8 неделя_Социальные роли мужчины и женщины2. Тема Социальные роли мужчины и женщины
Скачать 84.54 Kb.
|
Тема 8. Социальные роли мужчины и женщины
Современная теория построения публичной речи
Задание 1*. Сравните классическую структуру построения публичной речи и принцип «Пирамиды Минто». Какую структуру построения речи вы бы выбрали? Почему? Задание 2. Прочитайте речь 9-летней девочки, которая пыталась уговорить родителей взять кота домой. Она использовала принцип «Пирамиды Минто». Как вы думаете ей разрешили взять кота? Почему вы так считаете?
Задание 3. Прочитайте текст. Заполните кластеры, обозначьте в них социальные роли мужчины и женщины в Казахстане. Социальная роль – это образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Ролевой набор человека: семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.
Задание 4*. Ситуация. Представьте себе, что вы хотите овладеть той профессией, которая не нравится вашим родителям. Они считают, что это неподходящая для вас социальная роль. Вам нужно убедить родителей разрешить вам учиться на профессию мечты. Составьте публичную речь по принципу «Пирамиды Минто», используйте приемы девочки с котенком, обратите внимание, что она кроме аргументов, говорит о своих чувствах (я буду счастлива), а еще заключает речь призывом (давайте спасем кота). Задание 5*. Посмотрите мультфильм для взрослых «Дарю тебе звезду» (https://www.youtube.com/watch?v=gNQ1B7-Miog). Ответьте на вопросы: А) Почему мультфильм так называется? Б) Обозначьте концептуальную информацию мультфильма. В) Почему мультфильм поделен на песни? Г) Какие социальные роли отводятся мужчине и женщине в разные эпохи? Д) Какие социальные роли выполняют мужчины и женщины сегодня? Отличаются ли они от тех, что были в первой песни? Е) Выразите свое отношение к идее мультфильма, используйте следующие фразы: мне понравилось / не понравилось, потому что ..., Хороший мультфильм, поскольку ..., ...., поэтому мультфильм неинтересный, Сюжет не соответствует действительности, потому что..., я не согласен с мыслью автора, в связи с тем, что ... . Задание 6. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Озвучьте концептуальную информацию текста. Объясните значение выделенных слов. А) Почему в кочевом сообществе человек не мог жить один, а возможно ли это сегодня? Б) Какие социальные роли выполняли мужчины и женщины в кочевом обществе, что изменилось? В) Почему первых детей отдавали родителям, нужен ли этот обычай сегодня с точки зрения устройства общества? Г) Почему женщина не могла выбирать себе деятельность, а может ли она делать это сегодня? Д) Почему сегодня младший брат не берет в жены овдовевшую жену старшего брата? Только 90 лет назад казахи перестали кочевать, т.е. до этого – еще 90 лет назад и большую часть нашей истории – мы массово жили в родоплеменном обществе. Причем в основном аулами: малыми изолированными группами из родственников – от 20 до150 человек – в огромной степи, отделенные от других аулов большими расстояниями. Мы собирались в большие группы только по праздникам, похоронам и повоевать. И вопрос тотальной взаимозависимости и взаимоподдержки с родственниками был вопросом физического выживания. Одним из самых страшных наказаний в таких малых группах была даже не смертная казнь, а изгнание. Человек должен был соблюдать много правил, иначе он мог остаться один в степи, отсюда такая сильная привязка к понятию «уят». Ведь оно служило сдерживающим фактором, «клеем» для кочевого казахского общества. Одному в степи выжить почти невозможно. В суровой степи и в условиях ограниченных ресурсов крепкая спайка с родственниками помогала выжить и даже процветать. Пенсий не было, поэтому старших детей отдавали бабушке и дедушке, чтобы было кому позаботиться о стариках. Женщины не имели возможности работать и поддерживать себя финансово, поэтому на вдове с детьми женился младший родственник, чтобы обеспечить им выживание. Таким образом наши предки выработали социальные механизмы обеспечения выживания всего рода, а не индивидуальной личности. Сегодня мы живем в основном в городах и при капитализме, а городская культура предполагает индивидуализацию. Физическое выживание уже не проблема, поэтому многие традиционные взгляды на социальные роли мужчин и женщин меняются. Так, например, сегодня младший брат уже не берет в жены овдавевшую жену старшего брата. По Г. Акишеву Задание 7. Прочитайте текст о феминизме. Определите фактуальную и концептуальную информации. Объясните значение выделенных слов. А) Что такое феминизм? Слышали ли вы это слово раньше? Совпали ли ваши представления об этом явлении с реальностью? Б) Почему