Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 2 Научная революция

  • доклад. Тема Вторая рациональная революция (Новое время). Ньютоновская картина мира, понимание пространства, времени, вещества. Мировоззренческие последствия научной революции. Слайд 2 Научная революция


    Скачать 25.04 Kb.
    НазваниеТема Вторая рациональная революция (Новое время). Ньютоновская картина мира, понимание пространства, времени, вещества. Мировоззренческие последствия научной революции. Слайд 2 Научная революция
    Анкордоклад
    Дата21.11.2022
    Размер25.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDoklad.docx
    ТипДокументы
    #804580

    Тема: Вторая рациональная революция (Новое время). Ньютоновская картина мира, понимание пространства, времени, вещества. Мировоззренческие последствия научной революции.

    Слайд 2

    Научная революция — это новый этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира.

    Понятие интеллектуальной революции сравнительно недавно вошло в словарь современной философии науки и в содержательном отношении значительно превосходит традиционное понятие научной революции, характеризует коренные изменения глубинных структур мышления (философии, религии, психологии), определяющим менталитет новой исторической эпохи.

    Понятие интеллектуальной революции не следует смешивать с достаточно близким по содержанию понятием научной революции, поскольку интеллектуальная революция отражает более фундаментальный уровень изменения структур мышления, связанный в первую очередь с ломкой мировоззренческих и ценностных установок.

    Слайд 3

    Научную революцию Нового времени датируют 1543-1687. Первой дате соответствует труд Николая Коперника “О вращении небесных сфер”, в второй выход в свет работы Исаака Ньютона “Математические начала натуральной философии”.

    Слайд 4

    1) Разрушением античного Космоса (представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом) и, следовательно, исчезновением из научных рассуждений различного рода концепций, основанных на этом понятии.

    2) Геометризацией пространства, то есть замещением конкретного пространства догалилеевской физики абстрактным и гомогенным пространством евклидовой геометрии

    3) Вторая рациональная революция знаменует Новое время − наука отстаивает свое право на самостоятельное существование в борьбе с религией и превращается в ведущий способ познания и преобразования мира, революция Нового времени подготовила классическое естествознание.

    4) В основу новых представлений науки о мире легли идеи и законы механики, которая стала самым разработанным разделом физики

    Слайд 5

    1) Гелиоцентризм.

    Вспомним, что по геоцентрическим представлениям мироздание – это грандиозная сфера, в центре которой находится неподвижная шарообразная Земля, а все планеты и звезды движутся вокруг Земли во внутренней пустоте этой сферы. Однако Коперник, заметил, что некоторые небесные тела движутся по четким круговым орбитам, а некоторые совершают какие-то странные петлеобразные движения. Он выяснил, что первые объекты – это звезды, а вторые – планеты, подобные нашей Земле. Мы должны наблюдать одинаковые траектории (направления движения) как планет, так и звезд. Но мы видим другое, следовательно, геоцентризм неправильно объясняет происходящее.

    Земля – это не неподвижный центр мира, а одна из планет, которая вместе с другими вращается вокруг настоящего неподвижного центра мироздания – Солнца. Совместное движение Земли и других планет вокруг Солнца и приводит к тому, что мы видим не ровные круговые, а петлеобразные траектории этих планет. Или, говоря иначе, движение Земли искажает реальную картину их вращения вокруг Солнца.

    Земля являлась неподвижным центром мироздания. Считалось, что ад, куда попадают после смерти грешники, находится под землей, а рай, где блаженствуют праведники, – на небе, то есть ад и рай расположены на противоположных концах мироздания. У Коперника же получилось, что Земля сама движется по небу вокруг Солнца, а значит, ад, который находится под землей, расположен на небе, рядом с раем, чего никак не могло быть по религиозным представлениям.

    2) Механицизм

    Пантеизм – представление о мироздании как об огромном живом и разумном организме, подобном человеку, только намного превосходящем его временными и пространственными масштабами.

    Наука Нового времени утвердила иной взгляд на мир, по которому он представляет собой не живой и разумный, а грандиозный неживой и неразумный механизм. А стройность, упорядоченность и гармония мироздания объясняются тем же, чем гармония и стройность любого механизма: четкой подгонкой всех его частей, точными размерами, правильным расчетом, грамотным устройством и безупречной работой. Неодушевленный механизм способен быть таким же безупречным и гармоничным, как и одушевленный организм. Любой механизм состоит из каких-то тел, между которыми действуют неизменные силы, подчиняющиеся определенным законам. Эти тела, силы и неизменные законы делают механизм упорядоченным и гармоничным.

    3) Язык математики

    Поскольку главным в объяснении мира стало установление его механических законов, а они выражаются и записываются математически, то естествознание Нового времени заговорило на языке математики. Математическим языком можно описать вообще все существующее, считали представители классического естествознания. К тому же язык этот более прост, краток и им легче пользоваться. В Новое время появились физика, химия, биология и многие другие дисциплины.

    4) Деизм

    Откуда взялись эти законы, почему они именно такие, а не другие, в силу чего они неизменны, каким образом появился грандиозный механизм мира, что было его причиной?

    После создания грандиозного мирового механизма и наделения его всеми необходимыми законами, говорят деисты, Бог самоустранился, мир существует сам по себе, управляется своими естественными законами.

    В теизме Бог – это надприродная всемогущая личность, Творец, или Господь. Все с него начинается, им и заканчивается. В деизме Бог превращается в формальную безличную первопричину мира, исходную точку существования, после декларации (заявления) которой мы напрочь о нем забываем и далее интересуемся только естественным миром и его законами, а не причиной его появления. Понятие о Боге нужно деизму только для того, чтобы один раз ответить на один-единственный вопрос: откуда взялся мир?

    5) Мироздание стационарно

    В аристотелевской картине мира все меняется, однако это всеобщее изменение носит циклический характер: повторение одних и тех же этапов своего существования совершает и каждая отдельная вещь, и весь мир в целом.

    Само понятие механизма предполагает нечто неизменное. Организм, в отличие от механизма, может меняться, ведь он растет, развивается. Механизм может сломаться или усовершенствоваться – вот два единственно возможных варианта его изменения. Если оно неизменно, значит, возможно нарисовать полную и законченную научную картину мира, к которой нечего будет добавить и в которой нечего будет исправлять.

    Слайд 6

    Пытаясь объяснить свет с помощью своей механики, Ньютон говорил, что он представляет собой поток маленьких частиц, или, как часто говорят в науке, корпускул (от лат. corpusculum – тельце), которые несутся от источника света, взаимодействуют по механическим законам и вызывают ощущение света, попадая в человеческий глаз.

    Все пространство заполнено невидимым светоносным веществом – эфиром, который сам никуда не движется, но может колебаться, как и водная поверхность. Колебания этого эфира и вызывают свет, который, таким образом, представляет собой не движение частиц, а волны эфира. Ньютоновское представление о свете получило название корпускулярное, а теория Гюйгенса стала называться волновой.

    Первый закон механики Ньютона - любое тело находится в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока приложенные к нему силы не заставляют изменить это состояние.

    Второй закон — центральный закон механики — фиксирует тот факт, что ускорение, приобретаемое телом под действием некоторой силы, оказывается прямо пропорциональным этой действующей силе и обратно пропорциональным массе движущегося тела.

    Согласно третьему закону действию всегда есть равное и противоположно направленное противодействие, иначе говоря, взаимодействия двух тел друг на друга между собой равны и направлены противоположно друг другу.

    Открытый Ньютоном закон всемирного тяготения утверждал, что все тела, поскольку они обладают массой, испытывают взаимное притяжение. Сила такого притяжения прямо пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. До этого господствовало представление о Вселенной, как совокупности сфер, управляемых перводвигателем или ангелами но приказу Бога.

    В ньютоновском мире господствует трехмерное пространство евклидовой геометрии (абсолютное, постоянное, всегда пребывающее в покое), в котором находятся все материальные тела. Время — величина абсолютная, не зависящая ни от пространства, ни от материи. Оно течет однообразно и синхронно во всей Вселенной, выступая процессом длительности независимо от событий.

    Движение рассматривалось как перемещение в пространстве по непрерывным траекториям в течение времени в соответствии с законами механики. Считалось, что все физические процессы можно свести к перемещению материальных точек под действием силы тяготения, являющейся дальнодействующей.

    Слайд 7

    На становление науки оказали влияние идеи и деятельность Н.Корперника, Дж.Бруно, Н.Кузанского, Г.Галилея, И.Кеплера, Ф.Бэкона, Р.Декарта, И.Ньютона. Важно уяснить мировоззренческие следствия научной революции:

    1. Порождение религиозных и антропологических проблем: земля не центр мира, а человек не венец творения. Мог ли Бог сойти на другие планеты, чтобы спасти их? Проблема местоположения Бога.

    2. Образ науки − экспериментальное научное знание. Исследование и раскрытие мира на основании метода. Эксперимент и доказательства Знание может быть представлено на математическом языке. Наука дает истинные знания.

    3. Наука как социальный институт. Порождение теорий, их признание и общественный контроль за научной деятельностью.

    4. Объект познания − физический окружающий мир. Характеристики предметов и явлений так, как они даны объективно.

    5. Смена философских установок − критика аристотелевской натурфилософии, научная революция − взаимовлияние рационального направления с мистическим и магическим.

    6. Союз науки и техники как новый тип знания. Сближение ученого и ремесленника, что дало слияние техники с познанием.

    Идеологами научного рационализма становятся Фрэнсис Бэкон (основатель английского эмпиризма) и Рене Декарт (основатель дедуктивного метода в науке). Исаак Ньютон обобщил результаты естествознания XVII в., завершил постройку нового классического естествознания, отказался от поиска конечных причин и ограничился точным количественным проявлением их в природе. Родоначальник классической теоретической физики, создал ньютоновскую механику.

    В Новое время экспериментальное и математическое естествознание становится предпосылкой развития техники. Ф.Бэкон – идея воссоединения наук и искусств, понимание природы как сокровищницы, созданной для блага человека. Техника становится объектом исследования естествознания. Галилей, Роберт Гук, Христиан Гюйгенс, Блез Паскаль.



    написать администратору сайта