Главная страница
Навигация по странице:

  • ЯП первого поколения

  • Языки четвертого поколения

  • Фактор Характеристика Группы Примеры ЯП

  • Элементы языков программирования

  • Система программирования

  • Признак классификации Типы

  • Семантический анализ

  • Построение исполнительного модуля

  • Символьные и строковые константы

  • ЯП. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Тема Языки программирования


    Скачать 217.33 Kb.
    НазваниеТема Языки программирования
    Дата02.11.2022
    Размер217.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ.docx
    ТипДокументы
    #766995

    Тема 1.4. Языки программирования


    1. Эволюция языков программирования

    2. Классификация языков программирования

    3. Элементы языков программирования

    4. Понятие системы программирования. Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда

    5. Данные и их классификация


    1. Эволюция языков программирования


    В развитии инструментального программного обеспечения (т.е. программного обеспечения, служащего для создания программных средств в любой проблемной области) рассматривают пять поколений языков программирования (ЯП).

    Поколения

    Языки программирования

    Характеристика



    первое

    Машинные

    Ориентированы на использование в конкретной ЭВМ, сложны в освоении, требуют хорошего знания архитектуры ЭВМ

    второе

    Ассемблеры,

    Макроассемблеры

    Более удобны для использования, но по-прежнему машинно-зависимы

    третье

    Языки высокого уровня

    Мобильные, человеко- ориентированные, проще в освоении

    четвертое

    Непроцедурные, объектноориентированные, языки запросов, параллельные

    Ориентированы на непрофессионального пользователя и на ЭВМ с параллельной архитектурой

    пятое

    Языки искусственного интеллекта, экспертных систем и баз знаний, естественные языки

    Ориентированы на повышение

    интеллектуального уровня ЭВМ и интерфейса с языками



    ЯП первого поколения представляли собой набор машинных команд в двоичном (бинарном) или восьмеричном формате, который определялся архитектурой конкретной ЭВМ. Каждый тип ЭВМ имел свой ЯП, программы на котором были пригодны только для данного типа ЭВМ. От программиста при этом требовалось хорошее знание не только машинного языка, но и архитектуры ЭВМ.

    Второе поколение ЯП характеризуется созданием языков ассемблерного типа (ассемблеров, макроассемблеров), позволяющих вместо двоичных и других форматов машинных команд использовать их мнемонические символьные обозначения (имена). Являясь существенным шагом вперед, ассемблерные языки все еще оставались машинно-зависимыми, а программист все также должен был быть хорошо знаком с организацией и функционированием аппаратной среды конкретного типа ЭВМ. При этом ассемблерные программы все так же затруднительны для чтения, трудоемки при отладке и требуют больших усилий для переноса на другие типы ЭВМ. Однако и сейчас ассемблерные языки используются при необходимости разработки высокоэффективного программного обеспечения (минимального по объему и с максимальной производительностью).

    Третье поколение ЯП начинается с появления в 1956 г. первого языка высокого уровня — Fortran, разработанного под руководством Дж. Бэкуса в фирме IBM. За короткое время Fortran становится основным ЯП при решении инженернотехнических и научных задач. Первоначально Fortran обладал весьма ограниченными средствами обеспечения работы с символьной информацией и с системой ввода-вывода. Однако постоянное развитие языка сделало его одним из самых распространенных ЯВУ на ЭВМ всех классов — от микро- до суперЭВМ, а его версии используются и для вычислительных средств нетрадиционной параллельной архитектуры.

    Вскоре после языка Fortran появились такие ныне широко известные языки, как Algol, Cobol, Basic, PL/1, Pascal, APL, ADA, C, Forth, Lisp, Modula и др. В настоящее время насчитывается свыше 2000 различных языков высокого уровня.

    Языки четвертого поколения носят ярко выраженный непроцедурный характер, определяемый тем, что программы на таких языках описывают только что, а не как надо сделать. В программах формируются скорее соотношения, а не последовательности шагов выполнения алгоритмов. Типичными примерами непроцедурных языков являются языки, используемые для задач искусственного интеллекта (например, Prolog, Langin). Так как непроцедурные языки имеют минимальное число синтаксических правил, они значительно более пригодны для применения непрофессионалами в области программирования.

    Второй тенденцией развития ЯП четвертого поколения являются объектноориентированные языки, базирующиеся на понятии программного объекта, впервые использованного в языке Simula-67 и составившего впоследствии основу известного языка SmallTalk. Программный объект состоит из структур данных и алгоритмов, при этом каждый объект знает, как выполнять операции со своими собственными данными. На самом деле, различные объекты могут пользоваться совершенно разными алгоритмами при выполнении действий, определенных одним и тем же ключевым словом (так называемое свойство поли- 42 морфизма). Например, объект с комплексными числами и массивами в качестве данных будет использовать различные алгоритмы для выполнения операции умножения. Такими свойствами обладают объектно- ориентированныеPascal, Basic, С++, SmallTalk, Simula, Actor и ряд других языков программирования.

    Третьим направлением развития языков четвертого поколения можно считать языки запросов, позволяющих пользователю получать информацию из баз данных. Языки запросов имеют свой особый синтаксис, который должен соблюдаться, как и в традиционных ЯП третьего поколения, но при этом проще в использовании.

    Среди языков запросов фактическим стандартом стал язык SQL (StructuredQueryLanguage).

    И, наконец, четвертым направлением развития являются языки параллельного программирования (модификация ЯВУ Fortran, языки Occam, SISAL, FP и др.), которые ориентированы на создание программного обеспечения для вычислительных средств параллельной архитектуры (многомашинные, мультипроцессорные среды и др.), в отличие от языков третьего поколения, ориентированных на традиционную однопроцессорную архитектуру.

    К интенсивно развивающемуся в настоящее время пятому поколению относятся языки искусственного интеллекта, экспертных систем, баз знаний

    (InterLisp, ExpertLisp, IQLisp, SAIL и др.), а также естественные языки, не требующие освоения какого-либо специального синтаксиса (в настоящее время успешно используются естественные ЯП с ограниченными возможностями —

    Clout, Q&A, HAL и др.).


    2. Классификация языков программирования


    Изучение языков программирования начинают с их классификации по назначению.


    Определяющие факторы классификации обычно жестко не фиксируются. Чтобы продемонстрировать характер типичной классификации, опишем наиболее часто применяемые факторы, дадим им условные названия и приведем примеры ЯП для каждой из классификационных групп.

    Фактор

    Характеристика

    Группы

    Примеры ЯП



    Степень близости ЯП к архитектуре компьютера

    Низкий

    Автокод, ассемблер

    Уровень ЯП

    Высокий

    Fortran, Pascal, ADA, Basic,

    Сидр.

    ЯВУ



    Сверхвысокий

    Сетл





    Потенциальная или реальная область применения

    Общего назначения (универсальные)

    Algol, PL/1, Simula, Basic, Pascal

    Специализация ЯП

    Специализированные

    Fortran (инженерные рассчеты),

    Cobol (коммерческие задачи), Refal, Lisp (символьная обработка), Modula, Ada (программирование в реальном времени)

    Алгоритмичность (процедурность)

    Возможность абстрагироваться

    от деталей алгоритма решения задачи.

    Алгоритмичность тем выше, чем точнее приходится планировать порядок выполняемых

    действий



    Процедурные

    Ассемблер, Fortran, Basic, Pascal, Ada



    Непроцедурные

    Prolog, Langin


    3 Элементы языков программирования


    Элементы языков программирования могут рассматриваться на следующих уровнях:

    • алфавит — совокупность символов, отображаемых на устройствах печати и экранах и/или вводимых с клавиатуры терминала. Обычно это набор символов Latin-1, с исключением управляющих символов. Иногда в это множество включаются неотображаемые символы, с указанием правил их записи

    (комбинирование в лексемы);

    • лексика — совокупность правил образования цепочек символов (лексем), образующих идентификаторы (переменные и метки), операторы, операции и другие лексические компоненты языка. Сюда же включаются зарезервированные (запрещенные, ключевые) слова ЯП, предназначенные для обозначения операторов, встроенных функций и пр.

    • синтаксис — совокупность правил образования языковых конструкций, или предложений ЯП — блоков, процедур, составных операторов, условных операторов, операторов цикла и пр. Особенностью синтаксиса является принцип вложенности (рекурсивность) правил построения конструкций;

    • семантика — смысловое содержание конструкций, предложений языка, семантический анализ — это проверка смысловой правильности конструкции. Например, если мы в выражении используем переменную, то она должна быть определена ранее по тексту программы, а из этого определения может быть получен ее тип. Исходя из типа переменной, можно говорит о допустимости операции с данной переменной. Семантические ошибки возникают при недопустимом использовании операций, массивов, функций, операторов и пр.



    4 Понятие системы программирования. Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда


    Система программирования представляет собой совокупность средств разработки программ (языки программирования, текстовые редакторы, трансляторы, редакторы связей, библиотеки подпрограмм, утилиты и обслуживающие программы), обеспечивающих автоматизацию составления и отладки программ пользователя.

    Признак классификации

    Типы

    Набор исходных языков

    Одноязыковые

    Многоязыковые

    Возможности расширения

    Замкнутые

    Открытые

    Трансляция

    Компиляция

    Интерпретация



    Системы программирования классифицируются по признакам, приведенным в таблице. Следует отметить, что: отличительной особенностью многоязыковых систем является то, что отдельные части (секции, модули или сегменты) программы могут быть подготовлены на различных языках и объединены во время или перед выполнением в единый модуль; в открытую систему можно ввести новый входной язык с транслятором, не требуя изменений в системе; в интерпретирующей системе осуществляется покомандная расшифровка и выполнение инструкций входного языка (в среде данной системы программирования); в компилирующей — подготовка результирующего модуля, который может выполняться на ЭВМ практически независимо от среды.

