ТГП Лекционный материал. Тема теория государства и права как наука 1 Цель, объект и предмет науки теория государства и права
Скачать 54.3 Kb.
|
ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА 1.1 Цель, объект и предмет науки теория государства и права Вообще познание и изменение окружающего мира возможно в следующих формах: миф, религиозные представления, обыденные знания, интуиция, наука. Науку от других форм познания отличают: 1. Объективность научных знаний, их независимостью от субъекта познания и способностью быть верифицированными, т.е. поддающимися проверке при помощи определенных методов. 2. Истинность знаний – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. 3. Систематичность знаний – внутренняя связанность различных положений, их обоснованность. 4. Специальный язык, за которым стоит система понятий, законов, обобщающих устойчивые причинно-следственные связи. Эти понятия – абстракции, не исчерпывающие объективную действительность. 5. Особый набор объектов реальности. Наука отражает мир и подразделяется на множество отраслей знания (наук, научных дисциплин), которые отличаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. Так, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Любая наука включает в себя следующие элементы: 1. цель, 2. объект и предмет исследования, 3. методы исследования, 4. структура науки, 5. функции науки. Последовательно описывая названные элементы можно охарактеризовать науку, показать ее отличия и взаимосвязь с другими отраслями научного знания. Далее попытаемся описать теорию государства и права как науку. Термин теория государства и права употребляется в двух значениях: широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все юридические науки в целом. В этом значении термин теория государства и права употребляется редко, обычно используют понятия юридическая наука, правоведение, юриспруденция. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из юридических наук, которую именуют теорией государства и права. Заметим, что теория государства и права наука теоретическая, что следует из ее названия. Теория (греч. theoria – рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, система обобщенного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, в данном случае государственно-правовой действительности. Ключевым элементом теории считается закон (закономерность), поэтому теорию государства и права можно рассматривать как систему закономерностей, выражающих сущность государственно-правовой организации общества. Теория государства и права – социальная (гуманитарная) наука, т.к. изучает социальные явления. В центре ее внимания человек с его правами и свободами, группы людей с их потребностями и интересами, удовлетворение которых возможно через опосредование правом и государством. Теория государства и права – наука политическая, т.к. государство и право политические институты общества, происхождение и функционирование которых связано с осуществлением власти в социально неоднородном обществе (т.е. политикой). Теория государства и права – наука юридическая, т.к. государство рассматривается как социальный институт, происхождение, развитие и функционирование которого тесно связано с правом, законами, опосредовано ими. Нельзя рассматривать государство вне его юридических аспектов, особенно в теории правового государства, гражданского общества. Теория государства и права – наука фундаментальная и методологическая. Фундаментальность ее в том, что она: а) изучает базовые социальные явления - государство и право, без которых не может существовать человеческое общество; б) выступает квинтессенцией юридической науки в целом, аккумулирующей в сжатом виде все знания юриспруденции в виде глобальных теоретических моделей, закономерностей, принципов, категорий и понятий. К методологическим относятся науки, формирующие мировоззрение. Это прежде всего философия. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права. Методологический характер теории государства и права выражается в том, что она разрабатывает фундаментальные философские основания, принципы и методы научного познания государства и права для всей юриспруденции в целом. Универсальный характер теории государства и права в том, что она аккумулирует философские, исторические, политологические, экономические, психологические и другие научные знания в области государства и права. Также обобщает конкретные исследования государствоведения и правоведения, фиксирует постоянно воспроизводящиеся в разных дисциплинах данные, тем самым выводя универсальные, пригодные для характеристики всех или многих государственно-правовых предметов знания. Теория государства и права - это единая наука о государстве и праве. Хотя государство и право - явления разнопорядковые, тем не менее они тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, так же как и право не существует без государства. Находясь в единстве, они определяют теорию государства и права как единую науку о государстве и праве. Теория государства и права - это наиболее общая наука о государстве и праве. Теория государства и права - не единственная наука, изучающая государство и право. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права занимается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Этим и обусловлен её общий характер. Цель теории государства и права – познание и формулирование основных закономерностей возникновения, функционирования, развития государства и права как самостоятельных целостных явлений, выявление их природы и сущности; создание концептуальных (теоретических) моделей государственно-правовой организации общества. Что такое научная закономерность? Это внутренняя, объективная, необходимая, существенная, устойчивая связь или отношение между явлениями или процессами, которая порождает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства. Закономерность выявляет сущность государства и права, их внешние и внутренние связи. Эти связи: а) объективные, независимые от сознания и воли людей; б) необходимые, неизбежные, т.е. не могут не возникать; в) общие, т.е. имеющие распространение у разных народов в разные эпохи; г) устойчивые, т.е. существуют неопределенно длительное время и не разрушаются при взаимодействии с другими явлениями. Открытие закономерностей (законов) есть основная цель научного познания. Например, в государственно-правовой сфере проявляются закономерности: соответствие типов государства и типов права; обусловленность формы правления государственно-политическим режимом; соответствие типа правовой системы правовой культуре и менталитету общества и т.д. Следующие элементы науки теории государства и права - это объект и предмет. Объект науки – то, что противостоит субъекту познавательной и практической деятельности. Объектом изучения теории государства и права являются: 1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями. 2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации. Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами. В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Значит ли это, что теория государства и права и отраслевые юридические науки направлены на изучение одних и тех же сторон государственно-правовой действительности? Нет. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения. Предмет науки не сводится к объекту, это часть объекта, стороны, свойства, отношения объекта, которые исследуются в данных обстоятельствах с определенной целью, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности. Таким образом, в предмет теории государства и права включаются: 1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества. 2. Наиболее общие закономерности возникновения, функционирования, развития государства и права как целостных систем. 3. Понятия и категории теории государства и права. 4. Терминология, язык науки теории государства и права. Особенность ТГП в том, что исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении. Понятие в науке – это форма научного мышления, фиксирующая главные признаки изучаемого явления, выявляющие сущность; остальные признаки выделены и построены в систему; это знания, которыми мы обладаем о предмете. Категории – предельно общие понятия, образуются как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов и их особенных признаков. Понятия и категории ТГП характеризуются следующими чертами: а) они общие для всех юридических наук (например, функция государства, норма права, правоотношение, юридическая ответственность); б) абстрактные, т.е. не имеющие эмпирического аналога (государства и права вообще не существует, существуют лишь конкретные государства и правовые системы: государство и право Российской Федерации, ФРГ, США и т.д.); в) универсальные для всех времен и народов, в обобщенном виде содержащие характеристики всех государств и правовых систем, независимо от пространства и времени (например, родовая община, правовой обычай, иск, истец, юридическая ответственность). Терминология, язык науки – это слова, фиксирующие определенные понятия науки. Язык теории государства и права является специальным и отличает ее от языка других социальных и юридических наук: юридический факт, правоотношение, юридическая сила, механизм государства, государственный орган и т.д. 1.2 Основные функции теории государства и права Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной науки на общество в целом и государство и право, в частности. Эти направления связаны с достижением целей и решением задач, стоящих перед этой наукой. Можно назвать следующие основные функции теории государства и права. Онтологическая функция (философ. онтология – учение о бытии). позволяет ответить на вопросы что есть государство и право, какова их сущность, социальное назначение, генезис (возникновение), действие в обществе т.д. Гносеологическая функция (философ. гносеология – учение о познании) теории государства и права состоит в обосновании того, как возможно истинное знание о государстве и праве и выработке научного инструментария такого познания: теоретических подходов, концепций, понятий, категорий, приемов, способов. Эвристическая функция (эвристика – нахождение нового истинного знания) теории государства и права проявляется в открытии новых закономерностей в генезисе, функционировании, развитии государства и права, новых понятий и категорий, в создании новых моделей государственно-правовой организации общества. Прогностическая функция теории государства и права помогает выдвигать гипотезы о характере развития государства и права в среднесрочной и долгосрочной перспективе, осуществлять предвидение изменений государственно-правовой организации общества в будущем. Методологическая функция теории государства и права реализуется в выработке фундаментальных, общих для всех юридических наук понятий, категорий, способов и методов познания государства и права. Идеологическая функция теории государства и права осуществляется в формировании системы государственных и правовых ценностей, идей в сознании людей, в формировании их правовой культуры и правового сознания. Праксеологическая (практически-организаторская) функция теории государства и права проявляется в разработке научных рекомендаций и предложений для реформирования государственно-правовой практики, для конструктивного решения проблем государственного управления и правового регулирования в обществе. Все вышеуказанные функции взаимосвязаны и комплексно воздействуют на государственно-правовую действительность. 