Главная страница

Компьютерная графика лекция. Компьютерная графика русс лекц. Тема Введение. Знакомство с программой Corel Draw. Запуск интерфейса. Знакомство с трехмерной сценой


Скачать 0.66 Mb.
НазваниеТема Введение. Знакомство с программой Corel Draw. Запуск интерфейса. Знакомство с трехмерной сценой
АнкорКомпьютерная графика лекция
Дата25.12.2019
Размер0.66 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКомпьютерная графика русс лекц.docx
ТипДокументы
#102116
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Тема 3. Аппаратное обеспечение компьютерной графики.


Монитор компьютера предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации.

Характеристики мониторов:

    1. Тип экрана:

      • Электронно-лучевая трубка или ЭЛТ (CRT);

      • Жидкокристаллический дисплей;

      • Плазменный дисплей.

    2. Размер по диагонали (от 14’ до 21’).

    3. Цветность (цветные или монохромные).

    4. Размер зерна (от 0,24 до 0,31 мм).

    5. Частота кадров (от 50 до 100 Гц).

    6. Видеосигнал (цифровой или аналоговый).

Размер монитора связан с разрешением. Разрешение выражается в количестве точек (пикселов) по горизонтали и по вертикали отображаемого изображения. Возможность использования конкретного разрешения зависит от различных факторов, среди которых следует отметить размер по диагонали и размер точки самого монитора, характеристики видеокарты и объем доступной видеопамяти, которая ограничивает число отображаемых цветов. Максимальная разрешающая способность – одна из основных характеристик монитора.

Важной характеристикой также является частота регенерации экрана. Этот параметр определяет частоту обновления изображения на экране. Частота регенерации измеряется в герцах. У мониторов на основе ЭЛТ время свечения люминофорных элементов очень мало, поэтому электронный луч должен проходить через каждый элемент люминофорного слоя достаточно часто, чтобы не было заметно мерцания изображения. Значение частоты регенерации зависит от используемого разрешения, от электрических параметров монитора и возможностей видеоадаптера. Минимально безопасной частотой кадров считается 75 Гц.

Мониторы бывают с чересстрочной разверткой и построчной разверткой. Это два способа регенерации изображения на экране монитора. Монитор с

чересстрочной разверткой регенерирует изображение на экране за два прохода электронного луча. Первый проход воспроизводит нечетные строки, второй – четные. Монитор с построчной разверткой воспроизводит полное изображение на экране за один проход электронного луча. Мониторы с построчной разверткой обладают лучшими характеристиками, т.к. изображение на экране воспроизводится быстрее и без мерцания.

Аналоговые мониторы. Электронно-лучевая трубка мониторов данного типа управляется аналоговыми сигналами, поступающими от видеоадаптера. Аналоговые мониторы способны поддерживать разрешение стандарта VGA (640480) и выше.

Все современные аналоговые мониторы можно условно разделить на следующие типы:

  • традиционные с фиксированной частотой развертки;

  • с несколькими фиксированными частотами и многочастотные (мультичастотные). Эти мониторы обладают способностью настраиваться на произвольные значения частот синхронизации из некоторого заданного диапазона.

Видеокарта (графическая карта, видеоадаптер) реализует вывод информации на монитор. От ее качества зависят:

  • Скорость обработки информации;

  • Четкость изображения и размеры;

  • Цветность (количество воспроизводимых цветов) рабочего поля экрана.

В зависимости от количества поддерживаемых цветовых оттенков различают следующие режимы работы видеоадаптеров:

  • 16 цветов;

  • 256 цветов;

  • High color (16 бит);

  • True color (24 бит);

  • True color (32 бит).

Основными параметрами видеоадаптеров являются величина разрешения экрана и тип развертки монитора, которые они способны поддерживать.

При комплектации компьютера в первую очередь следует обратить внимание на следующие важные характеристики видеокарты:

  • Чипсет;

  • RAMDAC;

  • Частота регенерации;

  • Разрешение экрана;

  • Память видеокарты.

