Главная страница
Навигация по странице:

  • Оборудование

  • Этап урока Содержание этапа Время

  • Работа с терминами и новыми понятиями.

  • Реализм

  • Антитеза

  • Список использованной литературы

  • Тематика и проблематика цикла Севастопольские рассказы Л. Н. Толстого


    Скачать 1.56 Mb.
    НазваниеТематика и проблематика цикла Севастопольские рассказы Л. Н. Толстого
    Дата10.02.2019
    Размер1.56 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKonspekt_uroka_obrazets.docx
    ТипКонспект
    #67085

    Конспект урока

    Тема: тематика и проблематика цикла «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого.

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Цель: выявить тематику и проблематику «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого.

    Результаты:

    - предметные: познакомить с биографией Л.Н. Толстого и обстановкой в России периода обороны Севастополя; познакомить с историей создания данного цикла рассказов; раскрыть идейное содержание «Севастопольских рассказов»; обучить составлению цитатного плана на материале рассказа «Севастополь в декабре месяце»;

    - метапредметные: умение составлять связное высказывание в соответствии с заданной темой; умение вести дискуссию; умение организовывать учебную деятельность и сотрудничество с учителем и сверстниками;

    - личностные: умение работать с различной текстовой информацией; умение подбирать аргументы; поиск и установление личного смысла в произведении; формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну и народ.

    Оборудование: фотографии памятников, посвященных обороне Севастополя, книга с художественным текстом, материал на печатной основе для чтения в классе.

    Этап урока

    Содержание этапа

    Время

    Мотивационный этап.

    Перед вами несколько фотографий памятников (см. Приложение). Что их объединяет? /Все памятники посвящены обороне Севастополя/. На самом деле подобных памятников намного больше. Как вы думаете, почему в память об одном событии создано столько монументов? Чтобы понять это, давайте взглянем на события обороны Севастополя глазами очевидца, уже известного вам по предыдущему курсу писателя Л.Н. Толстого, создавшего цикл под названием «Севастопольские рассказы». Итак, что мы будем делать сегодня на уроке? /Знакомиться с циклом «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого/.

    1 мин.

    Этап актуализации и пробного учебного действия.

    Какие факты биографии Толстого вы можете вспомнить? Что вы можете рассказать о Крымской войне и обороне Севастополя? Почему битву за этот город считают одним из величайших подвигов русского народа? / Один из ваших товарищей приготовил сообщение, которое даст нам ключ к ответу на все эти вопросы.

    Читает ученик:

    I половина XIX ознаменована серьезными военными событиями. Победа России над наполеоновской Францией в Отечественной войне 1812 года блистательно изображена Толстым в романе-эпопее «Война и мир». По мнению Льва Николаевича, не только о победах и славных подвигах нужно знать мыслящему человеку, но и о поражениях и трагизме происходящего на полях сражений.

    Крымская война. В 1853 году началась очередная русско-турецкая война. У Турции появились мощные союзники - Англия и Франция. Русская армия страдала от недостатка вооружения и боеприпасов. Пехоту вооружали гладкоствольными ружьями, которые заряжались в 12 приемов, а стреляли на 200 шагов. Англо-французко-турецкая армия была оснащена дальнобойными винтовками с нарезными стволами, которые били на 300 шагов. Военно-морской флот России также уступал флоту противника: 115 русских судов против 500 вражеских.

    С осени 1854 года союзники Турции перешли к решительным действиям на берегах Крыма. В течение пяти дней 62-тысячная армия высадилась близ Евпатории, а затем двинулась к Севастополю, главному пункту России в Крыму.

    Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854 г. и продолжалась 349 дней. Организаторами обороны стали адмирал Корнилов, его помощники адмирал Нахимов и контр-адмирал Истомин.

    Неприступный с моря Севастополь был легко уязвим с суши. Пришлось возводить систему укреплений (бастионов), чтобы отразить нападение противника. Началась осада.