1.3 Методология теории государства и права Цель, объект и предмет науки теория государства и права определяют особенности ее методологии. Методология показывает какизучаются государство и право. Методология(греч. метод – путь, логос – учение, наука) – учение о путях получения истинного познания. Другое значение термина методология – совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она использует при исследовании своего предмета. Методология теории государства и права – это обусловленная философским мировоззрением совокупность определенных теоретических подходов, принципов, приемов исследования государственно-правовых явлений. Методологическую основу теории государства и права составляют философские подходы. Они говорят о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука. Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т.е. многообразием философских подходов. В отличие от советской теории государства и права, которая основывалось только на марксистско-ленинской философии - философии диалектического и исторического материализма, - современная российская теория государства и права не связана идеологическими путами и может использовать любые философские подходы, способствующие установлению научной истины. Принципы познания- это исходные, отправные начала науки. К основным принципам познания относятся: принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма. Принцип плюрализма утверждает множественность философских подходов, используемых при исследовании государственно-правовых явлений, Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности. Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни. В соответствии с принципом историзма государство и право должны изучаться с учетом их исторического развития, в конкретных исторических условиях. Приемы исследования - это те конкретные методы, которые применяются в той или иной науке. С точки зрения распространенности все многообразие методов теории государства и права можно сгруппировать и представить в виде системы: всеобщие методы, общенаучные методы, частнонаучные (междисицплинарные) методы, специальные правовые (частноправовые) методы. 1. Всеобщие методы– философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее общие, универсальные закономерности человеческого мышления на пути к истине и пронизывающие все знание. Среди мировоззренческих подходов различают диалектику и метафизику. С точки зрения диалектики государственно-правовая действительность изучается в развитии, на основе законов перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, а также во взаимосвязи с другими социальными явлениями (экономика, религия, поли-тика, мораль и т.д.) и в конкретной исторической обстановке. Так материалистическая диалектика связывает происхождение государства со способом производства материальных благ, частной собственностью и разделением общества на антагонистические классы. В координатах метафизики государство и право изучаются как вечные и неизменные, раз и навсегда данные идеи (объективный идеализм) или как продукт психической деятельности или договора между людьми (субъективный идеализм). С другой точки зрения все мировоззренческие подходы можно разделить на экзегетические и позитивные. Экзегетический подход предполагает наличие уже известных конечных истин, находящихся за пределами науки, эти истины заимствуются готовыми, а не достигаются в ходе научного поиска. Видами экзегезы (заимствованной истины) являются: 1. Религиозные учения. Священные тексты являются основой построения доктрин канонического или мусульманского права. 2. Политико-философские учения. Марксизм как политико-философское учение служит фундаментом классового рассмотрения государства и права (государство и право есть результат разложения общества на антагонистические классы на основе возникновения частной собственности). 3. Труды авторитетных ученых, толкуемые их учениками и последователями. Примером являются школы глоссаторов и постглоссаторов в Западной Европе, которые комментировали труды римских юристов. В сущности, любая современная научная, в том числе юридическая школа, являет собой пример экзегетического подхода (например, позитивистская, нормативистская, естественно-правовая и другие школы). 4. Нормативно-правовые акты. Государственно-правовые понятия целиком заимствуются или выводятся из нормативно-правовых актов (законов или подзаконных актов – указов, постановлений и т.д.) путем логического анализа текста. Позитивная методологияпредполагает познание посредством исследования реальных фактов государственно-правовой жизни общества. При этом путем логического анализа, абстрагирования выводятся теоретические суждения. 1 Парадигма – еще одно методологически важное понятие. Это совокупность познавательных принципов и приемов отображения процессов в государственно-правовой сфере, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования однотипной группы явлений. Это концептуальное объяснение природы и сущности государства и права. Теория государства и права допускает сосуществование парадигм, но решающее значение в парадигме придается одному фактору: природно-климатическому, экономическому, социальному, психологическому и т.