Чипсет – набор микросхем, фактически главный компонент видеокарты. Одной из главных характеристик чипсета является его пропускная способность (64 и 128-битные).

RAMDAC (Random Access Memory Digital to Analog Converter) – частота преобразования цифровых данных, вырабатываемых картой, в аналоговые, подаваемые на монитор. Нормальной частотой считается 250 МГц, т.е. произведение системой 250 миллионов операций в сек. Даже если картинка не меняется, все равно изображение на мониторе нужно постоянно с большой скоростью обновлять, поэтому чем выше частота RAMDAC, тем изображение качественнее, т.е. более четкое и устойчивое, а производительность системы в целом – более высокая. От значения частоты RAMDAC также зависит частота регенерации.

Частота регенерации – показывает сколько раз в секунду будет обновляться изображение на экране. Минимальная приемлемая частота для 15” монитора при максимально возможном разрешении 75 Гц. Видеокарта при разрешении 1024768 должна обеспечивать частоту регенерации не менее 120 Гц (для комфортной работы 150-170 Гц).

Разрешение экрана – чем больше разрешение, тем более качественно изображение на экране. Для профессиональной работы с графикой требуется разрешение выше 1024768.

Память видеокарты предназначена для хранения видеоинформации - двоичного кода изображения, выводимого на экран. Видеопамять - это электронное энергозависимое запоминающее устройство. В ней могут храниться одновременно несколько страниц высококачественного графического изображения. От объема видеопамяти зависит доступное графическое и цветовое разрешение. Для двумерной графики достаточным объемом памяти будет 8 Мб. Это позволит обеспечить максимально возможное разрешение 16001200 при 24-битовой глубине (16,7 млн. цветов). Для работы с трехмерной графики объем видеопамяти должен составлять 32 Мб и выше. Память на современных видеокартах встречается в основном двух видов: SDRAM и SGRAM. Последняя выполнена по более сложной технологии, поэтому стоит дороже, однако характеристики у них схожие.

Графический ускоритель нужен для ускорения прорисовки экрана. Это связано с тем, что при работе с изображениями (особенно с векторной и трехмерной графикой) перерисовка занимает значительную часть ресурсов компьютера.

Манипуляторы – осуществляют непосредственный ввод информации, указывая курсором на экране монитора команду или место ввода данных. Манипуляторы, как правило, подключаются к коммуникационному порту (СОМ1-СОМ4).

Мышь – наиболее распространенный тип манипуляторов. Качество мыши определяется ее разрешающей способностью, которая измеряется числом точек на дюйм - dpi (dot per inch). Эта характеристика определяет, насколько точно курсор будет передвигаться по экрану. Нормальное разрешение лежит в диапазоне 300-900 dpi.

Характеристики мыши:

  • способ считывания информации (механические, оптико-механические и оптические);

  • количество кнопок (2 и 3-кнопочные мыши);

  • наличие скролла (NetScroll PS/2);

  • способ соединения (проводные или беспроводные мыши).

Беспроводные мыши используют инфракрасную связь, аналогичную пультам дистанционного управления, либо радиосвязь.

Джойстик представляет собой ручку управления и наиболее часто используется в управлении перемещающимися объектами в области компьютерных игр и компьютерных тренажеров. В первом случает обычно используются цифровые джойстики, во втором аналоговые. Аналоговые обеспечивают более точное управление, что очень важно для программных приложений, в которых объекты должны точно позиционироваться.

Трекбол (шаровой манипулятор) – это шар, расположенный в отдельном корпусе или встроенный в клавиатуру. Перемещение указателя по экрану обеспечивается вращением шара, не требуется коврика и места для перемещения манипулятора по столу. Трекболы широко используются в портативных компьютерах и в аппаратах УЗИ.

Трекпойнт (TrackPoint) – координатное устройство, впервые появившееся в ноутбуках IBM, представляет собой миниатюрный джойстик с шершавой вершиной диаметром 5-8 мм. Трекпойнт расположен на клавиатуре между клавишами и управляется нажатием пальца.

