Главная страница

Абай урок 2 ИК. КСП_ИК_9_Абай_2. Тема урока Тема урока Абай Кунанбаев великий мыслитель Исследовательский вопрос Почему Абая Кунанбаева называли Хаким Абай


Скачать 189.63 Kb.
НазваниеТема урока Тема урока Абай Кунанбаев великий мыслитель Исследовательский вопрос Почему Абая Кунанбаева называли Хаким Абай
АнкорАбай урок 2 ИК
Дата28.03.2023
Размер189.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКСП_ИК_9_Абай_2.docx
ТипУрок
#1020070

Раздел:

Культура Казахстана

в XIХ- начале ХХ веков

ФИО учителя




Дата:




Присутствующие

Отсутствующие

Класс:










Тема урока

Тема урока: Абай Кунанбаев – великий мыслитель

Исследовательский вопрос:

Почему Абая Кунанбаева называли «Хаким Абай»?

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

7.2.2.2 – оценивать деятельность А. Кунанбаева как акына, мыслителя, общественного деятеля

Цели урока

- оценивать деятельность Абая Кунанбаева через понятия акын, общественный деятель, мыслитель;

- на основе произведений Абая Кунанбаева доказать , что поэт по праву зовется хакимом казахской степи.

Термины и понятия

Акын - Народный поэт-импровизатор и певец

Мыслитель - Человек, обладающий даром глубокого оригинального мышления

Общественный деятель – человек, занимающийся политическими, социальными нуждами общества

«Слова назидания» («Қара Сөз») - фундаментальное произведение казахского акына и просветителя Абая Кунанбаева, которое состоит из 45 кратких притч и философских трактатов

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Организационно-мотивационный.

Оргмомент

Целеполагание

Перекличка.

Проверка готовности к уроку.

Начать урок со слов Абая:

«Смотри, не заблудись и знай, куда идти.

Вот выходи сюда на верные пути,

Не хвастай, коль не учен,

Будь скромностью наделен.

Лишь знаньем жив человек,

Лишь знаньем движется век.

Лишь знанье – светоч сердец»

Как вы думаете, что хотел сказать автор?
С помощью презентации объясните учащимся цели и критерии оценивания данного урока.


Самостоятельная работа учеников.

Учащиеся говорят о том, что Абай говорил о главных ценностях человека: скромности и стремлении к учебе.
Записывают тему урока



ФО:

Взаимо-

оценивание


Презентация.

презентация



Теоретическо-практический

Рассказ учителя с опорой на презентацию.

Мы с вами знали, что Абай Кунанбаев, истинный сын Великой степи. Он автор многочисленных произведений, переводов Пушкина, Лермонтова и др. Сегодня мы сумели раскрыть Абая Кунанбаева как мыслителя и мудреца.

Как вы понимаете значение слов «Великий», «Знаменитый»? Какие качества позволяют стать знаменитым в наши дни?
Работа с текстом приложения 1

Задание к материалу:

1.Почему Абай считал, что у биев «нет основания требовать к себе уважения»? Какую особенность казахского общества XIX века показывает сложившаяся ситуация вокруг биев?

2.Что значит для Абая «бескорыстная преданность народу»?

3. Абай был глубоко верующим человеком, но пренебрежительно относился к муллам. Почему?

4. Что объединяла Абая Кунанбаева и Чокана Валиханова в их отношении к мусульманскому духовенству?

5.К чему призывает Абай обращаясь к народу со словами: «Почему злодеи сильны? Почему

бедняки недовольны?».

6. Актуальны ли идеи Абая в современном мире?

7. Почему в настоящее время возрос интерес к изучению наследия Абая?

8. Почему его философские размышления оказались понятными далеко за пределами Казахстана?

Организовать общее обсуждение: какие факты были известны, какие новые факты узнали, есть ли факты, которые вызывают у вас несогласие и т.д.
Интерпретация

Попросить учащихся создать синквейн о сути того о чем пишет Абай :

«Жизнь это основа достатка».

О чём речь в пословице этой, наверно о том,

Чтоб разумом жил человек.

Не жить просто так как собака и есть чтобы сладко,

А чтобы достаток свой смог заработать трудом,

И чтобы душа твоя не умерла за твой век

Задание 3. Внимательно прочтите одно из Слов Назидания Абая Кунабаева.