д. 2. Общенаучные методы – приемы, не охватывающие всего научного знания, но применяемые на отдельных его этапах: анализ, синтез, системный подход, структурный подход, функциональный подход, метод социального эксперимента. Анализ предполагает мысленное расчленение единого государственно-правового явления на части и их изучение. Так, государство и право анализируются по их отдельным признакам. Синтез – условное объединение составных частей государственно-правового явления. Системный метод позволяет рассматривать государственно-правовые явления как цельные, но системные образования, имеющие объективно многообразные связи внутри и входящие в качестве элемента в более сложную систему. Так изучаются политическая и правовая системы, механизм государства, правовые нормы, правовая культура и т.п. Структурный метод. Посредством его выявляются и анализируются структурные элементы явления (системы). Позволяет изучить объект в статике. Тесно связан с системным и функциональным методами. Функциональный метод ориентирует на выявление воздействия одних государственно-правовых явлений на другие. Так анализируются функции государства и права, функции политической системы общества и т.п. Метод социального эксперимента – предполагает проверку проекта решения проблемы с целью предотвратить ущерб от ошибок в правовом регулировании и совершенствовать модель. Так, вначале в порядке социального эксперимента в Российской Федерации был введен суд присяжных. 3. Частноправовые (междисциплинарные) методы являются следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. Это математический, кибернетический, статистический, социологический и другие методы. Математический метод есть оперирование количественными характеристиками государственно-правовых явлений, широко применяемое в криминологии, криминалистике, в правотворчестве, при квалификации преступлений и т.п. Кибернетический метод предполагает применение понятий, законов и технических средств кибернетики: информация, управление, компьютерная техника, оптимальность и многих других. Статистический метод позволяет получить количественные показатели массовых повторяющихся государственно-правовых явлений. На основе статистических данных делаются выводы о тенденциях роста или сокращения изучаемых явлений и о вызвавших их к жизни причинах. 4. Специальные правовые (частноправовые) методы познания позволяют достигнуть конкретного, детального знания о государстве и праве с помощью методологической функции специальных юридических понятий, дефиниций, конструкций. К ним относятся формально-юридический, сравнительно-правовой (метод компаративистики), юридическая герменевтика, метод государственно-правового моделирования. Формально-юридический метод (юридико-догматический или метод аналитической юриспруденции) позволяет определить юридические понятия, их признаки, классификацию, путем толкования действующего законодательства, отвлекаясь от сущности и природы права. Сравнительно-правовой (метод компаративистики) позволяет сопоставить различные правовые или государственные системы зарубежных стран или их отдельные элементы (отрасли, институты, органы)с целью выявления общих и особенных свойств. Юридическая герменевтика – анализ реального содержания текстов правовых актов, исходя из социального контекста, потому что текст нормы есть результат особого мировоззрения. Поэтому он нуждается в истолковании на основе «внутреннего опыта» человека и его непосредственного восприятия. Всякую эпоху можно понять только с точки зрения её собственной логики. Юристу, чтобы понять смысл закона, недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержание вкладывалось в соответствующие понятия именно в момент их закрепления в юридическом тексте. Метод правового моделирования – идеальное воспроизведение исследуемых государственно-правовых явлений применительно к определенной ситуации. Используется для поиска оптимальной модели организации государственного аппарата, административно-правового деления, построения системы законодательства и др. Изучая государство и право, следует исходить из сложности, многоуровневости, многоаспектности этих явлений. Нельзя преувеличивать или преуменьшать значение какого-либо метода, подобные подходы уже нанесли серьезный ущерб науке. Объективность и истинность научного знания предполагает методологический плюрализм. 1.4 Место теории государства и права в системе социальных и юридических наук В зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Юридические науки (юриспруденция) относятся к наукам социальным (гуманитарным), т.к. предмет их изучения связан с бытием человека и общества. Теория государства и права тесно связана и взаимодействует с всем комплексом юридических наук, но также и с иными социальными науками изучающими государство и право: философией, историей, социологией, политологией, экономическими науками, культурологией и другими. В предметы этих наук входят вопросы государства и права, но эти вопросы не являются основными. Предметы этих наук шире, и государственно-правовые явления изучаются ими в связи с другими вопросами. Например, философия изучает всеобщие закономерности развития природы, общества, мышления, общие принципы бытия и познания, в том числе сущность и природу государства и права. Социология изучает в целом общественную жизнь, закономерности развития общества, его структуру, роль социальной неоднородности общества в возникновении государства и права. и т.