Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 4. Понятие и сущность государства

  • . Территория

  • Структура территории складывается из следующих элементов

  • Так как государство

  • Лекция ТГиП 2 тезисном ввиде. Тема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни


    Скачать 254.65 Kb.
    НазваниеТема Теория государства и права как наука и учебная дисциплина Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни
    Дата30.05.2020
    Размер254.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция ТГиП 2 тезисном ввиде.docx
    ТипКонспект
    #126689
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    Тема 3. Происхождение государства и права

    Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

    Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

    Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен и др.). Теологическая теория не

    123

    раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

    Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

    Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др).

    Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической), естественно, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

    Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

    Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

    124

    Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г.Спенсер, Вормс, Прейс и др.

    В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

    Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно и распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

    Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опираются на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

    125

    Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

    Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в., были Г.Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.

    Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

    Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т.Гоббса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н. Радищева и других, т.е. в XVII-XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную

    126

    жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».

    Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это свое отражение и в Декларации независимости США.

    Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

    Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

    127

    Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

    Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.

    Тема 4. Понятие и сущность государства

    Гуманитарными науками выработано, множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: Государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

    Таким образом государство должно обладать следующими элементами:

    1. Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной. Таким образом, государственная

    128

    территория является не географической, а политико-правовой категорией. Для первобытного общества территориальные границы среды обитания вследствие кочевого образа жизни были весьма условны. Государство же характеризует четкое закрепление как внешних границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы. С момента возникновения государства защита государственных границ и территориальной целостности является его важнейшей функцией. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности границ) государства - один из устоев современного международного права.

    Структура территории складывается из следующих элементов:

    · сухопутная часть, включающая материковую поверхность, острова и анклавы (части территории, окруженные со всех сторон территорией других государств и не имеющие выхода к морю);

    · водная часть, включающая воды рек, озер, искусственных водохранилищ, расположенных в пределах сухопутной части государства, а также морские воды, омывающие его побережье;

    · недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства;

    · воздушная территория - атмосфера над сухопутной и водной территорией государства;

    · морские и воздушные суда, космические аппараты с государственной символикой, территории посольств и дипломатических представительств за рубежом.

    Не относятся к территории какого-либо государства открытые моря и океаны, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также целый материк - Антарктида.

    2. Следующий признак государства - население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством - правоотношением между человеком и государством, включающем взаимные права, обязанности и ответственность. Гражданином государства становятся по различным основаниям: по рождению, если оба

    129

    или один из родителей являются гражданами государства; по ходатайству на имя президента; в результате территориальных изменений между государствами и т.д.

    Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участия в референдумах, местном самоуправлении.

    Гражданство и общая территория проживания являются формально-юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого, людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т.д. Таким образом, все приведенные факторы и обусловливают принадлежность человека к населению определенного государства.

    Одним из основных атрибутов государства и общества является власть. Рассмотрим признаки власти.

    3. Власть - это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно. В то же время, государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

    Власть имеет атрибутивный, объективный характер. Власть - необходимое условие существования любого организованного сообщества. Власть всегда присутствует там, где имеет место совместная деятельность людей. Она придает взаимодействию людей упорядоченный характер.

    Власть имеет сознательно-волевой характер. Властеотношение возникает между людьми, наделенными сознанием и волей, то есть разумными существами, обладающими внутренней свободой выбора. Поэтому никогда нельзя на сто процентов предсказать результат властного воздействия.

    130

    Власть имеет целенаправленный характер. Властный субъект осуществляет управление, то есть упорядочивающее воздействие с целью реализации сообществом заранее обоснованной программы. Таким образом, властный субъект формулирует цели сообщества, программу его развития.

    Власть имеет стадийный, последовательный характер реализации властного воздействия. Традиционно выделяют три стадии властно-управленческого воздействия: принятие решения; организация его исполнения; контроль и коррекция.

    Власть имеет добровольно-принудительный характер. Власть обеспечивает подчинение воли управляемых воле управляющих. С одной стороны, власть должна обладать авторитетом, уважением, легитимностью в глазах управляемых.

    Власть всегда опирается на силовые источники - военизированные организации, тюрьмы, санкции, иные средства принуждения. Возможность и способность принудительно заставить исполнять управленческие команды - обязательный признак власти как социального феномена.

    В любом обществе существует множество систем власти-подчинения. При этом государственная власть обладает верховенством по отношению ко всем остальным властным источникам. При всем многообразии источников власти государственная власть обладает безусловным приоритетом. Нет власти выше государственной.

    Государственная власть носит универсальный характер, распространяя свое властное действие на все население, на всю территорию страны. Веления государства являются всеобщими, имеют безусловный приоритет перед велениями любых других коллективов и организаций.

    Таким образом, государственная власть - это концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе.

