Главная страница
Навигация по странице:

  • Неорусский стиль

  • Конструктивизм

  • история 2 кур 5 раб. Тема самостоятельной работы


    Скачать 3.65 Mb.
    НазваниеТема самостоятельной работы
    Дата23.05.2022
    Размер3.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория 2 кур 5 раб.docx
    ТипДокументы
    #544851
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Театр и музыка

    В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко открыли Московский художественный театр (МХТ). Рождение МХТ и нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» А. П. Чехова.



    К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко

    За ней последовали постановки спектаклей «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» Чехова.  МХТ объединил крупнейших мастеров сценического искусства (актеры И. М. Москвин, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, М. П. Лилина, Л. М. Леонидов).



    А. П. Чехов читает «Чайку» артистам Художественного театра. Фото 1898 г.

    В постановке пьес А. П. Чехова и А. М. Горького формировались новые принципы актерского искусства, новаторские приемы раскрытия духовного мира современного человека. Выдающийся театральный эксперимент завоевал любовь демократической общественности.

    Режиссер В. Э. Мейерхольд и его последователи провозгласили возврат к принципам «условного» театра, «чистой театральности» и «обнаженному актерскому мастерству», свободным от влияния драматургии. На сцене Александринского театра режиссер поставил спектакли «Дон Жуан» (1910 г.), «Маскарад» (1917 г.).



         В. Э. Мейерхольд           

    Под влиянием символистов оказалась выдающаяся актриса В. Ф. Комиссаржевская. Она создала в 1904 г. в Петербурге свой театр. В его репертуаре были пьесы Горького «Дачники» и «Дети солнца», которые превратили театр в один из центров общественной жизни.

    Активный проводник идей К. С. Станиславского Е. Б. Вахтангов основал Студенческую театральную студию. Стремление к поискам новых форм нашло отражение в его постановках «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот» К. Гоцци.

    Один из реформаторов сцены А. Я. Таиров открыл в 1914 г. московский Камерный театр. Он хотел создать «синтетический театр» с романтическим и трагедийным репертуаром, к формированию актера виртуозного драматического мастерства. Воплощением стремления режиссера к созданию пластической сценической среды стали постановки «Саломея» О. Уальда, «Федра» Ж. Расина.

    Петербургский Мариинский и московский Большой театры, частная опера С. Мамонтова и С. И. Зимина продолжали традиции российского музыкального театра. Яркие образы создали представители русского оперного исполнительского искусства Ф. И. Шаляпин и Л. В. Собинов.



                     Ф. И. Шаляпин 

    «Серебряный век»  время триумфа русского балета. Мастерство реформаторов балетного театра балетмейстеров М. М. Фокина и А. А. Горского, выдающихся артистов балета А. П. Павловой, Е. В. Гельцер, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского оказало большое влияние на хореографическое искусство.



                              М. и В. Фокины        

    Русское искусство получило мировое признание («Русские сезоны» С. П. Дягилева в Париже, 1909–1912 гг.). В постановках Дягилева участвовали лучшие русские певцы (Ф. И. Шаляпин, Д. А. Смирнов) и артисты балета (В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова). Уникальные декорации и костюмы создали Н. К. Рерих, Л. Н. Бакст, А. Н. Бенуа. Музыкальную основу составили произведения Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, М. И. Глинки, А. С. Аренского, А. П. Бородина.



    Дягилев. Картина К. Коровина             Эскиз костюма Синей  султанши к балету «Шахерезада»                                                                                                      Л. Бакста                                                    Философско-этические проблемы вышли на первый план в творчестве сочинителей молодого поколения на рубеже XX в.: гениального пианиста, дирижера, продолжателя традиций Чайковского, композитора С. В. Рахманинова (оперы «Алеко», «Франческа да Римини»; выдающегося пианиста и композитора А. Н. Скрябина («Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей»; композитора И. Ф. Стравинского, центральной фигуры русского и зарубежного модерна  (балеты «Жар- птица», «Петрушка», «Весна священная»).



