Опросник рефлексия. Тема. Восприятие и понимание человека человеком и особенности активизации рефлексивного механизма
Скачать 21.61 Kb.
|
Тема. Восприятие и понимание человека человеком и особенности активизации рефлексивного механизма Цель работы. Определить степень общей рефлексивности испытуемого, степень рефлексивности в предметной и социально- психологической сфере, а также направленность рефлексивности (склонности к активизации рефлексии определенного вида). Инструкция. Прочитайте предложенные вам вопросы и запишите рядом с номерами вопросов тот вариант ответа, который, как вам кажется, в наибольшей мере подходит для описания вашего типичного поведения. 1. Бывает ли, что Вы наблюдаете за своим поведением как бы со стороны, как за поведением третьего лица? 2. Когда Вы осваиваете новое действие, часто ли вы останавливаетесь, чтобы проверить - правильно ли вы все делаете? (например, когда выполняете задание по новой методике или печете новый пирог?) 3. Если вам случается наблюдать за собой, то что вам больше нравится фиксировать: а) скорее свои ощущения, переживания, оттенки чувств, настроения; б) скорее конкретные действия, принципы действий, успехи, неудачи, результаты; Выберите один из пунктов или, если вам не нравится формулировка, придумайте свою. 4. Часто ли Вы наблюдаете за собой со стороны? а) часто б) иногда в) почти никогда 5) Часто ли вы опаздываете? а) иногда б) никогда 6. Когда Вы выполняете знакомое вам дело, часто ли вы перепроверяете свои действия, сверяясь с известным Вам образцом? 7. Часто ли Вам случается подмечать оттенки своего настроения, чувств, ощущений? а)часто б)иногда в)почти никогда 8. Если бы вам в конце "бурного" дня предложили бы его описать, то Вы бы скорее обратили свое внимание (остановились бы в своем описании) на : а) конкретных событиях б) конкретных ощущениях, переживаниях 9. Вам в своей жизни приходилось когда-нибудь лгать? а)иногда б)никогда 10. Часто ли вы наблюдаете как бы "со стороны" за теми людьми, с которыми в данный момент общаетесь? а) часто б) иногда в) почти никогда 11. Бывает ли, что Вы пытаетесь предсказывать реакции разных людей, о которых у вас имеется какое-то представление (но при этом Вы совсем не обязательно знакомы с ними лично) на различные события : а) часто б) иногда в) почти никогда 12. Случалось ли с Вами, что вы сопоставляли фразы, произносимые вашим собеседником, с ваши общим представлением о нем (чтобы лучше его понять), когда ваш разговор имел обычный характер: а) часто б) иногда в) почти никогда 13. Ссорились ли Вы когда-нибудь с родителями? а) иногда б) никогда 14. Случалось ли Вам делать попытки угадывать реакции знакомых Вам людей на Ваши действия, поступки, слова, на Ваше поведение в целом? а) часто б) иногда в) почти никогда 15. Бывает ли, что Вы сопоставляете фразы, произносимые Вашим собеседником с Вашим общим представлением о нем, чтобы лучше его понять, когда сам разговор для Вас чрезвычайно значим (близок к выяснению отношению)? а) часто б) иногда в) почти никогда 16. Если собеседник не понимает объяснение проблемы с Вашей точки зрения, легко ли Вы меняете стиль и конструкцию изложения, стараясь говорить с ним как бы на его языке, если разговор идет о профессиональных вопросах? а) легко б) это занимает много времени в) это почти невозможно 17. Ездили ли Вы когда-нибудь в общественном транспорте без билета? а) иногда б) никогда 18. Склонны ли Вы каким-то образом пытаться связывать события конкретного дня с различными событиями, происшествиями из Вашего прошлого опыта? а) часто б) иногда в) почти никогда 19. По прочтении технического (специального) текста смогли бы Вы легко перейти к изложению его своими словами, внося в пересказ собственные смыслы, штрихи, замечания: а) легко б) это займет некоторое время в) это очень сложно 20. Если собеседник не понимает "ваш язык", ваше изложение вопроса, можете ли Вы легко и быстро изменить стиль и конструкцию изложения, стараясь говорить "его языком", когда Вы обсуждаете жизненные, общечеловеческие проблемы: а) легко б) это займет некоторое время в) это очень сложно 21. Бывало ли, что вы прогуливали занятия(в школе, в