    В обороне Севастополя участвовало много замечательных людей. Художник Тимм изобразил героев-матросов (показ иллюстрации). Это Петр Кошка, Федор Заика, Алексей Рыбаков, солдаты Афанасий Елисеев и Иван Демченко. Была там и первая в мире сестра милосердия Дарья Севастопольская.

    Гарнизон продержался 11 месяцев. Таяло число защитников. Погибли Корнилов, Истомин, Нахимов.

    27 августа 1855 г. французы взяли Малахов курган. Несправедливая Крымская война окончилась военным поражением, но моральной победой русских людей, показавших чудеса героизма.
    Такова краткая историческая справка об этой войне.

    Послушаем свидетельство очевидца тех страшных событий.

    Читает один из учеников:

    Отрывок из письма хирурга Н.И. Пирогова жене, написанного 7 апреля 1855 г. в Севастополе)
    Погода здесь хорошая... Стоят туманы... перед нашими окнами расцвела акация, но деревья распускаются несравненно медленнее, чем в Петербурге.

    Теперь я живу в трех разных местах. Вещи мои лежат в сохранности в Николаевской батарее, где для меня приготовлен также и один каземат, если на перевязочном пункте будет слишком опасно оставаться; на прежнюю мою квартиру езжу обливаться холодной морской водой и обедать, а сплю и провожу целый день на перевязочном пункте, в Дворянском собрании, паркет которого покрыт корой засохшей крови; в танцевальном зале лежат сотни ампутированных. Десять врачей при мне и восемь сестер трудятся неусыпно день и ночь, оперируя и перевязывая раненых. Вместо танцевальной музыки раздаются в огромном зале собрания стоны раненых...
    Как врач описывает ужасы военного времени? /Врач говорит об ужасах войны спокойно и буднично – мужество и самообладание/.

    Можем ли мы сказать, что этот текст построен на антитезе? /Да. Антитезы: ампутированные в танцзале, вместо музыки – стоны раненых; цветение акации – страдания и смерть/.

    4 мин.

    Этап выявления места и причины затруднения

    Слово учителя. «Писать правду о войне очень опасно. Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если идут 12, а возвращаются двое – правда, которую они привезут, будет действительно правдой».

    Это слова замечательного американского писателя Эрнеста Хемингуэя.

    В осажденном Севастополе зимой, весной и летом 1855 года в самых отдаленных друг от друга пунктах оборонительной линии неоднократно замечали невысокого сухощавого офицера с глубоко впавшими, пронзительными, жадно вглядывающимися во всё, глазами. Он появлялся в самых опасных траншеях и бастионах. Это был еще мало кому известный молодой поручик и писатель Л.Н. Толстой. Очевидцы впоследствии недоумевали, каким образом он умудрился уцелеть, этот «храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный».

    Незадолго до этого Толстой рвался в действующую армию. В 1854 году он переведен в Дунайскую армию и произведен в прапорщики. Он счастлив – наконец-то судьба вверила ему дело историческое, достойное праправнука посла в Константинополе Петра Толстого.

    Когда Австрия отказывается от нейтралитета, а Франция и Англия вступают в войну на стороне Турции и высаживают войска на Крымский полуостров и наносят сокрушительное поражение русским в Инкерманском сражении, Толстой отправляется в осажденный Севастополь, прямо на IV бастион.

    Учащийся читает монолог о IV бастионе.
    IV Бастион

    Когда кто-нибудь говорит, что он был на IV бастионе, он говорит это с особым удовольствием и гордостью; когда кто говорит: «Я иду на IV бастион» - непременно заметны в нем маленькое волнение или слишком большое равнодушие; когда хотят подшутить над кем-нибудь, говорят: «Тебя бы поставить на IV бастион», когда встречают носилки и спрашивают: «Откуда?» - большей частью отвечают: «C IV бастиона». Вообще же существуют два совершенно различных мнения про этот страшный бастион: тех, кто никогда на нем не был и которые убеждены, что IV бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, кто живут на нем и скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке.