д. Государство и право - это попадают в поле зрения социологии как составные части общества. Политология изучает политические процессы, политические партии, политическое лидерство, но также и механизм реализации государственной власти. История изучает государство право в контексте развития гражданского общества в конкретных странах, в личностях, в хронологических рамках. Экономические науки в качестве предмета изучения имеют систему производственных отношений, организацию хозяйственной жизни, труд, финансы, кредит. Но на стыке с теорией государства и права изучаются пределы государственного вмешательства в экономику, пределы зависимости права от экономики. Теория государства и права в системе юридических наук.Все юридические науки можно подразделить на следующие группы: 1. Теория государства и права (теория права и государства). Другие общетеоретические науки, производные от теории государства и права: философия права и государства, социология права и государства, сравнительное правоведение, юридическая антропология, юридическая психология, юридическая культурология. 2. Историко-правовые науки: история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений, римское право. 3. Отраслевые и межотраслевые науки: конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, экологического права и т.д., а также международное публичное и частное право. 4. Прикладные юридические науки. Не являются собственно юридическими по природе. Используют достижения технических и естественных на-ук в целях юриспруденции и тесно связаны с практикой (поэтому прикладные): криминалистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная бухгалтерия, судебная медицина, судебная психология, судебная психиатрия, судебная статистика. Теория государства и права в системе юридических наук наиболее тесно связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений. Отраслевые науки изучают различные отрасли права. Они тесно связаны с юридической практикой и формулируют теоретические положения высокой степени абстракции, фундаментального характера. Поэтому теория государства тесно связана отраслевыми и межотраслевыми юридическими науками. В меньшей степени теория государства и права связана с прикладными науками. Однако, следует помнить, что теория государства и права по отношению ко всем другим юридическим наукам является самой общей наукой. Её положения и выводы являются отправными, базовыми для других юридических наук. Теория формулирует общеправовые категории универсального характера, которые используются другими науками. Она изучает государство и право целиком, всесторонне, в комплексе и взаимодействии. Имеет более высокий уровень абстракции, тогда как другие юридические науки специализированы и используют теоретический материал как базис для исследований. Анализирует государственно-правовые явления в общемировом и вневременном (прошлое, настоящее, будущее) масштабе, а другие науки на - примере конкретного государства и права в конкретных временных рамках. Одновременно, будучи более частными по отношению к теории государства и права, другие юридические науки более углубленно и детально изучают различные государственно-правовые вопросы, в связи с чем дают для теории государства и права необходимый для теоретических обобщений материал. Обобщая вопрос, можно утверждать, что между всеми юридическими науками существует взаимодействие, поскольку между наличествуют прямая и обратная связи. 1.5 Структура науки теория государства и права Теория государства и права есть единая наука, дающая обобщенное теоретико-методологическое представление о государственно-правовой действительности. В структуре ее можно выделить относительно автономные части. 1. Общая теория права и государства (государства и права). Рассматривает общие для государства и права вопросы: введение в теорию науки о государстве и праве, методологию изучения предмета науки, основные понятия и категории, пути и формы, причины правогенеза и политогенеза, взаимодействие государства и права, типологию государства и права, государство, право и иные социальные институты (экономика, политика, культура и т.п.) гражданское общество, правовое и социальное государство; государство, право и глобальные проблемы современности. 2. Теория государства. Отрасль знания о сущности, типах, функциях, форме государства, порядке формирования и структуре его органов. Эта часть сильно тяготеет к политологии и конституционному праву, однако сохраняет комплексность и особенности своего предмета, 3.Теория права. Выявляет и обобщает закономерности правовой действительности. Есть мнения, что только общие для государства и права закономерности и модели являются предметной областью данной науки. Теорию государства следует считать составной частью политологии, а теорию права – самостоятельной наукой. Однако, теория государства и права, соединяя традиционный и современный подходы к предмету, анализирует государство и право в их взаимной обусловленности и неразрывной связи, что и определяет ее единство, фундаментальный и методологический характер. Другой подход к структуре теории государства и права позволяет вычленить части: 1. Философия государства и права. Призвана отражать идеальные, мировоззренческие основы, первопричины происхождения, сущность, социальное назначение, общечеловеческую ценность государства и права. 2. Социология государства и права. Практическая сторона изучения права и государства, изучающая фактическое поведения людей, правопорядок и функционирование реальных государственно-правовых институтов (механизма государства, государственных органов), созданных на основе законов, государственно-правовых идей и ценностей. 