Главная страница
Навигация по странице:

  • «Культурная революция» в 1920-е гг.

  • Цели культурной революции.

  • Начало ликвидации неграмотности.

  • Отношение власти к гуманитарной интеллигенции.

  • Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции.

  • Школьная система 1920-х гг.

  • Государство и церковь в

  • Литература и искусство в 1920-е гг.

  • Завершение «культурной революции» в 1930-е годы. Наука.

  • Литература и искусство 1930-х гг.

  • история россии. Тема Восточные славяне


    Скачать 1.34 Mb.
    НазваниеТема Восточные славяне
    Анкористория россии
    Дата22.04.2023
    Размер1.34 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаISTORIYa_ROSSII.doc
    ТипДокументы
    #1080876
    страница14 из 26
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   26

    53. Культурная жизнь в СССР в 1920–1930-е годы.

    Культура рус­ского зарубежья
    В культуре 1920–1930-х гг. можно выделить три направления:

    1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

    2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.

    3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).
    «Культурная революция» в 1920-е гг.

    Культурная революциясовокупность изменений в духовной жизни общества, осуществлённых в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В. И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».

    Цели культурной революции.

    1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

    2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

    3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

    4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

    5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

    6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

    Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 г. был принят дек­рет Совнаркома «О ликвида­ции неграмотности». В 1923 г. учреждено обще­ство «Долой не­грамот­ность» во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым. От­крылись тысячи изб-читален, где обу­чались взрослые и дети. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.

    Наука. Власть стреми­лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко­номического потенциала Советского государства. Под руко­водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома­лии, раз­ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде­мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль­нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра­кетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн­дер. С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо­ложник самолётостроения Н.Е. Жу­ковский. В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент – Н.И. Вавилов).

    Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли­генции участ­вовать в политической жизни, влиять на об­щественное созна­ние. В 1921 г. упразднили автономию высших учеб­ных заведений. Про­фессоров и препо­давателей, не разде­лявших коммунистические убеж­дения, увольняли.

    В 1921 г. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о «Петроградской боевой организации». Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в том числе профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв. Был расстрелян 61 человек, в том числе Гумилёв.

    В 1922 г. был создан специальный цензурный коми­тет – Главлит, осуществлявший контроль за «враждеб­ными вы­падами» против по­литики правящей партии. Затем создан Главрепет­ком – комитет по контролю репертуаров театров.

    В 1922 г. по инициативе В.И. Ленина и Л. Д. Троцкого на двух «философских паро­ходах» из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных вид­ных учёных и деятелей культуры – философы Н.А. Бердяев, С.Н. Бул­гаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др. Был выслан П.А. Со­рокин (он учился в Ивановском крае, – впоследствии – крупнейший социолог США).

    В 1923 г. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от «анти­советских и антиху­дожественных книг». В их число попали даже произве­дения античного философа Пла­тона и Л.Н. Толстого. К сер. 1920-х гг. были закрыты ча­стные книгоизда­тельства и журналы.

    Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции.ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безогово­рочно пре­данной режиму. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, – заявлял Н.И. Бухарин. – И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабаты­вать её, как на фабрике». В 1918 г. были отменены вступитель­ные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и уни­вер­ситеты (к 1927 г. – 148, в дорево­люционное время – 95). Например, в 1918 г. был открыт политехниче­ский институт в Иваново-Возне­сенске. С 1919 г. в вузах были созданы рабочие фа­культеты (раб­факи) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей средне­го образования. К 1925 г. выпускники рабфа­ков со­ставляли половину студентов. Вы­ходцам из бур­жуазно-дворянских и интеллигентских «соци­ально чуждых» слоёв доступ к высшему об­разованию был затруднён.

    Школьная система 1920-х гг. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.

    Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту­пеней (1-я ступень – че­тыре года, 2-я – пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи­стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти­рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще­ствове­дение.

    Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921–1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать цер­ков­ные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Возникла борьба между «староцерковниками» (пат­риарх Тихон) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, пат­риаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр, но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митропо­лит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митро­полит Иосиф. Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.

    Литература и искусство в 1920-е гг.Продолжали публиковать свои произве­дения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ах­ма­това, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вах­тангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали вы­ставки последователи «Мира искус­ства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художни­ков (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.). Рево­люция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока, С.А. Есенина. Большую актив­ность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, кубизма, кон­структивизма – в живописи, театре, архитек­туре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).

    Возникает множество новых литературных груп­п и организаций:

    -группа «Серапионовы братья» (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Фе­дин и др.) искала новые художест­венные формы отражения послереволюционной жизни страны;

    -группа «Перевал» (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.