    Так вот он, IV бастион, это действительно ужасное место. Там вы увидите пластунов черноморских батальонов, которые здесь живут, курят трубки... Вглядитесь в лица: в каждой морщине, в каждом движении видны главные черты, составляющие силу русского – простоту и упрямство..., следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства.

    1. Какие существуют мнения о IV бастионе? Как вы поняли последнее предложение? /Взгляды тех, кто там не был и тех, кто там живет. Не зная, что тебя ждет, преувеличиваешь страх. Но встретившись с опасностью лицом к лицу, русский человек воплощает высокие идеи служения Отечеству с присущими ему простотой, упрямством, сознанием собственного достоинства. Он уже не замечает смертельной опасности, так как вся его духовная и физическая жизнь посвящены защите Родины/.

    2. Один из памятников, фотографии которых я вам показывала в начале урока посвящен воинам четвертого бастиона. А знаете ли вы, что такое бастион? / Бастион – пятистороннее оборонительное укрепление, состоящее из двух фасов (передних сторон), двух фланков (боковых сторон) и горжи (тыльной части)/.

    3. Найдите в тексте анафору. / Когда…, когда…

    Справка о пластунах.

    Ученик: В словаре Даля сказано так: «Пластун – пеший запорожский застрельщик, ныне так называют черноморских казаков. Пластуны лежат пластом в трущобах, плавнях, камышах, выжидая неприятеля...»

    Учитель:

    В обороне Севастополя приняли участие два пеших пластунских батальона. Внешний вид пластунов производил невыгодное впечатление – они были «в изношенных полуазиатских костюмах, т.е. чекменях, папахах, шароварах различных цветов и узоров; им было в среднем от 30 до 50 лет и они отличались малорослостью. Но скоро насмешки сменились искренним уважением – пластуны были необыкновенно выносливы, метки в стрельбе, умелы в разведке». Они были переведены на самый опасный IV бастион. После севастопольских событий о них узнали все. Их увековечил художник В. Серов в картине «Пластуны под Севастополем». Остались они и в стихах.

    Прочитайте пожалуйста.
    Ученик: Незрима тень, бесшумен шаг

    И затаенное дыхание.

    Пускай не дремлет чуткий враг,

    Но глаз и слух его обманут.
    Часами слившийся с травой

    Пластом крадущийся возник,

    А смерти свист над головой,

    Как неотступный проводник
    И страха нет в его глазах,

    Он видит только цель свою.

    Когда стеной идет гроза,

    Наперерез ей – есаул.
    Штыком исколотой рукой

    Он тронет после ордена

    И холод шашки золотой.

    Потом, когда уйдет война.
    Ученик: Из века в век рядами длинными

    Непобежденные идут.

    Они не прячутся за спинами

    И снисхождения не ждут.
    Всегда красивые и сильные

    Берут на плечи тяжкий груз

    Идут, смеясь глазами синими,

    Покручивая темный ус.
    И каждый раз с зарею раннею

    На страшный жертвенник войны,

    Уходят, словно на заклание,

    С казачьей песней пластуны.
    Итак, на основании прочитанного и проанализированного материала, как мы можем сформулировать основную мысль цикла? /Неизбежное затруднение. Переход к след этапу/.

    4 мин.

    Этап построения проекта выхода из затруднения.

    Прочитайте цитату из рассказа «Севастополь в мае» (читает ученик): «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен, - правда...»

    В чем эта правда? Продолжите мысль автора : «... война не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, развивающимися знаменами и гарцующими генералами, а... в крови, в страданиях, в смерти...», /и настоящие герои не всегда ослепительные офицеры. Часто это простые солдаты, которые безропотно каждый день подвергают себя смертельной опасности, при этом воспринимая это как самое обыкновенное дело, обычную, ежедневную работу.

    Учащиеся пытаются разрешить проблемную ситуацию, организуя дискуссию. Учитель направляет ход размышлений.