3. Аналитическая юриспруденция (догма права). Призвана охарактеризовать право в значении действующей системы норм. Изучает право с позиции специально юридических свойств и проявлений. Это логическая теория, связанная с анализом и обобщением текстов законов и иных нормативно-правовых актов, судебных решений и других фактов правовой жизни. Ее предмет: право как форма общественных отношений, анализ механизма правового регулирования, норм права, правоотношений, реализации права, систематизация права, юридической техники и т.д. В данном подходе теория государства и права основной своей частью имеет аналитическую юриспруденцию (догму права или специально-юридическую теорию), одновременно ей присущи изучение философско-юридических, социологических, психологических, культурологических проблем права и государства. Таким образом, теория государства и права есть интегративное учение о государстве и праве, т.е. общая юриспруденция. ТЕМА 2. ОБЩЕСТВО. ВЛАСТЬ. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ 2.1 Человеческое общество: понятие, признаки, виды Право и государство существуют в обществе, являются составными элементами общества, поэтому их определяют как явления социальные, общественные, как социальные институты, а государство как социальную организацию. Можно соотнести государство и право как части целого, т.е. общества. Поэтому понять природу, социальное назначение, сущность права и государства невозможно без понимания того, что такое общество. Термин общество многозначен, но в любом случае используется для обозначения социальной среды, где действует человек. Для последующего анализа государства и права необходимо помнить, что человек, с одной стороны, есть часть природы, высшая ступень ее развития. С другой стороны, общество – искусственная среда обитания человека, наделенного сознанием и волей, с помощью чего отрицается все природное и культивируется культурное, социальное. Однако, для понимания генезиса и природы государства и права, следует учитывать оба начала общества – природное и социальное. Общество – это продукт взаимодействия людей, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, характеризующихся целостностью организации жизни. Общество понимается в широком и узком смысле. В широком смысле обществом можно назвать все мировое сообщество, которое возникает как результат глобальной интеграции человеческой цивилизации. В узком смысле общество – это совокупность людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения, связанных между собой теми или иными видами взаимодействия (например, общество садоводов, общество книголюбов и т.д. Признаки общества: - Первоклеточкой, первоэлементом общества является Homo sapience - человек разумный. - Наличие у людей объективно обусловленных природой человека потребностей и интересов, носящих устойчивый характер. Например, объективными являются потребности в сохранении и воспроизводстве человеческого рода, в пище, в творческом самовыражении и т.д. Все потребности и интересы человека делятся на индивидуальные, коллективные, общие (в том числе общезначимые). - Люди вступают в общение и взаимосвязис себе подобными для удовлетворения вышеуказанных потребностей и интересов. Только вступая в отношения с другими людьми человек может реализовать себя как представитель человеческого рода, как личность. В обществе существуют экономические, политические, социальные, духовные, культурные взаимосвязи и отношения. Однако социальные взаимосвязи и отношения являются главными в обществе и принизывают во все остальные отношения (социально-экономические отношения, социально-политические отношения и т.п.). - Для согласования интересов (индивидуальных, коллективных, общих), упорядочения взаимосвязей и разрешения конфликтов в обществе необходимо организующее воздействие на них, т.е. социальное регулирование. Социальное регулирование возможно осуществлять посредством персональных регулирующих воздействий (приказов, директив, указаний, рассчитанных на конкретную ситуацию и на конкретных исполнителей), а также посредством социальных норм (т.е. правил поведения общего характера, рассчитанных на персонально неопределенный круг лиц, на неограниченное количество аналогичных ситуаций и действующих как угодно долго во времени). Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Социальными нормами являются традиции, обычаи, моральные, религиозные, правовые, корпоративные нормы и другие. - Чтобы гарантировать действенность, эффективность социального регулирования, необходима организованная сила – власть. Она организует, упорядочивает социальные взаимосвязи, т.е. осуществляет управление; в конечном итоге обеспечивает внутренний порядок и внешнюю безопасность общества. - Общество стремится к самосохранению, самовоспроизводству и развитию. Последователи марксистской доктрины считают, что основой объединения людей в общество является собственность на основные средства производства. Другие авторы указывают на социально-культурное и национальное единство как основу формирования общества. Различаются виды обществ: По признаку наличия или отсутствия государственной организованности различают догосударственные общества: группы охотников и собирателей, первобытные общины, племена, союзы племен, вождества и государственно организованные общества. По способу производства и присвоения материальных благ различают общества с присваивающей и общества с производящей экономикой. По способам получения средств к существованию различают общества эпохи дикости– время собирательства, охоты