Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат по дисциплине “Философия”Тема:” Духовная сфера жизни общества ” Выполнил

  • 1. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

  • 2. Общественное сознание как основной элемент духовный сферы жизни общества

  • ЛИТЕРАТУРА 1

  • реферат Духовная сфера жизни общества. Реферат по Философии. Духовная сфера жизни общества


    Скачать 40.85 Kb.
    НазваниеДуховная сфера жизни общества
    Анкорреферат Духовная сфера жизни общества
    Дата26.04.2022
    Размер40.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат по Философии.docx
    ТипРеферат
    #498977


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    «Казанский государственный архитектурно-строительный

    университет» (КГАСУ)

    Кафедра истории и философии

    Реферат

    по дисциплине “Философия”

    Тема:”Духовная сфера жизни общества

    Выполнил: ст. гр. 7АД03

    Тахавеев Л.Р

    Работу проверил: доц.каф.истории и фил.

    Гайнуллина.Л .Ф

    Казань 2018

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………...3

    1.Структура и динамика духовной жизни общества……………………4

    1.1 Исследование духовной жизни общества……………………………4

    1.2 Духовная жизнь как система………………………………………….8

    2.Общественное сознание как основной элемент духовной сферы жизни общества…………………………………………………………………….9

    2.1 Понятие общественного и индивидуального сознания……………..9

    2.2 Обыденно-практический и теоретический уровни сознания……….11

    2.3 Общественная психология и идеология………………………………12

    2.4 Понятие нравственного сознания и морали………………………….13

    Заключение………………………………………………………………….16

    Литература…………………………………………………………………..17

    ВВЕДЕНИЕ

    Окружающий мир, который изучают естественные науки, сложен и прекрасен. Мы знаем, теперь, как устроены атомы и элементарные частицы. Много известно и о видимой Вселенной. Человек благодаря современной технологии вышел в космос и создал компьютеры, совершающие миллиарды и триллионы операций в секунду, способные решать задачи, которые без вычислительной техники вообще нельзя было бы решить. Но все действия человека, все его поступки очень противоречивы, разнородны, разнообразны и часто отрицают друг друга. Познать человека и человеческое общество совсем нелегко. Самопознание окружающего мира приобретает смысл и значение лишь при условии, что мы сможем ответить на вопрос, зачем это познание нужно, что оно дает человечеству. Ни одна из специальных наук не дает, да и не может дать такого ответа. В то же время мы уже знаем, что познание мира осуществляется человеком и ради удовлетворения его потребностей.

    Мир, следовательно, нельзя познать, не поняв, в чем эти потребности, в чем смысл человеческого бытия, и наоборот, нельзя понять человека, не поняв мира, ибо человек - частица его, венец его длительного и сложного развития. Таким образом, оказывается, что решить две порознь взятые задачи - познать мир, отделенный от человека, и человека, противостоящего миру и отдельного от него, - совершенно невозможно.

    1. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    1.1. Исследование духовной жизни общества.

    Социальная философия ставит своей целью осмысление сущности общества в целом, его отношение к человеку и личности - к обществу. Социальная онтология выдвигает вопрос: «Что такое общественное бытие, что есть общество?» Социальная методология задается вопросами: «Как развивается и функционирует общество? Каковы источники социальных процессов, происходящих в нем? Есть ли у людей возможности воздействовать на общественные отношения и процессы в своих интересах?» Социальная гносеология критически рассматривает сам процесс познания, степень его соответствия социальной действительности, т.е. отвечает на вопрос: «Познаваемо ли общество?» Все это вместе составляет структурно-функциональный и гносеологический анализ общества средствами философского осмысления.

    Гносеологический подход при объяснении сущности духовного нацеливает на выяснения отношений духовной реальности к вне духовной сфере, на определение отношения субъективного мира к объективному. Но содержательная предметность духовного есть предметность особого рода. Она отлична от предметности внеположного человеку мира и является по своему характеру гуманизированная предметность мира духовных явлений означает, что предметности объективного мира в явлениях человеческого духа предстают в человеческом измерении, освоены в форме человеческих отношений. Марксизм положил начало традиции выводить духовное не просто из предметного мира, а из мира и характера социальных отношений людей. Социологический подход к феномену духовного позволяет понять созидающую, культурно-творческую роль духовного в общественном организме, в социуме. Духовное не просто восприемник материального, не просто иная форма существования материального.

