Тема урока Балет Р. К. Щедрина Карменсюита Подготовила учитель музыки Пекар А. С. 2016 г. Тема урока Балет Р. К. Щедрина Карменсюита
Скачать 25.74 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №8» Тема урока: «Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»» Подготовила: учитель музыки Пекар А. С. 2016 г. Тема урока: «Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»» Цели: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе; выяснить вопрос о современности затронутой в музыке темы любви. Задачи: - познакомить с творчеством выдающихся композиторов: Ж. Бизе и Р. Щедрина; - проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития; - выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств; - развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух,вокально-хоровые навыки; - воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать эстетический вкус на примерах музыки театрального жанра; - способствовать становлению позитивного отношения к классической музыке. Музыкальный материал: 1. Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты); 2. Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина. 3. Вступление к балету «Кармен-сюита» 4. Марш Тореадора 5. «Выход Кармен и Хабанера» 6. «Этот мир придуман не нами»» Оборудование: магнитофон, CD- записи, фортепиано, портреты композиторов-классиков, презентация. Ход урока: Организационный момент. Вступительное слово учителя. Учитель: Ребята, сегодня я вновь приглашаю всех в прекрасный мир музыки. Мир этот удивительно ярок и многообразен, он содержит в себе различные жанры. Это вокальная и инструментальная музыка, это камерная музыка, звучащая в небольших помещениях, музыка концертных залов-симфонии, концерты, сюиты и т.д. Сегодня же мы обратимся к музыке театрального жанра. Давайте вспомним, какие произведения относятся к этому жанру? ( Ответы) 1.Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент знакомого вам произведения. Послушайте и назовите его. Звучит отрывок из оперы «Кармен» Ж. Бизе II. Актуализация знаний. Учитель: Кто из вас назовёт произведение, отрывок которого сейчас прозвучал? -Опера «Кармен». Учитель: Да, звучал фрагмент самой популярной в мире оперы «Кармен». Учитель: Кто же автор оперы? Французский композитор Жорж Бизе. (Слайд 1) Учитель: Какое произведение послужило толчком к созданию оперы? Новелла Проспера Мериме «Кармен».( Слайд 2.) Учитель: Давайте вспомним сюжет оперы. Действие происходит в испанском городе Севилье в начале 19века. I действие. ( Слайд 3.) У табачной фабрики стоят в карауле солдаты, среди них сержант Хозе. В окружении молодых людей, работниц фабрики появляется цыганка Кармен и начинает говорить о любви. Солдаты, кавалеры уделяют ей знаки внимания, но она не обращает на них никакого внимания, подходит к Хозе и бросает ему цветок. Звенит фабричный колокол, возвещающий о начале работы. Работницы и Кармен уходят на фабрику, но через некоторое время между Кармен и работницами происходит серьёзная перепалка. Кармен арестовывают и под конвоем ведут в тюрьму, но та толкнула сержанта Хозе, он упал, а Кармен, воспользовавшись моментом,убежала. II действие. ( Слайд 4.) Прошло два месяца. В таверне Кармен вместе с подругами развлекает посетителей, среди них и капитан Сюньига. Он сообщает, что Хозе разжалован в солдаты из-за побега Кармен. Появляется тореадор Эскамильо и удивляется красоте Кармен, влюбившись в неё с первого взгляда. Входит Хозе, но слышатся звуки трубы, призывающей на вечернюю проверку. Вопреки приказу капитана, Хозе остаётся с Кармен и становится дезертиром, вступая в связь с контрабандистами. Капитана обезоруживают и выпроваживают. III действие. ( Слайд 5.) Происходит в горах недалеко от границы. Контрабандисты собираются на очередное дело. Хозе не по душе такое занятие. Между ним и Кармен, которая уже охладела к своему возлюбленному, начались размолвки и скандалы. Контрабандисты оставляют Хозе стеречь товар и уходят. 2. Вскоре появляется влюблённый в Кармен тореадор Эскамильо. Между ним и Хозе возникает ссора, переходящая в дуэль на кинжалах. Возвращаются контрабандисты и прекращают драку. IV действие. (Слайд 6.) Площадь перед цирком в Севилье. Идёт подготовка к бою быков. Появляется любимчик публики- тореадор Эскамильо. Толпа чуть ли не вносит его в цирк. Подруги сообщают Кармен, что за ней следит Хозе, но ей всё равно, ведь Кармен любит Эскамильо. Появляется Хозе. При выяснении отношений, он убивает Кармен. Так трагически заканчивается опера. Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему образ Кармен уже более нескольких веков привлекает и поэтов, и художников,и композиторов. Да-да, композиторов, вы не ослышались. Дело в том, что русский композитор Родион Константинович Щедрин тоже задумал создать образ Кармен на сцене, только не оперной, как у Бизе, а на балетной сцене. Давайте ещё раз вспомним, Что такое опера? (Ответ) Что такое балет? (Бале́тballet,отballo—танцую)—вид сценического искусства; спектакль, содержание котороговоплощается в музыкально-хореографических образах ). Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока. ( Слайд 7.) Балет «Кармен-сюита» Новое прочтение оперы Бизе. Какие цели, задачи мы поставим сегодня на уроке? Что бы вам хотелось выяснить, взять от этого урока? Совместное целеполагание. Ш. Изучение и объяснение нового материала. Краткая биография и характеристика творчества Р. Щедрина. (учащиеся) Давайте ещё раз обратим внимание на тему нашего урока «балет Кармен-сюита».