Тема 4. Типология культуры. Тема Типология культуры. Основные вопросы
Скачать 317.44 Kb.
|
Тема 4. Типология культуры. Основные вопросы: 1. Критерии типологизации культур. 2. Теория локальных цивилизаций. 3. Аксиологическая типология культур. 4. Семиотическая типология культур 1. Критерии типологизации культур. Типология культуры – это классификация социокультурных систем и их отдельных компонентов по различным основаниям (критериям) их сравнения, группировки и различения друг от друга. Присущие культуре многообразие и многогранность порождают необходимость в типологизации культур. Существует множество вариантов типологии культуры в зависимости от критерия, по которому культуры сравниваются и группируются: - по охвату распространения: этническая, национальная, глобальная; - по историческому периоду: первобытная, древняя, средневековая и т.д.; - по религиозному признаку: буддистская, христианская (католическая, православная, протестантская), исламская; -по субъектам-носителям культуры: персональная, обыденная и профессиональная, социально-классовая, народная, элитарная и массовая; - по региональному признаку: восточный и западный типы, евразийская, локальная и др. 2. Теория локальных цивилизаций. Первый, один из наиболее часто упоминаемых и популярных вариантов типологии, как ни странно, отрицает одно из оснований идеи типологии – общность культур и подразумевает, тем самым, невозможность их сравнения и сопоставления между собой. «Тип» в данном случае означает не результат обобщения черт нескольких культур, но отдельную, уникальную культуру – цивилизацию. Основными представителями данного направления стали Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Русский мыслитель второй половины XIX в. Н.Я. Данилевский для определения своеобразия типов культуры выдвинул критерий «почвы» или «морфологический принцип», который выражается в особенной интеграции языковых, этнографических, хозяйственных, политических, духовно- нравственных и религиозных элементов. В истории человечества Данилевский выделил десять культурно- исторических типов: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (или древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский (или ново-семитический), германо-романский (европейский). Каждый из перечисленных культурно-исторических типов сыграл свою положительную роль в истории, сделав вклад в общую сокровищницу культуры человечества. Русский народ вместе с остальными славянскими племенами в типологии Данилевского составляет относительно молодой славянский культурно- исторический тип, не достигший еще состояния цивилизации, потому он не включен в этот список. Немецкий философ О. Шпенглер в начале ХХ в. выдвинул концепцию, в которой история представляет собой смену различных почти не взаимодействующих друг с другом локальных культур, каждая из которых является уникальным организмом, жизнь которого – от зарождения до распада – продолжается около тысячи лет. В книге «Закат Европы» Шпенглер выделил восемь культур: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, аполлоновскую (античную), арабскую (магическую), мексиканскую, фаустовскую (западную). Каждая культура имеет свою душу, прасимвол – некое первоначало, из которого развертывается все многообразие и богатство конкретных культурных форм: «Существует глубокое сходство между политической и математической структурами одной и той же культуры, между религиозными и техническими воззрениями, между математикой, музыкой, пластикой, между хозяйственной и познавательными формами». Умирая, каждая из культур перерождается в цивилизацию – это переход от становления к механическому потреблению созданного и накопленного на раннем этапе. На стадии цивилизации все общества, согласно Шпенглеру, обретают сходные черты. А. Тойнби рассматривал исторический процесс как существование практически не связанных друг с другом уникальных цивилизаций. Для Тойнби культура – не этап в развитии общества, а постоянное ядро цивилизации, всегда присутствующее в ней. Цивилизация возникает как уникальная реализация фундаментальной оппозиции «вызов – ответ». Как человек религиозный, Тойнби полагал, что «вызов» имеет божественную природу. Своеобразие «ответов» выражается в иерархии социальных ценностей, создателем и выразителем которых становится творческое меньшинство, которое и несет ответственность за судьбу своей цивилизации. Тойнби, оставаясь сторонником идеи замкнутых локальных цивилизаций, считал возможным их слияние в будущем на основе религиозной интеграции. В мировой истории он выделил тридцать отдельных замкнутых цивилизаций, отличающихся прежде всего базовыми религиозными системами. 3. Аксиологическая типология культур. Аксиологический подход берет за основание типологизации систему ценностей, определяющую специфику конкретной культуры или цивилизации. Немецкий философ Ф. Ницше разделял культуры по критерию эстетических ценностей, отражающих проблематику человеческого существования. Он выделил две ценностные категории, противоположные друг другу. Категории аполлонийского и дионисийского, сформулированные в рамках изучения античной культуры, названы именами древнегреческих божеств. В период греческой классики Аполлон понимался как бог искусства и художественного вдохновения, бог гармонии, упорядоченности и пластического совершенства. Дионис – умирающий и воскресающий бог оргийного безумия и опьянения. Аполлонийское начало символизирует все сознательное, рациональное, этически окрашенное, стремящееся к порядку, к мере, равновесию и статике. Противоположное ему дионисийское начало воплощает бессознательное, иррациональное, спонтанное, стремящееся к дисгармонии, к чрезмерности, неустойчивости и динамике. Аполлонийское и дионисийское постулируются в истории культуры как культурные универсалии, с помощью которых можно описать прежде всего религиозные и эстетические особенности человеческой культуры. Согласно дихотомической схеме человечество развивается как бы между двух полюсов, двух парадигм, одно из которых строит свой культурный мир, основываясь на устойчивости, порядке, однородности, однозначности, а конкурирующая с ним парадигма акцентирует внимание на неустойчивости, разупорядоченности, разнообразии, неравновесности, на асимметричных и деформированных структурах. Теория «социокультурных суперсистем» П.