Тачпад (TouchPad) представляет собой чувствительную контактную площадку, движение пальца по которой вызывает перемещение курсора. В подавляющем большинстве современных ноутбуков применяется именно это указательное устройство, имеющее не самое высокое разрешение, но обладающее самой высокой надежностью из-за отсутствия движущихся частей.

Устройства вывода графических данных:

Принтеры – предназначены для вывода данных на бумагу. Они преобразуют машинное представление информации в символы, буквы, знаки. Функциональные возможности современных принтеров позволяют печатать на бумаге рисунки и графики, а также могут распечатывать информацию на специальной пленке, например, для создания слайдов.

По способу формирования изображения на бумаге принтеры делятся на следующие группы:

  • последовательные, когда документ формируется символ за символом;

  • строчные, когда формируется сразу вся строка;

  • страничные, когда формируется изображение целой страницы.

По количеству цветов, используемых при печати документа. принтеры бывают черно-белые и цветные.

По способу печати принтеры бывают ударные и безударные.

Важнейшими характеристиками принтеров являются:

  • ширина каретки принтера, определяющая максимально возможный формат документа: А4 или A3;

  • скорость печати, определяющая число знаков и число страниц, распечатываемых принтером в секунду или минуту;

  • разрешающая способность принтера, определяющая качество печати по числу точек на дюйм dpi.

По способу получения изображения на бумаге, способу нанесения красящего материала (тонера) принтеры бывают матричные, струйные, лазерные и светодиодные.

Матричные принтеры в настоящее время применяются довольно редко. Матричный принтер формирует знаки несколькими иголками, расположенными в головке принтера. Бумага втягивается с помощью вала, а между валом и головкой принтера располагается красящая лента. При ударе иголки по этой ленте на бумаге остается закрашенная точка. Иголки, расположенные внутри головки, активизируются электромагнитным методом. Головка движется по горизонтальной направляющей и управляется шаговым двигателем. Существуют 9-игольчатые, 18-игольчатые и 24- игольчатые матричные принтеры.

Достоинства матричных принтеров:

  • способность работы с любым типом бумаги;

  • низкая стоимость печати.

К недостаткам можно отнести:

  • низкое качество печатной продукции, особенно графической;

  • работа сопровождается шумом.

Струйные принтеры. Печатающие головки струйных принтеров вместо иголок содержат тоненькие трубочки - сопла, через которые на бумагу выбрасываются капельки чернил. Печатающая головка струйного принтера содержит от 12 до 64 сопел, диаметры которых тоньше человеческого волоса. Известно несколько принципов действия струйных печатающих головок.

В одной из конструкций на входном конце каждого сопла расположен маленький резервуар с чернилами. Позади резервуара располагается нагреватель (тонкопленочный резистор). Когда резистор нагревается проходящим по нему током до температуры 500 градусов, окружающие его чернила вскипают, образуя пузырёк пара. Этот расширяющийся пузырек выталкивает из сопла капли чернил диметром 50...85 мкм со скоростью около 700 км/час.

В другой конструкции печатающей головки источником давления служит мембрана, приводимая в движение пьезоэлектрическим способом. В основе работы пьез кристаллов лежит эффект их расширения под действием электричества.

По сравнению с матричными принтерами этот способ печати обеспечивает лучшее качество и боле высокую производительность. К тому же он очень удобен для реализации цветной печати.

Уровень шума струйных принтеров значительно ниже, чем игольчатых, поскольку его источником является только двигатель, управляющий перемещением печатающей головки. Скорость печати составляет 3-4 (до 10) страниц в минуту. Большое значение имеют качество и толщина бумаги. В некоторых моделях для быстрого высыхания применяется подогрев бумаги. Разрешение струйных принтеров при печати графики составляет от 300300 до 720720 dpi.

Основные недостатки струйного принтера:

  • большая стоимость расходных материалов;

  • возможность засыхания чернил внутри сопла, что приводит к необходимости замены печатающей головки.

Плоттеры. Плоттеры, или графопостроители предназначены для вывода графической информации, создания схем, сложных архитектурных чертежей, художественной и иллюстративной графики, карт, объемных изображений на бумагу большого формата.

