Главная страница
Навигация по странице:

  • Николай Кузанский

  • «семь свободных искусств»

  • Изобретение книгопечатания

  • Библия

  • Возрождение

  • Сандро Боттичелли

  • Тема. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса. Наука и богословие


    Скачать 21.64 Kb.
    НазваниеТема. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса. Наука и богословие
    Дата17.03.2022
    Размер21.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTema_Kultura_i_nachalo_Renesansa.docx
    ТипЗакон
    #401041

    Тема. Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса.
    Наука и богословие. Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития природы, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом.

    XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал тезис, что философия есть служанка богословия. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня — «сверхъестественное», даруемое в откровении Богом, и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом. «Сверхъестественное» знание можно было получить, изучая Библию и писания отцов Церкви. «Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочинениях Платона и Аристотеля.

    В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету Церкви. Возглавил его Пьер Абеляр, которого современники называли «самым блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым предварительным условием веры понимание. В середине XV в. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на обособлении изучения природы от богословия.

    Развитие образования. С XI в. начинается подъем средне­вековых школ. Обучение в школах велось сначала на латинском языке. Благодаря знанию латыни образованные люди разных стран могли свободно общаться между собой. В XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных искусств». Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторика, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку.

    В XII — XIII вв. с ростом городов набирали силу городские школы. Они были неподвластны прямому влиянию Церкви. Учащиеся-школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно доставалось в этих песнях Церкви и ее служителям.

    Некоторые школы превращались с XII в. в университеты. Так назывался союз школяров и преподавателей для учебы и защиты своих интересов. Первые высшие школы, подобные университетам, появились в итальянских городах Солерно (медицинская школа) и Болонья (юридическая школа).В 1215 г. был основан Парижский университет. В XV в. в Европе было уже около шестидесяти университетов.

    Университеты обладали широкой автономией, которую даровали им короли или папы. Преподавание велось в форме лекций и диспутов (научных споров). Университет подразделялся на факультеты. Младшим, обязательным для всех студентов, был артистический факультет. Здесь преподавали» семь свободных искусств». Старших факультетов было три: юридический, медицинский и богословский. Основой образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через мусульманскую Испанию.

    Архитектура. Скульптура. С ростом городов интенсивно развивались архитектура. Возводились храмы, жилые дома, ратуши, торговые ряды и купеческие склады. В центре города обычно находился собор или замок. Вокруг главной городской площади строились дома с аркадами. От площади в разные стороны расходились улицы. Вдоль улиц и набережных выстраивались дома в 2 — 5 этажей.

    В XI — XIII вв. в европейской архитектуре господствовал романский стиль. Такое название возникло, поскольку зодчие использовали некоторые строительные приемы Древнего Рима. Для романских храмов характерны массивные стены и своды, наличие башен, маленькие окна, обилие арок.

    Соборы в готическом стиле стали возводить с XII в. В Северной Франции. Постепенно этот стиль распространился по всей Западной Европе. Готические соборы возводились по заказу городских коммун и подчеркивали не только могущество Церкви, но силу и вольность городов. В готическом соборе легкие, ажурные стены как бы растворялись, уступая место высоким узким окнам, украшенным цветными витражами. Внутреннее пространство собора озарялось светом витражей. Ряды стройных столбов и мощный взлет остроконечных стрельчатых арок создавали чувство неудержимого движения ввысь.

    Изобретение книгопечатания. Изобретение печатного станка произвело переворот не только в книжном деле, но и в жизни всего общества. Создателем европейского способа книгопечатания считается немец Иоганн Гутенберг. Изобретенный им печатный набор позволил получать произвольное число одинаковых оттисков текста с формы, составленной из литер — подвижных и легко заменяемых элементов. Гутенберг первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографской краски и сплава для отливки литер. Около 1455 г. Гутенбергом была издана первая полная печатная книга Европы — 42-строчная Библия (2 тома, 1282 страницы). Открытие Гутенберга сделало книгу, а вместе с ней знания намного более доступными для людей.

    Раннее Возрождение. В XIV — XV вв. в культуре Европы начинают происходить большие перемены, связанные с невиданным взлетом науки, литературы, искусства. Это явление получило название Возрождение (Ренессанс). Деятели Возрождения считали, что после гибели античного мира наступил период упадка — Средние века. И только теперь начинается истинное возобновление античной образованности, науки, культуры. Родиной Возрождения являлась Италия, где сохранилось немало из античного наследия и куда бежали, спасаясь от турок, многие образованные люди из Византии. С XIV в. любители античности развивали идеи гуманизма (признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей). Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся Флоренция, Венеция, Милан.

    Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. был гражданский гуманизм. Его основоположником считается Леонардо Бруни, высшее должностное лицо Флорентийской республики. Он перевел с греческого на латинский ряд сочинений Аристотеля, писал собственные труды, среди которых «История флорентийского народа».

    Еще один выдающийся итальянский гуманист XV ъ. Лоренцо Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Культура, считал Валла, — одна из сторон духовной жизни, не зависящая от Церкви. Она отражает и направляет мирскую жизнь, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим миром.

    Живопись, ваяние и зодчество ступили на путь новаторства в первые десятилетия XV в. В это время в Италии формируется новый тип зданий — палаццо и вилла (городское и загородное жилище). Простота фасада, совершенство пропорций, просторные интерьеры — вот характерные черты новой архитектуры.

    Центром живописи в эпоху Возрождения становится Флоренция. Во второй половине XV в. художники ищут принципы построения перспективы для изображения трехмерного пространства. В этот период складываются различные школы — флорентийская, северо-итальянская, венецианская. Внутри них возникает большое количество течений. Самым известным живописцем Раннего Возрождения стал Сандро Боттичелли.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Сравните культуру Средневековья и Древнего мира. В чем были их общие черты и различия.

    2. Заполнить таблицу «Культура Западной Европы в XIV - XV вв. - эпоха Возрождения»

    Направление в науке, культуре

    Автор

    Произведение, изобретение


    написать администратору сайта