А. Сорокина, достаточна близка цивилизационному подходу, однако особенность его типологии заключается в том, что выделяемые им типы культур не имеют привязки к конкретному культурному региону. Первичной ценностью любой культуры, ее основной функцией, согласно Сорокину, является познание объективной реальности. Представление о том, что считается подлинной реальностью, организует все элементы культуры в связанную суперсистему. Социолог выделил три варианта таких систем. Первая – идеациональная – полагает, что подлинная реальность находится за пределами чувственного опыта, трансцендентна и иррациональна, постигается путем интуиции и откровения. Такова средневековая культура. Второй тип – сенситивная (чувственная) культура. В ней реальным признается мир, данный в опыте и постигаемый с помощью органов чувств и разума. В этом типе культуры господствуют опытная наука, материальное производство и чувственные потребности. Такова европейская культура Нового времени. Третий, идеалистический тип культуры – переходный между двумя обозначенными, представляет собой своеобразный компромисс, где истинная реальность и чувственна и сверхчувственна. Согласно Сорокину, такому типу соответствовала античная культура периода классики и европейское «предвозрождение». 4. Семиотическая типология культур. Семиотическая классификация культур Ю.М. Лотмана исходит из способа знаковой кодификации и трансляции социального опыта. Форма этой кодификации, по мнению Лотмана, определяет содержание той информации, которая считается значимой для культуры. Он выделил два способа такой кодификации – дописьменный и письменный. Дописьменная, устная культура стремится сохранить сведения о порядке, а не его нарушениях. Поэтому главные виды культурных текстов в ней – календарь, обычай, ритуал. Дописьменная культура ориентирована не на умножение числа текстов, а на их воспроизведение, раз и навсегда данных. При этом, как считал ученый, такая культура направлена на будущее, что проявляется в значимости предсказаний, пророчеств, гадательных практик. Выбор поведения представители данной культуры осуществляют, ссылаясь не на историю, причинно-следственные связи и т.д., а обращаясь к гадателям и колдунам. Выбор выносится тем самым во внеличностную область, поэтому действие носит свободный от колебаний характер. Мир устной памяти наполнен мнемонико-сакральными символами, включенными во множество различных обрядов. Поэтому эти символы имеют широкую многозначность, они не зафиксированы в твердой последовательности знаков (синтагматике), а могут включаться в различные обрядовые контексты и принимать разные значения. Письменная культура основывается на том, что запоминанию подлежат исключительные события, единичные или в первый раз случившиеся. Она ориентирована на сохранение информации об эксцессах и происшествиях, нарушениях. Поэтому культура такого рода использует письменность, чтобы постоянно умножать число текстов. Для письменного сознания характерно внимание к причинно-следственным связям и результату действий. Например, фиксируется не то, в какое время надо начинать сев, а какой урожай в этом году собран. Отсюда обостренное внимание ко времени и рождение представления об истории. Ведущими видами текстов являются историческая летопись или газетный отчет. Так как каждое действие воспринимается как нечто, случающееся в первый раз, как эксцесс, то выбор поведения становится мучительным, осторожным и благоразумным расчетом причинно-следственных связей. Тексты в свою очередь организованы в причинно-следственную, временную последовательность в соответствии с грамматическими категориями. Сам Лотман Ю.М. не идеализировал такое разграничение культур, а признавал, что эти разные коды коллективной памяти могут сосуществовать в одной культуре, и предполагал, что письменная культура может концентрировать свое влияние в хозяйственно-деловой сфере общества, а устно-ритуальная – сосредотачиваться в поэтической и сакральной сферах. М. Маклюэн выделил три этапа в развитии цивилизации. Первый этап – первобытная дописьменная культура, основанная на принципах коллективного образа жизни, чувственного (аудиовизуального) восприятия и понимания окружающего мира. На смену первобытной пришла письменно-печатная культура. С появлением печатного станка наступила эпоха дидактизма, индивидуализма и национализма, которая породила «типографского и индустриального» человека. Письменно- печатная культура является элитарной, доступной лишь образованным людям и основанной на логико-понятийном, абстрактном мышлении и понимании мира. Третий современный этап развития культуры – экранный – связан с развитием электронных средств массовой коммуникации – масс-медиа. Электронная коммуникация мгновенно связывает людей во всем мире, устраняет границу между днем и ночью и превращает мир в одну «глобальную деревню». По мнению Маклюэна, с помощью электронных СМИ общество возвращается в первобытное состояние, в котором у человека возрождается естественное аудиовизуальное восприятие мира. В условиях разноплановой электронной информации человек привыкает мыслить не последовательно, а мозаично, порой сочетая несовместимые вещи. Сегодня термин «глобальная деревня» используется как метафора применительно к Интернету: физическое расстояние между собеседниками здесь не играет существенной роли для общения, стираются не только пространство и время, но происходит и сближение культур, мировоззрений, традиций и ценностей. Из-за усовершенствованной скорости обмена информацией у людей появилась возможность читать информацию, распространять ее и реагировать на ситуацию в мире с гораздо большей скоростью. |