    Возникли литературно-художествен­ные объединения пролетарско-большевистской коммунистичес­кой ориентации:

    -Пролеткульт (1917–1932 г.) – формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский, Демьян Бедный);

    -литературная группа «Кузница» (1920–1931 гг.), вошла в РАПП;

    -Российская ассоциация пролетарских писа­телей (РАПП), (1925–1932 гг.) используя лозунг «партийности литературы» боролась с другими группами. Издавала журнал «На посту»;

    -группа ЛЕФ «Левый фронт искусств» (1922–1929 гг.) – поэты В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта, издавали журнал «ЛЕФ».

    Эти группы подвергли травле бес­партийных деятелей культуры, называя их «внутренними эмигран­тами» за укло­нение от воспевания «героики револю­ционных свершений». Критико­вались также «попут­чики» – литера­торы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие «ко­ле­бания» (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).
    Завершение «культурной революции» в 1930-е годы.

    Наука.В сфере науки царили унификация и регламента­ция. Была ликвидирована автономия Академии Наук. История была коренным образом переработана и превра­щена, по выражению Сталина, в «грозное оружие в борьбе за со­циализм». В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», ставший универсаль­ной книгой для школ и вузов. Он объяснял с точки зрения исторического ма­териализма советское настоящее как апофеоз всего прошлого развития человечества и рисовал прекрасное будущее.

    Наиболее известные учёные:

    -физика (П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе, С. А. Чаплыгин);

    -математика (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш);

    -физиология (И. П. Павлов); биология (Н. И. Вавилов);

    -селекция растений (И. В. Мичурин); -химия (Н. Д. Зелинский);

    -геохимия и био­химия, теория ноосферы (В. И. Вернадский).

    И. Д. Па­панин изучал Арктику на дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1». Сверх­дальние пере­лёты совершили лётчики В. П. Чкалов, М. М. Громов, В. С. Гри­­зодубова и др.С 1924 г. началось регулярное радиовещание, а с 1939 г. – телевизионное вещание.

    С кон. 1930-х гг. в науке утвердилась лысéнковщина (по фами­лии созда­теля псевдонаучного «мичуринского учения» академика Т. Д. Лысенко, пользовавшегося поддержкой Сталина). Генетика была провозглашена «на­цистской наукой», генетикН. И. Вавилов был репрес­сирован. Репрессиям подверглись С. П. Королёв, Л. Д. Ландау, А. Н. Тýполев и другие талантливые учёные.

    Просвещение.Госу­дарство, испытывая нужду в квалифици­ро­ван­ных кадрах, открыло сотни но­вых вузов, где обучалось в 6 раз больше студентов, чем в царской России. Среди студентов доля выходцев из рабочих составляла 52 %, из крестьян – 17 %.

    В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование (в городах – обязательное семилетнее). В 1931 г. возвращены старые методы обучения (уроки, предметы, оценки). В 1934 г. введены: начальная школа –1-4 классы, неполная средняя –1-7 классы, сред­няя –1-10 классы. В 1934 г. восстановлено пре­по­да­вание ис­тории (но только в большевистском толковании, по «Крат­кому курсу истории ВКП(б)»). К 1939 г. негра­мот­ность была преодолена (87 % грамотных). К концу 1930-х гг. свою письменность получили 46 народов, ранее её не имевшие.

    Литература и искусство 1930-х гг. Постановление ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных ор­ганиза­ций» ликвидировало многочисленные группы и объединения масте­ров литературы и искусства. Их место заняли подконтрольные ВКП(б) творческие союзы: Союз композиторов (1932 г.), Союз ар­хитекторов (1932 г.), Союз художни­ков (1932 г.), Союз писателей (1934 г.). Главным творческим направлением провозглашён со­циалистический реализм, тре­бовавший служения зада­чам «воспитания трудящихся в духе социализма» (крупнейший представи­тель – Максим Горький), возглавивший СП СССР. В литературе и искусстве основными стали темы революции 1917 г. и Гражданской войны. Произошла канонизация образов Ленина и Сталина.

    Советскими архитекторами были построены: плотина Днепрогэса (архитекторы – уроженцы Ивановской обл. братья Л., В. и А. Весни­ны), Мавзолей В. И. Ленина (А. Щýсев), театр Красной Армии (К. Алабян и В.Н. Симбирцев), Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВДНХ), станции московского метрополитена, Крымский мост через Мо­сква-реку и др. В это же время в 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя, уничтожены Чудов и Воскресенский монастыри Московского Кремля, Сухарева башня, Красные ворота, разрушены памятники царям и т.д. На нужды индустриализации были распроданы ценнейшие экспонаты Эрмитажа и других музеев. В результате Эрмитаж по богатству собраний с 3-го места в мире скатился на 17-е.

    Выдающиеся деятели искусства 1930-х годов:

    -композиторы С. Прокофьев (1891–1953), Д. Шостакович (1906–1975), И. Дунаев­ский (1900–1955);

    -скульпторы В. И. Мухина («Рабочий и колхозница»), И. Д. Шад­р («Булыжник – оружие пролетариата»);

    -художники М. В. Греков («Тачанка»), Б. В. Иогансон («Допрос коммунистов»), К. С. Петров-Водкин (Смерть комиссара»);

    -театральные режиссёры К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Дáнченко, В. Э. Мейерхольд,Е. Б. Вахтангов, драматург М. А. Булгаков (пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»).

    -актёр В. И. Качалов, певец-тенор Л.В. Сóбинов.

    Активно развивался кинематограф. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», сказал В. И. Ленин. Появились звуковые фильмы «Путёвка в жизнь» режиссёра Н. Экка, «Семеро смелых» С. Ге­раси­мова, «Чапаев» С. и Г. Васильевых,«Бро­неносец "По­тёмкин"», «Александр Невский», «Иван Грозный»С. Эйзенштейна, «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»Г. Александрова, «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»М. Рóмма и др. Популярны были артисты Н. Черкасов (1903–1966), Б. Бабочкин (1904–1975), М. Жаров (1899–1981), Ф. Раневская (1896–1884), И. Ильинский (1901–1987), Н. Крючков (1911–1994) и др.

    Несмотря на идеологический диктат, в 1920-1930-е гг. были созданы выдающиея про­изведения: романы «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Железный поток» А. Серафимовича, «Жизнь Клима Самгина» А. Горького, «Разгром» А. Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка и др. Были популярны детские писатели – С. Михалков (1913–2009), С. Маршак (1887–1964), К. Чуковский (1882–1969), А. Гайдар (1904–1941) и др.

    В то же время подвергались гонениям писатели и по­эты М. Булгаков, С. Есенин, Е. Замя­ти­н, А. Платонов, художники П. Корин, К. Малевич, П. Фи­лонов. Были репрессированы О. Мандельштам, Б. Пиль­няк, И. Бабель и др.

    В декабре 1935 г. по инициативе партийного деятеля Павла Постышева (1887–1939) в СССР была восстановлена традиция новогодней ёлки (ранее была запрещена как «буржуазный пережиток»).

    Русское зарубежье.В революцию и Гражданскую войну около 2 млн. россиян, в том числе многие представители куль­турной и политической элиты, покинули страну. Центрами культуры русской эмиграции были: Париж, Берлин, Прага, Белград, на востоке – Харбин (Китай). В Париже возникли объединения российских земских и городских деятелей (Земгор). С их помощью создавались русскоязычные школы и гимназии. Русская гимназия в Париже просущест­вовала 40 лет.

    За рубежом продолжили научную работу многие российские учёные. Авиа­конструктор И. Сикорский (1889–1972) создал в США фирму по производ­ству вертолё­тов. Инженер-судостроитель В. Юркевич (1885–1964) – конструктор крупнейших французских пассажирских кораблей «Ат­лантик» и «Норман­дия». В. Зворыкин (1889–1982) является изобретателем кинескопа и одним из создателей телевидения в США.

    В Праге в 1921 г. группа эмигрантов опубликовала сборник «Смена вех». По его названию возникает сменовеховство – общественно-поли­тиче­ское те­чение в среде русской эмиграции. Идеологи сменовеховства (Н. Устрялов и др.) под влиянием НЭПа надеялись на перерож­дение большевизма, призы­вали интеллигенцию к возвращению в Россию.

    Наиболее крупные деятели русской культурной эмиграции:

    -писатели и поэты А. И. Куприн, И. А. Бунин, М. И. Цветаева, Д. С. Мережковский, З. Н. Ги́ппиус, К. Д. Бальмонт, Е. И. Замя­ти­н. М. Горький в 1921–1928 гг. жил в эмиграции на о. Кáпри (Италия);

    -художники К.А. Коровин, А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, Л.С. Бакст, В.В. Кандинский, М.З. Шагáл, скульптор С.Т. Конёнков;

    -композиторы С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский;

    -пе­вец-бас Ф.И. Шаляпин, балерина А.П. Павлова;

    Впоследствии в Россию вернулись: А. Куприн, М. Цве­таева, А. Толстой, М. Горький, С. Конёнков и др.

    Культура русского зарубежья, развиваясь вдали от Родины, являлась неотъемлемой частью общерус­ской культуры.
    Таким образом, в результате осуществления культурной революции были достигнуты опредёленные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения составила 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. человек; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии, согласно официальной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире.

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   26


    написать администратору сайта