феминистки борются за свои права? В) Выразите свое отношение к содержанию текста. МИФЫ О ФЕМИНИЗМЕ Феминизм – борьба не за равные права, а за женские. Многие, наверное, со мной не согласятся, но в действительности это так. Равноправие – такое довольно либеральное понятие, которое позволяет нам быть хоть немного более удобными для патриархата. Борьба за женские права – понятие более точное, потому что нам не нужны те же права, что есть у мужчин. Нам не нужно право право получать зарплату на 30% больше, не нужно право перебивать и смотреть свысока, не нужно право служить в армии. Большая часть феминисток вообще за то, чтобы расформировать армию. Но есть такие права, которые должны принадлежать только женщинам, и мужчины даже размышлять на эти темы не должны. Это право на деторождение или отказ от него, право выходить замуж или отказываться от этого. Феминистки агрессивные. Что такое вообще агрессия? Те поступки или слова, которые позволяют характеризовать женщину как агрессивную, от мужчины как агрессия не воспринимаются. Если женщина твёрдо отстаивает позицию, ей любят говорить: «Ты агрессивная!» Но когда мужчина в споре повышает голос, к нему таких претензий нет. Феминистки могут казаться агрессивными для тех, кто привык, что женщина должна быть тихой-смирной, потупить взор и молча чай наливать. Что женщина от стирки носков и варки борщей должна отвлекаться только на то, чтобы мужу массаж сделать. А если она вдруг посмела высказать своё мнение, то смотрите-ка, она агрессивная. Феминистки лишают нас традиционных ценностей. Мы действительно против многих семейных ценностей вроде «женщина должна рожать и варить борщи». Но это потому, что кроме репродуктивных функций у женщины есть куча других возможностей, и она не должна ограничиваться этой «типично женской сферой». Феминистки мужененавистницы. Частично это миф, частично правда. Во-первых, среди женщин – независимо от того, борются они за свои права или нет – есть мужененавистницы, так же как среди мужчин есть женоненавистники. И есть радикальные течения феминизма, которые открыто говорят: «Да, мы ненавидим мужчин, и мы имеем на это право». И на то у женщин огромное количество причин: абьюзинг1, дискриминация по половому принципу, менсплейнинг2 и так далее. Женщины бесятся с жиру. На самом деле, у них есть все права. Это миф. Я часто слышу, что женщины просто любят поорать, и им сейчас слишком хорошо живётся – нужно хоть чем-то заняться. Но никто не бесится с жиру. Если бы у нас были все права, общество выглядело бы совершенно иначе. Всё ещё есть куча проблем: «стеклянный потолок3», отсутствие доступа к образованию, кража невест, неравные зарплаты (по статистике, в Казахстане мужчины получают примерно на 30% больше), бытовое насилие. Феминистки притесняют мужчин. Однозначно миф. Мужчины имеют доступ ко многим областям жизни и профессиональной деятельности, к которым у женщин доступа нет. Какой бы образованной она не была. Женщина пока не может отказаться от деторождения без того, чтобы её не назвали старой девой. Или отказаться от замужества без того, чтобы общество не обрекало на существование в роли «никому не нужна». Мы пытаемся забрать свои права, а не посягаем на чужие. Феминисткам плевать на все остальные права Однозначно миф. Есть интерсекциональный феминизм, который подразумевает пересечение разных типов угнетения: расизм, эйджизм4, эйблизм5 и так далее. Соответственно, нет какого-то сферического человека в вакууме, который угнетён только по какому-то одному признаку. К примеру, чёрная женщина угнетена больше, чем белая. Женщина в инвалидной коляске — больше, чем женщина с нормальным физическим развитием. Многие течения феминизма считают, что нужно бороться за права всех женщин вне зависимости от того, к какой группе они принадлежат. За права мужчин бороться не нужно — у них и так всё есть. Женщины хотят править миром. Смотря что под этим понимать. Если брать власть политическую, то да. Мы хотим, чтобы женщины становились президентками, министрессами и вообще были больше представлены в политике. Но править миром... это маловероятно и нереализуемо. Ну, то есть любой может сказать, что хочет владеть островом или планетой. Но мало ли что они там себе думают. https://the-steppe.com/lyudi/mify-o-feminizme