и рыболовства; эпохи варварства - земледельческо-скотоводческое производящее хозяйство, эпохи цивилизации– появление письменности, классов и государства. По способу производства средств к жизни можно различить общества собирателей, аграрные, промышленные, информационные общества. По уровню структурированности и развития социально-политических и экономических институтов, наличию стабильности, социальных гарантий и уровню жизни населения различают развитые и неразвитыеобщества. К видам обществ можно отнести цивилизации: западную, китайскую, египетскую, античную, православную и другие. Согласно формационному подходу (общественно экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени развития про-изводительных сил) различают первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, коммунистическое общества. Целостным социальным организмом, т.е. обществом являются люди и взаимосвязи между ними, находящиеся на территориях отдельных государств: французское общество, российское общество, американское общество и т.д. В заключении приведем определение общества, содержащее перечисленные выше признаки. Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общими интересами и потребностями и взаимодействующими на основе общепризнанных ценностей и общеобязательных норм с целью самовоспроизводства, сохранения и развития. В качестве вывода, необходимого для рассмотрения последующих вопросов подчеркнем, что из характеристики общества видно, что ему присущи: - власть, осуществляющая социальное управление; - социальное регулирование. 2.2 Структура общества. Социальные институты и социальные организации Структура общества– внутренне строение общества, отражающее многообразие его элементов (частей), обеспечивающее его целостность и динамизм. В структуру общества входят: социальные группы, социальные институты и организации, социальные ценности и нормы. Общество является не хаотической совокупностью элементов, а упорядоченной системой, организованным целым. Это определяет устойчивость, стабильность общества. В обществе действуют социальные субъекты: индивиды и их группы. Их деятельность осуществляется в формах социальных институтов и социальных организаций. Эта деятельность регулируется социальными нормами, созданными на основе социальных ценностей. Социальные субъекты: индивиды, их группы и общество в целом являются носителями потребностей и интересов, соответственно - индивидуальных, групповых, общесоциальных (в т.ч. общезначимых). Индивидуальные потребности и интересы человек может удовлетворить в одиночку, но для реализации общезначимых потребностей люди кооперируются, создавая социальные общности и группы. Среди социальных общностей большее значение имеют социальные группы. Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Самые ранние в истории человечества социальные группы – это группы охотников, рыболовов, собирателей, родовые общины, племена. Виды социальных групп многочисленны: половозрастные (младенцы, дети, подростки, молодежь, взрослые, старики), национальные (немцы, англичане, французы), профессиональные (преподаватели, инженеры, слесари), политические (либералы, консерваторы), религиозные (христиане, мусульмане, буддисты), территориальные (селяне, горожане) и другие. Особенно важное значение имеет разделение общества на большие социальные группы (в т.ч. классы): аристократия, олигархия, класс собственников средств производства, класс наемных работников, рабов, высший класс, средний класс и т.д. Все они являются носителями интересов и потребностей, среди которых есть общезначимые: безопасность, воспроизводство рода, воспитание и обучение детей, коммуникация, производство и распределение товаров и услуг, саморазвитие и познание и другие. Для удовлетворения потребностей и интересов возникают социальные институты. Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации и деятельности людей. Социальный институт состоит из: 1) системы социальных связей (т.е. структуры, организации); 2) системы общепризнанных ценностей (коллективных верований, представлений); 3) системы социальных норм, регулирующих деятельность структуры. Социальный институт существует для организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их потребностей. С исчезновением потребности исчезает и данный институт. Семья – это социальный институт для воспроизводства новых членов общества. Исторически первый устойчивый социальный институт – родовая община – обеспечивал выживание людей, в большой степени зависящих от природных сил. Другие социальные институты – это религиозные ордена1, политические клиентелы2, торгово-купеческие гильдии, церковь, политические партии, средства массовой информации, бизнес, наука и т.п. Исторически первым социальным политическим институтом в масштабе всего общества является государство – политическая организация общества на определенной территории, обладающая суверенитетом, служащая для сохранения и развития общества в целом, а также решения классовых задач. Различают организационные институты, их базой является организационная структура, и нормативные институты, их базой является система социальных норм. К первым относятся: государство, политические партии, СМИ, церковь, профсоюзы и т.п., ко вторым относятся: обычаи, мораль, религия, право и т.п. Социальные нормы – это правила поведения людей в обществе, регулирующие поведение людей в соответствии с доминирующими в обществе ценностями. Реализация этих правил обеспечивается системой поощрений и наказаний. В структуру общества включены и организационные и нормативные институты (т.