    Духовная жизнь - это жизнь, полнокровная реальность, а не бледный отблеск. Духовная жизнь потому является необходимой реальностью в общественной жизни и в социальном прогрессе, что в сфере духовного люди идеально созидают свои общественные отношения, строят и проектируют их в идеальной форме. «Религия, философия, мораль, искусство, наука и т.д. потому и являются «особыми видами производства», что наряду с материальным производством, производят - в разных формах и разными средствами общественную связь, общественные отношения между людьми».

    Общество совокупность общественных отношений, определяемых объективными материальными условиями и уровнем культуры, цивилизованности людей. Поэтому вся система общественных отношений делится на материальные и идеологические.

    Материальные отношения - это отношения базисные, отношения общественного бытия. Они складываются объективно, независимо от воли людей, обусловливаются естественными потребностями индивидов и формами собственности на средства производства, зависящими, в конечном счете, от уровня развития производительных сил. Конечно, материальные отношения находят отражение в сознании людей, одобряются или порицаются, и различные социальные группы стремятся на них целенаправленно и сознательно влиять. Однако сущность материальных отношений задана объективными условиями жизнедеятельности данного общества в данное время.

    Идеологические отношения - складываются на основе материальных и формируются сознательно с помощью научных теорий, общественного мнения, обыденного, повседневного опыта людей.

    Духовная жизнь общества имеет своим предназначением производство духовных благ: знаний, теорий, взглядов, моральных и юридических норм, эстетических, художественных ценностей, - хотя и неразрывно связана с материальной, как своим объективным условиям развития, так и практическим смыслом своего существования. Поэтому духовная жизнь в значительной мере детерминируется материальной: она может развиваться только на материальных носителях; она является процессом идеального отражения действительности. В то же время она оказывает мощное воздействие на развитие материальной сферы, является необходимым условием ее функционирования и совершенствования.

    Духовная жизнь занимает важное место в социальной философии, изучающей общие принципы взаимодействия материальных и идеологических отношений в обществе, отношение к духовной жизни на индивидуальном и социально-групповом уровне. Духовная жизнь включает систему знаний, идей, отражающих все стороны бытия, процессы производства, распределения и обмена духовных ценностей. Следовательно, понятие «духовная жизнь» богаче по объему и содержанию, чем понятие «общественное сознание». Оно включает в себя не только формы и уровни общественного сознания, но и духовные процессы разработки, распространения, циркулирования идей. За всем этим стоят определенные субъекты духовной жизнедеятельности ( авторы идей, художественных и научных произведений; социальные институты, направляющие и координирующие их деятельность, хранящие и распространяющие в обществе продукты духовной деятельности). Категория «духовная жизнь» позволяет учитывать функциональный смысл общественного сознания, его воздействие на другие сферы жизни.

    Возникновение духовной жизни совпадает с выделением субъекта из мира объектных отношений, имеет своей предпосылкой становление социального субъекта как агента и носителя материальной и духовной жизни. Развитие духовной сферы совпадает с процессом саморазвития человека. Связь между прогрессом в сфере духовной жизни и процессом саморазвития человека настолько органичная и устойчива, что наличие условий и простора для развития социальной сущности человека может служить показателем и мерилом общественного прогресса.

    Обмен результатами духовной жизнедеятельности, передача их потребителям духовных благ осуществляются в процессе раскодирования идей, заложенных в материальных объектах, произведениях искусства и науки. Этот процесс принято называть распредмечиванием, когда человек воспринимает смысл, содержание идей, настроений и знаний, которыми руководствовались создатели материальных и духовных ценностей. Распредмечиванием позволяет уяснить: 1) приемы, методы создания данного продукта; 2) способы его использования; 3) уровень знаний и нравственно-ценностную установку его созидателя.

    Духовная жизнь отражает уникальный внутренний мир человека - творца духовных ценностей. Поэтому духовная жизнь включает в себя самовыражение отдельных талантливых людей и в то же время способствует духовному самоопределению каждого человека, выработке им своего мировоззрения, формированию на этой основе свободных союзов людей, объединяемых общими социальными, политическими, художественно-эстетическими, религиозными взглядами.

