Сочинение Убиты под Москвой. Убиты под Москвой сочинение. Тема воспитания мужества в повести К. Воробьёва "Убиты под Москвой" Автор фронтовик, виднейший представитель лейтенантской прозы
Скачать 16.32 Kb.
|
Тема воспитания мужества в повести К. Воробьёва "Убиты под Москвой" Автор – фронтовик, виднейший представитель «лейтенантской прозы» в отечественной литературе. Её основные стороны: жестокая «окопная правда» о Великой Отечественной войне, изображение противоестественности и бесчеловечности войны, тема воспитания в человеке мужества и героизма в трагических испытаниях. В начале повести курсанты, еще необученные юнцы, воспринимают войну не в её суровой реальности, а как красивая игра, сходная с обстановкой учений, парадов: «Рота рассыпалась и падала по команде капитана – четкой и торжественно напряженной, как на параде». Но позже герои сталкиваются с суровыми реалиями войны. В разговоре с командиром пехотного полка осознают катастрофичную нехватку вооружения; при выполнении приказа рыть окопы сталкиваются с полным отсутствием необходимого инвентаря. Во время встречи с вышедшими из окружения, перед героями впервые наглядно встаёт вся страшная правда войны: «Накормите вот лучше людей! Двое суток, черт бы его драл... Я воевал не винтовкой, а дивизией, лейтенант!» Так, легкомысленная беспечность героев уступает место тяжкому недоумению перед неготовностью Красной армии к военным действиям, неразберихой и беспорядком. Один из главных образов повести - образ капитана Рюмина. Он предстает как мужественный предводитель своего войска. Курсанты видят в нем идеального бойца, стараются походить на него. Капитан всячески пытается защитить курсантов, в его понимании, лучшее средство для этого - сокрытие правды: о катастрофических потерях, о неразберихе в командовании, о быстрых успехах немцев. Поскольку нет никаких приказов сверху (они просто не дохожят), Рюмин отдает приказ атаковать ночью деревню, затем идти назад к своим. Такое решение обусловлено несколькими факторами: страх за преждевременный отход, боязнь объяснений, проявлением ультрагероизма. Капитан не может вынести мысли, что курсанты погибли из-за его ошибки. Рюмин утаил от роты, что впереди ждет окружение - значит, обрек солдат на верную гибель. “За это нас нельзя простить. Никогда!..” - Рюмин осознает преступление главного командования перед ястребком, перед мальчишками, их доверчивостью и влюбленностью в него, капитана. Благородство героя не позволяет ему оправдывать себя: следуя зову сердца, самостоятельно придумывает для себя наказание – самоубийство. Еще один образ – образ Алексея Ястребова, отличавшимся добросердечностью и дружелюбием. Юноша относится к товарищам с теплотой и добротой. Такое поведение – уже героизм, потому что люди на войне нередко теряют свой человеческий облик, не задумываются о нравственности. Эпизод с первым убитым Ястребовым немцем схож со сценой убийства австрийского солдата Григорием Мелеховым из романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон», - эти ярчайшие картины раскрывают истинный характер героев. Они осознают, что война делает из людей животных: им приказывают, и они идут и истребляют себе подобных. Первый бой был самым тяжелым для героев, он изменил их: сделал жестче, суровее. Но эти эпизоды ясно дают нам понять, что ни Григорий Мелехов, ни Алексей Ястребов не созданы убивать, причинять боль. В финале повести – поединок Ястребова с немецким танком: «Им владело одновременно несколько чувств, одинаково равных по силе, - оторопелое удивление перед тем, чему он был свидетелем в эти пять дней, и тайная радость оттого, что остался жив; желание как можно скорее увидеть своих и безотчетная боязнь этой встречи; горе, голод, усталость и ребяческая обида ... что никто не видел, как он сжег танк...». Так, «Убитыми» в повести оказываются: почти все герои - молодые московские курсанты; ложные иллюзии о войне; наивные мечты о красивых подвигах; вера в непогрешимость советской идеологии;надежды на быструю победу. Повесть К. Воробьёва – о жестокой реальности войны и подлинной цене воспитания в себе мужества вопреки трагическим обстоятельствам. |