    Еще одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население

    131

    и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

    Реализует публичную власть государственный аппарат как особая система органов и организаций, в которых работают служащие-профессионалы - чиновники. Их функция - управление определенной сферой общественной жизни. Для этого чиновники наделены государственно-властными полномочиями с помощью которых они осуществляют свои управленческие функции.

    В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства. Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

    В структуре государственного аппарата особое место занимает аппарат государственного принуждения, прежде всего правоохранительная система. Государство - это единственная организация в обществе, располагающая военизированными формированиями такими как армия, тюрьмы, полиция. Государству принадлежит монополия на принуждение, на применение вооруженной силы, на легализованное насилие в случае необходимости. Но такое насилие должно носить исключительно правовой характер, то есть осуществляться исключительно в рамках закона, и оно должно применяться только в тех случаях, когда без него обойтись невозможно.

    Власть имеет общесоциальный характер, она присуща любому организованному сообществу, является его неотъемлемым атрибутом. Сущность власти - способность и возможность подчинять своей воле, навязывать свою волю путем убеждения посредством авторитета или принудительно путем насилия.

    Носителем власти выступает властвующий субъект. Властеотношение возникает между властвующим субъектом, олицетворяющим руководящую волю в сообществе, и подвластными, руководимыми субъектами. На одном полюсе властеотношения - навязывание воли, на другом - подчинение.

    132

    Власть - это сознательное, целенаправленное руководство каким-либо социальным сообществом, основанное одновременно и на авторитете, и на насилии.

    Рассмотрим функции власти:

    · обеспечение согласованности индивидуальных действий членов сообщества;

    · выявление и реализация их общих интересов;

    · урегулирование социальных конфликтов и поддержание общественного порядка.

    Человек как разумное существо может существовать и самореализоваться только во взаимодействии с себе подобными. Система устоявшихся социальных, экономических, политических, культурных взаимосвязей между людьми - основа любого сообщества. Чтобы сообщество имело устойчивый характер, не распадалось, сохранялось и развивалось, необходимо организовать его жизнедеятельность, то есть упорядочить взаимосвязи между людьми. В этом и заключается основная функция власти.

    Неотъемлемым атрибутом государства является суверенитет. Он включает в себя два аспекта - внутренний и внешний. К первому относится верховенство государственной власти внутри страны, ко второму - независимость государства в международных отношениях. Суверенитет - главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организаций.

    Государство как самостоятельное независимое образование вправе свободно и независимо от других государств проводить свою внутреннюю и внешнюю политику.

    При этом политические решения государств в целях соблюдения интересов других государств регулируются и реально ограничиваются нормами международного права, прежде всего, в области прав человека. Государство, которое, ссылаясь на свой суверенитет, грубо нарушает общечеловеческие ценности, общепризнанные принципы международного права, права и свободы граждан, рискует оказаться в положении изгоя на международной арене. В последнее время такую репутацию всё больше приобретает США, которая берет на себя роль общемирового полицейского,

    133

    что вызывает крайне негативную реакцию у многих государств. Таким образом, суверенитет государства не носит абсолютного, неограниченного характера.

    Важнейшим элементом государства является его денежная система. Она включает в себя различные элементы финансовой системы, а именно национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии и денежного обращения.

    Следующим элементом государства являются налоги. Государство путем налогообложения формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионного социльного и медицинского страхования) - централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, то есть в интересах всего общества. Бюджет - это своеобразный фонд, обеспечивающий финансирование функционирования государства и создаваемый всеми членами общества - налогоплательщиками. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, участвовать по мере возможности в формировании государственных доходов. Государство обладает исключительной монополией принудительно и без судебного решения изымать у собственников часть имущества в централизованные денежные фонды. Во всех иных случаях изъятие собственности без согласия собственника допускается только по решению суда.

    О налогах не договариваются. Налог - это обязательный платеж изымаемый в бюджет, устанавливаемый государством в одностороннем порядке и обеспеченный его принудительной силой. Собранные посредством налогов финансовые средства расходуются на выполнение государством публичных задач и функций: социальные выплаты (денежное довольствие, пенсии, стипендии, пособия и компенсации), содержание государственного аппарата, национальную оборону, правоохранительную деятельность, финансирование отраслей нематериального производства (науку, культуру, медицину, образование), промышленные инвестиции в строительство, транспорт, сельское хозяйство и т. п. Через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы общества между

    134

    регионами, отдельными отраслями производства, различными категориями граждан.

    Функционирование государства регламентирует национальное законодательство. Оно представляет собой систему установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил поведения общего характера (нормы), соблюдение которых обеспечивается и гарантируется государством. Посредством указанных норм государство регулирует общественные отношения, осуществляет управление. Именно государство устанавливает единый правопорядок для всех членов общества.