    Исследование духовной жизни включает следующие аспекты: 1.Гносеологический, рассматривающий духовную жизнь с точки зрения ее вторичности, производности от материальной способности адекватно отражать общественное бытие, хотя сущность духовной жизни не сводится к отражательной функции. Духовная жизнь обладает собственным бытием и собственной логикой развития;

    2.Социологический аспект определяет место духовной жизни в системе общественной жизнедеятельности, рассматривает духовную жизнь как одну из сфер общественной жизни, выделяет в ней основные элементы, исследует взаимодействие между ними. Этот аспект ориентирует исследователя на применение структурно-функционального метода изучения духовной жизни;

    3.Генетический - в этом аспекте ученых интересует происхождение и развитие духовной жизни, ее подсистем, институтов, сфер интересов и т.п.

    4.Аксиологический аспект - исследование духовных ценностей, вкусов, пристрастий с позиций их значимости для индивида, социальных групп и общества в целом;

    5.Конкретно-исторический аспект предполагает изучение явлений духовной жизни в хронологическом порядке и является синтезом всех указанных выше аспектов применительно к конкретному историческому периоду в развитии отдельной страны или всего человечества.

    Во всех этих аспектах весьма плодотворным является системный метод исследования, позволяющий выявить реальные взаимосвязи между элементами системы, их иерархию, функциональные отношения, обеспечивающие зарождение, развитие системы в качестве элемента, адаптированного к новым условиям.

    1.2 Духовная жизнь как система.

    Современные исследования предполагают применение принципа системности, позволяющего рассматривать духовную жизнь как подсистему общества, а также взаимосвязь элементов, составляющих духовную жизнь. При этом духовная жизнь предстает как самоорганизующаяся система, получающая соответствующую информацию и обладающими механизмами сохранения, стабилизации своих элементов и разрушения отживших элементов.

    Система духовной жизни имеет полиструктурный характер, т.е. одна структура накладывается на другую. Духовная жизнь индивида взаимодействует с духовной жизнью общества. Духовная жизнь каждого человека включает три основные сферы: интеллектуальную, т.е. отражение объективной действительности в мышлении, в понятиях, суждениях и умозаключениях; эмоциональную, т.е. восприятие окружающего мира на чувственном уровне; волевую сферу - область желаний, стремлений, планов, идеалов.

    Каждая область духовной жизни при этом включает теоретическую и духовно-практическую деятельность. Одни исследуют, создают духовные ценности, критикуют, а другие учат детей, создают произведения искусства, внедряют научные идеи в практику. Сознание мораль духовный идеология.

    2. Общественное сознание как основной элемент духовный сферы жизни общества

    2.1.Понятие общественного и индивидуального сознания.

    Сознание общества - более динамичная категория, определяющая состояние духовной жизни в данной момент, включая такие подвижные, изменчивые духовные состояния, как дух времени, духовная атмосфера, умонастроение, общественное мнение. Сознание общества характеризует духовную жизнь в данный момент по субъектам: массовое сознание и элитарное сознание; сознание класса и нации.

    Общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания.

    Каково же в свете рассмотренного соотношение между индивидуальным и общественным сознанием? Некоторые полагают, что реальной сферой общественного сознания, его единственным носителем является конкретный индивид. Другие, напротив, считают что общественное сознание есть нечто надличностное, и потому в его трактовке нет никакой необходимости обращаться к отдельному индивиду.

    Индивидуальное сознание есть сознание индивида, живущего в обществе и связанного с определенным классом, и потому по своей сущности, идейному содержанию оно является выражением общественного классового сознания.

    Когда люди в условиях уже общественной жизни научаются осознавать мир, они научаются вместе с тем и высказывать мир, они научаются вместе с тем и высказывать в процессе коммуникации свои идеи, фиксируя их в языке, выводящем индивидуальное сознание на арену социального бытия. Индивид конечен и ограничен. Его сознание «живет и умирает» вместе с ним. А в системе общества оно обретает своего рода бессмертие (в рамках жизни человечества). Общественное сознание, в конечном счете генерируемое мозгом индивида, включенного в контекст социального бытия, теперь уже оказывает свое могучее влияние на индивида, причем в течение всей его жизни.