    2 мин.

    Этап реализации построенного проекта

    Работа с текстом рассказа «Севастополь в декабре месяце». Составление учениками ответов на вопросы учителя в форме монолога.

    Как создаёт Толстой неприукрашенный облик военных будней?

    /«На набережной … на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные ко́злы…. Направо улица загорожена баррикадой, на которой в амбразурах стоят какие-то маленькие пушки... Налево красивый дом с римскими цифрами на фронтоне, под которым стоят солдаты и окровавленные носилки…». «Первое впечатление ваше непременно самое неприятное; странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком…»/

    - Какими показаны защитники Севастополя?

    /Это «будничные люди, спокойно занятые будничным делом»: «фурштатский солдатик… ведёт поить … тройку и так спокойно мурлыкает себе что-то под нос, что, очевидно… что он исполняет свое дело, какое бы оно ни было — поить лошадей или таскать орудия, — так же спокойно, и самоуверенно, и равнодушно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске. То же выражение читаете вы и на лице этого офицера, который в безукоризненно белых перчатках проходит мимо, и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего Собрания…»/.

    Защитников города рассказчик рисует, описывая госпиталь: старый исхудалый солдат, у которого нет ноги выше колена, но который и не думает жаловаться, и только из слов его жены рассказчик узнаёт, что солдат, «бывши ранен, остановил носилки, с тем чтобы посмотреть на залп нашей батареи», что «он опять хочет на бастион, с тем чтобы учить молодых, ежели уже сам работать не может». Ещё один старый солдат: «лицо и тело его какого-то коричневого цвета и худы, как скелет. Руки у него совсем нет: она вылущена в плече. Он сидит бодро, он поправился; но по мертвому, тусклому взгляду, по ужасной худобе и морщинам лица вы видите, что это существо, уже выстрадавшее лучшую часть своей жизни»/.

    - Почему Толстой приводит читателей в госпиталь?

    /Здесь средоточие боли, страданий людей, но Толстой показывает читателям, с каким достоинством ведут себя раненые, здесь тот же будничный труд людей войны, спасающих по мере своих сил всех, кого можно спасти/.

    - Как описан в этом рассказе 4-й бастион, самое опасное место в Севастополе?

    /«… существуют два совершенно различные мнения про этот страшный бастион: тех, которые никогда на нем не были и которые убеждены, что четвертый бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, которые живут на нем … и которые, говоря про четвертый бастион, скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке и т. д.»

    «…землянки в грязи, в которые, согнувшись, могут влезать только два человека, и там увидите пластунов черноморских батальонов, которые там переобуваются, едят, курят трубки, живут, и увидите опять везде ту же вонючую грязь, следы лагеря и брошенный чугун во всевозможных видах», батарея – «площадка, изрытая ямами и обставленная турами, насыпанными землей, орудиями на платформах и земляными валами. Здесь увидите вы, может быть, человек пять матросов, играющих в карты под бруствером, и морского офицера, который, заметив в вас нового человека, любопытного, с удовольствием покажет вам свое хозяйство и все, что для вас может быть интересного. Офицер этот так спокойно свертывает папиросу из желтой бумаги, сидя на орудии, так спокойно прохаживается от одной амбразуры к другой, так спокойно, без малейшей аффектации говорит с вами, что, несмотря на пули, которые чаще, чем прежде, жужжат над вами, вы сами становитесь хладнокровны и внимательно расспрашиваете и слушаете рассказы офицера. Офицер этот расскажет вам, — но только, ежели вы его расспросите, — про бомбардированье пятого числа, расскажет, как на его батарее только одно орудие могло действовать, и из всей прислуги осталось восемь человек, и как все-таки на другое утро, шестого, он палил 2 из всех орудий; расскажет вам, как пятого попала бомба в матросскую землянку и положила одиннадцать человек; покажет вам из амбразуры батареи и траншеи неприятельские, которые не дальше здесь как в тридцати — сорока саженях»/.