                                                              И. Ф. Стравинский                               

    Архитектура

    Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX–XX вв. ознаменовалась переворотом в строительстве. В инфраструктуре городов все большее место занимали вокзалы, банки, магазины, кинотеатры. Среди архитектурных стилей этого времени выделяют неорусский стиль, модерн и конструктивизм.

    Неорусский стиль

    В традициях новгородского, псковского и раннемосковского зодчества в 1901–1906 гг. сооружена в Лаврушинском переулке Третьяковская галерея под руководством В. М. Васнецова. Ее выделяют украшенный в древнерусском стиле фасад и белокаменный портал с выразительными элементами. Другими архитектурными шедеврами древнерусского стиля стали храм Сергия Радонежского (1917 г.), построенный на Куликовом поле архитектором А. Щусевым (1873–1949 гг.), здание Казанского вокзала в Москве (1913–1924 гг.).



          Третьяковская галерея               

    Модерн

    Использование сверхпрочных материалов (железобетона, металлоконструкций) дало толчок дальнейшему развитию архитектуры и оформлению стиля модерн. Архитекторы модерна использовали асимметричные композиции, здания с огромными арками, пространствами, плоскими стенами и криволинейными деталями. Ф. О. Шехтель при возведении особняка С. П. Рябушинского у Никитских ворот в Москве  применил асимметричный принцип планировки. Самым крупным общественным зданием эпохи модерна являлось задние гостиница "Метрополь", сооруженное по проекту В. Ф. Валькота, Л. Н.Кекушева, П. П. Висневского.



                                                          Особняк С. П. Рябушинского                                                                

    В стиле модерн Л. Н. Кекушевым были сооружены дом наследниц Хлудовых, Никольские торговые ряды, особняк И. А. Миндовского.



               Никольские торговые ряды                         Особняк И. А. Миндовского на Поварской улице

    Конструктивизм

    С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Ф. О. Шехтеля наметились черты конструктивизма  стиля, который оформился в 20-е гг. Предконструктивистскими постройками стали торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке  и здание типографии «Утро России". Советскому конструктивизму было чуждо изящество предыдущих эпох. Здания отвечали своим функциям, имели строгие формы без декоративных излишеств. Особенностью зданий Дворца труда (проект братьев Весниных), полиграфического комбината «Правда» (П. А. Голосов), стадиона «Динамо» (А. Лангман, Л. Чериковер), Дома культуры им. С. М. Зуева (И. А. Голосов) являлись простота и функциональность.



                                                               Стадион «Динамо»                            

    Скульптура

    Скульптуре рубежа веков присуще проявление внимания к внутреннему миру человека, отказ от пафоса, монументальности. Скульпторы ищут нового, современного героя.  Лишен монументального пафоса памятник Гоголю в Москве скульптора Н. А. Андреева. Мастеру удалось передать трагедию великого писателя, «усталость сердца». 

    На смену эклектизму в начале XX в. пришел импрессионизм. Бугристость фактуры, динамичность и текучесть форм, «взрыхленность», передача мгновенного движения  эти принципы импрессионизма проявились в работах П. П. Трубецкого: портрет И. Левитана и бюст Л. Н. Толстого. Монументальный памятник Александру III в Петербурге  далек от официальных царских монументов.



                                             Памятник Александру III                             П. П. Трубецкой

    Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А. С. Голубкиной. Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями («Изергиль», «Старая»).



                                                     Сидящий человек               А. С. Голубкина

    Чуждым импрессионизму в начале XX в. остался С. Т. Коненков. Его творчество отличается стилистическим и жанровым многообразием. Под впечатлением революции 1905–1907 гг. он создает цикл портретов участников боев на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»). В рамках деревянной «лесной серии» скульптор переосмысливает образы народных преданий, причем образы языческой древнегреческой мифологии переплетаются с образами древнеславянской мифологии: «Стрибог», «Вещая старушка». «Нищая братия»   уходящая в прошлое Россия. Параллельно Коненков работает над «греческим циклом». Стремление скульптора к монументальной пропаганде нашло выражение в работах 1918–1919 гг.: барельефе «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлевской стены и памятнике Степану Разину для Красной площади.