    Рассмотрим структуру абстрактной многоязыковой, открытой, компилирующей системы программирования и процесс разработки приложений в данной среде




    Ввод. Программа на исходном языке (исходный модуль) готовится с помощью текстовых редакторов и в виде текстового файла или раздела библиотеки поступает на вход транслятора.

    Трансляция. Трансляция исходной программы есть процедура преобразования исходного модуля в промежуточную, так называемую объектную форму. Трансляция в общем случае включает в себя препроцессинг

    (предобработку) и компиляцию.




    Препроцессинг — необязательная фаза, состоящая в анализе исходного текста, извлечения из него директив препроцессора и их выполнения.

    Директивы препроцессора представляют собой помеченные спецсимволами (обычно %, #, &) строки, содержащие аббревиатуры или другие символические обозначения конструкций, включаемых в состав исходной программы перед ее обработкой компилятором.

    Компиляция — в общем случае многоступенчатый процесс, включающий следующие фазы:


    Синтаксический анализ — проверка правильности конструкций, использованных программистом при подготовке текста;

    Семантический анализ — выявление несоответствий типов и структур переменных, функций и процедур;

    Генерация объектного кода — завершающая фаза трансляции.

    Выполнение трансляции (компиляции) может осуществляться в различных режимах, установка которых производится с помощью ключей, параметров или опций. Может быть, например, потребовано только выполнение фазы синтаксического анализа и т.п.

    Объектный модуль представляет собой текст программы на машинном языке, включающий машинные инструкции, словари, служебную информацию.

    Объектный модуль не работоспособен, поскольку содержит неразрешенные ссылки на вызываемые подпрограммы библиотеки транслятора (в общем случае — системы программирования), реализующие функции ввода-вывода, обработки числовых и строчных переменных, а также на другие программы пользователей или средства пакетов прикладных программ.

    Построение исполнительного модуля. Построение загрузочного модуля осуществляется специальными программными средствами — редактором связей, построителем задач, компоновщиком, основной функцией которых является объединение объектных и загрузочных модулей в единый загрузочный модуль с последующей записью в библиотеку или файл. Полученный модуль в дальнейшем может использоваться для сборки других программ и т.д., что создает возможность наращивания программного обеспечения.



    5 Данные и их классификация




    Функционирование любой программы связано с обработкой данных. Данные, предназначенные для обработки, называются исходными и задаются обычно в начале программы. Программа по ходу выполнения может запрашивать недостающие исходные данные.

    В процессе выполнения программы исходные данные преобразуются в результаты.


    Каждый элемент данных, используемый в программе, является константой или переменной.

    Константами называются элементы данных, значения которых в процессе выполнения программы не изменяются. В языке TurboPascal используются константы следующих видов: числовые, логические (булевские), символьные и строковые.

    Числовые константы предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных). Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (да - нет, истина – ложь, 1 - 0).

    Символьные и строковые константы – это отдельные символы и их последовательности.

    Переменные, в отличие от констант, могут менять свои значения при выполнении программы. В программировании переменную можно трактовать какодну или несколько ячеек оперативной памяти компьютера, которым присвоено определенное имя (идентификатор). Содержимое этих ячеек может меняться, но имя переменной остается неизменным. Каждое новое значение, записанное в ячейку памяти, «затирает» предыдущее значение, поэтому в любой момент времени переменная имеет только одно, текущее, значение. Обычно переменные используются для хранения исходных данных, результатов программы, а также промежуточных данных, которые образуются по ходу выполнения алгоритма.


    Именование констант и переменных в программировании очень похоже на использование символических выражений в алгебре, однако, для того чтобы компилятор смог их обрабатывать, нужно снабдить его некоторой дополнительной информацией – выполнить описание. В этой информации сообщается о типе каждой именованной величины.

    Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых может участвовать данная величина, используется указание ее типа данных. Тип данных– множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций.

    К ним относятся целочисленные, вещественные, литерные, булевские типы данных и указатели.


    Все простые данные имеют два характерных свойства: неделимость и упорядоченность их значений.



    Вопросы:

    1. Охарактеризуйте развитие языков программирования по поколениям.

    2. Представьте схему классификацию языков программирования по назначению.

    3. Что такое система программирования?

    4. Что такое исходный модуль?

    5. Что какое объектный модуль?

    6. Что какое загрузочный модуль?

    7. Что такое данные?

    8. Представьте схему классификации данных.

    9. Что такое константа?

    10. Что такое переменная?

    11. Что такое тип данных?

    12. Какие типы данных вы знаете?





    написать администратору сайта