    - Толстой показывает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет, в крови и страданиях, вызывая у читателей неприятие любой войны, восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. В каких словах заключена главная мысль этого рассказа?

    /Каждый, кто побывал в осаждённом городе, убедился «в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа», основанную на любви к родине/.

    - Кого писатель называет героем битвы за Севастополь?

    /«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»/

    Слово учителя. В последних числах марта 1855 года батарею Л.Н.Толстого перебрасывают на одну из самых важных позиций обороны города – на 4-й бастион. Переезд совпал с мартовско-апрельским штурмом Севастополя. На 4-ом бастионе не было места, куда бы не попадали снаряды. Участвовал писатель и в знаменитом сражении с 10 на 11 мая, когда летящие бомбы, по выражению военного историка, образовали огненный свод над головами сражавшихся. Майские события на бастионе послужили основой для второго севастопольского рассказа – «Севастополь в мае». Какова тема этого рассказа?

    /Поведение людей на войне/.

    - Именно «Севастополь в мае» - начало «срывания всех и всяческих масок», первый мощный удар толстовской критики по официальной идеологии, политике, государству. Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократического офицерства и высших сфер военного руководства. Что такое война для таких, как Калугин, Гальцин, Праскухин и других «аристократов»?

    /Возможность получить награды, чины, репутацию храбреца. В этих офицерах нет и в помине тех положительных качеств, которыми восхищался Толстой в простых солдатах. Однако князь Гальцин говорит: «Вот этого я не понимаю, и, признаюсь, не могу верить, чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры». При этом сам Гальцин наблюдает военные действия из окна своей квартиры/.

    - В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристократического» офицерства и простых защитников Севастополя?

    /Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они защищают свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократичес-кого происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду/.

    - Все ли офицеры такие, как «аристократы» и приближенные к ним? Вспомните эпизод из главы 9-й, где Калугин демонстрирует свою «храбрость» капитану, который «уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей»

    /«Морской офицер в штабс-офицерской шинели…и Георгием» вошёл в блиндаж, чтобы просить «генерала дать ему рабочих, чтобы исправить на его батарее две амбразуры, которые были засыпаны». Калугин, которому «хотелось опасности, чтобы снова испытать себя», стал его просить отправиться на батарею, чтобы посмотреть, «могут ли наши орудия стрелять по траншее картечью». Капитан, простоявший на батарее всю ночь, отказался это сделать: он хотел отдохнуть хоть немного, и Калугин удивился, что капитан «между моряками имел репутацию храбрости»/.

    - Вот она, разница между истинным и ложным героизмом! Вспомните, как менялось поведение самого капитана в течение тех 6 месяцев, что он командовал батареей?

    /«Сначала он тщеславился, храбрился, рисковал, надеялся на награды и репутацию и даже приобрел их, но теперь уже все эти побудительные средства потеряли для него силу, и он смотрел на дело иначе: исполнял в точности свою обязанность» и не рисковал жизнью «без строгой необходи-мости»/.

    - Наверное, и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защит-ников города. Какой мы можем сделать отсюда вывод?

    /Близость к народу - это и есть близость к правде/.

    - Чтобы показать противоестественность войны, Толстой рассказывает о том, что происходит, когда объявлено перемирие сторон. Найдите в тексте этот эпизод.

    /Солдаты (только что воевавшие друг против друга) «с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим», слышатся смех и шутки. Десятилетний мальчик собирает цветы… «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия»/.

    В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестан-но громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты — Малахова кургана — дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.

    В последние дни боёв Л.Н.Толстой снова был переведён на городские позиции и огнём своей бата-реи прикрывал эвакуацию войск на Северную сторону. Он оставил Севастополь одним из последних. Свои чувства, отражавшие чувства всех защитников города, писатель выразил в рассказе «Севасто-поль в августе 1855 года».

    - Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?

    /Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам»/.