институте)? а) иногда в) никогда 22. Случалось ли Вам искать связи, аналогии, точки соприкосновения между словами собеседника и вашим представлением о нем, чтобы лучше его понять или подтвердить свои взгляды, выводы относительно данного человека? а) часто б) иногда в) почти никогда 23. При прочтении гуманитарного текста (научного, художественного, литературного), смогли бы Вы легко и быстро перейти к изложению его своими словами, внося собственные пояснения: а) легко б) это займет некоторое время в) это очень сложно 24. При получении новой информации (например, в чисто профессиональном плане- специальные знания) часто ли вы увязываете ее с уже имеющейся системой профессиональных знаний, со сложившимся профессиональным мировоззрением? а) часто б) иногда в) почти никогда 25. Переходили ли вы когда-нибудь дорогу на красный свет : а) иногда б) никогда 26. Если Вы попадаете впросак на экзамене (вдруг в середине ответа Вы понимаете, что преподаватель имел ввиду нечто совершенно другое), склонны ли вы впоследствии переработать весь материал: а) часто б) иногда в) почти никогда 27. Если люди вас удивляют (как приятно, так и неприятно), то есть совершают нечто не вписывающееся в ваше представление о них, стараетесь ли вы перестраивать свое представление, связывая моменты из прошлого опыта с вновь появившимся: а) часто б) иногда в) почти никогда 28. Если на предыдущий вопрос Вы ответили близко к "да", то обычно вы: а) перестраиваете свое прежнее целиком, доверяя больше новой информации б) стараетесь сгладить произведенное впечатление, продолжая придерживаться прежних взглядов; 29. Вы никогда не шумели в классе, даже когда не было учителя? а)иногда б)никогда 30. Случались ли с Вами такие случаи, что вы в своей жизни встречались с людьми, которые своим поведением (внешне, манерами, стилем общения) напоминали бы вам ваших прежних знакомых, казались в каком-то смысле их "двойниками"? а) иногда б) никогда 31. Вы всегда все делает так, как Вам говорят? а) не всегда б) всегда 32. В том случае, когда Вам предоставляют новые профессиональные знания, стараетесь ли Вы пересечь их с уже имеющимися, находя между ними общие черты, особенности. связи, взаимовлияния? а) часто б) иногда в) никогда 33. Когда вы смотрите кино, склонны ли вы забегая вперед, домысливать фразы. которые могут быть произнесены персонажами, их действия, развитие отношений: а) часто б) иногда в) почти никогда 34. Вы считаете себя:(Вам легче даются) а) скорее "технарем" б) скорее "гуманитаром" 35. Вы никогда и ни в чем не делали ошибок: а)иногда б)никогда 36.Вам интереснее заниматься: а) техническими науками б) гуманитарными 37. Если под успешностью в профессиональной подготовке считать скорее прочные знания, а не оценки (как показатель), то Вы себя скорее считаете: а) успешным б) неуспешным 38. Если под успешностью в общении считать умение отстоять свою точку зрения и сохранение дружеских отношений с окружающими, то вы себя считаете скорее успешным : а) в первом б) во втором 39. Довольны ли Вы на данном этапе тем профессиональным выбором, который Вы сделали ? а) да б) нет 40. Нравится ли вам сам процесс обучения? Обработка результатов. Ключи к авторскому опроснику определения особенностей активизации рефлексии. 1. Шкала лжи. Вопросы 5,9,13,17,21,25,29,31,35 2. Степень общей рефлексивности. Вопросы: 1,2,4,6,7,10,11,12,14,15,18,22,24,26,27,30,32,33 За ответы: (А)- 2 балла; (Б)-1 балл; (В)-0 балл 3. Степень рефлексивности в предметной области. 2,6,24,32 (контрольная функция) (А)- 2 балла;,(Б)- 1 балл, (В)- 0 балл Вопросы: 3 -() -2 балл ; (А) - 0 балл ; 8 -(А)- 2 балл ; (Б) - 0 балл В работе с модифицированным опросником в этой шкале учитываются баллы испытуемого, полученные при ответах на 3,5,7,9,10,11,14,15 прил 15. 