Плоттеры используются для производства высококачественной, цветной документации и являются незаменимыми для художников, дизайнеров, оформителей, инженеров, проектировщиков. Плоттеры бывают монохромными и цветными. По технологии нанесения изображения плоттеры делятся на перьевые и струйные.

Большинство плоттеров имеют пишущий узел перьевого типа. Существуют разновидности плоттеров с пишущим узлом струйного типа, а также использующие эффект притягивания частиц краски электростатическим зарядом.

Существующие на сегодня перьевые плоттеры условно можно разделить на три группы:

  • плоттеры, использующие фрикционный прижим для перемещения бумаги в направлении одной оси и движения пера по другой;

  • барабанные (или рулонные плоттеры), работающие примерно так же, как и фрикционные, но использующие для перемещения непрерывной перфорированной ленты бумаги специальный трактор (Tractor Feed);

  • планшетные плоттеры, в которых бумага неподвижна, а перо перемещается по обеим осям.

Наиболее часто с персональными компьютерами используются первый и третий типы графопостроителей, которые рассчитаны на форматы бумаги A3 или A4. Тем не менее, существуют планшетные графопостроители даже для формата A0. Барабанные плоттеры обычно применяются для вывода длинных непрерывных графиков, диаграмм и больших чертежей, что характерно обычно для задач, связанных, например, с САПР.

Различные модели плоттеров могут иметь как одно, так и несколько перьев различного цвета (обычно 4-8). Перья бывают трех различных типов: фитильные (заправляемые чернилами), шариковые (аналог шариковой ручки) и с трубчатым пишущим узлом (инкографы). Для заправки последнего типа перьев применяется специальная тушь.

Связь с компьютером плоттеры, как правило, осуществляют через последовательный, параллельный или SCSI-интерфейс. Некоторые модели графопостроителей оснащаются встроенным буфером (1 Мбайт и более).

На базе перьевых плоттеров было создано еще одно периферийного устройство - cutter, в котором пишущий узел заменен на режущий инструмент. Такое устройство использует специальную полимерную пленку или бумагу на самоклеющейся основе и применяется для создания рекламно- информационной продукции.

В плоттерах могут использоваться как специальные технологии (например, в электростатических), так и технологии, хорошо знакомые по принтерам (термо-, лазерная, LED, струйная). В настоящее время струйные устройства получают все большее распространение. Например, плоттеры Hewlett-Packard семейства DesignJet формата А0 и А1 работают в 4-5 раз быстрее, нежели их перьевые собратья. Используя два струйных чернильных картриджа, струйный плоттер работает с разрешением не хуже 300 dpi и имеет два режима: чистовой и эскизный. Применяемый в эскизном (черном) режиме алгоритм позволяет почти вдвое сократить расход чернил.

Устройства ввода графических данных:

Сканеры распознают изображение, автоматически создают его электронную копию, которая может быть сохранена в памяти компьютера для дальнейшей обработки.

Отличительные черты сканеров:

  • глубина распознавания цвета: черно-белые, с градацией серого, цветные;

  • оптическое разрешение, или точность сканирования, измеряется в точках на дюйм (dpi) и определяет количество точек, которые сканер различает на каждом дюйме; стандартные разрешения - 200, 300, 600, 1200 точек на дюйм;

  • программное обеспечение для сканирования и предварительной обработки изображений;

  • конструкция: планшетные, ручные и барабанные.

К важным характеристикам сканера также относятся время сканирования и максимальный размер сканируемого документа.

Основными элементами сканера являются полупроводниковый лазер и полупроводниковый фотоприемник. Когда сканер ведут по тексту или изображению, лазерный луч пробегает по листу, сканирует его и отражает на светочувствительный полупроводниковый элемент. Фотоэлемент преобразует световой сигнал в электрический, который затем по шине

передается в компьютер. В нем сигнал преобразуется в цифровую форму, содержащую информацию о координатах и цвете каждого пиксела изображения. На последней стадии полученная об изображении информация записывается на диск в виде файла.

