Главная страница

система ценностей и основной этический ориентир психолога


Скачать 43.6 Kb.
Названиесистема ценностей и основной этический ориентир психолога
Дата15.08.2021
Размер43.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаtema 2. sistema cennostey i osnovnoy eticheskiy orientir psiholo.docx
ТипДокументы
#226952


Современные образовательные технологии в социальной сфере

«СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И ОСНОВНОЙ ЭТИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР ПСИХОЛОГА»

Цель: определиться в системе ценностей практического психолога.

  1. Общечеловеческие ценности и подходы к их выявлению.

  2. Главный этический ориентир психолога.

З. Система ценностей психолога.

Совершая жизненные выборы и поступки, человек руководствуется своими представлениями о «должном» и «справедливом», а когда он сомневается в верности своих взглядов, то обращается к «общечеловеческим ценностям». Общечеловеческие ценности выражают интересы человеческого рода. Они свободны от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Общечеловеческие ценности — это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей.

Выделяют следующие подходы к выявлению «общечеловеческих ценностей»:

  1. Религиозный подход признает основой общечеловеческих ценностей христианские заповеди: верить в единого Господа Бога; не создавать для себя кумиров; не произносить имя Господа Бога напрасно; всегда помнить о дне выходном; почитать и уважать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не воровать; не лгать; не завидовать.

  2. Правовой подход основан на документах, принятых и подписанных многими странами: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» и др. К сожалению, многие права, записанные в таких документах, остаются декларацией, и потому они не могут считаться реальными общечеловеческими ценностями.

З. Гуманистический подход за основу берет представления об иерархии потребностей человека (А. Маслоу). Этот перечень включает: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в уважении, потребность в самоактуализации. Чем ближе к началу списка, тем в большей степени потребность считается физиологической и в меньшей — психологической. Примерами фундаментальных физиологических потребностей, присущих всем людям, являются удовлетворение голода, жажды или потребности во сне. Невозможность их удовлетворения приводит к болезни. Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда эти потребности не могут полностью игнорироваться. Каждый человек также нуждается в том, чтобы развивать свои задатки и способности, то есть удовлетворять потребность роста. В более поздних работах А. Маслоу в списке после потребности в самоактуализации располагается потребность в когнитивном понимании. Потребность в когнитивном понимании — это даже более высокое выражение человеческой природы, чем самоактуализация. Она представляет собой психологическое отражение врожденной функции нервной системы обрабатывать и упорядочивать информацию. Высшие уровни перечня потребностей связаны с идеалами добра, красоты, истины, справедливости и самосовершенствования.

  1. Идея «первичного блага». Таким благом считается чувство собственного достоинства. Именно оно определяет жизненный «успех» и ощущение «состоявшейся жизни». Аристотель считал, что «при прочих равных условиях люди получают удовольствие от реализации своих способностей (врожденных и приобретенных). Это удовольствие возрастает по мере роста этих способностей или их сложности». Чувство собственного достоинства включает: ощущение собственной значимости, убеждение в том, что реализация жизненного плана по заслугам оценена и одобрена уважаемыми людьми; а также уверенность в собственных способностях. Каждый человек может найти хотя бы одну сферу жизни, где он мог бы реализовать свои способности и быть по достоинству оценен. Конкуренция относительно того, чья жизнь является более ценной, не должна иметь место, иначе всегда будет ущемляться достоинство каких—то групп населения или отдельных личностей. Идею «всеобщего братства и любви», реализовать может только Господь Бог (только он способен любить все человечество), люди же стараются согласовывать разнонаправленные интересы и приходить к неизбежным компромиссам.

  2. Идея поиска главного смысла жизни, а также профессионального и личностного самоопределения.

  3. Эмпирические исследования. Наиболее известным в психологии является подход Ш. Шварца. Собрав список ценностей, он их сгруппировал в десять блоков и обозначил как типы мотивации. Блоки получили названия: власть, достижение, гедонизм, стимуляция (ценность разнообразия, новизны), самостоятельность, универсализм (равное отношение к «своим» и «чужим»), благожелательность, традиция, конформность, безопасность.

В результате кросс культурных исследований было показано, что, несмотря на то, что в разных культурах отдельным ценностям придается разное значение, все они организованы в ценностно-мотивационные оппозиции. Они расположены на двух биполярных осях: «открытость изменениям» (ценности самостоятельности и стимуляции) «сохранение» (безопасность, конформность и традиция);

«самоутверждение» (власть, достижение, гедонизм) «самопреодоление» (универсализм и благожелательность). Он также предложил разделять ценности на две большие группы: 1) Ценности, выражающие интересы индивида (Personal Focus). Им соответствуют следующие мотивационные блоки: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность.

2) Ценности, выражающие интересы группы (Social Focus). К ним принадлежат такие мотивационные блоки, как благожелательность, традиция, конформность.

Список общечеловеческих ценностей встречается в работах Е.А. Климова. В него включены:

  • постоянное улучшение, репродуцирование себе подобных, включая и заботу о здоровье, о материнстве и детстве, а также — охрану природы;

  • улучшение предметного мира, создание новых средств производства, расширение ассортимента товаров и услуг, постоянное повышение их качества;

  • уважение индивидуальных особенностей каждого, совершенствование общества на основе идей социальной справедливости, развитие правовых систем и приближение их к интересам и чаяниям людей;

  • взаимообогащение, обмен опытом и переживаемыми чувствами, развитие средств коммуникации между людьми, а также совершенствование средств приобщения человека к Культуре.

этический ориентир психолога

Н.С. Пряжников в своем учебном пособии «Этические проблемы психологии» (2004) так формулирует главныйэтический ориентир психолога - «культивирование права каждого человека на построение уникальной, целостной жизни, но права, не ущемляющего таких же прав других людей» (с.20).

Полноценная жизнь (жизненный успех) неповторимы, каждый человек сам находит свои жизненные смыслы, а не использует чужие. Неудачная жизнь, напротив, строится по образцу, предлагаемому кем-то другим. Психолог никому не должен предлагать образец своего счастья. В этических Кодексах и Уставах психологов подчеркивается «первичность интересов клиента». Однако иногда клиент в реальных отношениях с другими людьми за их счет пытается решить свои проблемы. Тогда психолог будет оказывать помощь клиентам за счет ущемления прав других людей, с которыми он связан, и которые по разным причинам не пришли к психологу. Важно, чтобы психолог, работая с клиентом, был внимательным и помогал клиенту самоопределиться, а не участвовал в его манипуляциях. Когда клиенты занимают пассивную, потребительскую позицию и ждут от психолога подсказки, как им надо поступать в тех или иных ситуациях, не следует выступать в роли «мудрого советчика», необходимо решать более сложную задачу — активизировать творческий потенциал личности клиента. В условиях рыночной экономики все это усугубляется тем, что психолог выступает как продавец услуги, а клиент как покупатель услуги.

Система ценностей психолога

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, именно она детерминирует его жизненные решения, восприятие окружающего мира и других людей. Система ценностей психолога определяет исходные предпосылки его работы. Любая проблема личности, как отмечает Ролло Мей, имеет свой моральный подтекст.

В связи с этим возникает два вопроса:

  1. «Как должен жить человек?»;

  2. «В какой степени в процессе работы психолога с клиентом должны «участвовать» его ценности?».

Ответ на первый вопрос однозначен: проблемы клиента — это следствие психического и духовного нездоровья, а не предмет моральности.

По второму вопросу существуют две крайние позиции.

Позиция первая. Психолог должен быть «объективным», нейтральным и не вносить в «рабочие» отношения с клиентом свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается специалист, не имеющий собственной системы ценностей, просто он не должен выпячивать во время консультирования какую-либо позицию по моральным и ценностным аспектам. Аргументируют это положение следующим образом:

  • жизненная философия каждого человека уникальна, и нежелательно навязывать свои ценности другим;

  • ни один психолог не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

  • наиболее подходящие места для усвоения ценностей — это семья, церковь и школа, а не кабинет психолога;

  • человек развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;

  • никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

  • клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

Позиция вторая. Психолог должен демонстрировать клиенту свою ценностную позицию. Нейтральность психолога в ценностных ситуациях клиент может рассматривать как оправдание своего пагубного с социальной, моральной и правовой точек зрения поведения. Психолог должен занимать воспитательную позицию и разъяснять клиенту то, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом невозможно. Процесс консультирования — отношения двух людей, а не нечто механическое или заранее запрограммированное. Психолог должен осознавать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни.

Психолог, избегая ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по многим вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта это семья, секс, аборты, религия, наркотики. Психологу важно отслеживать, какое влияние оказывают его ценности на ход его работы, чтобы он мог, оставаясь самим собой, избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Консультант не может знать, что такое правильная и праведная жизнь.

Абсолютная нейтральность психолога означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о «защите рабочего процесса» от своих ценностей, а это мешает его аутентичности и искренности. В процессе работы важно создавать условия, чтобы клиенты осознали свою систему ценностей и приняли самостоятельное решение об изменении поведения и своих убеждений. Это достигается тем, что психолог ставит вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент. Психолог, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия.



написать администратору сайта