Задание 8. Прочитайте текст «Мы меняемся ролями». Обозначьте фактуальную информацию, которая была для вас новой, выделите концептуальную и подтекстовую информации. Выделите структурные части текста (вступление, основная часть, заключение). А) Как автор объясняет изменение социальных ролей мужчины и женщины? Б) Что, по словам социолога, происходит с женской ролью в обществе? Вы наблюдаете это? В) Как, по мнению социолога, меняется роль мужчина в социуме? Г) Выразите свое отношение к концептуальной информации текста. МЫ МЕНЯЕМСЯ РОЛЯМИ Почти социологически констатируя и смену гендерных ролей под натиском прогресса, и вымученное равенство полов, Евгений Евтушенко напишет в 1968 году: "Какой занятный общества этап,/ коварно подготовленный веками:/ мужчины стали чем-то вроде баб,/ а женщины – почти что мужиками". Один из результатов подобной эволюции – "Мы женщину сместили. Мы ее/ унизили до равенства с мужчиной". С тех пор немногое изменилось. Оба пола по-прежнему испытывают ролевой прессинг, но, несмотря ни на что, мужчины все активнее вовлекаются в семейные дела, а женщины массово выходят в общественное пространство. Изменение гендерных ролей началось еще в первые годы ХХ века, и оно продолжается. Это связано с массовым выходом женщин на рынок труда во всех развитых странах. Сейчас к этому подключились и многие страны развивающиеся. Наблюдается очень высокая женская занятость. А если женщина зарабатывает сама, она уже гораздо меньше подвержена влиянию традиционных семейных форм власти над ней. Это с одной стороны. А с другой, у нее появляются новые вызовы: она должна каким-то образом устанавливать баланс между своей работой и семейными обязанностями. Женщин во власти должно быть больше хотя бы потому, что они в Казахстане составляют большую часть населения. Это высокообразованная группа. Это люди, которые играют важную роль во всех процессах - экономических, семейных и прочих. Почему они должны быть недопредставлены во власти? В Европе, например, гораздо больше женщин участвуют в госуправлении. Гендерные стереотипы в отношении мужчин тоже меняются, но гораздо медленнее. Закон дает равное право мужчине и женщине на декретный отпуск, однако мужчины туда не торопятся, потому что в массовом сознании мужчина, уходящий в декрет, действительно выглядит странно. Но есть и более серьезная причина: мужская зарплата у нас обычно выше женской. Поэтому декретный отпуск берет женщина. Со временем и этот стереотип изменится. Надо, чтобы случаи, когда мужчина уходит в декрет, накапливались, и тогда они станут привычными. Для того чтобы мужчина, выполняющий традиционно женскую работу, воспринимался обществом нормально и чтобы сам он был внутренне готов к этому, должна меняться гендерная идеология. Сейчас мужчины испытывают сильное психологическое давление со стороны общества, своей семьи. У женщин выбор легитимных ролей значительно больше. Женщина может быть домохозяйкой. Женщина может делать карьеру. Женщина может сочетать карьеру с семьей. И то, и другое, и третье вызывает к ней уважение. Получается, что процесс достижения гендерного равенства идет лишь в одну сторону: женщины активно осваивают традиционно мужские роли, но мужчины в женских ролях пока не очень-то блистают. Здесь тоже что-то уже меняется, но очень медленно. Потому что необходимой идеологической и культурной поддержки мужчины не получают. Мужские права тоже ущемляются, например, при разводе суд, как правило, оставляет ребенка матери, даже если та, мягко говоря, не образец благонравия. Точно так же выносит свой вердикт суд кумушек на лавочке. Муж бросил жену – подлец! Жена ушла от мужа – правильно! Массовое сознание все же очень неоднородно. Кстати, сочувствия к мужчинам очень много. Кроме того, тот ущерб, который мужчины терпят от своей сложной гендерной роли, он связан с получением определенных привилегий. Поэтому у большинства мужчин нет интереса что-то принципиально менять. Ведь при всем при том материальные ресурсы по-прежнему в их руках, властные – тоже. Но мужчине очень трудно – во всяком случае труднее, чем женщине – устроиться на "женскую" работу. Например, сегодня мужчину воспитателем в детский садик вообще не возьмут! Он будет подозреваться черт-те в чем. А, с другой стороны, много ли мужчин хочет работать в детском саду? Зарплата воспитателя детского сада уж точно не "мужская". Хотя дискриминация по отношению к мужчине, которого не берут в детский сад воспитателем, совершенно очевидна. И хотя равенство полов закреплено Конституцией. Нужны специальный законы, регулирующие гендерное неравенство. Равенства не будет, если нет юридических механизмов, позволяющих реально предотвращать семейное насилие, пресекать дискриминацию при приеме на работу. Такие законы приняты практически во всех странах СНГ. В Казахстане, например, такой закон неплохо работает. Там в каждом министерстве есть чиновник, отвечающий за гендерное равенство. Есть в Казахстане и хорошая программа борьбы с семейным насилием, которая позволяет жертве обращаться в специальные кабинеты. Государство должно обеспечить своим гражданам гендерное равенство, понимаемое как максимально полную самореализацию каждого человека, будь то мужчина или женщина. По И. Тартаковской (социолог) https://rg.ru/2017/05/22/kak-meniaiutsia-roli-muzhchin-i-zhenshchin-v-seme-i-na-rabote.html Задание 9*. Организуйте круглый стол, обсудите социальные роли мужчины и женщины. Главная задача круглого стола – выслушать разные точки зрения, сделать общий вывод, договориться. 