А что такое «сюита»? (Ответ. Сюита-инструментальное произведение, которое состоит из нескольких разных по характеру номеров. ) (Слайд 9.) Так вот, в Кармен-сюите Щедрина 13 номеров и все они созданы с помощью транскрипции. Вспоминаем, что такое транскрипция? ( Ответ. Транскрипция- от латинского слова transcription- переписывание, переработка, переложение музыкального произведения.) Композитор перенёс действие на арену цирка. История любви и смерти Кармен, её жизнь воспринимается как своеобразная коррида, ставка которой-жизнь. Вся драматургия балета выстраивается на развитии трёх основных образов: Кармен, Хозе и тореадора Эскамильо (Слайд 10), раскрывая сильный, свободолюбивый и непокорный характер девушки цыганки. В отличие от оперы, в балете нет массовых сцен. Вместо конкретных людей- бесчувственные маски, которые окружают главных героев. Сейчас мы послушаем увертюру из оперы «Кармен» Ж. Бизе и вступление к балету Р Щедрина «Кармен -сюита» и сравним их. Но прежде-вопрос: что такое увертюра? ( Ответ. Увертюра-вступление к опере, балету, спектаклю,кинофильму. Слушание: Увертюра к опере «Кармен»Бизе Что стремился показать Бизе в увертюре? (Характер героев и сюжет оперы). Какие темы услышали? Их характер? Слушание. Вступление к балету «Кармен-сюита» Повторяет ли Щедрин в своём балете темы из оперы Бизе? Какая новая тема появляется во вступлении к балету? Какие инструменты использовал Щедрин? (Колокола) Почему? (Чтобы напомнить о трагическом финале) (Слайд11) Ещё Щедрин использовал музыкальный инструмент под названием виброфон, чтобы выделить мелодию. ( Виброфон- муз. Инструмент, похожий на ксилофон, но различается по-своему строению и звучанию) Физминутка Задание: подобрать правильное движение, соответствующее музыке. ( Звучит Марш Тореадора) Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить и напеть темы Кармен из оперы Бизе. А теперь послушайте музыкальные характеристики Кармен в балете. Учитель: Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? Что отличает звучание музыки Щедрина от оперных номеров? В чём проявляется оригинальность звучания оркестра? Какую главную тему раскрывают оба произведения: и опера, и балет? (Тема любви) Продолжением этой темы будет и наше хоровое пение. Хоровое пение Рефлексия. А сейчас я хочу узнать с каким настроением вы уходите с урока музыки. Не для кого не секрет, что символом любви является сердце. Сегодня я предлагаю вам выложить сердечка вот такими фишками. Если вам урок понравился, выкладываем контур красными фишками, если чувствуете неудовлетворение-синими. Итог урока. Обобщение. 1.С каким музыкальным произведениями мы сегодня познакомились? 2.Кто автор? 3.Какое произведение было взято за основу написания балета? 4.Какую историю раскрывают и опера, и балет?(Историю любви и гибели простых людей из народа- солдата Хозе и цыганки Кармен) 5.Какую главную тему раскрывает музыка Бизе и Щедрина? (Любовь) Родион Щедрин. Биография Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Oтец Щедринa был музыкантом. В довоенном детстве Родион Щедрин часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями: для собственного довольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что Щедрин рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке не проявлял. Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопрос о музыкальных занятиях Щедринa возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. В 1943 году Щедрин удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадта. Такие "акции" наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатская дисциплина может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в нахимовское училище. Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Васильевич Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласился, но попросил Александра Васильевича зачислить сына воспитанником: это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщение к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренние струны. И первые композиторские опыты были связаны с хором. По вечерам к учащимся неоднократно приезжали крупнейшие композиторы и исполнители - Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Гинзбург, Рихтер, Козловский, Гилельс, Флиер. В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования - это был, пожалуй, его первый успех в композиции. В 1950 году Щедрин стал студентом Московской консерватории. В консерватории Щедрин занимался сразу на двух факультетах - фортепианном и композиторском. С самого начала своего творчества Щедрин предпочитает выход на все новые и новые "орбиты". Экспериментатор и "рисковый человек" по натуре, Родион Щедрин начал с самого главного: с постижения художественного мышления своего народа. Он упорно учился мыслить и говорить на родном музыкальном языке, и язык добром отплатил ему за любовь и настойчивость. Впервые все это проявилось в Фортепианном концерте и в балете "Конек-Горбунок", созданных в середине 1950-х годов, потом появилось множество других музыкальных произведений: балеты: Конек-Горбунок» (по сказке П. П. Ершова, 1960) «Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе "«Кармен» , 1967) «Анна Каренина» (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, 1972) |