    Неотъемлемой частью государства является его государственная символика, которая включает в себя официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства. Поэтому данный признак государства носит факультативный характер.

    Сопоставив приведенные признаки государства можно сформулировать само понятие "государство".

    Государство - это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

    Государство и общество соотносятся во многом как часть и целое. Поэтому, начиная изучение государства, следует определить понятие общества.

    Социальные коллективы следует разделить на два типа:

    · неорганизованная совокупность - толпа, случайное скопление людей на улице; сообщество, представляющее собой организованную социальную систему, то есть упорядоченную совокупность людей, связанных между собой общими целями, интересами и единым центром управления.

    135

    · сообщество - это не просто люди, но люди, взаимосвязанные между собой особыми социальными отношениями. Именно социальное взаимодействие суть любого сообщества. Причем эти взаимосвязи должны носить более или менее устойчивый, постоянный характер.

    Сообщества могут значительно различаться по степени устойчивости, организационному единству, количественным показателям. Некоторые из них являются неформализованными, создаются лишь на непродолжительное время. Например, экскурсионная группа, группа психологического тренинга и т.д. Другие представляют собой так называемые социальные объединения - устойчивые, организованные коллективы с четкой внутренней структурой, создаваемые бессрочно или на длительный срок. К последним относятся, например, семья, предприятие, политическая партия, профсоюз.

    Общество в целом также выступает особой разновидностью сообщества.

    Общество - это максимально интегрированное сообщество, включающее все население государства и социальные взаимосвязи между его отдельными элементами.

    Глобальная интеграция современной цивилизации позволяет говорить о мировом сообществе как совокупности всех государств и индивидов, живущих на нашей планете, и социальных взаимодействий между ними.

    Государство возникает на определенной ступени развития человеческих сообществ, когда родоплеменной строй с его коллективным укладом хозяйства и общественным самоуправлением перестает соответствовать потребностям развивающихся общественных отношений. К образованию государства приводят разнообразные экономические, природно-климатические, социальные, гуманитарные факторы.

    Главный из них - постепенный переход от присваивающего к производящему способу производства, так называемая неолитическая революция. Этот процесс связан прежде всего с появлением и развитием земледелия как основного источника существования. Далее следуют три крупные разделения труда:

    · отделение скотоводства от земледелия;

    136

    · выделение ремесел металлургия, ткачество, керамика, металлообработка как самостоятельных видов производства;

    · развитие товарообмена и возникновение купечества.

    Производящая экономика привела к радикальному уменьшению энергетических затрат на жизнеобеспечение сообществ, способствовала совершенствованию орудий и способов производства, приобретению новых производственных навыков. Как следствие - специализация производства, рост производительности труда, образование излишек продуктов, так называемого избыточного продукта. Источники питания приобретают стабильный, постоянный характер. Постепенно ослабевает зависимость человека от окружающей природной среды. Образуются крупные территориальные центры - города.

    Растет численность населения. Совершенствуются культура, нравственность. Возникновение письменности делает возможным материальное фиксирование мифов, обычаев, правовых и религиозных норм. Повсеместный отказ от инцеста (кровосмешения) способствует качественному развитию человеческих сообществ. Человек становится преобладающим биологическим видом на планете.

    Производящая экономика обусловливает переход от кочевого к оседлому образу жизни.

    На смену кровнородственной приходит соседская община, где индивидов связывают помимо кровных уз и территория проживания. Общая, коллективная собственность рода постепенно трансформируется в частносемейную собственность. Земля закрепляется за соседской общиной, а затем перераспределяется между отдельными патриархальными семьями. Совместный труд уступает место труду отдельных семей. Возникает рабство. В частно-семейном владении помимо земли оказываются скот, инвентарь, постройки, позднее - рабы. Зарождаются и получают развитие товарообменные отношения.

    Социальная структура сообществ усложняется. Ранее община была монолитным целым, единой семьей. Она коллективно противостояла внешним угрозам. Теперь, после тысячелетий равенства в бедности, сообщества начинают дифференцироваться по имущественному и социальному признаку. В недрах групповой, коллективистской психологии и

    137

    морали зарождается индивидуальное самосознание. Человек начинает осознавать собственные (семейные) интересы и потребности, отделяя их от общегрупповых интересов общины как единого целого. Начинаются внутриобщинные конфликты, которые не в силах урегулировать средства общественного самоуправления.

    Избыточный продукт позволяет освободить отдельных индивидов от участия в материальном производстве для специализации на выполнении общественно значимых функций. Зарождается чиновничество как особая группа людей, на профессиональной основе осуществляющая управленческую деятельность.