Планшетные сканеры предназначены для ввода графической информации с листового материала. Принцип действия этих устройств состоит в том, что луч света, отраженный от поверхности материала (или прошедший сквозь прозрачный материал), фиксируется специальными элементами, называемыми приборами с зарядовой связью (ПЗС). Обычно элементы ПЗС конструктивно оформляют в виде линейки, располагаемой по ширине исходного материала. Перемещение линейки относительно листа бумаги выполняется механическим протягиванием листа при неподвижной установке линейки или наоборот.

Основными эксплуатационными параметрами планшетных сканеров являются:

  • разрешающая способность;

  • производительность сканера;

  • динамический диапазон;

  • максимальный объем сканируемого материала.

Значение разрешающей способности зависит от плотности размещения ячеек ПЗС на линейке, а также от точности механического позиционирования линейки при сканировании. Для офисного применение значение равно 600- 1200 dpi, для профессионального применения 1200-3000 dpi.

Производительность сканера характеризуется продолжительностью сканирования листа бумаги стандартного формата и зависит как от совершенства механической части устройства, так и от типа интерфейса, использованного для соединения с компьютером.

Динамический диапазон определяется логарифмом отношения яркости наиболее светлых участков изображения к яркости наиболее темных участков. Типовой показатель для сканеров составляет 1,8-2, для профессионального применения – от 2,5 (для непрозрачных материалов), до 3,5 (для прозрачных материалов).

Ручные сканеры – это устройства небольшого размера для оперативного сканирования изображений из книг и журналов. Ширина полосы сканирования обычно не превышает 105 мм. Стандартное разрешение 300- 400 dpi. К недостаткам ручного сканера можно отнести зависимость качества сканирования от навыков пользователя и невозможность сканирования относительно больших изображений целиком.

Барабанные сканеры. В барабанных сканерах исходный материал закрепляется на цилиндрической поверхности барабана, вращающегося с высокой скоростью. Устройства этого типа обеспечивают наивысшее разрешение в диапазоне 2400-5000 dpi. Это связано с использованием в них в

качестве чувствительных элементов фотоэлектронных умножителей. В настоящее время такие сканеры используются в типографском производстве.

Графический планшет или дигитайзер, используется для ввода в компьютер высокоточных рисунков. Изображение затем преобразуется в цифровые данные. Условия создания изображения приближены к реальным, достаточно пером или пальцем сделать рисунок на специальной поверхности. Результаты работы дигитайзера воспроизводятся на экране монитора и в случае необходимости могут быть распечатаны на бумаге. Дигитайзерами обычно пользуются архитекторы и дизайнеры.

Перо является источником сигнала, который принимает антенна, находящаяся внутри планшета. Она представляет собой проволочную сетку с шагом 3-6 мм или аналогичную печатную плату. Антенна принимает сигнал и определяет положение манипулятора, а также другие данные. Физический предел разрешения планшета определяется шагом сетки. Погрешность современных графических планшетов не более 0,1 мм.

Сейчас планшеты стали весьма популярны в связи с бурным развитием Интернета и популяризацией электронных подписей для использования их в различных операциях. На новый уровень вышли программы проектирования, где без графических планшетов приходится весьма тяжело.

Цифровая фотокамера отличается от обычного фотоаппарата тем, что изображение не фиксируется на фотопленке химическим путем, а воспринимается матрицей ПЗС, после чего записывается в микросхемы памяти фотокамеры.

Матрица ПЗС ("Прибор с Зарядовой Связью") состоит из большого количества ячеек. Падающий на отдельный датчик ПЗС свет создает на нем электрический заряд, величина которого определяется интенсивностью падающего света. Изображение делится на множество ячеек, и каждая ячейка реального изображения соответствует ячейке ПЗС. Ячейки реагируют только на яркость, к цвету они безразличны, поэтому для получения цветного изображения перед матрицей ставят цветные фильтры. Каждый из пикселей регистрирует свет либо в красной, либо в зеленой, либо в синей части оптического спектра. Затем изображение обрабатывается в процессоре, и на основе этих трех цветов восстанавливается вся картина.

