тембр голоса. Тембр голоса. Тембр голоса и его сила зависят и от вибрато (от лат vibrato дрожание)
Скачать 12.97 Kb.
|
Сила и преобладание тех или иных обертонов в разных звуках различна, что придает им тембр, или окраску. Преобладание низких обертонов придает звуку полноту, мягкость, верхних – звонкость, резкость. Таким образом, обертоновый состав звука (в акустике – спектр) воспринимается нами как тембр. Группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса или музыкального инструмента, называется форманта. Хорошему певческому голосу (природному или культивированному ) свойственны две характерные форманты : высокая – с частотой обертонов свыше 2500 герц, придающая ему звучность и полетность, и низкая – с частотой обертонов около 500 герц, сообщающая голосу глубину и прикрытость. Если спектр голоса имеет ярко выраженные высокочастотные обертоны, в голосе ярко выражена высокая певческая форманта, воспринимающаяся на слух ярко, звонко и более громко, чем голос, лишенный этих качеств. Однако красота и выразительность тембра зависит и от наличия в голосе низкой певческой форманты, придающей звучанию мягкость и насыщенность. Тембр голоса – в значительной степени качество врожденное, но под влиянием обучения, практики может изменяться. Ровность певческого тембра обусловлена умением сохранить певческие форманты на всех гласных и во всем диапазоне. Тембр голоса и его сила зависят и от вибрато (от лат. vibrato – дрожание) – пульсации звука, выражающаяся в периодическом изменении звука по высоте, силе, тембру. Звук, лишенный вибрато, воспринимается как прямой, безжизненный, более слабый. Согласно законам акустики, наилучшая пульсация звука – 5-6 раз в секунду. Более редкая пульсация воспринимается как «качка» голоса, более частая – как «тремоляция». В хоровом исполнительстве к певческому вибрато утвердилось особое отношение. Хормейстеры чаще предпочитают певцов, обладающих голосами с небольшим, порой малозаметным вибрато. Это происходит потому, что певец, имеющий яркое и выразительное вибрато, обязательно будет выделяться из общего звучания хоровой партии и достижение интонационного равновесия в партии для него окажется проблематичным. Вокально-тембровая культура вокалиста основывается на выявлении такого сложного и многозначного понятия, как эстетика звука, красочность его тембра, и обусловлена системой педагогических приемов, направленных на выработку наилучшего звучания. Следует помнить, что вокально-тембровое и вокально-интонационное звучание голоса строго соответствует идеальному представлению звучности, существующей в воображении педагога, т.е. голос звучит именно так, как его «слышит» педагог-вокалист. И если в этом звучании имеются недостатки, то они почти всегда вызваны погрешностями слуховой культуры педагога. Именно поэтому так значительны требования к воспитанию в вокалисте вокально-слуховой культуры. |