1. Поделитесь в команды по интересам (4 темы – 4 команды). Каждая команда должна подготовить одно публичное выступление (по принципу «Пирамиды Минто») на соответствующую тему, речь должна сопровождаться презентацией. До начала круглого стола отправить речь экспертам для прохождения проверки на уникальность работы. 2. Должна быть команда экспертов – 3 человека (те, кто хорошо проявил себя во время изучения темы). Эти студенты должны быть начитанными, иметь представление о всех 4-х подтемах, кроме того разбиратся в структуре публичной речи. В ходе выступления команд эксперты должны внимательно слушать участников, до начала круглого стола они должны проверить речи выступающих на антиплагиат. Работы, имеющие уникальность меньше 70% не допускаются к выступлению. В конце один эксперт также должен выступить с публичной речью, в которой озвучит анализ выступлений всех команд. 3. Один человек – ведущий. В его обязанности входит: 1) рассчитать регламент для учащихся (50 минут на весь круглый стол), 2) ознакомить участников с регламентом; 3) строго следить за соблюдением регламента (прерывать участников, даже если они не закончили); 4) начать круглый стол, обозначить актуальность темы круглого стола; 5) завершить круглый стол, сделать вывод. Сценарий круглого стола Выступление ведущего: оглашение регламента и актуализация темы, постановка проблемы. Выступление докладчиков (в нашем случае 4 команды); каждое выступление заканчивается вопросами ученых, можно преподавателя. Обобщающая речь ведущего в целом по теме круглого стола. Выступление экспертов. Тема круглого стола Пояснительная записка к подтемам круглого стола 1. Женщина с привилегиями мужчины. Участники этой группы должны говорить о том, что женщина, как мужчина имеет право на высокие должность и заработок, самостоятельно принимать решение о рождении детей и появлении семьи в ее жизни, она имеет право остаться одна без осуждения в ее адрес, она презрительно относится к правилам этикета (пропускать женщину первую, помогать его, приветствовать первым), потому что считает их унизительными. 2. Разные физические возможности, заложенные природой, непреодолимое препятствие на пути к гендерному равноправию. Выступающие должны говорить о невозможности гендерного равноправия, потому что от природы мужчина физически сильнее, чем женщина, поэтому они не могут играть в одной команде по футболу (баскетболу, волейболу), они не могут быть соперниками на ринге; есть профессии, которые женщины и мужчины в силу физиологических особенностей освоить не смогут. Нужно обозначить все сферы, которые буду постоянно напоминать о разницы мужчины и женщины. 3. Привычный уклад жизни: мужчина – на работе, женщина – дома – лучший вариант для человечества. Представители группы должны рассказать о преимуществах жизни, которая складывалась столетиями, которая подкреплена традициями и обычаями народов. Мужчина – символ мужественности, он может добывать, а женщина – символ женственности, ее задача создавать уют и мотивировать мужчину. 4. Разделить все пополам: мужчина и женщина партнеры. Ораторы буду говорить о гендерном равноправии, о его преимуществах и вообще о его возможности. Муж и жена работают, делят все обязанности по бюджету и дому поровну. Например, женщина родила, а мужчина сидит с ребенком в декрете или женщина зарабатывает 500 000, а мужчина 250 000. Задание 10. Составьте со словами из глоссария предложения. Социальная роль, публичная речь, композиция, гендер, феминизм 1 Абьюзинг – психологическое насилие. 2 Менсплейнинг (man explaining) – привычка говорить с превосходящей позицией и поучительным тоном. 3 Стеклянный потолок – человек может обладать необходимыми навыками и быть компетентной в своей сфере, но на определённом этапе карьерного развития останавливается и не может занять руководящую должность. 4 Эйджизм– это создание стереотипов и дискриминация отдельных людей или групп людей по возрастному признаку. 5 Эйблизм – это вид дискриминации, а именно системная дискриминация и социальное предубеждение против людей с инвалидностью, хроническими соматическими или психическими расстройствами. |