                                                        Нищая братия      С. Т. Коненков

    Живопись

    На рубеже веков в русской живописи наблюдается отход от реалистических тенденций. В условиях поляризации художественных группировок постоянным явлением становится выставочная деятельность. От жанровой живописи, утратившей ведущую роль, художники обращаются к изменениям в традиционном укладе жизни. Спектр интересов был обширен: тема раскола крестьянской общины (С. А. Коровин, «На миру»), проза изматывающего труда (А. Е. Архипов, «Прачки») и революция 1905–1907 гг. (С. В. Иванов, «Расстрел»).

    Немало интересных имен русской живописи связано с усадьбой Абрамцево. В 1870 г. имение купил С. И. Мамонтов, тонкий ценитель искусства. Он основал творческое объединение, которое вошло в историю под названием «Абрамцевский художественный кружок». Мамонтов собрал вокруг себя таких выдающихся художников, как И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. Н. Нестеров, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов.

    В этот период в живописи появился историко-бытовой жанр. Полотна А. П. Рябушкина передают эстетику русского быта XVII в. Лучшие картины художника («Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве XVII века», "Едут» или «Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века», «Московская девушка XVII века») воссоздают московский быт XVII в.



                                                           А. П. Рябушкин. Eдут         

    В жанре исторического пейзажа создана серия картин, посвященных старой Москве А. М. Васнецова: «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Рассвет у Воскресенских ворот». Ретроспективный пейзаж стал призванием М. В. Нестерова. Мастер передает высокую духовность героев, превращение русского мира в подобие «земного рая» в осеннем пейзаже («Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг»).

    Создателем «концепционного пейзажа», или «пейзажа настроения», стал И. И. Левитан. Его работам присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости («Март», «Озеро») до философских размышлений о бренности всего земного («Над вечным покоем»).



                     И. И. Левитан. Март                              К. А. Коровин. Париж. Бульвар Капуцинок

    В духе французского импрессионизма К. А. Коровин создает серию городских пейзажей: «Париж», «Париж вечером», "Париж. Бульвар капуцинок». В 1900-х гг. художник много работал в театре, оформлял спектакли Большого и Мариинского театров, театра Ла-Скала в Милане. 

    В. А. Серов, один из самых крупных художников, новатор русской живописи «серебряного века», начал писать в Абрамцеве («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Первые картины были написаны в духе «реализма поэтического». Замечательна серия портретов знаменитых личностей, властителей дум своего времени: К. Коровина, М. Ермоловой. 



                              В. А. Серов. Девушка, освещенная солнцем        В. А. Серов. Ермолова

    Замечательными мастерами живописного символизма рубежа веков стали М. Врубель и В. Борисов-Мусатов. Творческая индивидуальность М. А. Врубеля многогранна. Она проявилась в разных видах искусства: в монументальном декоративном панно («Испания») и станковой картине («Царевна-лебедь»), портрете (С. И. Мамонтов) и театральной декорации (к опере Римского-Корсакова «Снегурочка»), книжной иллюстрации (к Лермонтову) и майоликовой скульптуре («Волхова»). Главным образом творчества Врубеля являлся Демон, воплотивший мятежный порыв и страдание, который художник отразил в своих современниках («Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный»).



                      М. А. Врубель. Демон сидящий                               В. Э. Борисов-Мусатов. Майские цветы

    Реальностью, превращенной в поэтический символ, предстает творчество В. Э. Борисова-Мусатова. Его стилистика  развивалась от импрессионистических световоздушных эффектов к живописно-декоративному варианту постимпрессионизма («Майские цветы», «Гобелен»).

    Далекая от современности тематика роднит Борисова-Мусатова с «Миром искусства» (1898–1924 гг.)  объединением петербургских художников во главе с А. Н. Бенуа. Важную роль в нем играл меценат С. П. Дягилев, занимавшийся организацией выставок, изданием журнала с тем же названием. Художники объединения приняли участие в «дягилевских» Русских сезонах. «Мирискусники», опираясь на символизм, искали художественные образы в минувшем. 



