расстались 10 миллионов человек, но даже и после этого СССР занимал только 19-е место в Европе по уровню грамотности. Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь В 1928 году комсомол начал так называемый культпоход. К обучению неграмотных подключилась общественность. В 1930 году армия культ-армейцев объединяла 1 миллион человек, а их подопечных было 10 миллионов. Главными опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж. Важнейшим фактором для повсеместного распространения грамотности стало и то, что в 1930 году было введено всеобщее начальное образование. Теперь ликвидация неграмотности возлагалась и на местные Советы. В этот период была пересмотрена программа школ ликбеза: теперь она составляла 330 учебных часов. В городе обучение длилось 10 месяцев, а в деревне – 7 месяцев. С изменением общей ситуации в лучшую сторону менялись и акценты в этой работе. Теперь на первое место выходила работа с малограмотностью. В стране шло массовое обучение Источник: vis0tnik.livejournal.com За 16 лет после начала деятельности чрезвычайной комиссии грамоте было обучено 40 миллионов человек. С 1933 по 1937 год только в официальных школах занималось 20 миллионов неграмотных и около 20 миллионов малограмотных. К 1939 году в СССР был достигнут показатель в 90% населения, владеющего грамотой. Одной большой проблемой стало меньше: неграмотные по итогам осуществления массовой программы ликбеза оказались уже в подавляющем меньшинстве. Рабфаки после революции До Великой Октябрьской социалистической революции подавляющая часть граждан Российской империи были абсолютно неграмотны. По данным переписи 1897, в составе всего населения империи был 21 % грамотных, а за вычетом детей до 9 лет — 27 % (по Сибири соответственно 12 и 16 %, по Средней Азии — 5 и 6 %).[1]. Но и среди тех, кто умел читать и писать, большинство приходилось на жителей сельских местностей и провинциальных городков, где возможности образования ограничивались церковноприходской школой, уровень подготовки в которой делал фактически недоступным для выпускников не только высшее, но и среднее специальное образование. Чтобы преодолеть психологический барьер, объективно создававшийся в этих условиях перед полуграмотными рабочими и крестьянами в отношении возможности дальнейшего образования, 2 августа 1918 года СНК РСФСР издал декрет о новых правилах приёма в вузы, который предоставил трудящимся право поступать в высшую школу без экзаменов, и посещать занятия даже без предварительного предъявления документа об образовании. Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян, но уровень общеобразовательной подготовки большинства из них оказался настолько низким, что высшее образование всё равно оказалось для них недоступным. В этой ситуации заместитель наркома просвещения РСФСР М. Н. Покровский (с 11 марта 1918 вплоть до упразднения этого органа в мае 1918, он был председателем Совнаркома Москвы и Московской губернии) выдвинул идею создания рабочих факультетов, как предварительной ступени для подготовки широких масс к получению высшего образования. В 1919 году в Москве принимают постановление об открытии вечерних курсов по подготовке рабочих и крестьян в высшую школу при вузах, школах и в качестве самостоятельных учреждений. В Постановлении Наркомпроса РСФСР от 11 сентября 1919 года «Об организации рабочих факультетов» рабфак определён как автономное учебно-вспомогательное учреждение — специальные курсы для подготовки в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу. Первый рабфак Советской России был открыт в том же 1919 году на базе вечерних курсов, организованных при бывшем Московском Коммерческом институте (впоследствии Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, ныне Российская экономическая академия). Законодательное оформление системы рабфаков завершает декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах» от 17 сентября 1920 года. На рабочие факультеты принимались «рабочие и крестьяне в возрасте от 18 лет, делегированные производственными союзами, фабрично-заводскими комитетами, партийными отделами работы в деревне, волостными, уездными и губернскими исполкомами»[2] (в формулировке БСЭ 1976 года — занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов)[3]. Обучение на дневном отделении рабочего факультета было приравнено к работе на производстве (то есть срок обучения засчитывался в трудовой стаж); слушатели обеспечивались государственными стипендиями. В 1921/22 уч.г. на дневных рабфаках был установлен трёхлетний срок обучения, на вечерних — четырёхлетний. Особое внимание уделялось подготовке национальных меньшинств, среди которых процент неграмотных в царской России был наибольшим. До 1924 года представители национальных меньшинств обучались преимущественно на рабфаках Москвы и Ленинграда. Во второй половине 1920-х годов стали открываться национальные рабфаки и отделения при общих рабфаках. В 1925/26 уч.г. около 40 % мест при приёме в вузы было занято выпускниками рабфаков. В 1930 году в РСФСР было 117 рабфаков (69 дневных, 48 вечерних) с 44930 студентами[2]. К 1932/33 уч.г. в СССР работало уже более 1000 рабфаков, где обучалось около 350 тыс.чел.[3] Многие рабфаки создавались при отраслевых вузах, что позволяло использовать в учебной работе оборудование, лаборатории и кабинеты и укрепляло связь рабфаков с высшей школой. С годами всё большее значение получали вечерние рабфаки, «где студенты не отрываются от производства, от рабочей среды, оставаясь связанными с производственной, общественно-политической, профессиональной жизнью своего завода, фабрики. Это преимущество вечерних рабфаков делает их более доступными для рабочих и обеспечивает дальнейшее развитие их, тогда как дневные рабфаки утрачивают своё значение по мере того, как дети рабочих и крестьян получают в 7-9-летних школах образование, достаточное для поступления в вузы»[2]. В конце концов, к середине 1930-х годов благодаря развитию системы общего и специального среднего образования в СССР необходимость в рабфаках стала отпадать, и они были упразднены. |