3 активизации рефлексии в предметной области. Вопросы 2,6,24,32,3,8 (обра как в пункте 3) 16,19,26 (конс функция) (А)- 2 ; (Б)- 1 ба , (В) - 0 балл ; Для определения склонности к определенному виду рефлексии по этой шкале находится отношение общего числа набранных баллов по всем вопросам к общему числу вопросов в шкале; 4. Степень рефлексивности в социально-психологической сфере. Контрольная функция. Вопросы:10,11,12,14,15,22 За отв : (А)- 2 балл (Б)- 1 балл (В) -0 балл 3,30 (А)- 2 балл , (Б)- 0 балл : Вопросы 8,28 (Б)- 2 балл , (А)- 0 балл ; 4 . Ч активизации социально -психологической рефлексии. Вопросы 10,11,12,14,15,22(обра как в пункте 4) Конструктивная функция: За ответы (А)- 2 (Б)- 1 балл (В)- 0 балл 28 (А)- 2 бал Для определения склонности к определенному виду рефлексии по этой шкале находят отношение общего числа набранных баллов по всем вопросам к общему числу вопросов; Сопоставляются отношения, полученные при подсчете баллов по третьей и четвертой шкалам. Если большим оказывается отношение по третьей шкале - испытуемый склонен к предметному виду рефлексии ; если по четвертой - испытуемый склонен к социально-психологической рефлексии; Интерпретация полученных данных Необходимость применения рефлексивного анализа, как правило, связана с возникновением каких-либо проблем при использовании стандартных приемов решения различных задач, а также в нестандартных ситуациях, когда обычные способы решения или оценки неприменимы. Диагностика направленности рефлексивности при помощи авторской методики позволяет определить склонность анализировать в таких ситуациях определенные аспекты: склонные к предметному виду рефлексии связана с остановкой и пересмотром самих способов решения, склонность к социально-психологической рефлексии предполагает обращение к переосмыслению собственных чувств или переживаний другого. Склонность обращаться к социально- психологической рефлексии, возможно, связана с развитием у человека неблагоприятных психических состояний, спровоцированных проявившейся проблемой, а содержание рефлексии – в данном случае – отражение процесса его корректировки. Обращение же к рефлексии предметной – это признак психологической устойчивости, стрессоустойчивости, которая проявляется в анализе ошибок и их исправлении, а не в попытке контролировать чувства. Склонность к предметной рефлексии также в большей мере связана с адекватностью межличностной и внутриличностной рефлексии. То есть склонность анализировать способы решения задач может рассматриваться как показатель более высокого уровня развития социально-психологической рефлексии. Напротив, склонность к рефлексии в социально-психологической сфере связана с меньшей адекватностью всех уровней личностной рефлексии и зацикленностью на использовании контрольной функции рефлексии в ситуации, когда необходима функция конструктивная. На основе полученных в диссертационном исследовании данных был сделан вывод о защитной функции склонности рефлексии в социально-психологической сфере. Данный защитный механизм- есть вид рационализации, а выражается он в прибегании к постоянному подтверждению собственных рефлексивных ожиданий или фиксации на определенном отношении к ситуации взамен перехода к предметно- рефлексивной позиции по отношению к собственной деятельности. Склонные к предметной рефлексии также чаще демонстрируют активизацию конструктивную функцию предметной рефлексии (то есть такие тестируемые предпочитают при возникновении проблем в познавательной и созидательной деятельности не контролировать и перепроверять используемые отработанные приемы, а конструировать самостоятельно новые). Контрольные вопросы: Человек, постоянно сомневающийся в своих решениях, переосмысляющий смысл произведенного действия или мучающийся соответствием его задуманному, обладает скорее: А) высоким уровнем рефлексивности б) низким уровнем Человек, который в большинстве даже проблемных ситуаций прибегает к анализу правильности исполнения действий, проверке системы их контроля склонен скорее: А) к предметной рефлексии б) к социально- психологической Тема. Общение как восприятие и понимание человека человеком. Рефлексия. Часть 1. Теоретические основы. Механизмы социальной перцепции: рефлексия, эмпатия, атрибуция. Одним из важнейших механизмов саморегуляции и социальной перцепции является рефлексия. Рефлексия- это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности. Именно рефлексия выводит человека из сиюминутного временного пространства, заставляя его обратиться к прошлому с целью отражения в сознании уже происшедших событий со стороны, находясь “над ситуацией”. Подчас временной интервал между действием и его отображением, осознанием так мал, что может слагаться впечатление об их одновременности. Поэтому-то рефлексию рассматривают как способность человека совершать какие-либо действия или поступки и при этом фиксировать в сознании каждую деталь, то есть одновременно быть “исполнителем” действия и его “наблюдателем”. Некоторая база для рефлексии есть у человека уже во младенческом возрасте. Даже ребенок способен к выделению самого себя из окружающего пространства, т.