Основной характеристикой цифровой фотокамеры является количество пикселей матрицы ПЗС (до 2,1 млн. пикселей). Глубина цветопередачи для серого изображения 8 бит, для цветного изображения от 10 бит и выше. Разрешение 1600х1200 (интерполированное 2048х1536).

Файлы изображения хранятся в сжатом виде в формате JPEG. Сжатие уменьшает размер файла от десятых долей процента до ста раз. Процесс сжатия приводит к потерям в качестве изображения. В дорогих профессиональных камерах для хранения изображения используют несжатый формат TIFF или несжатый и необработанный формат RAW.

Для записи и хранения изображений используются либо встроенная память, либо сменные носители информации (Compact Flash (Type I, Type II) card, Ultra Compact Flash card и др. с объемом памяти от 8 Мбайт и выше). Основные требования к таким носителям - малые размеры и низкое энергопотребление. Для данной фотокамеры на входящей в комплект карте SM 8 Мбайт можно хранить до 8 снимков размером 1600х1200 или до 22 снимков размером 640х480.

Изображение с фотокамеры поступает в компьютер, где происходит окончательная доводка картинки (ретушь, монтаж и т. д.), записывается во внешнюю память компьютера и распечатывается на принтере.
Основная литература:1[36-44], Дополнительная литература: 3[62-83] Контрольные вопросы:

  1. Жидкокристаллические дисплеи.

  2. Газоплазменные мониторы.

  3. Лазерные принтеры.

  4. Сенсорные устройства ввода. Световое перо.



Тема4. Классификация графических данных, графических форматов


Графическим форматом называют порядок (структуру), согласно которому данные, описывающие изображение, записаны в файле.

Параметры графических форматов:

Распространенность. Многие приложения имеют собственные форматы файлов. Они поддерживают особые возможности конкретных программ, но могут оказаться несовместимыми с другими приложениями. Программы иллюстрирования и издательские системы могут не уметь импортировать такие форматы или делать это некорректно. Вопрос распространенности касается не только собственных форматов программ. Некоторые форматы разрабатывались специально под аппаратное обеспечение (например, форматы Scitex, Targa, Amiga IFF). Если вы не располагаете этой аппаратурой, не используйте подобных форматов. Сохраняя изображения в малораспространенных форматах, вы создаете потенциальные проблемы при переносе их на другие компьютеры.

Соответствие сфере применения. Большинство графических форматов ориентировано на конкретные области применения. В случае ошибки при выборе формата изображение может оказаться непригодным для использования. Например, сохранив изображение в формате JPEG с большим коэффициентом сжатия, вы сделаете его непригодным для печати из-за потери качества. При этом повторное открытие и сохранение в другом формате не исправит допущенную ошибку.

Поддерживаемые типы точечных изображений и цветовые модели. Выбирайте формат файлов, поддерживающий заданные сферой применения

типы изображений. Например, формат BMP не поддерживает изображений в модели CMYK, требующейся в полиграфии, и, следовательно, не может использоваться в этой сфере. Тем не менее, следует учитывать возможность последующего преобразования типов и цветовых моделей, требуемых в выбранной сфере применения.

Возможность хранения дополнительных цветовых каналов. Если вам требуются дополнительные цветовые каналы, то это существенно ограничивает свободу выбора формата.

Возможность хранения масок. Чаще всего маски нужны только в процессе редактирования. Если вы не завершили редактирование изображения или планируете вернуться к нему через некоторое время, сохраняйте изображение вместе со всеми созданными масками. Хранение масок в виде альфа-каналов поддерживается далеко не всеми форматами.

Возможность хранения отправочных контуров. Отрывочные контуры создаются и используются для маскирования фрагментов изображения в программах иллюстрирования и издательских системах. Если вы готовите изображения для верстки, то лучше выбирать форматы, поддерживающие отрывочные контуры. Разумеется, необходимо предварительно убедиться, что импорт отрывочных контуров в издательскую систему из выбранного формата возможен и осуществляется корректно.

