бурдье. Критический отзыв. Сборнику лекций П. Бурдье О государстве
Скачать 16.05 Kb.
|
Критическая рецензия по сборнику лекций П. Бурдье «О государстве» Лекция от 28 ноября 1991 года. Шестакова Арина Дмитриевна Группа - БЮР 201. Предметом рассуждения автора в лекции от 28 ноября 1991 года является исторический подход к вопросу о государстве. Бурдье рассказывает нам о книге Алена Виала «Рождение писателя», в которой описывается процесс признания писателя – признанной профессией. Однако чтобы получить это признание, писатель вынужден отдать часть своих свобод, прав, он должен лишиться части автономии лишь для того, чтобы иметь профессию – писатель. В книге Бейкера «Изобретение французской революции» сказано, что королевское ложе – древний институт, который восходит к средневековью. Это значит, что государство является очень древним институтом жизни людей. Также в данном произведении рассказывают о политической культуре во времена Французской революции. Бурдье высказал свое мнение о книге Бейкера, и он думает, что один из основных положительных моментов этой книги является тот факт, что Бейкер дает некий набросок анализа юридического пространства в качестве некого поля. То есть он выделил несколько категорий юристов, и Бурдье считает, что выбор был сделан достаточно поверхностно и немного произвольно. Несмотря на тот факт, что Бейкер разбил это на категории, Бурдье недостаточно доволен его способу некой классификации. Бейкер разделил юристов по трем позициям позициям, которые соответствуют трем позициям в пространстве поля государственной власти. Первая группа интересов владеет юридическим дискурсом, вторая политическим дискурсом и третья административный дискурс. В первом говорится о справедливости, во втором ставится акцент на общей воле людей и наконец третий определяется разумом. Я считаю, что идеи Бейкера не совсем актуальны как для современной юридической теории, так и для теоретиков прошлого, так как невозможно разделить юристов на такие классификации. Юрист должен сочетать в себе в равных долях и справедливость, и народную волю большинства и конечно же разум, что является одним из важнейших критериев по моему мнению. Далее Бурдье размышляет над вопросом должностей и чиновников. Он рассказывает о том, что человек легко привязывается к своей занимаемой должности. Так же он говорит о моменте, когда чиновник может отделять свою личность от своей должности, когда он ничего не берет со свой профессии в жизни и наоборот. Это некое идеальное состояние, к которому, по моему мнению, невозможно прийти, так как все равно соблазн улучшить или сделать легче жизнь есть у абсолютно каждого человека. Человек в первую очередь думает о своем благосостоянии, и поэтому чиновникам сложно отказаться от своих неких привилегий. Далее Бурдье поднимает такую важную тему, как обладание юридического капитала. Он говорит, что люди, обладающие им являются обладателями некого социального ресурса, основанного на словах и разных понятиях. Слова в свою очередь являются важнейшим конструктом, формирующим социальную реальность. В конце этой темы Бурдье, хочет показать нам, что государство это фикция юристов, то есть именно люди, обладающими юридическими знаниями смогли сконструировать концепцию самого института – государства. Он утверждает, что государство это творение юристов, созданное из капитала слов, которыми обладают юристы, как я рассказала выше. Слова, как мы выяснили являются основным ресурсом в руках юристов. Слова не только описывают результат, сложившейся реальности, они также в сами ее конструируют. И именно очень важно владеть властью над этим ресурсом. Люди могут навязывать другим людям свое мировоззрение и определять ключевым образом то, как другие будут воспринимать данную реальность. Я считаю, что Бурдье безусловно прав, так как действительно, слова это невероятный элемент давления и формирования у других людей их собственного восприятия реальности, которую, и как раз именно юристы могут сформировать с помощью слов. Однако одними словами невозможно заставить человека верить во что-то, так человек должен видеть некоторые подтверждения легитимности этих слов. Это можно сделать с помощью статуса. То есть, чтобы что-то навязывать другим людям нужно что-то или кого-то из себя представлять. И именно человека, который владеет некоторой законностью, то есть чиновник или юрист. Также не всегда так просто людям построить их мировоззрение, так как многие люди тоже имеют некоторого рода образование, безусловно полученное при разных жизненных марках, однако они могут размышлять и критически мыслить и поэтому это не так просто будет перестроить их внутренние убеждения, так они могут дать отпор новым идеям или мыслям. В конечном итоге, мне хочется сказать, что я согласна с мыслями Бурдье по многим критериям, однако некоторые мысли требуют доработки, чтобы они транслировали реальность. |