е. способен к самоощущению, но человек не рождается сразу с готовой способностью отслеживать и оценивать собственные поступки и личностные качества. Этапы развития рефлексивного механизма (в социально- психологической сфере) можно представить в следующем виде: Развитие социально-психологической рефлексии. Основные этапы. 1 фаза. Доличностная рефлексия. Этап, на котором окружающие люди оценивают личность рефлексирующего, приписывают ему определенные личностные качества, дают оценки его поступкам. У носителя доличностной рефлексии развернутого интереса к собственной личности нет. Этот этап можно условно именовать как: ДРУГОЙ как Я, т.е. другие люди создают нашу личность и анализируют для нас, для нашего понимания, приближения к познанию собственной личности свою. На этом этапе у человека накапливаются обобщенные представления о поведении в обществе, о правилах взаимодействия, о личности в целом. (онтогенетически -эту фазу развития рефлексии человек проходит в дошкольным возрасте). В более зрелом возрасте человек может возвращаться при оценке определенных событий на эту фазу развития рефлексивного механизма. (Например, просит других помочь ему разобраться в собственных чувствах, и при этом как ребенок доверяет предложенному ему решению). Рефлексия на данном этапе важна прежде всего как основа для осознания и обозначения в будущем границы между собственной личностью и личностью другого, разделения мира собственного и чужого “Я”. Социальное окружение, помогая человеку создать представление о собственной личности, на самом деле далеко не всегда стремится на самом деле ее понять. Чаще всего окружающие при этом пользуются механизмом атрибуции (механизма приписывания). 2 фаза . Личностная рефлексия. Состоит из трех глобальных этапов: - оценка собственных поступков и действий в соответствии с известными социальными нормами и стандартами (дал книгу- не дал, дал списать- не дал); - оценка отдельных личностных свойств на основе отслеживания целого ряда поступков (я- жадный, я щедрый); - оценка личности в целом на основе знания совокупности , принадлежащих свобственной личности свойств; Этот этап условно называется: Я как Я и Я как ДРУГОЙ. На этом этапе человек познает собственную личность и при этом учится и других понимать через призму собственной личности. Беда в том, что оценка других через себя мешает увидеть, понять и принять непохожесть, отличность от себя других, делая их просто “плохими” на фоне нашей замечательной единственно эталонной личности. Оценка личности при помощи личностной рефлексии часто связана с первоначальным привлечением для понимания другого такого механизма социальной перцепции как эмпатия. Эмпатия позволяет нам отождествиться с другим человеком , ощутить те же или сходные с переживаниями другого чувства. Рефлексия же позволяет нам осознать эти переживания, вербализовать их, продекларировать для других. 3 фаза. Межличностная рефлексия. Эту фазу условно надо бы назвать : ДРУГОЙ как ДРУГОЙ. Т.е. на этом этапе человек учится видеть мир через систему классификаций, понимать причины различий и принимать их. Межличностная рефлексия может формироваться или только у человека с богатым социальным опытом, вынужденным познать и проанализировать огромное число людей, или при помощи изучения и анализа научной литературы по психологии. Понимание другого через использование межличностной рефлексии предполагает и границы Каждый человек в силу особенностей своего психического развития и социального опыта, проходя эти фазы, может остановиться на определенном этапе. |