    Б. М. Кустодиев. Мир искусства

    Историзм характерен для творчества К. А. Сомова, ведущего художника «Мира искусства», совмещавшего эстетизм и трезвую иронию («Осмеянный поцелуй»», «Дама в голубом»); А. Н. Бенуа, идейного вождя «Мира искусства» (версальские версии); Е. Е. Лансере («Никольский рынок в Петербурге», «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе»).



                             К. А. Сомов. Дама в голубом                              Н. К. Рерих. Гонец

    Творчество Н. К. Рериха обращено к языческой славянской и скандинавской древности, Древней Руси («Гонец», «Заморские гости»).  Стиль модерн и увлечение культурой Древней Индии обусловили особенности творчества Рериха.

    Представители второго поколения «мирискусников» Б. М. Кустодиев в ироничной манере стилизовал народный лубок («Купчиха»); З. Е. Серебрякова исповедовала эстетику неоклассицизма («Пьеро. Автопортрет в костюме Пьеро»).



                Б. М. Кустодиев. Купчиха                З. Е. Серебрякова. Автопортрет в костюме

    «Мир искусства» сыграл важную роль в создании высокохудожественной книжной графики, эстампа, новой критики, развитии издательской и выставочной деятельности. Особенностью московских выставок стала национальная тематика. В рамках выставочного объединения «Союз русских художников» (1903–1923 гг.) получил развитие русский вариант импрессионизма (И. Э. Грабарь, «Февральская лазурь») и неповторимый синтез бытового жанра с архитектурным пейзажем (К. Ф. Юон, «Троицкая лавра зимой»).

    Другим московским художественным объединением стала «Голубая роза» (1907 г.), сплотившая художников-символистов, последователей Борисова-Мусатова. Для их живописи характерны плоскостно-декоративная стилизация форм, поиск утонченных цветовых решений (П. В. Кузнецов, «Мираж в степи», М. С. Сарьян, «Финиковая пальма»). Многие «голуборозовцы» работали в театре. К примеру, оформлением спектаклей по пьесам Метерлинка, Ибсена, Блока занимался Н. Н. Сапунов.



                                         П. В. Кузнецов. Мираж в степи          М. С. Сарьян. Финиковая пальма

    Объединение «Бубновый валет» (1910–1916 гг.) сначала включало московских художников, позже  представителей других городов. Художники сочетали эстетику постимпрессионизма, фовизма и кубизма с приемами русского лубка и народной игрушки. Основным принципом их искусства стало утверждение предмета в противовес пространственности, поэтому изображение неживой натуры  выдвигалось на первое место (И. И. Машков «Синие сливы", П. П. Кончаловский «Портрет Г. Якулова», Р. Р. Фальк. «У пианино. Портрет Е. С. Потехиной-Фальк»).



                  И. И. Машков. Синие сливы                              П. П. Кончаловский. Портрет Г. Якулова

    В стиле народного наивного искусства выполнены полотна М. З. Шагала «Венчание», «Я и деревня». Фантастические полеты в сочетании с будничными подробностями провинциального быта на полотнах Шагала роднят их с гоголевскими сюжетами. Примитивистская линия получила развитие в творчестве П. Н. Филонова, одного из лидеров русского авангарда («Восток и Запад», «Пир королей»).



                     М. З. Шагал. Венчание                                                П. Н. Филонов. Пир королей

    Принимали участие в выставках «Бубнового валета» теоретики русского абстрактного искусства В. В. Кандинский  и К. С. Малевич. В 1910-х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям К. С. Петров-Водкин, творчество которого декларировало преемственную связь с древнерусской иконописью, свидетельствовало о жизненности традиции («Купание красного коня»).



         К. С. Малевич. Черный квадрат                            К. С. Петров-Водкин. Купание красного коня
    1   2   3   4


    написать администратору сайта