е. социальные нормы и организационные структуры, их поддерживающие) которые формируются на основе социальных ценностей. Ценности – это признанные в данном обществе убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и средств, с помощью которых он должен их достигать. Источниками ценностей являются религия, мораль. Так, христианские ценности закреплены в Библии: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй и другие. Таким образом, государство и право следует рассматривать как социальные институты. Назначением государства в этом качествеявляется согласование разнородных интересов, формирование всеобщих (общезначимых) интересов и их реализация с помощью государственной власти. В структуре государства как социального института можно вычленить организационную структуру (система государственных органов и учреждений); систему ценностей, которая обычно представлена в виде государственной идеи (идеологии), а также систему социальных норм на основе этих ценностей – это правовые, юридические нормы, регулирующие функционирование организационной структуры и ее взаимоотношения с обществом. Право как социальный институтесть система правил поведения, содержащаяся в формальных юридических источниках, регулирующих взаимоотношения людей в соответствии с признанными в данном обществе ценностями и идеалами и обеспеченных в своем действии государством, в т.ч. его принудительной силой. Поэтому в структуру социального нормативного института, каким является право, также включены структурные организации – государство в целом, органы власти и управления, суды, прокуратуры, нотариаты, адвокатские конторы, юридические службы. Социальные институты представлены социальными организациями. Социальная организация – это элемент социальной структуры общества, представляющая собой искусственно созданную социальную группу для достижения определенной цели. (Термин «организация» многозначен, он означает также процесс упорядочивания, «организовывания», а также степень внутренней упорядоченности элементов системы. Все три значения тесно связаны между собой). Признаки социальной организации следующие. 1. Наличие цели. 2. Иерархическое строение, влекущее единство цели, устойчивость, эффективность. 3. Разделение труда по горизонтальному (специализация) и вертикальному признакам (наличие управляющей и управляемой подсистем). 4. Наличие внутриорганизационных норм, которые создаются управляющей подсистемой, их реализация контролируется, применяются санкции. 5. Все вышеперечисленное влечет целостность и порядок, а также эффект синергии (sinergia – сотрудничество, содружество, т.е. прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников). Виды организаций многочисленны. Различают формальные(возникают в результате политического, административного решения; в основе разделение труда, глубокая специализация, целесообразность, рациональность, юридические нормы, безличность, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, образцы поведения нормированы) и неформальные(спонтанно слоившиеся, действуют на основе межличностного общения, самоорганизации и саморегуляции). Другая классификация организаций: добровольные, принудительные, утилитарные. В добровольных организациях члены обладают правом свободного входа и выхода, не получают платы за членство, нет структуры, лидеры работают бесплатно. Это клубы шахматистов, любителей туризма, собаководства, религиозные группы и т.д. В принудительных организациях становятся членами против воли. Это армия, морские суда, клиники для душевнобольных, тюрьмы и т.д. В утилитарные организации члены вступают с практическими целями. Это университеты, профсоюзы, корпорации. Они представляют собой среднее между добровольными и принудительными организациями. Значение социальных организаций в том, что эффект их деятельности намного выше, чем могут достичь разрешенные неорганизованные действия такого же числа индивидов. Поэтому многие социальные группы функционируют в виде социальных организаций (например, любители садоводства и огородничества создают товарищества и т.п.). Наиболее крупной формальной социальной организацией общества является государство. Оно возникает из определенных социальных потребностей, с определенной целью, искусственно созданная социальная группа представлена чиновниками государственного аппарата, в нем существует глубокая специализация труда на основе реализуемых функций, четкая иерархия, наличествует управляющая и управляемая подсистемы и т.д. Таким образом, государственная организация позволяет обществу достигать поставленных целей, делает совокупные действия общества намного эффективнее, чем действия разрозненных социальных субъектов (индивидов и групп). В структуре общества также традиционно различают экономическую, социальную, политическую, духовно-культурную и информационную системы (подсистемы). Однако внутри них также действуют социальные группы, социальные институты и организации, социальные ценности и социальные нормы. Таким образом, в структуре общества различаются социальные группы, социальные институты и организации, социальные ценности и социальные нормы. Такая структура обеспечивает стабильность, устойчивость общества как системы. 1 Религиозные ордена - один из наиболее древних способов самоорганизации христиан, особенно распространенный среди католиков 2 Клиентела (лат. clientēla, p. -le) — форма социальной зависимости в Древнем Риме: взаимные правовые, социальные и экономические обязательства между патронами и клиентами. Восходит ко временам разложения родового строя. |