Возможность сжатия графической информации. Для уменьшения размеров графических файлов многие форматы предполагают сжатие данных. Выбор одного из таких форматов сэкономит место на вашем жестком диске и тех носителях, которые вы, возможно, используете для передачи файлов заказчикам или подрядчикам.

Способ сжатия. Форматы файлов, поддерживающие сжатие, используют для этого различные алгоритмы. Все алгоритмы сжатия делятся на те, что не приводят к потерям качества, и те, что снижают качество изображений. Последние позволяют достичь на порядок более высоких коэффициентов сжатия. Выбирайте формат, алгоритм сжатия в котором полностью соответствует сфере применения изображений. Если вы планируете использовать их только для экранного просмотра, то можете пожертвовать качеством изображения. Подготовка изображений для типографской печати не допускает снижения качества.

Возможность хранения калибровочной информации. Для точного воспроизведения цветов в полиграфии используются системы управления цветом. В рамках сквозного управления цветом цветовые профили встраиваются в файлы изображений. Если ваш производственный процесс использует управление цветом, то при сохранении файлов следует выбирать форматы, поддерживающие внедрение цветовых профилей.

Возможность хранения параметров растрирования. Если вы готовите изображения для полиграфического тиражирования и используете особые

параметры растрирования, то выбирайте форматы файлов, поддерживающие хранение этой информации.

Графические данные обычно разделяются на два класса: векторные и растровые. Изображения, в зависимости от типа описывающих их данных, называются векторными или растровыми.

Векторные данные используются для представления прямых, многоугольников, кривых и т. д. с помощью определенных в числовом виде базовых (опорных, контрольных, ключевых) точек. Программа, обрабатывающая векторные данные, воспроизводит линии посредством соединения базовых точек. Вместе с информацией о базовых точках хранятся атрибуты (цвет, толщина и другие параметры линий) и набор правил (соглашений) вывода (рисования).

Растровые данные представляют собой набор числовых значений, определяющих яркость и цвет отдельных пикселов. Пикселями (или пикселями — от английского pixel) называются минимальные элементы (цветные точки), из которых формируется растровое изображение. Далее под растром будем понимать массив пикселов (массив числовых значений). Для обозначения массива пикселов часто используется термин bitmap (битовая карта). В bitmap каждому пикселю отводится определенное число битов (одинаковое для всех пикселов изображения). Это число называется битовой глубиной пикселя или цветовой глубиной изображения, т. к. от количества бит, отводимых на один пиксель, зависит количество цветов изображения. Наиболее часто используется пиксельная глубина 1, 2, 4, 8, 15, 16, 24 и 32 бита.

Источниками растровых данных могут быть программы, формирующие изображение на растровом экране и различного рода устройства для ввода изображений (сканеры, цифровые камеры и др.).

Типы форматов графических файлов определяются способом хранения и типом графических данных. Наиболее широко используются растровый, векторный и метафайловый форматы.

Векторный формат наиболее удобен для хранения изображений, которые можно разложить на простые геометрические фигуры (например, чертежи или текст). Векторные файлы содержат математические описания элементов изображения.

Растровый формат используется для хранения растровых данных. Файлы такого типа особенно хорошо подходят для хранения реальных изображений, например, фотографий. Растровые файлы содержат пиксельную карту изображения и ее спецификацию.

Метафайловый формат позволяет хранить в одном файле и векторные, и растровые данные. Кроме того, существуют файловые форматы для хранения мультипликации (видеоинформации), мультимедиа-форматы (одновременно хранят звуковую, видео и графическую информацию), гипертекстовые (позволяют хранить не только текст, но и связи-переходы внутри него) и

гипермедиа (гипертекст плюс графическая и видеоинформация) форматы, форматы трехмерных сцен, форматы шрифтов и т. д.
Основная литература:1[48-56], Дополнительная литература: 5[85-94] Контрольные вопросы:

  1. Когда появились дисплеи с растровым сканированием луча?

  2. Назовите недостатки плазменной панели.

  3. Что такое компьютерная анимация?

  4. Что такое мультимедиа?



1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта