Главная страница
Навигация по странице:

  • Контингент обучающихся

  • Форма Норма времени

  • Средства обучения, используемые на занятии План занятия

  • Все компоненты романа: пейзаж, речь героев, авторские характеристики и отступления все в романе служит одной цели раскрытию причин гибели строя крепостников.

  • Центральная тема романа - обреченность помещичьего сословия

  • М. Салтыков- Щедрин. Господа Головлёвы лекция. конспект по шаблону методиста. Тематика, проблематика и поэтика в романе


    Скачать 29.81 Kb.
    НазваниеТематика, проблематика и поэтика в романе
    АнкорМ. Салтыков- Щедрин. Господа Головлёвы лекция
    Дата01.12.2021
    Размер29.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконспект по шаблону методиста.docx
    ТипЛекции
    #287341

    Тема лекции

    Тематика, проблематика и поэтика в романе

    М. Е. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлёвы»

    Контингент обучающихся




    Цель деятельности преподавателя и студентов




    Форма




    Норма времени




    Планируемые конкретные учебные результаты




    Методы обучения




    Средства обучения, используемые на занятии




    План занятия





    Содержание занятия.

    Этап занятия,

    его основная цель.

    Деятельность преподавателя

    Деятельность студентов

    Задачи и планируемый результат

    1.Организация онлайн- занятия.



    - Приветствие и проверка связи (Видно? Слышно?)

    - Напомнить или ознакомить с работой камеры и микрофона.
    - В процессе нашей лекции я буду обращать внимание на вашу активность и включённость в работу.

    - Студенты дают обратную связь в виде короткого приветствия в общий чат.

    Задача: настроиться на работу, обозначить технические моменты.

    Результат: предотвратить возможные технические заминки и недоразумения, связанные с корректностью работы в онлайн- режиме.


    2. Сообщение темы лекции, мотивация к деятельности. Целеполагание.

    Тема нашей сегодняшней лекции

    «Особенности тематики, поэтики и проблематики романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

    - Давайте сейчас попробуем под другим углом рассмотреть тему лекции.

    -Пусть каждый сейчас напишет в общий чат 2-3 задачи по теме лекции в такой форме:

    Например, «я не знаю, что случилось с героями этого романа, но очень хочу узнать».

    «Я не знаю, как Салтыкову- Щедрину удалось так виртуозно создать первый в России психологический роман- хронику, но очень хочу узнать».

    Зачитываю ответы студентов.

    - Обозначить 2-3 вопроса « Я не знаю ……, но очень хочу узнать»

    -Постановка студентами собственных задач на основе выполненного упр. и темы лекции.
    - Фиксируют в конспектах план лекции.


    Задача: обозначить основные цели и задачи для каждого присутствующего и проговорить план лекции:








    3. Актуальность изучаемой темы для современного общества.

    Произведение «Господа Головлевы» представляет собой социальный роман. Это произведение освящается дворянской семье. В этом романе известный русский писатель М. Е. Салтыкова-Щедрин рассказывает читателю о разложении буржуазного общества. Он дает понять своим поклонникам, что разложение в обществе отразилось даже на семейные отношения. Многие семьи из-за этого процесса также распались. Проблемы в обществе привели к тому, что разрушился весь комплекс нравственных отношений.

    - Давайте вспомним, кто ещё освещал проблемы « дворянских гнёзд» в своих произведениях?




    - Выявить одну из самых злободневных тем пореформенного периода России 19 века- гибель дворянства как элитного социального слоя, стоявшего у истоков становления крепостного права, «дворянские гнёзда» и их судьба после отмены крепостничества и «рабское» сознание целых поколений крестьян как результат негативного влияния крепостного права на общество в целом.

    4. Актуализация изучаемой темы. Краткий обзор творчества М. Е. Салтыкова- Щедрина.

    5. Освещение тематики и проблематики романа в контексте исторических событий 19 века в России ( отмена крепостного права)

    Постановка проблемного вопроса лекции

    Современники воспринимали произведения Салтыкова-Щедрина лишь как блестящую сатиру на проблемы общества того времени…

    - Почему Салтыков решил взять себе литературный псевдоним?

    - Какие журналы публиковали его рассказы?

    - Кто из его сподвижников- литераторов побоялся публиковать первые два рассказа, за которые в последствии Салтыков- Щедрин был командирован в Вятку на 8 лет?

    М. Е. был непревзойденным мастером слова, его очерки ждали больше, чем новости из утренних газет.

    Благодаря своему впечатляющему жизненному опыту работы на государственной службе, мог публиковать настолько злободневные и остроумные очерки, что практически с первых строк завоевал любовь читателей и покорил сердца многих известных критиков.

    - Посмотрите на слайде я отразила для вас наиболее интересные высказывания о творчестве Щедрина.

    (демонстрация слайда)

    -Тема крепостничества в России всегда была предметом пристального внимания великого писателя. В конце 70-х годов Щедрин подошел в своем творчестве к решению темы, за которую он мог взяться, только накопив необходимый жизненный материал, обладая огромным идейным опытом, стоя на твердых революционно-демократических позициях. На содержание тематики и проблематики романа «Господа Головлевы» повлияли следующие факты биографии писателя:

    М. Е. был воспитан на лоне крепостного права, в деспотичной консервативной семье, вырос в помещичьей среде, поэтому знал ее изнутри. С юных лет писатель видел, что семьи помещиков опутаны сетями лжи и порока. Это впечатление угнетало Михаила Евграфовича, а позже нашло место в его творчестве.

    -Во многих своих произведениях пореформенной поры Салтыков образно воспроизводил процесс оскудении помещичьих гнезд, процесс вытеснения недавних душевладельцев с занятых ими позиций новыми «столпами» - Деруновыми и Разуваевыми.
    В «Господах Головлевых» акцент сделан на другом. Герой задуманного им произведения должен был олицетворять собой все пороки и язвы крепостнического общества.

    Головлевы приспосабливаются к пореформенным порядкам, даже богатеют. Но это удачливое хищническое накопительство не укрепляет семью, а наоборот -- становится как бы подстрекающей силой ее распада, ее гниения. Исчезают родственные связи. Повседневные отношения приобретают форму либо презрительного равнодушия, либо взаимной брани и грызни. Каждый из головлевской фамилии и по наследственным своим задаткам, воспитанию, и по всей обстановке жизни п данный момент был подготовлен к тому, чтобы так цинично и безалаберно отнестись к «семейным узам».

    Еще одной общероссийской проблемой, описанной в романе, является запой. К нему членов семейства приводит праздный образ жизни и отсутствие каких-либо четких целей. Самое страшное падение происходит с Аннинькой и Любинькой, которые мечтали о высоком искусстве, но также скатились до пьянства и разврата.

    Праздность, непригодность к какому-либо долу, безудержное стремление урвать для себя кусок получше, пожирнее, - все эти привычки, унаследованные от времени крепостничества и закрепленные в целом ряде поколений уже в виде определенных черт характера, и точат семью, раздирают ее в клочья.

    попробуем разобраться, почему Д. Мирский назвал этот роман- цикл

    «Наитемнейшей книгой русской литературы»?

    Студенты отвечают на вопросы лектора в общий чат или в процессе беседы.

    Задача: обозначить основные аспекты, повлиявшие на развитие тематики и проблематики романа, сопоставить события жизни писателя с происходящими в романе событиями. Углубить знания об особенностях жизни и творчества Салтыкова- Щедрина.

    - Постановка проблемного вопроса, на основе которого будет осуществлять контроль результатов усвоения материала лекции.

    Результат: подвести к выводу о том, чем же был уникален этот писатель, какие проблемы затрагивал в своих произведениях, и почему имел такой весомый авторитет в литературных кругах.