    Тут нам чрезвычайно важно отметить, что сознание - как общественное, так и индивидуальное - невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение «субъект - объект» не может породить сознания. для этого объект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например государство или закон (разумеется, обладающая своей спецификой).

    Общественное сознание вместе с тем и не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новая ипостась, это внутри себя и по-особому организованная идеально-объективная действительность, с требованиями и волей которой индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными явлениями. Однако общественное сознание н существует для индивидов как внешняя механическая сила. Каждый из нас одинаково противостоит ему, но каждый из нас по-разному (в силу, личностных, индивидуальных особенностей) вбирает в себя эту силу, по разному реагирует на нее, и каждый из нас может по-разному влиять на общественное сознание. Каждое индивидуальное сознание имеет также и собственные источники развития, поэтому каждая личность, несмотря на единство объемлющей ее человеческой культуры, уникальна.

    Сознание не может быть сведено лишь к личностной форме своего бытия. Носителями общественного сознания являются не только индивиды, но и социальные группы, общество в целом.

    2.2.Обыденно-практический и теоретический уровни общественного сознания.

    Разделение на обыденно-практический и теоретический уровни основано, как это понятно из самих терминов, на противопоставлении, с одной стороны, жизненно-практического, несистематизированного (хотя и не полностью стихийного) и вместе с тем целостного жизнепонимания, а с другой - того состава идей, которые подверглись творческой разработке и рациональной систематизации (либо в частных науках, либо в искусстве, либо в философии, в социально-политических, этических и других доктринах).

    Низший уровень общественного сознания образует так называемое обыденное сознание, или «здравый смысл».

    Опыт обыденного сознания - это то богатство, из которого черпают свое содержание частные науки, философия и искусство. Обыденное сознание есть, таки образом, первичная форма понимания обществом социального и природного мира, форма, которая имеет объективную обусловленность в самой природе человека.

    Оно исторически изменчиво в своих качествах. Если, например, обыденное сознание средних веков было далеко от научных представлений, то современное обыденно-практическое сознание общества уже не является наивным религиозно-мифологическим отражением мира, оно, напротив, пропитано научными знаниями, но вместе с тем обобщает их в некое единство с помощью своих собственных средств, не сводимых к научным.

    2.3.Общественная психология и идеология.

    Соотношение между обыденным и теоретическим уровнем сознания по особому трансформируется в соотношении между общественной психологией и идеологией. Общественная психология есть частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла.

    Идеология же - это частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности. В идеологии аккумулируются социальный опыт общественных групп, классов, формулируются их социально-политические задачи и цели, выстраивается система авторитетных идеалов.

    Следует различать идеологию прогрессивную и консервативную, реакционную, идеологию научную, относительно истинную и ненаучную, иллюзорную. Характер идеологии, ее роль в обществе зависят от того, чьим социальным интересам она соответствует, как относится она с объективными потребностями общественного развития.

    2.4.Понятие нравственного сознания и морали.

    Нравственно сознание - это основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности.

    Формирование нравственного сознания уже на самых ранних этапах исторического развития в конечном счете определяется объективной необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей в самых различных областях и общественного бытия.

    Такие нравственные категории, как совесть, чувство собственного достоинства и чести отражают имеющуюся у каждого человека возможность самостоятельно (свободно) определять и направлять свое поведение без постоянного контроля со стороны общества в виде различного рода санкций. Совесть, согласно Л. Толстому, - верный руководитель жизни людей. Нравственность - это «искра», зажженная в сознании человека, научившегося жить сообща и считаться с интересами других.

    Нравственный смысл жизни Л.Н. Толстой распространяет и на смерть, и поэтому для него «человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не превращаясь и не зная перерывов».

    Как проявление общественной сущности человека, нравственность - та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой.

    Сущностное в человеке не наличествует в равной мере в каждом, ибо в человеке оно не столь жестко предопределено природой, как в животном мире. Рожденный человеком может и не стать им в подлинном смысле: он может возвыситься, а может и пасть.

    Нравственность, следовательно, есть родовой признак человека, вне которого невозможно бытие общества. И в этом смысле нравственно сознание - необходимый фактор прогресса человеческого общества, его гуманизации. Общий прогресс сознания человечества неотделим от прогресса его нравственного сознания.