Слово Девятнадцатое:

Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает.
Слово Седьмое: невежды и кликуши

Ребенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое из них требует еды, питья и сна. Другое - тяга к познаниям. Младенец тянется к ярким вещам, берет их в рот, пробует на вкус, прикладывает к щеке. …теряет покой, спрашивая обо всем, что видят глаза и слышат уши: “Что это? Зачем это? Почему он так делает?”- это уже потребность души, желание все видеть, все слышать, всему учиться.

… Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, Не объяснив всего себе, человеку не стать человеком. И бытие души такого человека тогда ничем не разнится от бытия иного живого…
Подумайте, к чему призывает Абай в этом «Назидании»?

Почему важно стремление к познанию?

Актуальны ли «Слова Назидания» Абая в наше время?




Ученики высказывают свое мнение по вопросу учителя


Дескрипторы к заданию:

Выявляют те черты Абая, которые отражают то, что он стоял на голову выше той среды, которая его породила.

Дескриптор к заданию:

Определяют важное качество характера человека.

Учащиеся говорят о важности учебы для людей любого возраста, что «Слов назидания» до наших не утратили важности.


ФО: Комментарий учителя

ФО: Комментарий учителя

ФО. В ходе изучения текста учащиеся создают свои интеллект карты. Взаимооценивание.

ФО учителя

взаимооценивание





Презентация

Приложение № 1

презентация

Учебное задание

Задание 1

Подумайте, к чему призывает Абай в этом «Назидании»?

Почему важно стремление к познанию?

Актуальны ли «Слова Назидания» Абая в наше время?

Напишите эссе «Почему Абая называли «Хаким ата»

Задание 2

Заполните таблицу.



Задание 3



Учащиеся выполняют задания и отправляют учителю для проверки

ФО от 1 до 10 б

презентация

Рефлексивно-завершающий.












Приложение 1. Абай Кунанбаев.

Источник: История Казахстана в 5 томах. Т.3. Алматы., Атамұра., 2010 г. С. 535-540.

Демократические позиции Абая определяют и его отношение к деятельности старшин и биев. Хотя права биев и урезывались царскими властями, но в их руках еще сосредотачивалась значительная судебная власть, и казахское крестьянство, в большинстве, имело дело с ними. Решения тогдашних биев по многим вопросам полностью соответствовали интересам царских колонизаторов. Абай писал:

Перед начальством русским бий

Юлит и гнется, как лоза...

В своем подавляющем большинстве бии во времена Абая не могли себя вести иначе, потому что зачастую приобретали свое место благодаря взятке и подкупам. «А биям и старшинам, купившим свои места, нет основания требовать к себе уважения», — уточняет Абай. Пользуясь темнотой населения, его забитостью и невежством, бии всячески стремились извлечь выгоду. Они, говоря словами Абая, в основном «дурачили» народные массы. Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих близких и учениках он больше всего ценил бескорыстную преданность родному народу и защиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом сыне Абдрахмане, Абай, перечисляя достоинства его (смелость, искренность, благородство и жажду знаний), отмечает, что он «был защитником бедняков, был за честь и правду борцом».

Противоречие современного Абаю общества выразились в отношении его к духовенству. Будучи глубоко верующим, считая, что «богу присущи справедливость и любовь». Абай в то же время видел, что служители этой веры в Кзахстане – назначенные муллы были людьми, далекими от справедливости и чести. Большинство из них, как и бии, покупали свою должность и рассматривали ее как источник наживы. «вот мурз, дающих взятки и покупающих свое знание за взятки, очень много», - сокрушался он. Отношение к ярым поборником мусульманской религии у Абая явно пренебрежительное. Видя, что среди низ многие не знают даже намаза, не говоря о других тонкостях религии, Абай написал: «Я думаю, что нельза назвать казахов истинными мусульманами». Его отношение к мусульманскому духовенству созвучано с высказываниями Чокана Валиханова, который называл ярых поборников религии «вредными шарлатанами». Видя тяжелую жизнь народных масс, Абай не ограничивался обличением несправедливости, а требовал активных действий, направленных на исправление этой несправедливости. Обращаясь к обществу, он вопрошал: «почему злодеи сильны? Почему бедняки недовольны?».


написать администратору сайта