    6. Обзор структуры и композиции романа



    История гибели семейства крепостников Головлевых вначале была частью хроники Благонамеренные речи, которая в основном посвящена описанию действительности хищника-буржуа Дерунова. Писатель решил выделить из хроники рассказы о семье Головлевых и создал на их основе роман-хронику Господа Головлевы. Композиция его была подчинена одной теме краху крепостничества.

    Роман начинается предчувствием смерти одного из героев (Степана), затем на протяжении повествования перед нами предстает целая галерея умирающих, сходящих со сцены жизни людей. Головлевы это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву, писал сатирик. Образы Головлевых старшего и младшего поколения яркая иллюстрация пагубного воздействия на человеческую личность несовершенного общественного строя, основанного на угнетении.

    Именно поэтому автор в романе уделяет внимание более моральной, нравственной стороне дела, а не экономическому оскудению крепостников.

    Хочу отметить, что автору удалось так талантливо изобразить конкретных героев, что в них воплотились все пороки не только одной семьи, но и всего общества.

    Все компоненты романа: пейзаж, речь героев, авторские характеристики и отступления все в романе служит одной цели раскрытию причин гибели строя крепостников.

    Отметим также еще очень важный композиционный момент в романе: автор сознательно исключил подробности крепостнического быта, воспитания нового поколения крепостников и их взаимоотношения с крестьянами. Мне кажется, писатель сделал это для того, чтобы создать еще более безысходный и не гармонирующий с живым миром фон, на котором изживают себя крепостники. Живая, светлая действительность как бы сама не выпускает их из ограниченного пространства, словно страшную заразную болезнь.

    Присутствует и ощущается читателем в романе и дух самого автора, который всей душой любил угнетенный народ России и боролся за его свободу.







    7. Сравнительная характеристика героев романа на примере Порфирия Головлёва.


    Когда пытаешься охватить мысленным взором все бесконечное количество сатирических персонажей, встающих перед нами со страниц сочинений М. Е. Щедрина, то поначалу даже теряешься: такое их множество и столь они разнообразны.

    Центральная тема романа - обреченность помещичьего сословия. Жизнь за счет крестьян, находящихся в рабской зависимости, не может развить в человеке ничего хорошего. Начинается постепенное вырождение, ярче всего проявившееся в образе Порфирия Головлева.

    Выйдя в отставку и поселившись в Головлеве, он полностью предался бесконтрольной праздности, имевшей “все внешние формы усидчивого, непосильного труда”. Было что-то паучье в ухватках Иудушки, в способах нападения на жертву. Иудушка, наметив очередную жертву, начинает кружить вокруг нее и усыплять ее бдительность клейкой патокой словесного гноя.
    Поэтому в речи Иудушки преобладают уменьшительные, ласкательные суффиксы, пришепетывающие словесные обороты. Он почти никогда не говорит: бог, мужик, масло, хлеб. В его устах слова постоянно обретают елейно-сюсюкающий вид: боженька, мужичок, маслице, хлебец.
    Выступая в роли кровопивушки, он обставляет свои действия злейшего ростовщика так, чтобы по форме они выглядели актом христианского благодеяния. Так он поступает всегда. Ему нужды нет, что в святость его поступков никто не верит. Для него важно, чтобы по форме все обстояло как положено.
    Иудушка ограбил собственную мать и выгнал ее из дома, но проделал все это, соблюдая видимость самой преданной сыновней почтительности. В жизни Иудушка актер. Он постоянно играет в инсценированной им комедии роль, и притом всегда самую подлую. Иудушка религиозен, но и с Богом он лицемерит, охотно участвуя в разыгрывании обрядовой стороны религии.
    Он знает массу расхожих афоризмов, затертых прописных истин, которыми отгораживается от необходимости принимать неугодные ему решения.
    В Головлево неожиданно приезжает Петенька, молодой офицер, единственный оставшийся в живых сын Иудушки. Отец заранее решает: если сын приехал за деньгами, отказать. Он репетирует сцену предстоящего разговора, подбирает афоризмы, от которых, как от непробиваемой брони, отскакивают все резоны.
    Не получив от отца помощи, Петенька погибает. Когда при аналогичных обстоятельствах застрелился старший его сын, Володя, Иудушка отслужил по нему панихиду. Так же он поступил и на этот раз.
    Ни раскаяния, ни угрызений совести: он поступил по закону. Иудушка любит ссылаться на законы. Закон, как и Бог, который не сходит с его языка, его нравственная опора, точнее, основа его безнравственной философии.
    Конец Иудушки закономерен. Он, всю жизнь чтивший церковную обрядность, умирает без покаяния. В глухую ночь отправился Порфирий проститься с могилой матери, а утром нашли у дороги засыпанный мокрым снегом окоченевший труп.
    Оказалось, что совесть у Иудушки не начисто отсутствовала, а только была загнана и позабыта. Но было уже поздно. Слишком долго он грешил, чтобы можно было что-то изменить и исправить.