    20 мин.

    Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    Работа с терминами и новыми понятиями.

    а) Повторение и обобщение таких понятий как «правда о войне» Л.Н. Толстого – параллель с «окопной правдой» XX века в литературе о Великой Отечественной войне.

    б) Работа с терминологическими карточками. Класс делиться на ве группы и ищет в словарях значение данных терминов. Команда, правившаяся с заданием быстрее, читает найденные определения. Вторая команда дополняет, корректирует, сопоставляя со своими определениями. Учитель направляет деятельность учащихся.

    Реализм – (критический) – художественный метод, исследующий жизнь, основанный на постижении и воссоздании лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней).

    Натурализм– изображение отдельных эпизодов в произведении, когда откровенно и детально изображаются сцены жестокости, насилия и т.д.

    Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении образов и понятий (примеры из отрывков о IVбастионе и письма Пирогова).

    Анафора– стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.

    («когда» в отрывке «IV бастион»).

    Батальный – [франц. – сражение, битва] – изображающий военные сюжеты. Баталист – художник, создающий произведения на военную тематику.


    2 мин.

    Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

    Составьте цитатный план рассказа «Севастополь в декабре месяце». Цитатный план - это план, составленный из фраз текста, отражающих основные сюжетные ходы. Используйте ключевые фразы из тех отрывков, которые мы зачитывали на уроке. У вас есть 8 минут. По окончании задания сдайте тетради.

    9 мин.

    Этап включения в систему знаний и повторения.

    Слово учителя. «Велики судьбы славянского народа!

    Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!» - так писал Л.Н. Толстой в очерке «как умирают русские солдаты».

    Какова главная правда о войне, по мнению Л.Н. Толстого? /Главная правда о войне – это правда о ее противоестественной сути, о том, что война есть наихудшее зло, противное природе человека. Самый древний нравственный закон гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». А стало так, замечает Толстой, словно в нем говорится: «Убивайте друг друга»/.

    Зачем Толстой столь натуралистично изображает страшные события военного времени? /Натуралистично изображая страшные сцены войны, великий реалист Толстой преследует единственную цель – вызвать неприятие любого насилия/.

    В эпопее Севастополя нет военной победы, но это не значит, что нет в ней подвига и героизма. Ведь не всегда побеждает оружие, чаще – сила человеческого духа. Кто же является истинным героем цикла? /Истинный герой Севастопольской эпопеи – простой народ, защитник своего Отечества/.

    2 мин.

    Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    Какие выводы мы можем сделать на основании проанализированного материала?

    /- Главный герой севастопольской эпопеи –« народ русский».

     - Война противоестественна, это «кровь, страдания, смерть».

    - Война выявляет как истинных патриотов, так и военных «трутней».

    - Народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.

    Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе "Война и мир"/.
    Домашнее задание: выбираем одно из заданий:

    1.составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта;

    2. найти картину В. Серова «Пластуны над Севастополем» и сопоставить изображение пластунов, военных действий художником и писателем.

    1 мин.

    Список использованной литературы

    1. Булганов, В.И., Зырянов,П.Н. История России – конец XVII – XIX век. – Москва, 2005 г.

    2. Золотарёва, И.В., Михайлова, Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003 г.

    3. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва, Просвещение, 2007 г.

    4. Маймин, Е.А. Лев Толстой. – Изд-во Наука, 2006 г.

    5. Русская литература XIX-XX вв. // В. К. Риньери. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 г.

    6. Толстой, Л.Н. Севастопольские рассказы. – Москва, 1992 г.

    7. Фефилова, Г. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016 г.

    Приложение

    c:\users\пользователь\desktop\20075.jpgc:\users\пользователь\desktop\5.jpg

    c:\users\пользователь\desktop\016_blog_pavla_aksenova_stranicy_russkoy_slavy_oborona_sevastopolya_pamyatnik_voyne_1854_foto_samumm_-_depositphotos.jpg


    написать администратору сайта