    Нравственное сознание, в свою очередь, становится все более разветвленным и обогащенным вместе с социально-историческим прогрессом общества, совершенствованием всех сторон его жизни: экономической, социально-политической, духовной. Нравственность служит средством возвышения человечества; среди сил, его формирующих, нравственность - едва ли не первая.

    Из отсутствия юридический закрепленности нравственных норм вытекает такая фундаментальная специфическая категория морали, как свобода воли, отражающая возможность сознательного выбора человеком линии своего поведения, а также ответственности за него. Конечно, не все наши поступки определяются только нравственным выбором: на человека являются и юридические запреты, и объективные условия его общественного бытия. Поэтому область нравственного выбора не абсолютна.

    Кант не ограничивается точкой зрения нравственного ригориста. Он стремится найти особую причину (специфически моральное побуждение и «интерес») в человеке, каковая может мотивировать его стремление к добродетели. Вот как он отвечает на саамы убедительный аргумент просветителей и религиозных проповедников относительно личной заинтересованности человека в выполнении долга. «Сами учители», говорит Кант, «портят и человека, и свои проповеди тем, что изобретают «приманки» для морального субъекта, в коих он не нуждается. Ведь если мы наблюдаем истинно нравственный поступок, совершенный «с непоколебимым духом» и «без всякого намерения извлечь какую-нибудь выгоду в этом мире или на том свете, не смотря на величайшие испытания или соблазны», то такой поступок оказывается для нас гораздо более привлекательным, нежели такое же действие, но совершенное из личного интереса. Пример подлинно нравственного деяния и мотива «поднимает дух и вызывает желание самому действовать так же. Даже подростки ощущают это влияние» бескорыстного морального подвига. Стало быть «чистое представление о долге и вообще, о нравственном законе, без всякой чуждой примеси… имеет ли человеческое сердце… гораздо более сильное влияние, чем все другие мотивы».

    Мораль представляет собой систему правил, норм, оценок и идеалов поведения людей в личной и общественной жизни по отношению друг к другу, к своему трудовому коллективу, классу, государству и обществу в целом. Без морали никакое общество ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем существовать и развиваться не может, ибо в любых условиях люди совершают различные поступки, по-разному ведут себя, оценивают поведение других людей и нуждаются в оценке и одобрении своего собственного поведения. Из этого, однако, не следует, что мораль, ее основные положения и принципы вечны и неизменимы. Принципы, правила и нормы морали определяются общественным бытием людей и изменяются вместе ним.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Духовная жизнь общества представляет идеологическую, субъективную сторону жизнедеятельности людей и общественных отношений, так как она является исключительно результатом сознательной деятельности, хотя и детерминируемой в определенной степени материальными обстоятельствами. Взаимосвязь производственной и духовной деятельности гораздо сложнее, чем просто детерминирующая роль первой по отношению ко второй. В обществе духовная жизнь нередко становится определяющей: способствующей реальным преобразованиям в материальном производстве или тормозящей их. Какую роль сыграла протестантская идеология в становлении капитализма на Западе? Что, как не консерватизм духовной жизни, задерживало отмену крепостного права в России? Почему, в конечном счете, частнособственническая психология победила все попытки развить коллективистскую идеологию, не смотря на уничтожение частной собственности на средства производства в СССР? Наверное, нельзя отмахиваться от этих вопросов ссылками на зигзаги общественного развития при определенной роли общественного бытия, производственных отношений.

    Духовная жизнь - относительно самостоятельная, развивающая по собственным законам сторона социальных процессов. это сущностная основа человеческой деятельности, универсальный компонент всех ее форм: у человека нет безмозглых и бесчувственных занятий, всем видам его труда предшествует идеал, мысль все сопровождается размышлениями, переживаниями по поводу хода и результатов работы. Это выражается в опыте, в народном творчестве, традициях, обычаях, нравственных нормах, в общественном мнении.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Ракитов А. Марксистско-ленинская философия М., 1988.

    2.Спиркин А. Основы философии М., 1988.

    3.Введение в философию М., 1989, т. 1, 2.

    4.Бабейко Ф., Чугуенко М., Тирасполь, 1998, Социальная философия.

    5.Философия Канта и современность М., 1974.


    написать администратору сайта