    Этим завершающим штрихом, свидетельствующим о способности автора проникать в самые потаенные глубины человеческой психологии, Салтыков-Щедрин подвел итог мрачной и запутанной истории деградации личности в буржуазном мире.







    8. Психологизм персонажей романа.

    Щедрин был не только великим социологом, но и глубоким психологом. Его творческий метод близок к реалистическому методу крупнейших русских писателей 60-80-х годов, несмотря на все отличие от них. Очень интересно сопоставить его, например, с Достоевским, писателем, который на первый взгляд кажется антиподом Щедрина.

    Основными чертами психологии человека собственнического мира Щедрин считал — инертность, автоматизм, омертвление сердца и мысли. Эти признаки неизлечимой болезни, нравственного вырождения свойственны представителям основных эксплуататорских групп, изображенных Щедриным: и крепостникам-помещикам, и буржуа, и деятелям бюрократического аппарата самодержавия, и даже либеральной интеллигенции. Говоря о необычайной сложности создания новых типов в условиях переходной эпохи, Щедрин объяснил эту сложность не только тем, что типы эти «неизвестны и что их необходимо вызвать из мрака, в котором они ютятся», но также и тем, что «общество слишком мало подготовлено» к восприятию «жизненных отношений», которые стремится создать новый человек.

    В душах щедринских героев после недолгой борьбы устанавливается своеобразная «гармония» инертности, тупого безразличия, которому соответствует вся обстановка внешней жизни. Вместе с душой человека окостеневает жизненный процесс, заключенный в стабильные, неподвижные формы.

    Справка для студентов:

    Психологизм- система средств и приёмов изображения внутренней жизни персонажа с целью детального раскрытия внутреннего мира, взглядов, мыслей, чувств и стремлений.

    Форма психологического изображения бывает прямая (внутренняя речь, воспоминания, фантазии), косвенная (речь, мимика, жесты, модель поведения) и суммарно- обозначающая (через авторский комментарий).




    9. Поэтика романа как одна из основных форм психологизации персонажей.

    Поэтика и стилистика произведений Щедрина чрезвычайно богаты острым, идеологически действенным фразеологическим и лексическим материалом, применимым и поныне. Он содержит множество ярких образцов искусства «заклеймения» социально отрицательных явлений действительности.

    Нельзя сказать, что оригинальность поэтики произведений Щедрина не интересовала все это время филологическую мысль. Художественные особенности творчества Салтыкова не раз становились предметом тонких литературоведческих наблюдений, споров, оригинальных выводов еще при жизни писателя.







    10. Обобщение и выводы по теме.

    11. Рефлексия.

    Салтыков-Щедрин показывает, что гибель провинциального дворянства неизбежна. Их бесполезная жизнь в "прахе" и "гное" никому не нужна. Помещики сами способствуют своему уничтожению, стремясь вырвать последний кусок из рук умирающих родственников.

    Каждый в течение 1 минуты отвечает на проблемный вопрос лекции :

    , почему Д. Мирский назвал этот роман- цикл

    «Наитемнейшей книгой русской литературы»?





    написать администратору сайта