    Постепенно формируется особый отряд вооруженных людей - дружина; остальные согласны, пока еще добровольно, оплачивать их деятельность. Появляется группа людей, которые не участвуют в материальном производстве, а воюют, судят, выполняют ритуальные и полицейские функции. То есть появляется то, что присуще государству как воплощению уже не общественной (самоуправленческой), а внешней, публичной власти. Постепенно происходит специализация властных структур. Лица, осуществляющие управление, накапливают опыт - осуществляется переход к пожизненному отправлению общественных должностей.

    Процесс концентрации богатства, его накопление в узком привилегированном слое сопровождается слиянием богатства и власти. В отличие от первобытной эпохи власть теперь дает значительные преимущества и привилегии, прежде всего в плане обогащения. Все это приводит к наследованию должностей. Большая часть общинников постепенно отстраняется от участия в управлении обществом.

    Обычай уступает место целенаправленному нормотворчеству. Социальные нормы вырабатываются уже не общим собранием рода, а родоплеменной знатью. Добровольность подчинения сменяется необходимостью навязывания властной воли, принуждением. Рост недовольства общественным (прежде всего имущественным) расслоением внутри общины приводит власть имущих к осознанию

    138

    необходимости освящения и защиты частной собственности от посягательств.

    Чтобы уберечь общество, сотрясаемое внутренними противоречиями, от распада, с одной стороны, и обеспечить социальную стабильность, а с другой стороны соблюсти интересы правящей знати человечество от первобытного самоуправления переходит к новой форме властной организации - государству.

    Сущность государства определяется социальным назначением, природой государства.

    Любому государству как социальному институту присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Таким образом, с одной стороны сущность государства обусловлена классовой природой, а с другой - общесоциальной.

    Рассмотрим классовую природу государства. Государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее может осуществляться в форме прямого насилия или пропагандистского навязывания своей воли большинству населения через средства массовой информации (СМИ). Недаром сегодня всё чаще СМИ называют четвёртой властью.

    В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными (С. Хусейн, М. Каддафи и др.). Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.

    Рассмотрим общесоциальную природу государства. Любому, особенно демократическому, государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.

    139

    Будучи главным управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все население, государство выполняет функцию управления наиболее важными сферами жизни общества, выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального компромисса между правящими и управляемыми. Его задача – преодоление социальных противоречий, конфликтов, разногласий, учет и координация интересов различных групп населения.

    Таким образом, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества.

    Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства.

    Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным

    Так как государство — это люди, живущие на определенной территории и объединенные властью. Таким образом, государство есть организация власти в обществе.

    Государство является особой социальной организацией, имеющей признаки, отличающие ее от догосударственных организаций и от других организаций цивилизованного общества.

    Признаки государства:

    1. Государственная власть является публичной.

    Государственная власть является необходимым условием существования общества и используется для руководства совместной деятельностью людей и поддержания общественного порядка.

    140

    Власть есть воздействие одних людей на поведение (деятельность) других, при этом одни подчиняют своей воле других. Власть является социальным отношением.

    Публичная власть— это власть, которая:

    а) распространяется на все общество;

    б) выступает от имени всего общества;

    в) действует в интересах всего общества;

    г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории.

    2. Территориальное деление населения

    В догосударственный период развития общества люди делились по признаку родства, а с возникновением государства стали делиться по признаку нахождения на определенной территории.

    3. Наличие специального аппарата власти

    Люди в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально занимаются управлением деятельностью других людей.

    4. Наличие налогов и займов

    Система налогов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства.

    5. Суверенитет

    Признаки государственного суверенитета:

    1) с внутренней стороны:

    а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

    б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

    2) с внешней стороны— самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.

    6. Законотворческая монополия

    Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).

    141

    Соотношение государственного суверенитета, национального и народного.

    Национальный суверенитет — полновластие нации, т.е. возможность нации самостоятельно решать вопросы своей организации, в т. ч. право на самоопределение, вплоть до создания отдельного государства. Нация— этническая общность буржуазного общества, объединенная единством экономической жизни, территории, языка, культуры, национального самосознания.

    Народный суверенитет — полновластие народа (большинства жителей страны), т. е. народ является источником государственной власти и реализует свою власть путем прямого (непосредственного) и представительного (опосредованного) правления. Прямая демократия — это прямые выборы и референдум. Представительная демократия — это деятельность избранных представительных органов.

    Сущность— это главное в предмете, то, что характеризует его на протяжении всего его существования.

    Любое государство занимается общественными делами, защищает общественные интересы (например, борьба с преступностью, эпидемиями, стихийными бедствиями и др.).

    Любое государство служит: 1) обществу в целом; 2) определенным социальным силам. Это соотношение в разные периоды истории различно.

    Современное демократическое государство служит в первую очередь всему обществу. Оно является средством разрешения социальных противоречий и средством достижения социального согласия.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта